Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альбус Дамблдор о «Сказке о трех братьях»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В детстве эта сказка произвела на меня глубокое впечатление. Я услышал ее от ма-тери и чаще других сказок просил рассказать мне на ночь именно эту. Из-за этого мы не раз ссорились с моим младшим братом Аберфортом — он больше всего любил дру-гую — «Брюзга — задрипанный козел».
Мораль «Сказки о трех братьях» совершенно ясна, понятней некуда: любые по-пытки победить смерть обречены на провал. Один только младший брат («самый скромный и самый мудрый из троих») понимает, что, ускользнув один раз от смерти, он может надеяться в лучшем случае отсрочить следующую встречу с ней. Он знает, что дразнить смерть — полагаясь на силу, как старший брат, или с помощью сомни-тельного искусства некромантии[19], как средний брат, — значит сражаться с ковар-ным противником, одолеть которого невозможно.
По иронии судьбы, вокруг этой сказки сложилась весьма любопытная легенда, полностью противоречащая замыслу автора. Легенда утверждает, что Дары Смерти — непобедимая волшебная палочка, камень, возвращающий к жизни мертвых, и не зна-ющая сносу мантия-невидимка — существуют в действительности. Более того: тот, ко-му удастся завладеть всеми тремя магическими предметами, «победит смерть» — под этим обычно понимают, что такой человек станет неуязвимым и даже бессмертным.
Можно только улыбнуться с легкой грустью, видя, как эта легенда отражает чело-веческую натуру. Самый милосердный из уместных здесь комментариев: «Надежда в нашем сердце, как звезда»[20]. Несмотря на то что, по сказке, два из трех Даров край-не опасны, несмотря на четко сформулированную мораль, что в конце концов смерть приходит за каждым из нас, небольшая часть волшебного сообщества упорно продол-жает верить, что Бидль оставил нам зашифрованное сообщение, по смыслу прямо противоположное содержанию сказки. И только они одни достаточно умны, чтобы об этом догадаться.
Их теория (или, возможно, точнее будет сказать «отчаянная надежда») не под-тверждается реальными фактами. Мантии-невидимки встречаются в нашем мире, хо-тя и нечасто, однако мантия смерти в сказке обладает уникальными свойствами — она не снашивается со временем[21]. За все века, прошедшие с момента написания сказ-ки, никто и никогда не заявлял о том, что нашел мантию-невидимку. Приверженцы теории о Дарах Смерти объясняют это следующим образом: либо наследники млад-шего брата не знают, откуда у них мантия, либо знают, но не афишируют этого, про-являя тем самым мудрость, достойную их славного предка.
Камень, естественно, также никогда не был найден. Как я уже говорил в коммента-рии к сказке о зайчихе Шутихе, мы до сих пор не умеем возвращать к жизни мертвых и вряд ли когда-нибудь научимся. Темные волшебники создали инферналов[22], но это всего лишь отвратительные марионетки, а не ожившие по-настоящему люди. Бо-лее того, Бидль в своей сказке ясно говорит о том, что возлюбленная второго брата на самом деле не вернулась из царства мертвых. Она была прислана, чтобы заманить второго брата в лапы смерти, и потому остается холодной, дразняще отстраненной, она словно бы и здесь, и не здесь[23]. Итак, остается волшебная палочка. Некоторые упрямцы до сих пор верят, что по крайней мере в этом их невероятные гипотезы подтверждаются историческими фак-тами. На протяжении веков многие волшебники уверяли, что владеют необыкновен-но могущественной, прямо-таки «непобедимой» палочкой — то ли из тщеславия, то ли действительно веря своим словам. Некоторые утверждали даже, что их палочка сделана из бузины, как и та, из сказки. Такие волшебные палочки называли по разному, в том числе Смертоносной и Жезлом Судьбы.
