Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пратьяхара, или контроль чувствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Уход внутрь и абстрагирование) Это означает изъятие чувств из чувственных объектов. Разум делается чистым практикой яма, нияма и пранаяма, а ПРАТЬЯХАРА дает высшее господство над чувствами. Контроль чувств, поэтому, является главным фактором в йогической науке. До тех пор пока кони чувств не контролируются и не сдерживаются в их сумасшедшей скачке по полям удовольствий и наслаждений, разум, вероятно, не может быть успокоен. Поэтому чувства должны быть убраны с сенсорного плана и защищены от принятия всех внешних впечатлений и влияний. Визуальное восприятие и слух являются двумя основными каналами, по которым мы получаем не менее 88 - 95 процентов наших впечатлений, а оставшиеся 5 процентов или около того приходят от других чувств. Итак, первостепенной важностью является закрытие шлюзов глаз и ушей, чтобы помешать потоку извне войти и наводнить озеро разума. Чтобы решительно закрыть разум от атак чувств, изучающему йогу необходимо удаляться на некоторое время каждый день в “монашескую келью” своего сердца, так как общеизвестно, что мутная вода становится чище сама по себе, если позволить ей отстояться некоторое время. Можно практиковать пратьяхару (контроль чувств как предварительную стадию для достижения состояния задумчивости, или отвода чувств) с помощью различения и проницательности. Со знанием истинных ценностей жизни мы приходим к игнорированию нездоровой и недостойной пищи, которой иначе потворствуют чувства, и тем самым подходим к контролю вещества разума. Это равносильно нарушению движения чувств в мире с помощью взрыва полей иллюзорных удовольствий силой различения. Пратьяхара очень важна для достижения успеха в йоге. С обращенными внутрь чувствами йог может работать ради сознания внутри себя. Разум становится очищенным благодаря этой практике, вырастает уверенность в своих силах, и это позволяет вести строго аскетическую жизнь. В Бхагават Гите мы читаем: Пусть он держит все эти (чувства) сдержанными и концентрируется на Мне; так как тот, кто держит инструменты чувств под своей властью, имеет постоянную мудрость. Упомянутые выше пять факторов - ЯМА, НИЯМА, АСАНА, ПРАНАЯМА и ПРАТЬЯХАРА - представляют подготовку для прогресса в йоге. Они являются лишь вспомогательными, но не главными элементами йогической системы. Они помогают в очищении тела, пран, разума и ИНДРИЙ. Теперь мы подходим к непосредственным внутренним средствам помощи в йоге; их три - ДХАРНА, ДХИАН и САМАДХИ, которые образуют АНТАРАНГ САДХНА или внутреннюю дисциплину. Дхарна, или Самъям (Поглощенность или концентрация) Контролируя праны с помощью пранаямы и чувства с помощью пратьяхары, изучающий йогу теперь должен фиксировать свой разум на чем-то. Его можно фиксировать на чем-то внешнем, таком как идол, картина или любой другой вид изображения; или его можно фиксировать на чем-то внутреннем, на каком-нибудь из телесных центров в ПИНД или на какой-нибудь идее, или на каком-нибудь из астральных центров в АНД. Следовательно, дхарна (дхарана) состоит в фиксировании разума на конкретном месте, объекте, идее или центре, как находят удобным. Любой тип дхарны помогает сделать разум устойчивым и полезен по-своему. 1. Дхарна на любое из чувственных восприятий обеспечивает устойчивость разума, собирая его блуждания в фокусе. а) На кончик носа: это дает опыт ДИВЬЯ ГАНДХ, или божественного аромата. Это называется ВАРТА СИДДХИ. б) На кончик языка: это дает опыт вкуса эссенции дивья, или божественной материи - манны и нектара. Божественное знание вкуса известно как АСВАДАН. в) На середину языка: это дает опыт божественного прикосновения, или близости возвышенного присутствия. Божественное знание прикосновения известно как ВИДАНА. г) На корень языка: это дает опыт звуков дивья, или святой гармонии. Это называется СРАВАНА. д) На небо над языком: это дает опыт цветов дивья, или составных частей яркости. Это божественное знание зрения называется АДАРША. 