Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения и основные положения культурно-исторической школы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Была подготовлена литературоведением в 30-40х гг, когда в науке о литературе созревали идеи историзма, а писатели осознавали себя выразителями общественно-исторического сознания. На Западе основоположником и главным теоретиком был Французский учёный Иполит Тэн. Метод его опирался на работы немецкого филолога Эйх Горна (стремлени к научному изучению истории литературы, связанной с духовным развитием народов и общественно-политическими условиями их жизни) и учением Гердера (включал в понятие "литература" не все худож произведения, написанные на языке данного народа, а те, которые отражали его характер и развитие) Основа идей К-И школы лёг философский позитивизм. Позитивизм ставил себе целью синтез научных познаний разных областей и преобразование всех наук на начало социологии. Важнейшими предпосылками школы были: общий подъем науки, успехи естествознания и техники, развитие философии, диалектический взгляд на мир, установление причинно-следственных связей между явлениями природы и между общественными явлениями (Тэн использовал книгу Дарвина для применения метода аналогий, причинности и закономерности развития явлений). Вся деятельность Тэна была направлена на поиски объективной основы для объяснения искусства, которое всегда казалось случайным, зависимым от фантазии художника. Методологию этой школы можно представить как поиски закономерной зависимости литературы от условий общественной жизни, то есть важнейшим положение становится – понимание литературы как отражение истерической жизни и развития народов. Первопричиной, необходимой для понимая произведения художника, выступают личность, среда, эпоха(идеи, мировозрения и нравы эпохи). Эта установка приблизило литературоведение к социологическому и историческому понимаю своего предмета. Тэн заявляет о закономерной смене лит, религ, соц и экономических состояний народов. У естественных наук Тэн заимствует представления о законе и закономерном развитие, вводит понятие "моральная температура" по аналогии с "физическая температура" Писатель для Тэна интересен, в первую очередь, как общественный человек, как социально-национальный и общественный тип, а его произведения – как источник познания. Из произведений искусства исторический тип познаётся полнее, чем из научных диссертаций и комментариев, так возникает понятие "литературный документ". Это могут быть поэма, истор роман, мемуары, где не только психология личности и души, но и психология века и расы. Возникшее направление, кот заложило основы системного научного познания литературы, было существенным шагом вперёд по сравнению эстетической критики с её неподвижными понятиями и оценками, не учитывавшим исторического развития явлений. Была в этом направлении существенная ограниченность: представители этой школы видели в произведении литературы культурно-исторические памятники, это было важно только для истор науки. История получает новые источники, а худож специфика, эстетическая ценность и сложность не занимали исследователей. Литература, практически, сводилась к другим формам идеологии и утрачивала свою специфику. История литературы отождествлялась с историей общественной мысли и историей как таковой. Но из этого недостатка вытекло одно достоинстсво - эстет качества никак не учитывались, поэтому культурно-историческим целям могли служить многие малоизвестные писатели и малоинтересные произведения, на кот эстетическая критика не обращала внимание. Именно в рамках этой школы создаётся целый ряд исследований о "второстепенных и третьестепенных" писателях. Вклад А.Н. Пыпина в развитие истории литературы как науки. в России во второй половине 19века культурно-историческая школа нашла особенно благоприятную почву и стала превалирующей в эту половину столетия. Самым плодовитых и значимых в рус науке стал Александр Николаевич Пыпин. Он был наиболее последовательным и характерным представителем рус науки целого полувека. Оставил колоссальное научное наследие:1200 печатных работ по ирл древней и новой, методология литвед, славянским литературам, палеографии, этнографии, русской истории и истории общественной мысли. Наиболее интересные: ИРЛ в 4т (1900-02гг), Общественное движение в России при А1 (1871г), Характеристики лит мнений от 20 до 50хгг (1973г), Белинский, его жизнь и переписка (1876г): прослеживается развитие русского национального самосознания и как оно отразилось в РЛ напротяжении многих десятилетий. Ряд работ посвящён смежной тематикой: ИР, общей соц истории, религиозных