Карма Йога, или Йога Действия 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карма Йога, или Йога Действия



Карма - это сущность жизни, будь то жизнь человека или Бога, Владыки Кармы. Кармы, которые выполнены правильно, в духе служения Божественному, могут привести к духовному освобождению.

Кармы, или действия, бывают двух типов: хорошие и плохие. Хорошие дела - это такие, которые направлены на приближение нас к нашей духовной цели, в то время как плохие дела отдаляют нас от нее. Нет удовольствия более высокого и постоянного, чем возникающее от открытия вновь своего истинного “Я”, которое действительно является нахождением своей идентичности с миром вокруг.

Жизнь во всех ее формах характеризуется активностью, изменения закон жизни. Ни один человек не может обойтись без действия, даже на долю секунды. Вордсворд описал это состояние вечной активности так:

Глаз не имеет выбора, кроме как видеть,

Мы не можем заставить ухо быть глухим,

Наши тела чувствуют, где бы они ни были,

По нашей воле или против нее.

В этом случае все, что человеку нужно сделать - это возвысить ход своих действий от начала до конца настолько, чтобы они очистились от шлака низких и скверных желаний и чувственных отношений. Бескорыстное служение человечеству - высшая добродетель. “Служение другим прежде, чем себе” должно быть ведущим принципом в жизни. Поскольку вся жизнь исходит от Бога, источника жизни и света, жизнь должна быть постоянно посвящена Ему, безо всякого желания результата этого. БРАХМСТХИТИ, или установленность в Брахмане, приходит не отказом от работы (САИВЬЯС), а отказом от желания ее результата (ТЬЯГА). Не работа, а именно побудительная сила за работой связывает нас и балует эго.

Карма, чтобы быть средством МОКША, или освобождения от разума и материи, должна удовлетворять трем условиям:

1) Истинное знание более высоких ценностей жизни: сама Жизнь, будучи непрерывным принципом, внутренне присуща всем формам творения и поэтому достойна уважения и обожания. Это реалистический аспект Кармы.

2) Искренние и любящие чувства ко всем живым существам, от так называемых низших до высших. Это эмоциональный аспект Кармы.

3) Карма должна выполняться с активной волей, без страха наказания или надежды на воздаяние. Иными словами, она должна быть спонтанной, автоматически вытекающей из специфической природы человека (СВАДХАРМА), то есть из чувства долга - работа ради работы, а не по какому-либо ограничению или по принуждению. Человек - не просто создание обстоятельств, он имеет волю, посредством которой может изменять свое окружение и направлять свою собственную судьбу. Это волевой аспект Кармы.

Человек, живущий полностью для других, живет не для себя и не позволит своему эго раздуваться от мыслей об обладании. Будучи полностью непривязанным духом, карма йог живет в полном отмежевании от своего обычного “я”.

Кто выполняет задачу, продиктованную долгом,

не заботясь вовсе о результате действия, тот - йог.

Бхагавад Гита

Короче, “бескорыстная преданность долгу” - ключ к успеху на пути действия. При исполнении долга нужно подняться над чувственными объектами, чувствами, разумом и сознательной волей, чтобы все, что делается от полноты своего бытия, было спонтанным действием в свете атмана и праведным действием, давая возможность видеть деятельность в бездействии и бездействие в деятельности и быть неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни, которая находится сразу и в деятельности, и в бездействии. Таким образом, “правильно выполненное” и “правильно отвергнутое” действия ведут к одной и той же цели, так как именно правильное понимание природы действия приводит к йогическому состоянию.

Итак, таковы три основных типа йоги, предназначенных и приспособленных согласно человеческой натуре. Каждый получает мистический зов к тому, к чему он склонен по своему темпераменту. Рассудительному философу, одаренному логическим умом, он приходит так: “Оставь все иное и познай меня”. Стремящийся к духовности, наделенный эмоциональным умом, получает его таким: “Оставь все иное и потеряйся в моей любви.” А высоко практический и активный ум получает такой зов: “Оставь все иное и служи мне”.

Как уже сказано, эти три подхода частично совпадают и не могут быть полностью разделены. Что-то от бхакта и карма-йога присутствует в истинном джнани; что-то от джнани и карма йога - в истинном бхакте; и что-то от джнани и бхакты - в истинном карма-йоге. Дело не в исключительности, а в преобладающей тенденции.

Другие Йоги, упоминаемые в Гите

Кроме этих хорошо известных и популярных форм, Господь Кришна дает нам также еще несколько типов с некоторыми оттенками различий между ними.

Йога медитации

Это йога сосредоточенного внимания, как “свет лампы в безветренном месте”. Она - для контролирующего себя, способного упорно бороться. С разумом, всегда фиксированным на атмане, человек с помощью сознательной воли постепенно отводит себя от рассеянности разума и обнаруживает себя живой и самосветящейся душой, и после этого всегда движется к совершенству. Для этого нужно отделаться от всех стремлений, желаний, надежд и имущества и удалиться в уединенное место, чтобы практиковать контроль над разумом и телом.