Нет ничего удивительного в том, что вокруг волшебных палочек возникают суеве-рия — в конце концов, это важнейший магический инструмент, а также оружие Утверждают, что некоторые волшебные палочки несовместимы, а следовательно, не-совместимы и их владельцы:
У нее из остролиста, у него из дуба — Значит, пожениться им было бы глупо.
Иная волшебная палочка свидетельствует о недостатках своего хозяина:
Рябина — сплетница, каштан — бездельник, Упрямец ясень, плакса орешник.
И конечно, среди этих бездоказательных изречений мы находим:
Палочка из бузины доведет до беды.
Оттого ли, что в сказке Бидля Смерть сделала волшебную палочку из бузины, или оттого, что многие жадные до власти волшебники всегда утверждали, что их палочки сделаны из бузины, это растение не пользуется популярностью среди мастеров по их изготовлению.
Первое документально подтвержденное упоминание о бузинной волшебной па-лочке, обладающей особо сильными и опасными свойствами, принадлежит Эмерику, прозванному в народе Отъявленным. Этот волшебник прожил короткую, но бурную жизнь, в эпоху раннего средневековья держал в страхе всю Южную Англию. Умер он так же, как и жил, — в жестоком бою с волшебником по имени Эгберт. Судьба Эгберта неизвестна, хотя средняя продолжительность жизни средневековых дуэлянтов неве-лика. До того, как Министерство магии ввело ограничения на применение Темных искусств, поединки, как правило, заканчивались смертью по крайней мере одного из противников.
Целое столетие спустя еще один не очень приятный персонаж, на сей раз по имени Годелот, внес свой вклад в развитие Темной магии, составив ряд весьма опасных за-клинаний при помощи волшебной палочки, которую он в своих записках называет «спутница коварная и злокозненная, тело ея из древа самбука[24], волхование же ве-домо ей всех презлейшее» (фраза «Волхование всех презлейшее» стала заглавием са-мого известного из сочинений Годелота).
Как видим, Годелот считает волшебную палочку своей помощницей, почти настав-ницей. Знатоки волшебных палочек[25] согласятся со мной, что волшебные палочки действительно способны впитывать знания тех, кто ими пользуется, хотя этот процесс непредсказуем и далек от совершенства. Чтобы оценить, насколько полно могут пере-даваться знания каждого конкретного мага, нужно учитывать самые разные факторы, такие как взаимоотношения между палочкой и ее владельцем. Тем не менее вполне вероятно, что палочка, долгое время переходившая от одного Темного волшебника к другому, вобрала в себя известную долю самых опасных разновидностей магии.
Как правило, маги предпочитают волшебную палочку, которая сама их «выбрала», а не принадлежавшую в прошлом еще кому-то — именно потому, что усвоенные па-лочкой привычки прежнего владельца могут оказаться несовместимы с присущим но-вому хозяину стилем колдовства. Обычай хоронить волшебную палочку вместе с вла-дельцем после его смерти (или даже сжигать) также не позволяет волшебным палоч-кам переходить из рук в руки. Однако, по мнению тех, кто верит в Бузинную палочку,
ее никогда не хоронили и не сжигали, поскольку новый хозяин каждый раз отнимал
ее у предыдущего, чаще всего — убив его на поединке. Вот почему в ней якобы нако-пились необычайная мудрость и могущество.
Как известно, Годелот окончил жизнь в подвале, куда его заточил собственный сын, безумный Геревард. Надо полагать, Геревард забрал у отца волшебную палочку, иначе тот сумел бы бежать. Но что сделал с палочкой Геревард, мы не знаем. Извест-но только, что в начале XVIII века объявилась волшебная палочка, которую ее владе-лец, Варнава Деверилл, называл Бузинным жезлом. Благодаря ей Деверилл приобрел славу жестокого и страшного чародея, но в конце концов его самого убил не менее из-вестный злодей Локсий, а палочку взял себе, переименовал в Смертоносную и с ее по-мощью уничтожал всякого, кто ему не угождал. Дальнейшую историю этой палочки проследить трудно — слишком многие утверждали, в том числе и его собственная мать, будто прикончили Локсия именно они.
