Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симфоническое творчество Шумана.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В симфониях Шуман тяготеет к традиции классицизма. Это особенно ощутимо при сравнении их с фортепианной музыкой самого Шумана или с программно-симфоническими произведениями Берлиоза и Листа. Желание отразить объективный мир, влечение к жанровым, народно-бытовым образам, к классицистским формам проявляется во многих оркестровых произведениях Шумана. Он стремится здесь к экономии тематического материала, достигает большей простоты и эмоциональной уравновешенности, чем в фор-пианной музыке. Но при этом тематизм и характер его изложения менее самобытны, чём в сольных жанрах. Нет в симфониях и гармонической «роскоши», богатства красок, изменчивости и прихотливости, присущих музыкальному языку шумановских фортепианных произведений. Особенно обеднено тембровое звучание. Однотонная вязкая инструментовка симфонии даже мешает оценить в полной мере их художественное значение. И все-таки, несмотря на подобные противоречия, Шуман сумел. создать новый тип симфонии, отразившей характерные эстетические тенденции романтической музыки. Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно что наиболее яркие и оригинальные образы его симфоний связаны со скерцои медленными романтическими частями программного характера. Сонатные аллегро менее ярки, как правило, мало конфликтны и несколько растянуты. В симфониях Шумана последовательно проявляется одна из лучшх особенностей музыкального искусства XIХ века — стремление к передаче противоречивых жизненных явлений в их сложном единстве. Черты монотематизма, тенденция к тематическому единству. Стремление к поэмному единству лежит в основе формы лучшей из 4-х симфоний Шумана №4 d-moll. Первоначально он задумал, как одночастную симфоническую фантазию. Мелодической красотой отличается задумчивое лирическое вступление. 2-я часть «Романс» перекликается с этим настроением. Скерцо с резкими акцентами, синкопами, стремительным движением содержит в себе бетховенские черты. Симфония B-Dur воплощает беззаботное настроение. Обрамляющие части пронизаны остинатными ритмами, вступление рисует картину пробуждения весны. 2-я часть по выразительному стилю близка мендельсоновским «Песням без слов». В симфонии C-Dur Отчетливо проступает стремление к монументальности. В «Рейнской симфонии, изображая картины природы Ш. выходит из круга своих обычных лирических тем. «Увертюра «Манфред» (1849) отразила общую идею бетхоновской философской поэмы в преломлении композитора. С бетховенской страстностью и драматизмом Шуман создает в увертюре свой образ Манфреда, вечно мятущегося, противоречивого и сложного, с его неразрешимым душевным конфликтом и трагическим концом. Эта увертюра является прямым потомком бетховенских увертюр, в частности. Ни в одной своей симфонии Шуман не достиг подобной степени драматизма, контрастности и насыщенности тем. Яркие черты романтического поэмного симфонизма гармонически сочетаются с бетховенским динамичным, целеустремленным развитием, с ясной драматургической функцией каждой темы. Смелость и оригинальность увертюры к «Манфреду» ставит ее рядом с лучшими фортепианными произведениями Шумана, а глубиной мысли и эмоциональной мощью она превосходит их. Фортепианный концерт а-то11 (1841—1845) — самый значительный в этом жанре в немецкой музыке середины XIX века. Композитор задумал его «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом». В первой части с большой художественной убедительностью осуществлен прием обогащения сонатной формы принципами вариационного развития! Главная тема, многократно трансформируясь, показана в разнообразных аспектах. Сравним, для примера, главную тему с контрастирующим эпизодом из разработки — мечтательная тема, с ее характерным для романтического пианизма педальным звучанием, является мелодическим вариантом первой: Музыкальное изложение в целом романтически свободно, красочно. Вторая часть, интермеццо, характеризуется интимной лиричностью, свойственной камерным произведениям. Концерт Шумана развивает лирическую линию концертного жанра, предвосхищает фортепианный концерт Грига.
