Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фортепианные циклы миниатюр Шумана.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность «шумановского» в музыке выражена в его фортепианных произведениях. Тонкий музыкант-психолог, с удивительной поэзией воплотивший сложный,противоречивый внутренний мир человека, — таким предстает Шуман в своей фортепианной музыке. Оно отчасти родственно фортепианным пьесам Шуберта и Мендельсона. Их сближает поэтическое настроение, полное несходство с «эстрадно-салонным» стилем, тяготение к миниатюре.Ни один из современников Шумана не достигал такого охвата разнообразных впечатлений, подобной эмоциональной заостренности. В них ясно проявилась неразрывная связь музыкальных и литературных образов. Многие циклы и отдельные пьесы композитора рождались под непосредственным воздействием литературы. Но при этом Шуман обычно не обращался к изобразительной программности. Свои произведения Шуман озаглавливал в большинстве случаев уже после_того, как они были закончены. Характерны художественные приемы фортепианных пьес Шумана. При сопоставлении их с литературными жанрами Шуман предстает не как драматург (каким был Бетховен в сонатах), не как поэт-миниатюрист (подобно Мендельсону в «Песнях без слов»), а как новеллист. Этот своеобразный тип музыкальных повествований был подготовлен «романами в письмах» Шуберта, то есть его песенными циклами. сочетавшими в себе повествовательность и лиризм. Но Шуман пошел дальше Шуберта в тображении многосторонних жизненных впечатлений. Тут разнообразные оттенки внутреннего мира,, тут и картины природы, окрашенные настроением «рассказчика»; и портретные зариеовки; и фантастические сцены. Беспрерывная смена красок, светотеневые эффекты, праздничность колорита в целом придают фортепианной музыке Шумана эмоциональную заостренность, собенно его пленяли карнавальные образы.Хар-тер ф –ных пьес определил своеобразие музю. формы, последовательное чередование законченных пьес в крупных произведениях (метод циклизации). Отличие Ш. в подчеркнутой драматичности композиции, использование предельных контрастов (столкновение Флористана и Эвсебия, «Фантастические пьесы») Шумановские циклы отличаются внетренней контрастностью. Существенную роль играют 2 приема: это монотематизм и вариационность. Яркая особенность музыкального языка Шумана – многоплановость. Композитор широко раскрывает музыкальные жанры обращаясь к народно – бытовому искусству. Часто прибегает к отклонениям от классической нормы: неожиданные модуляции, диссонанс, хром. последовательности, энгармонизм (Крейслерианы). «Вариации», «Токатта», «Карнавал», «Бабочки». Не разрушая функционально логических связей, Ш. часто прибегает к отклонениям от нормы: неожиданные модуляции, диссонансы, эндгармонизмы. Своеобразная мелодика Ш. Неоднократно встречаются закругленные песенные темы. Характерна интонационная подвижность, гибкие переходы, свобода рисунка, отсутствие застывших формул (каденционных), энергичные ритмы (свободные и необычные).
Годы странствий Ф. Листа Музыке Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Средствами своего искусства он стремился передать «зримые» образы Это запечатлевалось в «музыкальных картинах» — программных пьесах, исключительно богатых по охвату жизненных явлений. Разносторонни и средства их воплощения. Некоторые пьесы представляют собой развернутые поэмы; таков, например, знаменитый «Мефисто-вальс». В других — при передаче массовых, народных образов — сильнее ощущается жанровая основа танца или, что чаще у Листа,— марша; в качестве примера назовем героическое «Погребальное шествие». В третьих даны более беглые, но колоритные зарисовки субъективных впечатлений композитора; в таких зарисовках переданы своего рода «пейзажи настроений».