2. Дхарна на светящуюся ментальную форму в местонахождении разума. Ее выполняют сначала вдыхая, а потом выдыхая и одновременно думая о перевертывании вверх восьмилепесткового лотоса ниже сердца, лежащего в настоящее время лицевой стороной вниз, а затем фиксируя внимание на сияющем свете в лотосе, через который проходит СУШМАНА или БРАХМ НАДИ. 3. Дхарна на Мастеров-Душ, таких как Будда, Христос или, еще предпочтительнее, на живого Мастера, свободных от всех желаний, также освобождает от всех желаний, умственных привязанностей и от рабства разума и материи. 4. Дхарна или Самъям на внешние объекты: дхарна на небесные тела - Солнце, Луну, планеты и т.д. - дает сверхчувственный опыт, например: а) На Солнце: это дает знание Брахманда, состоящего из четырнадцати бхаван, или сфер; семи верхних, более высоких миров, или ЛОК (БХУР, БХУВА, СВАХ, МАХА, ДЖАНАХ, ТАПАХ И САТЬЯМ) и семи более низких ЛОК (СУТАЛА, ВИТАЛА, ТАЛАТАЛА, МАХАТАЛА, РАСАТАЛА, АТАЛА И ПАТАЛА). б) На Луну: это дает знание звезд. в) На Полярную звезду: это дает знание движения звезд. г) На слона или ХАНУМАНА: это дает силу и мужество. д) На форму тела: это вызывает исчезновение самого тела, так как способность понимания приостанавливается и связь между светом и глазами прерывается. 5. Самьям на внутренние центры, “Я” и индрии; дхарна или самъям, может выполняться на что-то вроде добродетелей, на внутренние центры, чакры и нади, например: а) На НАБХИ, или пупок (МАНИПУРА ЧАКРА) - это дает знание строения тела. б) На ямку на горле (ВИШУДХИ ЧАКРА) - это дает освобождение от голода и жажды. в) На САХАСРАР - это дает божественные видения и ДАРШАН СИДДХОВ. Методом последнего является концентрация на Брахмарендра, или отверстии Брахмы - отверстии внутри МУНДХУ, или головы, через которое божественный свет течет вниз. НИРГУН УПАСАКИ проводят свою абстрактную медитацию на этот центр, который также известен как САХАСРАР. г) На АНХАТ ЧАКРУ в сердце - это дает знание разума. д) На КУРМА НАДИ (астральную трубу в груди, ниже горла, через которую КУРМА - второстепенный вид праны - управляет веками) - это дает устойчивость телу. е) На внутренний свет сердца - это дает знание тонкого (ясновидение), неизвестного (зарытые сокровища), отдаленного (повсюду). 6. Можно делать самьям на свое “Я”. Это дает ясновидение, яснослышание и другие трансцендентальные силы, также более высокие осязание, вкус, обоняние и т.д.; все это с помощью интуиции, или ПРАТИБХА, без каких-либо других специализированных самъям. Посредством самъяма на природу своей сущности (познавательные возможности) получают способность чистого познания без внешней помощи чувств и органов чувств. С индриями, дремлющими в соответствующих им центрах, наслаждаются невыразимым блаженством (ананд) в состоянии, называемом САНАНД САМАДХИ. 7. Путем самьяма, или дхарны, на определенные черты тела, такие как цвет лица, голос и что-то иное, начинают понимать состояние и природу разумов других. 8. Посредством самьяма: а) на разум (или мысли) - узнают содержание разума; б) на время - получают знание всего; в) на воздух и эфир или на отношение между ними - наделяются божественным слухом (шабд), и можно слышать любой тонкий звук с любого расстояния просто по желанию. Подобно, контактируя с АДХИСТАНА-БХУТА (ВАЮ ТЕДЖАС, ПРИТХВИ и т.