Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фортепианная лирическая миниатюра в творчестве Грига.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Как Шуман, он в небольших пьесах фиксировал личные жизненные впечатления и наблюдения. Роднит его с Шуманом и то, что Григ предстает в этих пьесах увлекательным рассказчиком-новеллистом. Меткими, скупыми штрихами композитор характеризует душевное состояние или явление действительности. Тематизм пьес наделен такой психологической жанровой характерностью, а интонационно-ритмические и гармонические «повороты» содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие напоминает новеллу. Однако в характере образов есть значительное отличие от Шумана. В фортепианной музыке Грига заметны две струи. Одна из них связана с выражением личных чувств. Здесь Григ более интимен. Другая струя связана с областью жанрово-характерного, с народной песенностью и танцевальностью. И если в первом случае композитор более стремится к передаче поэтичных индивидуальных состояний, то во втором его прежде всего интересует зарисовка сцен народной жизни, картин природы. И в том и в другом случае он является глубоко национальным художником, но, при обрисовке быта жизни народа национальный склад музыки делается более отчетливым, выпуклым. Григ оставил около 150ти пьес.Лучшие из этих пьес давно уже стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны, но заключены большей частью в рамки трехчастной композиции. Заглавия пьес носят, как у Шумана, характер эпиграфов, которые призваны вызвать определенные ассоциации в связи с содержанием музыки. Она отмечена большим лирическим обаянием и своеобразием. Особенно привлекает мелодическое богатство этих пьес. Их мелодика наделена живым, теплым, вокальным дыханием. Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано В «Лирических тетрадях» содержится немало пьес, отражающих народную практику музицирования, образы народной фантазии. Таковы различные норвежские танцы «Кобольд», «Шествие гномов» и пр. Сказываются и свойственные Григу повествовательные балладные черты, что имеет место в «Песне сторожа» ор. 12, «В тоне баллады» ор. 65, «Однажды» ор. 71 и других. Последние пьесы непосредственно примыкают ко второй манере Грига. Он посвятил ряд циклов народным норвежским танцам и сценам из народной, жизни (ор. 17,19,35, 63, 66, 72). Страницы этой музыки колоритны, они овеяны подлинной поэзией, свидетельствуют о глубоком вникании в характер национальной психики, духовного склада народа. Григ стремился воссоздать типичные приемы игры народных скрипачей Норвегии.
Фортепианные сонаты Шумана и Шуберта ШУМАН Выра зительные особенности шумановских миниатюр определили и св оеобразие его сонатных цикло в. Речь идет о трех фортепианных сонатах и «фантазии», первоначально озаглавленной как «Большая соната». Шуман сам раскрыл ее психологическую «программу». В непрерывном чередовании перед слушателем проходят то порывисто-возбужденные, то полные нежной мечтательности образы. Соната начинается обширным вступлением, которое служит интродукцией ко всему циклу. Оно написано в динамической трехчастной форме. Две темы вступления намечают «лейтмотивы» всей сонаты. Первая — страстная, героическая,характеризует Флорестана. Она появляется в самый острый момент разработки первой части. Вторая тема, мечтательно-романсного склада, характеризует Эвсебия. Ее интонации прон икают в медленую часть, которую Шуман назвал арией, и в др. лирич. мотивы. Тематическая самостоятельность, завершенность формы, единство фактуры позволяют рассматривать это вступление как законченную романтическую фортепианную пьесу. Уже это обстоятельство придает структуре сонаты черты цикла миниатюр. Произведение тяготеет к многочастности. В цикле скорее пять, чем четыре части. Формообразующие принципы внутри каждой части отличны от классицистской сонаты. Оно монотематично и осн овывается на в ариа ционности. Вп лоть до побочной партии музыка экспозиции строится на вариационном видоизменении главной темы. Новая тема в тональности настолько близка главной, что воспринимается как вариация. Она, в свою очередь, повторяется в варьированном виде. Переход к следующей теме осуществляется опять через видоизменение главной темы Наиболее класицистская из трех сонат — Вторая, соль - минор, которая сочетает в себе романтическую образность. с классицистскими сонатными принципами развития. Она отличается редкой мелодической красотой. К наиболее вдохновенным и монументальным произведениям Шумана относится его до - мажорная «Фантазия». От первого до последнего звука она проникнута страстным романтическим пафосом. Будучи одним из самых виртуозных произведений Шумана. Рапсодийные образы произведения воплощены в свободной форме. Данные сочинения Ш. имеют черты контрастной цикличности – 3-х частность. В основе 2-ой части лежит контрастная рондообразность. Ф-пианная музыка – самая новаторская и саобытная область наследия Ш., оказавшее влияние и на др. его жанры.
ШУБЕРТ Фортепиа нные сонаты Шуберта (и з них 15 законченных), которые он сочинял, отличаются изумительным образным богат ством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко инд ивидуален. Все они изобилуют лирическими эпизодами. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания. Остро выразительный тематизм, отличающийся огромной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (А-дур, В-дур) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность. И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа. Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному_стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой 19столетия. В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства. Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Св ободное изложение с частыми вступлениями от о сновной линии р азви тия, госпо дство песенных лир ических тем, преобладание красочно - вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи. Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости. Это относится преимущественно к сонатным АЛЛЕГРО. Медленные части, как правило, великолепны.