Подобно другим романтикам, Лист объединял программные пьесы в циклы или сборники. Он создавал их на протяжении всей своей жизни. Наибольшую известность приобрел цикл «Годы странствий», над которым работа продолжалась долгое время: первые пьесы возникли в начале 30-х годов, последние — в конце 70-х. Впоследствии в переработанном виде основная часть «Альбома путешественника» составила «Первый год странствий». Название «Годы странствий» (в точном переводе — «Годы паломничества») навеяно «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, откуда заимствованы эпиграфы большинства пьес «Первого года В цикле несколько типов пьес, связанных с картинами природы. В одних — зарисовки природы спокойной, безмятежной, манящей и убаюкивающей человека («На Валленштадтском озере», «У родника», ноктюрн «Женевские колокола»). Прозрачное, «струящееся» сопровождение, на фоне которого возникает несложная, словно эскизно намеченная светлая мелодия в высоком регистре, красочные гармонии создают ощущение широких далей, просторов, рождают звуковую перспективу. Близка по настроению другая группа пьес, рисующих картины простой жизни пастухов в горах («Пастораль», «Эклога», «Тоска по родине»). В них звучат хороводные напевы, то веселые, то печальные пастушьи наигрыши, сопровождаемые гудением волынки (используются подлинные швейцарские напевы). Есть пьесы иного характера — бурные, мятежные, героические («Часовня Вильгельма Телля», «Гроза») — с мощными, полнозвучными аккордами, октавными пассажами, энергичным пунктирным ритмом. Особое место занимает центральная пьеса— «Долина Обермана». В ней переданы типичные романтические образы, вдохновленные романом в письмах французского писателя первой половины XIX века Сенанкура. Два отрывка из этого романа и строфа из «Паломничества Чайльд-Гарольда», взятые в качестве эпиграфа, рисуют противоречивый внутренний мир «молодого человека XIX столетия». Скорбная ниспадающая мелодия, с вздохами и стонущими задержаниями, стала своего рода «интонацией эпохи» для воплощения элегических образов. Ее многочисленные трансформации, осуществленные с присущим Листу мастерством, передают изменчивые душевные настроения героя — от безнадежного уныния до экстатических порывов Иные образы воплощены во «Втором годе странствий». Составляющие его семь пьес вдохновлены не картинами природы, а произведениями итальянского искусства — живописи, скульптуры, литературы. Толчком для их возникновения послужили впечатления от путешествия по Италии. Эти пьесы, в которых Лист впервые воплотил свои впечатления от произведений изобразительных искусств, глубже по настроениям и сложнее по выразительным средствам, чем предшествующие. «Три сонета Петрарки» — лирическая вершина «Второго года». Лист не раз обращался к этим сонетам, находя в них идеальное выражение восторженно-романтических любовных чувств. Изысканная мелодия с обилием задержаний и хроматизмов, свободного дыхания, распевная (особенно в сонетах № 104 и 123), прихотливая смена гармонии, ритма, темпа, импровизационность изложения, певучие пассажи, в которых «расплескивается» мелодия,— все это роднит сонеты Листа с ноктюрнами Шопена.Завершает «Второй год» наиболее значительная пьеса цикла — фантазия-соната «После чтения Данте».«Дополнением» ко «Второму году странствий» служат три пьесы, объединенные общим заголовком «Венеция и Неаполь» (1861). Это блестящие виртуозные транскрипции популярных мелодий: «Третий год странствий» (семь пьес), отличный от первых двух и по образам, и по средствам. Вместо романтических томлений по простой жизни поселян, жажды слияния с природой в первой части, вместо полнокровных, пылких чувств, господствующих во второй, в третьей преобладают чувства разочарования и скорби. На первый взгляд композитор обращается здесь к мотивам, родственным «Первому году», вновь воплощая картины природы. Но как различны их настроения. Ныне Лист стремится передать лишь «скорбь и горести всемогущей природы». Шопен Мировую славу Шопену принесли произведения, написанные именно в "парижский" период. Проникновенный лиризм, мелодическое богатство и изящество ранних сочинений дополнились глубоким драматизмом, подчас трагизмом. На ряду с лирическими образами в музыке появились страстные, мужественные, волевые черты. Польская тема - тёплые воспоминания о родине, соединённые с горечью разлуки, - стала ведущей в творчестве композитора. Шопен писал почти исключительно для фортепиано, сам был первым исполнителем