Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итальянская опера первой половины 19 века. Творчество дж. РоссиниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Господствующее положение в музыкальной жизни страны занимала опера, которая здесь издавна сложилась как массово-демократический вид искусства Однако, именно на музыкальном театре ясно сказалась общественная отсталость Италии. Условия феодальной раздробленности и национального гнета мало способствовали развитию передовых течений в опере, особенно в старинном жанре сериа. Жестокие цензурные ограничения мешали поискам нового и идейно актуального. На протяжении длительного времени в Италии укоренилось отношение к музыкальному театру как к искусству развлекательному. Оперные театры, действовавшие в определенные сезоны, рассматривались как место для демонстрации вокалистов-виртуозов и как клуб для светских встреч. Если в области комической оперы в XVIII столетии все же имели место значительные художественные достижения, то опера- сериа пребывала в состоянии глубокого кризиса. Деятельность ряда композиторов второй половины XVIII века и начала XIX (Йоммелли, Майра), стремившихся внести свежую струю в этот жанр, приблизить его к новым художественным задачам, носила половинчатый, компромиссный характер. Процесс романтизации оперы также происходил замедленно. Итальянская публика, мгновенно и с бурным одобрением улавливавшая в сюжетах любой намек на патриотическую идею, с непониманием и неодобрением встречала попытки обновления музыкальной драматургия оперы. Но главное заключалось и появлении новой оперной школы, отразившей идеи освободительной борьбы. Эта школа возникла на основе героических традиция национального классицисткого театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. В процессе формирования новой итальянской оперы значительным было влияние передовых тенденций итальянской романтической литературы и драмы; современных форм итальянской народной и бытовой музыки и, наконец, новейших достижений романтизма в музыке Германии и Франции. Создателем новой национальной оперной школы был Россини. Свое наивысшее выражение она получила в музыке Верди. Благодаря творчеству этих двух композиторов-классиков итальянская художественная культура XIX века возвысилась до уровня общеевропейского искусства. В первый период творчества Россини влекло к комическому жанру. Из шестнадцати опер, сочиненных до 1816 года, девять были написаны в характере буффа. Причина отчасти заключалась в самой природ оперы буффа — жанра, типичного для искусства третьего сословия. Реалистически-бытовой характер её сюжетов, беззаботный юмор, динамика в развитии действия, а главное - народность музыкального. языка были близки таланту композитора. Россини остался непревзойденным мастером оперы буффа. Почти через сорок лет после своего последнего произведения в комическом жанре композитор создал «Торжественную мессу», в которую включил юмористическое обращение к богу, где говорил про себя, что он рожден для комического театра Эти отличительные черты инструментального письма Россини сосредоточены в увертюре к «Севильскому цирюльнику». Композитор утвердил характерный тип увертюры в форме И опять, при столь ясных связях с формой выражения предшественников, музыкальный язык Россини ярко самобытен. Россини обогатил и преобразил традиционные оперные формы. Стремление композитора к реалистическому воплощению жизненных контрастов и более тонких душевных движений придало его ариям и сценам большую свободу, широту, активное развитие. Это в особенности относится к огромным финалам с их цепью последовательно нарастающих волн. Благодаря умелому чередованию разнообразных эпизодов (ариозных, речитативных, сольных, ансамблевых) Россини создает крупную театральную сцену. Вскоре после «Севильского цирюльника» Россини утратил прежний интерес к комедийному театру. Из шестнадцати итальянских опер, сочиненных Россини в последующие годы, только три имели буффонный характер. Последняя комическая опера, созданная Россини на итальянской почве, «Сорока-воровка» (1817), выходит за пределы жанра буффа. Ее сюжет послужил основой для оперы семисерия (полусерьёзная) характерной необычно широкой гаммой эмоциональных оттенков - от грустного и чувствительного до веселой шутки. Россини начинал с историко-легендарной оперы, сложившейся в Италии еще в XVII столетии под определенным воздействием современного драматического театра, в частности классицистской трагедии. В годы поднимающегося народно-освободительного движения традиционная героическая направленность ее сюжетов исходила прямой отклик у итальянского народа. Первая значительная орега сериа Россини — «Танкред» (1813)—близка тому направлению революционного классицизма, которое сформировалось и итальянском драматическом театре на рубеже XVIII—XIX столетий. Стремление приблизить героический жанр к стилю комического музыкального театра становится впоследствии одной из характерных особенностей в художественных исканиях Россини. Начиная с 1815 года Россини все более настойчиво влекло к «серьезной» опере. Через все его многообразные опыты постепенно пробивается путь к новой оперной эстетике, которая получила завершающее выражение в «Вильгельме Телле». В многочисленных и разнообразных произведениях Россини, предшествующих его последней опере, намечаются две ведущие тенденции. - во-первых, последовательное тяготение к героике, отразившее подъем национально-освободительного движения в Италии на рубеже 20-х годов (в 1818 году он создал оперу «Моисей в Египте» на тему об освобождении евреев от египетского ига. Опера «Магомет II» (1820) также проникнута патриотическими мотивами. «Эрмиона» (1819) написана в героическом стиле гражданских трагедий Глюка),- вторая заключалась в том, чтобы увести большую оперу от ложно-героического пафоса старой школы. Борьба против укоренившихся штампов, за усиление жизненно правдивого и.