Сонаты Шопена. Новизна замысла и формы сонаты b-moll op.35 настолько опередила преобладающие художественные представления, что даже Шуман был озадачен ее оригинальностью. Современники не поняли, что это фортепианное произведение, пронизанное мятежным романтическим духом, достойно великих традиций бетховенского симфонизма. Здесь Ш. достиг той монументальности концепции, интенсивности драматургического развития, изумительной целостности формы, которые отличают шопеновскую сонату. И по огромной силе вдохновения и эмоционального воздействия и по глубине мысли и чувства Шопен предстает в ней достойным продолжателем Бетховена. Отличие от Бетховена в том,что он не знал ни той романтической трепетности, ни той остроты безнадежно страдальческих настроений, которые определяют содержание Вмоль-ой сонаты. Идея сонаты выросла именно из образа «Похоронного марша», который Шопен сочинил в один из самых безнадежных периодов своей жизни, сделав смысловым центром цикла Похоронный марш». Как общая идея, так и музыкальный тематизм траурного марша присутствуют в других частях цикла. От каждой из них тянутся нити к образу смерти, гениально воплощенному в третьей части сонаты. Как известно, Шопен за всю свою жизнь не написал ни одной оперы. Но в своей сонате, не прибегая к слову, пению и сценическим элементам, он создал подлинную «инструментальную драму» Наряду с «Похоронным маршем» Бетховена, и Шестой-симфонией Чайковского, соната Шопена являет собою высшее выражение трагедийного начала в музыке. Соната h –moll Шопена ор. 58 (1844)—полный антипод предшествующей. Наряду с последним скерцо и «Баркаролой» она олицетворяет то светлое, пасторальное, умиротворенное начало. Как будто в противовес трагизму и драматичности, характерным для лучших произведений Шопена 30-х годов, в этой сонате присутствует ощущение спокойной красоты жизни, вопреки ее бурным конфликтным сторонам. И по форме эта соната резко отличается от b-mollной. В ней нет намека на монолитность, на скупость выразительных приемов, на драматургическую целеустремленность развития. Наоборот, она пленяет обилием образов, щедростью тематического материала, самостоятельностью каждой части, что ее можно назвать четырехчастной сюитой. В сонате господствуют и побеждают темы, являющиеся носителем светлых образов. Элемент контрастности заложен в мужественно-энергичной главной партии, с ее интенсивным, «бетховенским» развитием, и в тревожном колорите финала. Но все «диссонирующие» эмоциональные элементы побеждены преобладающими светлыми тонами. И нежная лиричность «ноктюрнообразной» побочной темы, И «рыцарская» слегка «полонезная» тема largo, и ее умиротворенно-созерцательный серединный эпизод, и «пантеистическое» скерцо, со своим сосредоточенно-хоральным эпизодом, развертывают перед слушателем разнообразные стороны образа величественной душевной успокоенности.
Соната Си-минор Листа.
Лист посвятил фортепиано два крупных произведения в духе «симфонических поэм»: Фантазию-сонату «После чтения Данте» (1849) и сонату Н-мо11 (1852—1853). Обычный сонатный цикл предстает в них сжатым в одночастную композицию, которая вбирает в себя отдельные части цикла; в основе произведения лежит группа тем, которые, трансформируясь, приобретают нередко противоположный образный смысл; развитие свободно и основано на резком столкновении разнохарактерных тем. Загадочная тема вступления, в ниспадающем движении которой использованы две увеличенные секунды, ассоциируется с излюбленными романтиками образами судьбы, рока: Две темы главной партии: волевая, энергичная, с решительным «возгласом» первая и вторая — в глубоких басах, насмешливая, ироническая — прямо перекликаются с образами «Фаустсимфонии», воплощая раздвоенность души «героя» сонаты: Позднее эти темы звучат в одновременности. Контрастна группа побочных тем: первая — торжественная, гимническая, просветленная, в мощных аккордах устремляющаяся ввысь; вторая — лирическая, певучая, трепетная, родственная Любовным образам Листа. И в то же время эта «тема любви» не что иное, как трансформация иронической «мефистофельской» темы главной, партии! На ней строится и заключительная партия, но здесь данная тема приобретает энергичный, уверенный, маршевый характер: Трансформации подвергается и «фаустовская» тема главной партии: в среднем разделе побочной она звучит как умиротворенный, лирический ноктюрн, а в коде предстает надломленной, безвольной, словно изнемогшей в неравной борьбе — в ней уже не слышно ни порывов, ни стремлений, а только неразрешимый вопрос. Неизменной на протяжении сонаты остается лишь «роковая» тема вступления. Она появляется в важных, переломных моментах, разделяя мятущуюся главную партию и светлую, торжественную побочную; экспозицию и разработку; медленный лирический эпизод с новой песенной темой и «мефистофельское» фугато; репризу и коду. Этой загадочной темой завершается выдающееся по глубине замысла творение Листа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.008 с.) |