Йога духовного опыта

Этот опыт получают, прорвавшись сквозь трехмерное яйцо гун: САТВА, РАДЖАС и ТАМАС и поднявшись над физическим и умственным состояниями. Это приходит с пониманием истинной природы вещей, т.е. ВИВЕК, или различением. Ее заслуга больше, чем от выполнения обрядов и ритуалов, жертвоприношений и церемониалов, изучения священных писаний и пения псалмов, аскетической практики, подавания милостыни и совершения других благотворительных дел, каждое из которых поневоле делается на плане чувств и связано с ним, но не может доставить в Запредельное.

Йога мистицизма

Это прибежище в Господе посредством полной самоотдачи Ему. Оно приходит от знания истинной природы Бога и от непосредственного видения. Этим путем освобождаются от добрых и злых последствий своих действий, каждое из которых выполняется как жертвоприношение у Лотосовых Стоп Господа.

Бхагавад Гита - это поистине конспект систем йоги, преобладавших во время ее обнародования, и фактически их упомянуто восемнадцать: ВИКХАД ЙОГА (гл.1), САНКХЬЯ ЙОГА (гл.2), КАРМА ЙОГА (гл.3), ГЬЯН-КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (ГЛ.4), КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (гл.5), АТАМ САНДЖАМ ЙОГА или ДХИАН ЙОГА (гл.6), ГЬЯН-ВИГЬЯН ЙОГА (гл.7), АКШАРА-БРАХМА ЙОГА (гл.8), РАДЖА ВИДЬЯ РАДЖ ГУХЬЯ ЙОГА (гл.9), ВИБХУТИ ЙОГА (гл.10), ВИШВА-РУП ДАРШАН (гл.11), БХАКТИ ЙОГА (гл.12), КШЕТРА КЕХЕТРАГЬЯ ВИБХАГ ЙОГА (гл.13), ГУН ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.14), ПУРШОТТАМ ЙОГА (гл.15), ДЭВАСУРА САМПАД ВИБХАГ ЙОГА (гл.16), ШРАДХА ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.17) и МОКШАР САНЬЯС ЙОГА (гл.18).

Из приведенного выше анализа ясно, что отличия, обрисованные между разными аспектами системы йоги, скорее иллюстрируют свойство человеческого разума смотреть на одно и то же по-разному, чем какое-нибудь внутреннее различие между одним типом и другим. Они являются разными гранями одного и того же предмета и часто частично совпадают и взаимопроникают друг в друга. Если изучить Гиту достаточно хорошо, начнешь видеть, что, в то время как Господь Кришна говорит о различных йогах, чтобы гармонизировать различные человеческие подходы к Божественному, сопровождающая их практическая эзотерическая дисциплина - одна и та же. Когда Он посвятил Арджуну в мистическую науку, Он открыл его ДИВЬЯ ЧАКШУ, или третий глаз, и только после этого принц смог созерцать Его Вселенскую Форму, или ВИШВА РУПА (гл.11). В конце концов, как Гуру великий королевский йог сказал ему, чтобы он оставил все иное и полностью подчинился Ему; САРВА ДХАРМАН ПАРИТЬЯДЖЬЯ МАМ ЭКАМ ШАРАНАМ ВРАДЖА (гл.18). В Гите нет недостатка в дальнейших намеках на внутренний путь; так, в главе 1 нам говорится, что в самом начале Господь затрубил в раковину пяти мелодий. Но при отсутствии учителя, который сам практически овладел наукой, мы стремимся истолковать это или на уровне интеллектуальной дискуссии, или на уровне ритуального пения, таким образом упуская ее внутренний смысл.

Можно отметить, что дуалистическое предположение характеризует первые стадии не только Бхакти Йоги, но также и всех остальных типов йоги. Они начинают с отличения дживы от Брахмана; одна - несовершенная, конечная и ограниченная, а другой - Совершенный, Бесконечный и Неограниченный. Само творение - это продукт двух принципов, позитивного и негативного: САТ и САТО в чисто духовном мире, ПУРУШ и ПРАКРИТИ в более высоких сферах Брахманда, БРАХМА и ШАКТИ в середине Брахманда, КАЛЬ и МАЙЯ еще ниже, и ДЖИОТИ и НИРАНДЖАН в нижней части Брахманда. Именно их союз, какова бы ни была стадия, приводит различные формы к проявлению, от мельчайшего атома до огромнейшей Вселенной.

Сам термин “БРАХМАН” происходит от двух корней: ВИРЕХ - что означает “рост” или “расширение”, и МАНАН - что означает “понимание”. В процессе творения Единое проецирует себя в дуалистические и плюралистические формы, и путь возврата - через обратный процесс, от дуализма и множественности к Единому. Но пока человек остается в теле, он не может, согласно йогам, всегда быть в состоянии Самадхи, или единства с Ади Пуруш, Первичным Существом. Поэтому система йоги верит в ВЕДЕХ МУКТИ, или окончательное освобождение только после смерти. Кроме того, высшее небо йогов - Сахасрар, сфера тысячелепестковых огней, а йогишваров - Трикути, штабквартира Брахманда, самое начало или яйцо Брахмана. Большинство Пророков мира нисходит из этой сферы, являющейся как бы гостиницей на полпути между физическим и чисто духовными планами; иногда на Запредельное ссылаются как на ПАР БРАХМ только. Путь Святых и Мастеров, однако, лежит за пределами этих планов, так как они определенно говорят о САТ ЛОК, Обители Истинного, царстве Чистого Духа, и даже о планах за его пределами: *, ** и ***.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.007 с.)