новых сочинений. Многие произведения композитор создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена - это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические и лирические; полонезы звучат величественно, воскрешая славные времена рыцарской Польши; в вальсах слышится воспоминание о счастливых днях на родине; баллады, напротив, драматичны и даже трагичны по содержанию. Настоящей энциклопеди ей творчества Шопена стали его прелюдии (1839 г.) - двадцать четыре краткие пьесы, каждая из которых - законченная картина. То же можно сказать и об этюдах компо зитора. До Шопена этюд (от фр. etude - "изучение") считался пьесой, предназначенной для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Композитор, сохранив форму (использование только одного вида техники), превратил этюд в виртуозный и глубокий по содержанию жанр. В творчестве Шопена приобрёл классически со вершенную форму и ноктюрн (фр. nocturne, от лат. nocturnus - "ночной"). В пьесах сочетаются плени тельнолирические и глубоко драма тические образы. Ш. разрабатывал колористические возможности, свойственные только пианистическим тембрам. Мазурка и полонез. Ш. понимал трактовку этих танцев и в полной мере сохранил ее. Мазурку Ш. освободил от прикладного значения, превратив в утонченную поэтическую миниатюру. Полонез стал носителем передовых идей эпохи. Мазурки Ш. отличались полным отсутствием пианистических эффектов. Характерна смелость и новизна шопеновских выразительных приемов. Фольклорные черты мазурок проявляются в: характерной структуре (секвентное развитие), особенностях ритмики (пунктир), ярко выраженных чертах нар. ладов, фактурных оборотов, воспроизводящих звучание нар. инструментов. Полонез для Ш. олицетворял национальную эпическую героику. Их отличительная черта – торжественная маршевость и картинность, виртуозность стиля, сложность фактуры, гармонии, структуры. Приемы развития – импровизационный с монотематизмом. Этюды и ноктюрны. Др. пара жанров в которой сосредоточились характерные стороны творчества Ш. В своих этюдах Ш. создал высокохудожественные миниатюры неустаревшего значения. Ощутимо влияние Паганини в романтич. выразительном облике и виртуозных трудностях. В своих этюдах Ш. преследует определенные цели (этюд №1, ор.10 – задача плавного мелодического движения при арпеджированной фактуре, №2 – новая аппликатура (перекладывание пальцев). Некоторые этюды принадлежат к популярнейшим пьесам мировой муз. лит-ры. («Революционный» этюд c-moll со своим острым драматизмом и пафосом, E-dur со своей мелодической красотой, мелодичностью и созерцательностью. Уже в первой тетради этюдов Ш. выступил в новаторском понимании технических задач в исполнении, в трактовке формы, в выпуклости и законченности худ. образов. В 19-м веке наиболее популярными стали ноктюрны Ш. Общие стилистические черты объединяют все 19 ноктюрнов. Они всегда основывыются на широких кантиленных темах, близких итальянским оперным или песенным мелодиям (деление на мелодию и аккомпанемент). Однако аккомпанемент не воспроизводит оркестровый стиль (скорее наоборот, основан на принципе шопеновского пианизма). В ноктюрнах очевидны жанровые связи: черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни и др. Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности и написаны в медленных темпах. В основе развития лежит принцип драматургической контрастности. Экспромты Ш. созданы в парижский период. Образует гибридный жанр этюдов и ноктюрнов. От этюдов: принцип конструкции, 3-х частная контрастная форма. От ноктюрнов: общий лирический характер, кантабильность контрастирующих эпизодов, свобода от гармонической перегруженности. Вальсы. Более высокая ступень развития, чем у Шуберта и Вебера. В гармоническом отношении боле просты, более скромны по масштабам, нежели др. произведения Ш. Характерно: мелодичность, ритмическая энергия, простота конструкции при относительно развернутой форме, «бриллиантность». «Прелюдии» ор. 29. – одно из величайших творений Ш., где сконцентрировано его типичное начало. Он располагает прелюдии так, что бы каждая из них оттеняла выразительные особенности соседней. Жанровые и формообразующие элементы соответствуют образному замыслу (тяготение к фактурно-пианистическим импровизационным приемам, либо к большей мелодической и гармонической полновесности). Эволюц. Форт.