драматического начала пронизывает деятельность Россини. Важной вехой на этом пути была опера «Елизавета, королева Английская» (1815). Впервые в истории жанра композитор упразднил сухие речитативы, заменив клавесин оркестровым сопровождением; этим была достигнута небывалая в опере сериа цельность музыкального развития. Вопреки традиции, он также полностью выписал в партитуре всю вокальную орнаментику. Благодаря этому исчез произвол певца и установилось художественное единство между музыкой арии и каденцией. В этих усилиях композитора известную роль сыграл жанр семисериа, связанный с эстетикой нового театрального жанра — мелодрамы. Черты семисериа присущи ряду произведений Россини, созданных между «Севильским цирюльником» и «Вильгельмом Теллем». Воздействие семисериа на Россини было плодотворным только до поры до времени. Мелодраматизм противоречил героике, к которой все более настойчиво влекло композитора. Даже в оперу «Моисей в Египте», написанную в ораториальном стиле, проникла любовно-сентиментальная линия. Несколько заслонив собой патриотическую идею, она снижала героический пафос оперы.
Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» открывает историю героико-романтической оперы 19го века. Действие происходит в Швейцарии в конце XIV в. История создания В начале 1828 г., находясь в Париже, Россини задумал большую четырехактную оперу на французское либретто В. Этьена де Жуй (1764—1846) и И. Би (1789—1855). Характерен выбор сюжета, в котором сказались некоторые черты французской театральной культуры накануне Июльской революции 1830 г. (тема борьбы против тирании). Интерпретация главного героя в опере Россини во многом отлична как от драмы Шиллера, где центральный персонаж показан вначале достаточно терпеливым к народным бедам и лишь постепенно осознает необходимость активной борьбы против тирании. У Россини он сразу же предстает как вождь-патриот, призывающий сограждан к восстанию против иноземных поработителей. Масштабность центрального образа подчеркнута и необычностью выбора тембра — баритон заменил традиционного тенора, обязательного для партии главного героя. Любовная линия становится побочной, сливаясь с излюбленной для французской драматургии темой борьбы любви и долга. Композитор активно вмешивался в работу либреттистов и внес немало изменений, как существенных, так и мелких. Сочинение музыки продолжалось 6 месяцев, чуть меньше потребовалось для оркестровки. Премьера «Вильгельма Телля» состоялась 3 августа 1829 г. Музыка «Вильгельм Телль» является выдающимся итогом предшествующих исканий Россини в жанре народно-героической оперы. На первое место в ее музыкальной драматургии выдвигается роль хора, больших народных сцен — пасторально-жанровых и героико-патриотических. Используя характерные черты французской «большой оперы», балетные сцены, Россини заботится и о создании ранее не свойственного ему национального колорита, включая подлинные тирольские напевы. Существенное внимание уделяется индивидуально очерченным музыкальным характерам, сохраняющим своеобразие и в больших ансамблях с напряженным внутренним развитием. Не отказываясь от традиционных виртуозных арий, композитор, однако, не использует их в партии главного героя, характеризуя его драматически выразительной вокальной декламацией и оркестровыми средствами. Однако самая значительная новаторская особенность – это своеобразные этапы героики, переплетающаяся с пасторально – бытовым началам. Это привело к обновлению: опоэтизированность быта. Рого вые интонации пронизывают ряд тем, создавая лесную атмосферу. Балетные сцены полны ритмами вальса и др. Бытовых танцев. Лирические образы в целом образуют подчиненный элемент драматургии оперы. Воинственные интонации итальянских освободитеельных песен звучат в кабалетте с хором Арнольда. Постепенное проникновение лирических интонаций в лирико-пасторальной сфере хар-но для ряда эпизодов (в том числе – сцена в Рютли). Героические кульминации приходятся на фмналы 2-го и 4-го действий. Но драматической вершиной является сцена в «Рютли», пронизанная целеустремленным движением к массовой сцене. Увертюра отличается красочностью оркестровки и необычной для Россини свободой построения. Элегически напевной теме медленного вступительного раздела (солируют 4 виолончели) противостоит музыка из сцены грозы в последнем акте, а следующей далее пасторальной картине, живописующей альпийские луга (солирует английский рожок), — блестящий марш, связанный с утверждением героического начала в опере.
