Необходимые для исследования 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимые для исследования



Успех экспертного исследования письменной речи в целях установления авторства в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов).

Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого, несомненно, является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, иногда даже отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве образца письменной речи, пригодного для решения вопросов об авторстве. Для исследования необходим именно текст в указанном выше смысле и соответствующих объемах.

Свободные образцы письменной речи являются наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом. При их необходимом объеме эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного общения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и пределах вариабельности признаков его письменной речи в текстах конкретного стиля.

Важнейшее требование, предъявляемое к свободным образцам письменной речи, - достоверность их происхождения. Следователю необходимо знать, что при получении свободных образцов письменной речи, необходимых для проведения автороведческих экспертных исследований, не всегда можно полагаться на те или иные официальные данные, подтверждающие авторство. Так, с большой осторожностью следует относится к таким рукописям, как экзаменационные сочинения по литературе, выполнявшиеся проверяемым лицом в школе, институте и т.п., поскольку авторство таких рукописей не всегда бесспорно.

Каждый представляемый на экспертизу свободный образец должен быть удостоверен следователем. Причем в заверительной надписи должно быть указано, что это образцы письменной речи проверяемого лица, составленные им без участия других лиц (соавторства). В случае обнаружения соавторства в образцах, следователь обязан выяснить и указать точные границы фрагментов текстов, составленных проверяемым лицом самостоятельно.

Свободные образцы письменной речи, представляемые на автороведческую экспертизу, должны соответствовать исследуемому тексту по следующим основным характеристикам:

1. по языку изложения. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ;

2. по времени выполнения текста. Образцы должны быть выполнены приблизительно в тот же период, что и исследуемый документ. Это требование обусловлено тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна;

3. по принадлежности к определенному функциональному стилю речи. Свободные образцы должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, официально-делового, публицистического, научного) и в той же форме письменной речи, что и исследуемый документ. Наряду с этими образцами должны быть представлены тексты, которые не соответствуют указанным характеристикам исследуемого документа;

4. по адресату и характеру речевого общения. Степень знакомства с адресатом часто играет существенную роль в выборе автором текста языковых средств общения; при этом в тексте могут найти отражение признаки, указывающие на пол, возраст, образование, профессию, социальное положение и другие характеристики адресата. Аналогично варьируются языковые элементы текста в зависимости от того, в каких отношениях (служебных, личных) находятся автор и адресат, в течение какого времени и т.д.;

5. по состоянию автора. Так, если известно, что автор исследуемого текста в период его создания находился в необычном состоянии, то желательно (при такой возможности) представить образцы, составленные в аналогичном состоянии.

Условно-свободные образцы письменной речи – тексты, составленные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для производства экспертизы (жалобы, заявления и т.д.).

Экспериментальные образцы письменной речи, представляемые на экспертизу, также должны соответствовать исследуемому документу по языку, стилю, целевому назначению и теме, адресату, характеру речевого общения и, если возможно, по состоянию автора. Экспериментальные образцы составляются проверяемыми лицами в виде сочинения. Сначала отбираются образцы в виде сочинения на самостоятельно избранную проверяемым лицом тему; при этом следователь указывает лишь форму письменной речи в рамках определенного функционального стиля (письмо, объяснительная записка, жалоба и т.д.) и язык изложения, если проверяемое лицо владеет несколькими языками. Затем образцы составляются в виде сочинения на тему, предложенную следователем. Тема, целевое назначение, форма письменной речи, характер речевого общения, личность адресата (в том случае, если предполагаемый автор знает адресата, знаком с ним) указываются с учетом особенностей исследуемого документа.

При определении числа экспериментальных образцов следует учитывать, насколько полно (в качественном и количественном отношении) представлены свободные образцы. Чем меньше удовлетворяют свободные образцы этому условию, тем больше должно быть представлено экспериментальных образцов, но в любом случае не менее чем на 25 – 30 листах.

Единые рекомендации о числе образцов письменной речи дать трудно, однако в каждом конкретном случае нужно учитывать следующее:

1. чем меньше объем исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены образцы;

2. чем меньше отвечают образцы требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.

Но следует учитывать, что количеством далеко не всегда можно компенсировать ненадлежащее качество образцов. Как показывает практика, при соблюдении указанных выше требований объем сравнительного материала при идеальном совпадении функциональных стилей и принадлежности к высокоинформативным объектам должен превышать объем исследуемого материала в 10 – 15 раз, а в остальных (менее благоприятных) случаях этот коэффициент повышается еще в 2 – 5 раз.

Необходимо помнить, что первым важнейшим условием реализации возможностей судебно-автороведческого исследования – соответствующий (условно не менее 100 слов) объем текста исследуемого документа. Это особенно важно при проведении идентификационного исследования. Вопрос о достаточности текстового материала документа в каждом конкретном случае эксперт решает только в процессе исследования.

При назначении автороведческой экспертизы в постановлении, кроме общепринятых положений целесообразно указать следующие данные (если они известны следователю):

- о местности, откуда отправлен документ адресату и где он обнаружен, о предполагаемом времени его составления; в каких условиях он мог быть составлен (если условия необычные);

- о личности предполагаемого автора документа: пол; возраст; национальность; социальное положение; образование; профессия или род занятий (место работы, должность); родной язык; знание иных, кроме родного, языков; место жительства (настоящее и прошлое, если оно менялось); страдает ли психическими или иными тяжкими заболеваниями (какими именно, с какого времени), в том числе хроническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятельствам дела, создавался исследуемый документ; показания этого лица относительно факта создания (выполнения) им исследуемого документа (признание либо отрицание данного факта); показания свидетелей относительно данного факта;

- о личности адресата, степени знакомства предполагаемого автора с адресатом.

Примерный перечень вопросов

Судебно-автороведческой экспертизой решаются задачи идентификационные, классификационные и диагностические.

При решении идентификационных задач эксперт отвечает на вопросы:

1. Является ли определенное лицо автором конкретного текста?

2. Является ли определенное лицо автором нескольких документов или какого-либо фрагмента текста документа?

К классификационным относятся задачи по установлению групповой принадлежности автора документа, выяснению особенностей его социально-биографического «портрета». При этом перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Является ли русский (украинский, белорусский и т.д.) язык родным для автора конкретного документа?

2. Носителем какого наречия (говора) определенного языка является автор конкретного документа?

3. Каков образовательный уровень автора текста конкретного документа?

4. Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками делового (научного, публицистического) стиля письменной речи?

5. Каков пол и возраст автора документа?

6. Какова профессия или род занятий автора документа?

При решении диагностических задач, связанных с установлением собственно условий составления текста, эксперт отвечает, в частности, на следующие вопросы:

1. Составлен ли текст конкретного документа с намеренным искажением письменной речи?

2. Является ли автор и исполнитель рукописного текста одним и тем же лицом?

3. В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время составления последнего: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (состояниях алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.)?

В отдельных случаях, когда требуется установить, например, факт психического заболевания автора во время составления текста документа, такие вопросы могут решаться в рамках комплексной экспертизы с участием специалистов в области судебной психиатрии и судебного автороведения.

Эксперт-авторовед, решая поставленные перед ним вопросы, использует информацию об авторе, установленную с помощью специальных познаний путем исследования структурных особенностей текста документа. Именно характеристики (особенности) языковых и понятийно-смысловых структур текста, в которых отражаются свойства языковых и интеллектуальных навыков автора, рассматриваются в судебно-автороведческой экспертизе в качестве признаков письменной речи.


Глава У1





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.007 с.)