и нам движения и тд. Основной пафос трудов - мысль о том, что литература и действительность связаны между собой, поэтому произведения служат понимать как памятник определённой эпохи культурно-истор развития, в кот отражается время. Его интересовал исторический смысл литературных явлений. Призывал ближе изучать фактическое содержание литературы, её источники, её отношение к жизни общества. Оно основывается на идее детерминизма и закономерной связи явлений, то есть всякое преобразование в обществ, умственной и литературной сфере носит в себе элементы предыдущего развития и само определяет будущее. Пыпина интересует историческая обусловленность лит процесса жизнью общества. Публицистичность становится одной из черт культурно-исторической школы. Заслуга: расширяет сферу историко-литературных изысканий, открывает в литвед целые области новых исследований: древнерусскую апокрифическую литературы, старинные русские сказки и повести, историю славянских литератур, потаенную литературу. Устойчивый интерес к этнографии. О значении идей Радищева и Новикова, О масонстве, О декабристе, О скептицизма Чаадаева, О славянофильстве и западничестве. Отражение многие политические процессы, цензурные стеснения, реакционное мракобесие, предубеждение власти против науки. В трудах Пыпина: история умственной жизни русского общества в течение многих веков. Настаивал на необходимости изучать, наряду с первостепенными писателями, писателей второго и третьего ряда. Все труды учёного основываются на солидной источниковедческой базе - "посмертные произведения": заметки, записки, денники, мемуары и переписки. 11. Историко-литературная деятельность академика Н.С.Тихонравова. Был учеником Шевырева и Буслаева. Преподавал на кафедре Русской словесности в МГУ. Дважды избирался ректором. Вся деятельность свелась к выявлению роста культурного самоопределения народа, то есть выявлению "развития жизни и связанных с ней сменой понятий и идеалов". Стремился выявить в литературе идеалы общественной жизни. Специализировался на всей литературе (не на опред писателе, периоде или жанре). Ирл интересовала его по связи её с Русской действительностью. Внимание учёного привлекали писатели: Кантемир, Новиков, Дердавин, Гоголь, в творчестве которых национальное самобытное начало проявилось в большей степени. Также обращается к редким источникам: Редкие Русские книги, "Подлые книги народного чтения", масонство, мещанская литература, театр 19века. Они давали богатый материал для изучения истории общественного движения. С точки зрения методологии представляет интерес статья Т "Задачи истории литературы и методы её изучения" (рецензия на сочинение Галахова). Его мысль: изучение условий создания произведения, эпохи, породившей его обеспечивают научную объективность и беспристрастность. Т тяготел к сравнительно-историческому методу, основа Котово передалась от Буслаева. Он применил одним из первых в своих исследования сравнительный метод для истории новой РЛ, вводя параллельные экскурсы из истории западно-европейской литературы: Русское масонство и просветительство. Придавал особое значение проблеме заимствования. Настаивал, что русская литература начинается не с истории П1, а по середине 17века. Проникновение западной культуры видит уже начиная с 15 века. В 17 веке видит оживленную лит борьбу, появление светских жанров, а в 18веке продолжается движение освоение самобытности. Делает вывод о цельности лит развития 15-19вв. Важная мысль: непрерывность и преемственность исторического развития литературы В его трудах культурно-историческая школа развила ценные качества: всестороннее критическое изучение памятников литературы по их источникам. Ставил задачу: издание памятников литературы. Им был открыт и издан целый ряд произведений "Летописи русской литературы и древности" с 1859г (всего 8 выпусков). В них было собрано много исследований самого Т, привлечённых лиц, редких документов по истории древней и новой РЛ. В них впервые были напечатаны первостепенные памятники ДРЛ: Житие протопопа Аввакума, Повесть о Савве Грудцине, Повесть о Шемякином суде, Слово о злых жёнах. Осуществил переиздание Слова о полку Игореве: внёс много поправок и исправлений, потому что опирался на компьютер Екатерины. В 1874г издаёт два тома "русских драматических произведений 1672-1725гг", публикует около 30 пьес. Главной заботой и задачей этой школы: подключить факты истории литературы к культурно-историческому понимаю истории России. Шагов считал, что исследовани ИР невозможно без общхращения философским, историческим учениям. Выводы по школе:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.013 с.) |