д.), можно развить способности других органов до их полной силы. г) На отношение между эфиром и телом или на легкость хлопка - приходит способность летать сквозь эфир или воздух, так как тело становится крайне легким, и можно двигаться везде в пространстве, как птица, и можно даже ездить на лучах солнца. Йог, имеющий СИДДХИ в КХЕЧАРИ МУДРА, тоже может летать в воздухе. (Тот, кто знает САММОХАН ВИДЬЯ, или ИНДРА ДЖАЛА, тоже может двигаться через пространство, но это - ДЖАЛА, или только трюк, а не что-то реальное, так как он в действительности остается на земле, и если вы сфотографируете его, вы не получите фото человека, летящего в воздухе.) д) На три модификации разума - приходит знание прошлого и будущего. е) На ВИДЕХА - можно выходить из тела по желанию и функционировать без тела, ощущать всепроникающую природу в ее полной вездесущности, и можно выполнять КАЯ ПАРВЕШ, т.е. можно входить в тело любого другого человеческого существа и действовать через его тело и разум. ж) На САМСКАРА (впечатления разума) - приходит знание предыдущих рождений. 9. Путем господства над: а) УДАНА ВАЮ - прекращают иметь какой-либо контакт с водой, грязью или колючками, и можно окончить свое существование по желанию, так как с помощью УДАНА можно отделить свое астральное тело от физического и путешествовать в пространстве. б) САМАНА ВАЮ - приходит сияние, и можно создавать огонь и вспышки света из своего тела. 1О. Путем самьяма на добродетели: а) На дружественность и другие добродетели - приходит способность передавать то же другим. б) На различение (особое отношение между САТВА, или чистотой, и ПУРУША, или душой) - приходит сила всемогущества и всезнания. в) На ШАБД - приходит знание звуков всех живых существ (включая звуки животных и птиц). г) На кармы - получают знание времени своей смерти. Когда разум становится необычайно чист и насквозь наполнен САТВА до самых своих корней, приходит спонтанное озарение. Разум имеет пять состояний: a) КШИПТА, или блуждающий разум, с веществом разума в состоянии постоянной рассеянности. б) МУДХА, или тупой и забывчивый разум, не знающий почти ничего. В нем разум находится в состоянии путаницы и тупости. в) ВИКШИПТА, или разум, который собирается на мгновение, а затем разбрасывается. Это состояние несовершенной устойчивости. г) ЭКАГРАТА, или разум, одаренный сосредоточенным вниманием и фиксированностью цели. д) НИРОДХА - дисциплинированный, контролируемый и хорошо сдерживаемый разум. Никакая йога невозможна в первых трех состояниях. Она возможна только в четвертом и пятом состояниях. Кроме этого, есть восемь видов СИДДХИ, способностей, которые обычно развивают сиддха, высшие существа: а) АНИМА - способность проникать во все вещи, даже в АНУ, или атом, чтобы видеть его внутреннюю структуру. б) ЛАГХИМА - способность приобретать легкость, чтобы ездить даже на лучах солнца. Это часто используется в левитации и транслевитации, несмотря на законы гравитации. в) ГАРИМА - способность стать тяжелым, как сталь, и сделать любой объект недвижимым. Это противоположность ЛАГХИМА. г) МАХИМА - способность приобретать обширную и всепроникающую величину, как пространство, и видеть работу всемирного устройства и отдаленные объекты, вроде солнечных систем. д) ПРАПТИ - способность достигать всего, даже Луны. Она наделяет чувством проникновения во все. е) ПРАКАМЬЯМ - способность иметь все желания исполненными. ж) ВАСИТВАМ - способность командовать и контролировать все создания и стихийные силы, типа ветра и дождя. з) ИШИТВА - способность играть роль творца, хранителя и разрушителя. Кроме этих, есть много дополнительных достижений, которые получают просто путем процесса самоконтроля и концентрации, тоже называемые САМЪЯМ, например: 1) Понимать язык птиц и зверей. 2) Знать свои предыдущие рождения и иметь предвидение смерти. 