При вдумчивом изучении истории вопроса прежде всего бросается в глаза, что ка-ждый волшебник[26], объявлявший себя владельцем так называемой Бузинной па-лочки, считал ее непобедимой, хотя способ, каким она переходила из рук в руки, сви-детельствует о том, что она много раз терпела поражение и, мало того, буквально при-тягивала неприятности, как козел Брюзга — мух. В целом, все это лишь подтверждает истину, в которой я не раз убеждался за свою долгую жизнь: людям свойственно стре-миться именно к тому, что для них всего хуже.
Впрочем, кто из нас, будь ему предложено выбрать любой из Даров Смерти, посту-пил бы так же мудро, как третий брат? И волшебники, и маглы равно подвержены властолюбию. Многие ли устояли бы перед Жезлом Судьбы? Кто, потеряв любимого человека, справился бы с искушением воскрешающего камня? Даже я, Альбус Дамбл-дор, легче всего отказался бы от мантии-невидимки, и это всего лишь доказывает, что я, при всем своем уме, на самом деле такой же глупец, как и все прочие.
Дорогой читатель!
Спасибо тебе за то, что ты купил эту уникальную, совершенно особенную книгу. Пользуясь случаем, хочу объяснить, каким образом твоя поддержка поможет изме-нить жизнь многих социально незащищенных детей. Более миллиона детей по всей Европе живут в крупных детских домах. Вопреки распространенному мнению, это вовсе не сироты. Они находятся под опекой государ-ства и различных благотворительных организаций, потому что родители у них боль-ны, нетрудоспособны или принадлежат к этническим меньшинствам. Среди таких де-тей мною инвалидов, но они зачастую не получают медицинской помощи и не могут нормально учиться. Иногда они лишены даже самого необходимого, например каче-ственного питания. Почти все они страдают от недостатка общения и эмоциональных контактов с другими людьми.
Для того чтобы изменить жизнь этих детей и не допустить подобного в будущем, мы с Дж. К. Ролинг в 2005 году создали благотворительный детский фонд «Чилдренз Хай Левел Груп» (Children's High Level Group — CHLG).
Цель нашего фонда — покончить с крупными детскими домами и способствовать тому, чтобы дети жили в семьях: собственных, или приемных, или в небольших се-мейных детских домах.
Каждый год мы помогаем примерно четверти миллиона детей. Мы финансируем независимую «горячую линию», по которой сотни тысяч детей ежегодно получают помощь и информацию. Также мы разрабатываем различные образовательные про-граммы, в том числе проект «Комьюнити Экшн» («Общественная работа»), в рамках которого ученики общеобразовательных школ помогают детям, нуждающимся в спе-циальном обучении, и «Эдельвейс», дающий возможность детям выразить себя в творчестве. В Румынии наш фонд создал государственный детский совет, который представляет права детей и позволяет им рассказывать о своей жизни и проблемах.
К сожалению, наши возможности ограничены. Необходимы средства, чтобы уве-личить масштабы нашей деятельности, охватить больше стран и шире помогать де-тям, которые в этом отчаянно нуждаются.
CHLG отличается от других неправительственных организаций в той же области, поскольку работает с правительствами и государственными учреждениями, профес-сиональными и добровольными организациями, а также предоставляет конкретную практическую помощь на местах.
Цель нашего фонда — добиться выполнения в полном объеме Конвенции ООН о правах ребенка во всей Европе, а в конечном итоге — и во всем мире. Всего лишь за два года с нашей помощью во многих странах были разработаны методики, напра-вленные на то, чтобы детей реже оставляли в больницах, чтобы улучшился уход за детьми-инвалидами. Также было разработано руководство по подбору семей для де-тей из детских домов.