тв.Брамса Брамс обогатил мировую муз. лит-ру выдающимися сочинениями,наложившими отпечаток на фо-ную музыку. Самой ранней является соната Фис-моль, обозначенная при издании как Вторая. Ее первая часть рапсодична, проникнута мятущимися настроениями. Та же тема служит для стремительных, динамичных кульминаций. Брамс усвоил некоторые композиционные принципы Листа(тематические переклички) Третья соната Ф-моль— самое зрелое сочинение в ранней «триаде»сонат. По кругу образов данная соната сродни сонате Фис-моль, но ее композиция более целенаправлена: Небольшая, буйного склада третья пьеса («Интермеццо») имеет ритмически прихотливые очертания. Остальным свойствен певучий лиризм Эпическое начало, суровый драматизм, яркие контрасты присущи произведениям, созданным в том же жанре в более поздний период. Таковы две рапсодии (Н-мо11 и Г-то11), баллада г-молл. Данные пьесы проникнуты мужественной энергией, мощью выражения. По духу своему они близки ранним произведениям Брамса, но насколько отточеннее стала форма и как изобретательно, свободно использованы в них возможности трехчастной (рапсодия ор. 79 № 1, баллада ор. 118, рапсодия ор. 119) или сонатной формы (рапсодия ор. 79 № 2). Четыре баллады ор. 10 замыкают первый период его фортепианного творчества. Следующее десятилетие посвящено преимущественно вариационным циклам. С 1853 по 1863 год Брамс создал шесть таких циклов. В разработке этой формы Брамс следует заветам старых мастеров: во всем цикле выдерживается одна тональность (одноименный мажор и минор), неизменным остается и рисунок басовой партии, зато свободным изменениям подвергаются мелодия, гармония, ритм. Однако последованию вариаций придана целеустремленность развития.Брамс указывал, что после Шумана возник новый тип цикла, основанный не на формальном варьировании темы. Он не смог найти точного определения для этого типа и назвал его фантазиовариацией. В первом из названных фортепианных циклов светлые, радостные вариации, выдержанные в духе генделевской темы, сменяются элегическими минорными, героически фанфарные — скерцозными, лирические — танцевальными. Но неуклонно подготавливается кульминация — мощная фуга, утверждающая чувство нерушимого оптимизма, Таким содержанием в целом проникнут весь цикл; он принадлежит к числу тех произведений, в которых запечатлены эпические черты творчества Брамса. Вариации ор. 35 задуманы в ином плане: композитор назвал их «этюдами для фортепиано». Всего он написал двадцать восемь этюдов, распределив их поровну в двух тетрадях. Каждая из вариаций основана на показе какого-либо пианистического приема, определенного вида техники. Музыка бытового плана, для домашнего музицирования на фортепиано в четыре руки — Вальсы ор. 39 и «Венгерские танцы». Эти произведения снискали всесветную популярность, переложены для многих инструментов и оркестровых составов. Во всех них ярко проступает мастерство Брамса в передаче открытого, непосредственного чувства.В последний период творчества Брамс переключился на камерную трактовку фортепиано. В 1892—1893 годах в четырех сборниках ор. 116—119 он опубликовал двадцать пьес. За исключением баллады ор. 118 и рапсодии ор. 119, все это мелкие пьесы, которые Брамс наделил названиями «Каприччио» (три пьесы) и «Интермеццо» (четырнадцать пьес; им родствен «Романс» ор. 118). Первые носят деятельный, оживленный характер; вторые проникнуты чувством сдержанной скорби или просветленной печали — они близки по духу лирико-философ-ским песням позднего Брамса. Здесь раскрываются личные, интимные грани душевной жизни автора. Гибкость в передаче оттенков мыслей и переживаний сочетается в них с предельным лаконизмом композиции (в интермеццо изобретательно использованы возможности простой трехчастной формы), а сложное содержание выражено скупыми средствами — прежде всего речевым складом мелодики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.008 с.) |