3) Читать сокровенные мысли других. 4) Знать скрытые и тонкие предметы издалека, такие как планеты и звезды. 5) Предсказывать будущие события. 6) Переноситься в любое место в мире. 7) Исцелять прикосновением. 8) Достигать телесных совершенств в РУПА (форме), РАНГА (цвете лица), БАЛА (силе и мужестве), САНХАНАН (постоянстве), ЛАВАНЬЯ (физическом очаровании) и т.д. Необходимо сказать здесь слово предупреждения относительно РИДДХИ и СИДДХИ, или сверхъестественных сил, которые очень часто приобретают в практике йоговской садхны, или йоговской дисциплины. Их нужно тщательно избегать, так как они - настоящие преграды на пути истинного духовного прогресса и достижения самореализации и реализации Бога, которые являются целью и завершением системы йога. ДЕВТЫ очень часто становятся ревнивы к человеческой душе, путешествующей по Духовному Пути. Они приходят с улыбкой приветствовать йогов, которые находят вход в более высокие сферы, приглашают их сладкими хитрыми словами и пытаются вызвать их падение. Даже великий йог Вишвамитра был соблазнен красотой небесного существа, девы, посланной Индрой соблазнить его. Он невольно попал в ловушку и сошел с Пути. Эти соблазны атакуют на второй стадии Пути, но оказываются бессильными против того, кто предан Пути, тверд и стоек в своей садхне. Оставь сиддхи и уничтожь семена рабства, И достигни Кевалья, состояния совершенного Покоя и независимости. И снова: Не соблазняйся обаятельными улыбками небожителей И избегай контакта со всем нежелательным. Патанджали Дхарна как форма йоги (Мансик Йога) Фиксированность внимания является необходимым главным элементом во внутренней йогической садхне, и его значение нельзя переоценить. Когда чувства успокоены, разум находится в покое и интеллект не колеблется - это, говорят мудрые, наивысшее состояние. Катха Упанишад, 2:3-1О Именно из-за того, что она занимает стержневое положение в системе, некоторые считают ее формой йоги самой по себе, и дали название МАНСИК, или умственная йога (йога самопоглощенности). Большинство изучающих посвящает себя полностью и единственно строгому соблюдению только яма и нияма, и этим едва ли делают какое-либо должное продвижение по Пути йоги, направленному на самореализацию и реализацию Бога. Те, кто идет немного вперед, не идут дальше йоговских поз (асаны, мудры и бандхи) и заняты процессами развития тела и мышц, делая это единственной целью всех своих усилий. Они ограничиваются физкультурным аспектом йоги, чтобы победить болезнь, старость и раннюю смерть. Немногие счастливые души, продвигающиеся вперед до пранаямы, делают ее альфой и омегой йоговской садхны и, получая удовольствие в удержании своих пран в БРАХМАРЕНДРА, тратят большую часть своего времени, как черепаха в своей скорлупе, в ЙОГА НИДРА, считая инертность высшей формой самадхи. Все это лишь средства для более высоких целей йоги и должны практиковаться только как таковые. Цель йоги - самопознание путем регулярного процесса самоанализа и ухода внутрь, чтобы суметь подняться над телесным сознанием к более высокому космическому и сверхкосмическому сознанию. Истинная йога - это естественный процесс без какой-либо искусственности в нем. Она должна быть понимаема без труда и легко выполняема. Но за недостатком соответствующих учителей, сведущих в теории и практике йоги, она стала обременительным и запутанным делом, слишком трудным для понимания и еще более трудным на практике. Сегодня жизнь стала слишком сложной, чтобы позволить кому-либо досуг и возможность овладеть всеми разделами йоги (каждый из которых стал более специализированным с ходом времени), а затем проследовать до конечной цели. В результате претенденты начинают ошибочно принимать ту или иную ветвь йоги за окончательную и