Мы искренне благодарны за твою помощь — покупку этой книги. Вырученные за нее деньги позволят нам продолжать свою работу и дадут сотням тысяч детей шанс на здоровую, достойную жизнь.
Если хочешь больше узнать о нас, пожалуйста, зайди на сайт: www.chlg.org. Спасибо!
Баронесса Николсон Уинтербурнская, член Европарламента, Сопредседатель фонда CHLG
Сноски
Нужно заметить, что настоящие волшебники и волшебницы неплохо наловчились избегать костра, петли и плахи (см. историю Лизетты де Ла Кроль в моих коммента-риях к сказке «Зайчиха Шутиха и ее пень-зубоскал»). Тем не менее бывали случаи и со смертельным исходом. Например, когда был посажен в темницу сэр Николас де Мимси-Дельфингтон (королевский маг при жизни, а после смерти — факультетский призрак Гриффиндора). У него отобрали волшебную палочку, и он не смог бежать пе-ред казнью. Особенно часто семьи магов теряли младших волшебников, которые еще не умели контролировать свои магические способности и потому становились жертва-ми магловской охоты на ведьм.
Сквиб — потомок родителей-маглов, лишенный магических способностей. Встре-чается крайне редко. Значительно чаще бывает наоборот — в семьях маглов рождают-ся дети, наделенные волшебными способностями. — Дж. К. Р.
В том числе и я сам.
Позднее профессор Бири уводился из Хогвартса и стал преподавателем в ВАДИ (Волшебная Академия Драматического Искусства). Как-то он мне признался, что всю жизнь старался избегать постановок по этой сказке, считая, что она приносит несча-стье.
См. «Фантастические звери и места их обитания» — там приведено подробное опи-сание этого своеобразного животного, которое ни в коем случае не следует пускать в помещения с деревянной обшивкой стен и тем более подвергать увеличивающему за-клинанию.
За время своей работы преподавателем по уходу за магическими существами про-фессор Кеттлберн отстранялся от занятий не менее шестидесяти двух раз. У него были весьма натянутые отношения с моим предшественником, профессором Диппетом. Профессор Диппет считал Кеттлберна несколько безрассудным. К тому времени, как директором стал я, годы укротили профессора Кеттлберна, хотя некоторые циники утверждали, что он вынужден был угомониться, когда из первоначального набора ко-нечностей у него остались всего лишь полторы.
На мое письмо мистер Малфой откликнулся еще несколькими письмами, но по-скольку они, в основном, состояли из неодобрительных замечаний по поводу моего происхождения, душевнного здоровья и личной гигиены, то к теме данного коммен-тария они имеют весьма отдаленное отношение.
Если верить дневнику Беатрис Блоксам, писательница так и не оправилась от по-трясения, пережитого ею, когда она услышала, как ее тетушка рассказывала сказку о мохнатом сердце ее старшим двоюродным сестрам. «По чистой случайности мое уш-ко оказалось вблизи от замочной скважины. Должно быть, я оцепенела от ужаса и по-тому дослушала до конца эту отвратительную легенду, а заодно и леденящие душу по-дробности весьма неприглядной истории о моем дядюшке Нобби, местной колдунье и мешке прыгучих луковиц».
Термин «чародей» — чрезвычайно древний. Хотя его иногда используют как сино-ним слова «волшебник», первоначально он означал человека, владеющего искус-ством поединка и всеми видами боевой магии. Титул чародея присваивали волшебни-кам за проявленную отвагу примерно так же, как маглов за доблесть посвящали в ры-цари. Называя главного героя сказки чародеем, Бидль хочет подчеркнуть, что тот был признанным мастером наступательной магии. В наши дни слово «чародей» употре-бляется магами в двух значениях: когда речь идет об очень свирепом на вид волшеб-нике и как знак особого мастерства или необыкновенных достижений. Так, сам Дамблдор был Верховным чародеем Визенгамота. — Дж. К. Р.