Программный симфонизм Берлиоза Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программным симфониям. Созданные в пределах одного насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Берлиоза.. Однако главная тема его творчества далека от Бетховена. Берлиоз— чистейший романтик. Его искусство подготовлено психологизмом Мюссе, индивидуалистическим бунтарством Байрона, самоуглубленными исканиями поэтов-лириков и целым рядом литературных и музыкальных мечтателей. Но романтические образы получили в симфониях Берлиоза по бетховенски обобщенное выражение. Новое, внесенное здесь Берлиозом, определяется двумя чертами, несвойственными предыдущем симфонистам. Это, во-первых, сравнение музыкального замысла с какой-нибудь современной идеей, уже успевшей получить типическое выражение в образах новейшей литературы (уГёте, Байрона, Мюссе, Гюго, Мура, у «открытого» романтиками Шекспира). И, во-вторых, момент театрализации, что соответствовало национальным художественным традициям. Две из трех программных симфоний Берлиозадопускают сценическое воплощение. Во всех трёх есть определенное сюжетное развитие драматические ситуации, живописность.. Программы его симфоний отличались определенностью, а часто и словесной детализацией. Но их музыка, реалистически точная, выразительная, как правило не следовала за подробностями литературного текста. Фантастическая симфония, Фантастическая симфония — первое зрелое сочинение 26-летнего Берлиоза. В основе сюжета- драма любви Берлиоза и Генриетты Смитсон. Впоследствии Берлиоз внес ряд добавлений, изменил порядок частей и несколько переработал программу. Окончательная редакция симфонии была исполнена, также под управлением Габенека, 9 декабря 1832 года. Фантастическая симфония — первая программная симфония в истории романтической музыки. Берлиоз сам написал текст программы, которая представляла собой подробное изложение сюжета, последовательно развивающихся событий каждой части. Впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей. Впервые в музыке был воплощен образ типичного романтического героя, уже открытого литературой — мятущегося, разочарованного, не находящего места в жизни. 1ая часть – «Мечтания. Страсти», 2ая- «Бал», 3ая – «Сцена в полях», 4ая- «Шествие на казнь», 5ая – «Сон в ночь шабаша» Тема любовного томления неоднократно получала выражение в камерной романсовой лирике. Субъективные переживания художника, темы грез, получают широкую многостороннюю трактовку. Романтически театрализованные образы Б. далеки от гармонической пасторали Бетховена. Весьма оригинальна 1-я часть, воплотившая противоречивый образ героя. Психологическая тема симфонии привела к преобразованию элементов сонатной формы. Почти все образы частей зарождаются в сонатном аллегро: Интонации любовной тоски – 3-я часть, мефистофельские интонации – финал, церковный мотив – 4-я часть => прослеживаются черты монотематизма. «Гарольд в Италии», История создания . «Гарольд в Италии» был закончен за полгода, 15 ноября состоялась премьера симфонии. Из уважения к композитору оркестранты согласились играть бесплатно. «Гарольд в Италии» посвящен близкому другу Берлиоза поэту Эмберу Феррану, которому предположительно принадлежит мысль избрать в качестве программы поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Берлиоз хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда. Отсюда и название "Гарольд в Италии"». Такое использование солирующего инструмента вкупе с порученной ему темой, мало изменяющейся на протяжении симфонии, — небывалое решение, сближающее симфонию с оперой, где герою принадлежит определенный лейтмотив. Заимствованный у Байрона Гарольд значительно переосмыслен и трактован как обобщенно романтический образС другой стороны, композитор сближает симфонический жанр с концертным, причем выступает новатором и в выборе солирующего инструмента — в XIX веке альтовых концертов не было. Подобно Фантастической симфонии, каждая часть имеет заголовок, но, в отличие от нее, этим программа и ограничивается. В отличие от Фантастической, автор не конкретизирует этапы жизни героя, и слушатель волен сам домыслить ее развязку. 1-я часть – тесно связана с итальянской народной музыкой, во 2-й части приемами тончайшей звуковой записи создается картина приближающейся и удаляющейся процессии. 3-я часть близка наигрышем итальянских пастухов. Финал напоминает оргию финалов «Фантастической симфонии».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.01 с.) |