При назначении экспертизы подписей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При назначении экспертизы подписей



Подписи в документах – наиболее распространенный объект судебно-почерковедческих экспертиз. У одного и того же человека могут выработаться различные варианты подписей при исполнении разного рода документов. Применение того или иного варианта подписи зависит и от ряда других факторов, например: от состояния человека; числа подписей, выполняемых подряд на большом количестве документов; от условий, в которых он подписывает документ; и даже от размера графы и ее места на бланке документа.

Поэтому свободные образцы подписи должны представляться в большом количестве и на разных документах.

Если экспертизе подлежит подпись от имени существующего лица и имеется предполагаемый исполнитель, представляются образцы подписей и почерка обоих лиц. При этом у подозреваемого в дополнение к свободным образцам его подписи и почерка отбираются также образцы почерка в виде воспроизведения фамилии лица, от имени которого поставлена исследуемая подпись.

Образцы подписей должны выполняться на отдельных листах бумаги в несколько приемов, чтобы избежать подражания, срисовывания подписей, намеренного искажения.

 

 

2.2. Особенности подготовки образцов при исследовании рукописей, выполненных специальными шрифтами и

С подражанием печатному шрифту

 

При назначении экспертизы такого рода на исследование направляются образцы, выполненные как скорописью, так и шрифтом, которым написаны исследуемые документы. Свободные образцы «печатного» почерка могут быть представлены в виде различных надписей, выполненных на библиотечных карточках, чертежах, проектах и т.п.

При отобрании экспериментальных образцов следует предложить лицу написать текст таким же шрифтом, предварительно выяснив, умеет ли он писать специальными шрифтами. Экспериментальные образцы должны быть обязательно двух видов: «печатные» и скорописные. Экспериментальные образцы «печатного» почерка выполняются под диктовку и самостоятельно в количестве не менее 5 – 10 листов, скорописные образцы – на 3 – 6 листах и должны содержать именно те слова и сочетания букв, в которых в исследуемом документе проявились элементы скорописи.

 

 

2.3. Особенности подготовки материалов для проведения

Экспертизы цифрового письма.

Образцы цифрового письма должны содержать цифры, встречающиеся в исследуемых документах, выполненные отдельно и в сочетании друг с другом.

В качестве свободных образцов цифрового письма могут быть представлены различного рода документы (ведомости, счета, накладные, чеки и т.п.) не менее чем на 8 – 10 листах. Желательно, чтобы эти образцы содержали записи, аналогичные исследуемым, и по возможности были написаны таким же пишущим прибором.

Экспериментальные образцы цифрового письма диктуются в определенных сочетаниях, при необходимости со словами-«спутниками»: кг, кв.м, см и т.д. Цифровые и числовые обозначения диктуются, исходя из содержания исследуемых записей (числа, дробные показатели). В качестве экспериментальных образцов следует отбирать по 5 – 10 листов цифрового письма. Цифры должны быть повторены несколько раз отдельно и в различных сочетаниях.

 

 

2.4. Особенности подготовки материалов при исследовании

Рукописей, выполненных искаженным почерком

Если при осмотре исследуемого документа наблюдаются признаки искажения (с подражанием печатному шрифту, левой рукой при отсутствии навыка письма этой рукой, с изменением наклона почерка), следователь может самостоятельно отобрать экспериментальные образцы, предложив предполагаемому исполнителю рукописи писать с изменением тех же признаков. Однако иногда установление вида изменения почерка требует участия специалиста в области судебного почерковедения, и тогда целесообразно отобрание сравнительных образцов производить с участием эксперта.

Для исследования необходим значительный по объему и различный по характеру сравнительный материал (не менее 30 листов).

Экспериментальными образцами почерка могут быть тексты по возможности сходного словарного запаса с исследуемым документом, выполненные в разных темпах, с различным наклоном, разных размеров и т.д. Представление таких образцов особенно существенно в тех случаях, когда предполагаемый исполнитель отказывается от выполнения образцов предложенным измененным почерком.

 

 

2.5. Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы рукописей, выполненных

С разрывом во времени

Если исследуемый документ выполнялся достаточно давно, то при подборе образцов необходимо учитывать, что наибольшие изменения почерка с течением времени могут появиться у лиц с несформировавшимся почерком (школьники из начальных классов), у лиц с маловыработанным почерком, но имевшим значительную письменную практику в течение времени, прошедшего с момента написания исследуемого документа до назначения экспертизы, у лиц преклонного возраста или перенесших заболевания.

В зависимости от факторов, которые оказали или могли оказать влияние на изменение почерка в течение времени, подбираются свободные образцы в виде рукописей, написанных примерно в то же время, когда был выполнен исследуемый документ. При этом целесообразно, по возможности, иметь сравнительный материал в большом объеме, что связано с необходимостью определения возможных пределов устойчивости признаков почерка.