Основатель Сугубо Экстраординарного Общества Зельеварителей Гектор Да-гворт-Грейнджер объясняет: «Искусно приготовленное зелье может вызвать у челове-ка сильное увлечение, но никому еще не удавалось искусственно создать настоящую, вечную, безоговорочную привязанность, единственно достойную именоваться Любо-вью».
Мурлокомли — розовые колючие грибоподобные существа. Трудно представить, что кому-то могло бы захотеться их гладить. Подробнее о них можно прочесть в книге «Фантастические звери и места их обитания».
Не путать с книгой «Мохнатая морда, человеческое сердце» — трогательной исто-рией о борьбе некоего волшебника с ликантропией.
Изображения волшебников на портретах и фотографиях движутся, а портреты еще и разговаривают, сохраняя манеру оригинала. Изображения на портретах и фото-графиях, а также образы, которые показывают нам зеркала вроде Еиналеж, не стоит путать с призраками. Призраки — прозрачные, движущиеся, говорящие и мыслящие воплощения волшебников и волшебниц, которые по каким-либо причинам пожелали остаться на земле. — Дж. К.Р.
Нынешний директор Хогвартса, профессор МакГонагалл, просила меня особо под-черкнуть, что она стала анимагом в результате углубленных исследований в различ-ных областях трансфигурации и что она никогда не использовала свою способность превращаться в кошку для каких-либо тайных целей. Единственное исключение — вполне правомерная работа в Ордене Феникса, когда тайна была жизненно необходи-ма. — Дж. К.Р.
Возможно, данный факт способствовал распространению слухов о душевном рас-стройстве этого короля-магла.
Как показали углубленные исследования, проведенные Министерством магии еще в 1672 г., волшебниками рождаются, а не становятся. Изредка в немагических семьях «случайно» появляются люди, способные к волшебству (хотя при внимательном рас-смотрении, как правило, оказывается, что и их генеалогическом древе все-таки при-сутствуют маги), но маглы колдовать не могут. В лучшем — или в худшем — случае они могут надеяться на самопроизвольный, неуправляемый эффект от применения подлинной волшебной палочки, поскольку она является инструментом, перенапра-вляющим поток магической энергии, и может сохранять остаточную магию, случай-ный выброс которой совершенно непредсказуем. По поводу волшебных палочек см. также комментарий к «Сказке о трех братьях».
Подробное описание этих любопытных существ см. в книге «Фантастические зве-ри и места их обитания».
Заклятия Круциатус, Империус и Авада Кедавра впервые были классифицированы как Непростительные в 1717 г., и за их применение полагалась чрезвычайно серьезная кара.
Некромантия — Темное искусство, позволяющее вызывать мертвых. Как видно из данной сказки, эта разновидность магии никогда не приносила желаемых результа-тов. — Дж. К. Р.
Эта цитата свидетельствует о том, что Альбус Дамблдор был не только чрезвычай-но начитан в области магической литературы, но был знаком также и с произведени-ями магловского поэта Александра Поупа. — Дж. К. Р.
Мантии-невидимки, вообще говоря, не лишены недостатков. Они рвутся, тускнеют от старости, наложенные на них чары истощаются или же могут быть нейтрализова-ны разоблачающим заклинанием. Поэтому маги чаще пользуются для маскировки дезиллюминационным заклинанием. Как известно, Альбус Дамблдор умел выпол-нять настолько мощное дезиллюминационное заклинание, что становился невиди-мым без всякой мантии. — Дж. К. Р.
Инферналы — мертвецы, получившие подобие жизни посредством Темной магии.
— Дж. К. Р.
Многие исследователи считают, что Бидль создает камень, воскрешающий мерт-вых, по аналогии с философским камнем, при помощи которого изготавливают элик-сир жизни, дарующий бессмертие.
Старинное название бузины.
Как я, например.
Ни одна волшебница не объявляла себя владелицей Бузинной палочки. Делайте из этого какие хотите выводы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.017 с.) |