растрачивают свои энергии в этом поиске, удовлетворяясь приобретением физических или магических сил. В действительном опыте, разум в состоянии СУШУПТИ (глубокого сна) подходит в какой-то мере к низшему плану блаженства (АНАНД) и низшему плану познания (ВИГЬЯН), так как по пробуждении он несет в своем сознании ощущение необеспокоенного и чистого блаженства, которым он наслаждался в глубоком сне. Но это непроизвольный опыт в ПИНД, или на чувственном плане, а не сознательно приобретенный по желанию. С должным пониманием и практикой настоящей садхны, можно смело поднимать пелену и нырять в источник блаженства на духовном уровне, когда пожелаешь, и оставаться внутренне в контакте непосредственно с самим потоком жизни, являющимся настоящим источником истинного блаженства и счастья. Как с помощью пранаямы можно связать праны с разумом, так же с помощью пратьяхары и дхарны можно связать план разума с планом познания в более высоких духовных центрах свыше. Термин ПРАТЬЯХАРА означает “сдерживание”, и, следовательно, он означает сдерживание вещества разума и чувств от вытекания в мир и рыскания в поисках чувственных удовольствий от чувственных объектов. Но это едва ли возможно, пока чувства и разум не обеспечиваются чем-то сродни или еще приятнее, чем мирские объекты, что может служить якорем, удерживающим чувства и разум фиксированными внутри. Это называется ДХАРНА, что означает “принимать” и “быть поглощенным” в объекте концентрации. Пратьяхара и дхарна идут совместно; так как, с одной стороны, разум нужно отучить от мирских удовольствий извне, а, с другой стороны, нужно обеспечить его чем-то более привлекательным внутри. Йоги, сидя в какой-нибудь асане, сначала контролируют пупочный плексус, а затем, притягивая праны в сердечный плексус, приводят их в соответствие с планом разума, после чего, различными практиками вроде тратак на некотором более высоком центре, они пытаются инвертировать разум и заставить его отступить. Первая часть называется пратьяхара, а вторая - удаление и поглощенность в более высоком центре - называется дхарна. Разум одной только силой привычки, тянущейся из века в век, приобрел тенденцию стремиться к удовольствиям. Удовольствия мира можно разделить на следующие пять классов: 1) РУП и РАНГ, или прекрасные формы, конструкции и цвета, которые могут привлечь глаз. 2) ШАБД, или мелодии, мелодичные и чарующие, которые могут пленить ухо. 3) РАС, или восхитительная пища и яства, способная очаровать вкус. 4) ГАНДХ, или душистые ароматы, способные непосредственно привлечь чувство обоняния. 5) СПАРШ, или физически приятные ощущения, которые приходят от осязания. В бодрствующем состоянии, с чувствами настороже, наслаждаются физическими аспектами удовольствий, перечисленных выше. В состоянии сна, являющемся более или менее отражением астрального или тонкого, больше всего наслаждаются звуком, так как в этом состоянии он имеет непосредственную привлекательность для разума. В состоянии глубокого сна без сновидений, которое является отражением причинного или семенного состояния, получают познание глубокой поглощенности. Поэтому нужно увлечь себя внутрь в сердечный центр посредством тратак на различных основных цветах, связанных с эфиром, воздухом, огнем, водой и землей, и они перерастут в восхитительное сияние. Регулярной практикой йоги приобретают сверхъестественные силы и способности испытывать все пять упомянутых выше удовольствий в их тонкой форме с большого расстояния. Эти силы приходят естественно при совпадении пран с разумом. Практика пратьяхары и дхарны может быть развита еще дальше с помощью тратак, пока не сможешь двигаться и уходить внутрь и вверх в центр щитовидной железы или горла (КАНТХ ЧАКРА) и посредством этого