Беллини и Доницетти. В период между последними операми Россини и первыми значительными произведениями Верди Италия выдвинула двух оперных Композиторов, завоевавших мировую известность: Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В операх Беллини и Доницетти не было блеска, искрящейся жизнерадостности и простоты Россини. Эти композиторы не обладали и его исключительным мелодическим даром. Искусство ряда гениальных музыкантов второй половины века (Вагнера, Верди, Чайковского, Мусоргского) полностью затмило достижения Беллини и Доницетти в оперном театре. Но в свое время эти композиторы были очень известны. С ними связан и тот замечательный расцвет вокального исполнительства, который так характерен для европейской культуры середины прошлого столетия. В то же время эти два современника резко отличаются друг от друга художественной направленностью творчества. Более оригинален и последователен Беллини. Его лучшие произведения отразили патриотический подъем национально-освободительного движения в Италии. Следуя за парижской оперой Россини — «Вильгельмом Теллем», Беллини развил романтические элементы в итальянской музыке. Плодотворное влияние «Вильгельма Телля»особенно ощутимо в последних произведениях Беллини — «Норме» и «Пуританах». В драматургии Беллини ясно вырисовываются две тесно переплетающиеся линии. Одна из них продолжает героику «Вильгельма Телля». Постановки опер Беллини в Италии часто сопровождались бурными патриотическими демонстрациями. Зрители усматривали в них актуальный политический смысл, и это немало способствовало успеху. Так, в «Норме» сквозь мелодраму отчетливо вырисовывается тема восстания угнетенного галльского племени друидов. В «Пуританах» действие развертывается на фоне гражданской борьбы между демократически настроенными пуританами и приверженцами монархии. Подобных патриотических сюжетов было бы достаточно, чтобы воспламенить революционно настроенную итальянскую публику. Однако и музыка опер Беллини отличалась романтической приподнятостью, пафосом. Маршевые ритмы, острые пунктирные обороты часто придают его музыке суровый, волевой характер. Но в творчестве Беллини есть и другая сторона, которая особенно пленяла современников. Это изящный лиризм, романтическая мечтательность. Лиризмвыражается преимущественно в мелодическом своеобразии его музыки. Несомненно, истоки его лежат в народных песнях. И все же в нежности, меланхоличности, элегичности беллиньевских мелодий есть нечто новое. Характерна здесь широкая кантилена, противопоставляемая отдаленному гармоническому фону. Таковы, например, романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»; знаменитая молитва «каста дива» из «Нормы». После смерти Беллини, совпавшей с полным отходом Россини от оперной деятельности, на итальянской сцене в продолжение почти двух десятилетии царствовал Гаэтано Доницетти (1797— 1848). Это был весьма плодовитый композитор, автор шестидесяти пяти опер различных жанров. Творчество Доницетти пользовалось широкой популярностью: Его оперы отличались острой занимательностью, исключительной легкостью мелодики, доступностью и изяществом. Многообразие эффективность театральных приемов, блестящая вокальная виртуозность привлекали к ним публику из многих стран Европы. К наиболее популярным произведениям Доницетти относятся: Лючия ДиЛаммермур», лирико-фантастическая, а по существо – мелодраматическая. «Фаворитка» - драматическое произведение в жанре большой французской оперы; «Дон Паскуале» - блестящая итальянская опера буффа, «Дочь полка» — французская комическая опера, «Линда ди Шамуни», написанная для Вены. Доницетти с одинаковой свободой овладевал различными национальными стилями, разными жанрами. Вместе с тем, его творчество отличалось не только разнообразием, но и стилистической пестротой. Находясь под сильным влиянием Россини и Беллини Доницетти преувеличивал развлекательные черты музыки одного и мелодраматический характер опер другого. Вокальная фиоритура, использованная обоими его предшественниками с большим чувством меры, переходила у Доницетти в виртуозные излишества. Изящная мелодика его опер не имеет россиниевского блеска и силы, лирического обаяния Беллини. Многие образы трафаретны. Против идейной «легковесности» произведений Доницетти, присущего им характера бездумного наслаждения боролись передовые художники Европы, стремившиеся к созданию национальных оперных школ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 8274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.01 с.) |