Примерный перечень вопросов

Задачи, разрешаемые экспертом-почерковедом можно подразделить на три большие группы:

1. Идентификационные задачи составляют основной объем при проведении судебно-почерковедческих исследований. Их решение - это установление факта:

- индивидуальной идентификации: наличия или отсутствия тождества конкретного исполнителя рукописи; выполнение одним и тем же лицом либо разными лицами нескольких различных текстов, подписей, отдельных фрагментов текста, текста и краткой записи (например, дописки), текста и подписи;

- групповой принадлежности лица, исполнившего рукопись (по степени выработанности, степени совершенства системы движений, других общих признаков почерка).

При постановке идентификационных вопросов эксперту примерный перечень может выглядеть соответствующим образом:

1. Выполнен ли данный документ конкретным лицом?

2. Кем именно (гр-ном А., Б. или иным лицом) выполнен текст данного документа?

3. Кем (гр-ном А. или другим лицом) выполнена подпись от его имени в конкретном документе?

4. Одним или разными лицами выполнены представленные на исследование документы?

5. Одним или разными лицами выполнен основной текст в представленном на исследование документе?

6. Одним или разными лицами выполнены подписи от имени вымышленного лица в представленных на исследование документах?

На этапе идентификационного исследования, то есть отождествления обнаруженных информационных объектов и объектов, представленных в бумажной форме, можно поставить следующие вопросы:

1. Аутентичны ли данные, содержащиеся на носителях информации, представленным документам?

2. Тождественна ли выявленная компьютерная информация на носителе данным с представленных на экспертизу документов?

3. Являются ли файлы, содержащиеся на носителях внешней памяти, электронными прообразами (или копиями) представленных документов?

В соответствии с методикой судебно-почерковедческой экспертизы задача установления факта выполнения нескольких рукописей одним и тем же лицом или разными лицами решается экспертом, даже если такой вопрос специально не был поставлен.

2. Решение диагностических задач направлено на установление условий, в которых выполнялась исследуемая рукопись, - обычных или необычных.

В судебном почерковедении установлено, что защитным барьером, гарантирующим сохранение идентификационных свойств почерка - индивидуальности и устойчивости, является вариационность. Именно в ней отражен приспособительный механизм пишущего к различным обстоятельствам, «сбивающим» привычный для него процесс письма. Однако такие возможности не беспредельны: характер, степень непривычного выполнения или сила «сбивающего» фактора могут разрушить этот защитный барьер. Привычные свойства почерка изменяются, что и отражается в виде диагностических признаков. Их комплекс может дать основания эксперту установить не только сам факт необычности письма, но и их группу, а в ряде случаев конкретный «сбивающий» фактор.

В зависимости от степени выраженности диагностических признаков можно установить:

- факт наличия или отсутствия необычности письма;

- характер необычности: постоянный или временный;

- группу естественных (не связанных с намеренным изменением) либо искусственных (связанных с ним) факторов необычности письма;

- группу естественных внутренних (стресс, болезнь, алкогольное опьянение, возрастные изменения) или внешних (необычная поза, материал письма либо пишущий предмет; выполнение текста без очков, влияние холодовых нагрузок) необычных факторов;

- группу искусственных факторов (подражание печатному шрифту, прописям, маловыработанному почерку, почерку или подписи другого лица, изменение общих либо общих и частных признаков); замена пишущей руки, так называемое компетентное изменение;

- конкретный «сбивающий» фактор.

Вопросы диагностического характера могут быть сформулированы следующим образом:

1. Пригоден ли конкретный буквенный текст (подпись, запись) для проведения идентификационного исследования?:

2. Являются ли почерки двух лиц сходными?

3. Не дописаны ли слова, цифры к данному тексту другим лицом (другими лицами)?

4. Не выполнен ли представленный на исследование документ намеренно измененным почерком?

5. Не выполнен ли рукописный текст (подпись и пр.)непривычно пишущей рукой, и если да, то какой именно?

6.Выполнена ли подпись от имени гр-на А. в представленном на исследование документе с подражанием подлинной подписи?

7.Выполнена ли подпись от имени гр-на А. в представленном на исследование документе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Перед экспертом могут быть поставлены и другие вопросы диагностического характера.

3. Классификационные задачи связаны с установление принадлежности почерка исполнителю, относящемуся к группе лиц, определенной в зависимости от пола, возраста, общих признаков почерка. Можно предложить следующий примерный перечень вопросов:

1. Лицом какого пола написан текст исследуемого документа?

2.Каков возраст исполнителя рукописи?

3.Какова групповая принадлежность почерка исполнителя в связи с научной классификацией почерков?

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.012 с.)