контактировать с планом познания. Это движение из низшего центра в более высокий приходит с практикой как пратьяхары, дающей возможность покидать низший центр, так и дхарны, посредством которой овладевают и становятся поглощенными в следующем более высоком центре. Этот процесс продолжается вплоть до достижения АГГЬЯ ЧАКРЫ, которая расположена позади и между двух бровей - в местонахождении души - когда она функционирует в физическом мире в бодрствующем состоянии. Когда чувственные потоки собираются в этом центре и, забывая о себе, поднимаешься над телесным сознанием, постепенно появляется внутренний духовный свет, который, при большой поглощенности, или дхарне, перерастает в большее сияние. С совершенством в дхарне, или в полной поглощенности, все центры вниз до МУЛ, или ГУДА чакры в прямой кишке становятся освещенными. В связи с этим, мы можем здесь обратиться к физиологии системы йоги. Система головной-спинной мозг является основой тела. Позвоночник в йоговской терминологии называется МЕРУ, или БРАХМ ДАНДА. Согласно ШИВА САМХИТА, в человеческом организме есть 35ОООО нади, и из них следующие десять играют важную роль: 1) ИДА: Начинаясь от самого нижнего плексуса (ГУДА ЧАКРА) на правой стороне позвоночника, он тянется вокруг СУШМАНА спирально и доходит до левой ноздри. 2) ПИНГАЛА: начинаясь из той же чакры на левой стороне позвоночника, он тянется спирально до правой ноздри. 3) СУШМАНА, или СУКХМАНА: является центральным нади между Ида и Пингала нади и идет по позвоночнику от Гуда чакры в Великое Отверстие, известное как БРАХМАРЕНДРА позади и между бровями. 4) ГАНДХАРИ: идет в левый глаз после поднятия от передней части центральной нади. 5) ХАСТИДЖИВХА: идет в правый глаз после поднятия от задней части центрального нади. 6) ПУШПА: идет в правое ухо от центрального нади. 7) ЯШВИНИ: идет в левое ухо от центрального нади. 8) АЛАМБХУШ: тянется к основанию рук. 9) КУХУ, или ШУБХА: проходит вниз до кончика полового органа. 1О) ШАНКХНИ: проходит вниз до прямой кишки. Первые три - Ида, Пингала и Сушумна нади - самые важные. Ида и Пингала нади перед вхождением в основание ноздрей пересекаются друг с другом и известны как ганглиозные шнуры. Третий, Сушмана или Сукхмана, центральный нади, проходит через позвоночник и идет через следующие шесть плексусов, или центров: а) МУЛАДХАРА (Основной плексус) с четырехлепестковым лотосом, раскрытым на четыре стороны. б) СВАДХИШТАНА (Подчревный плексус) с шестилепестковым лотосом, раскрытым на четыре стороны плюс один внизу и другой вверху. в) МАНИПУРАКА (Солнечный плексус) с восьмилепестковым лотосом, имеющим четыре дополнительные стороны между четырьмя первоначальными. г) АНАХАТА (Сердечный плексус) с двенадцатилепестковым лотосом. Это лотос безударного звука, как указывает название. д) ВИШУДДХА (Горловой плексус) с шестнадцатилепестковым лотосом есть всепроникающий эфирный лотос. Это центр великой чистоты, как указывает название. е) АГГЬЯ (Полостной плексус) с двухлепестковым лотосом, также называемый АДЖНА ЧАКРА, что означает “центр господства”. Кроме этих плексусов есть АНТАХКАРАН (состоящий из ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР) с четырехлепестковым лотосом, образуя в целом 52 лепестка, соответствующие 52 буквам алфавита в Санскрите, матери всех языков. Мы должны, однако, подняться выше всех АКШРА в запредельное состояние, называемое НЕ-АКШРА ПАРА, которое вечно и постоянно, и о котором Кабир говорит: Три лока и пятьдесят две буквы - все подвержено упадку, Но вечное и бессмертное святое Слово Совершенно отлично от них. Кабир
ТАБЛИЦА ЧАКР, ИЛИ ПЛЕКСУСОВ
Каждые два плексуса (см. таблицу чакр) вместе образуют ГРАНТХИ, или узел, и они таковы: БРАХМА ГРАНТХИ, ВИШНУ ГРАНТХИ и ШИВА ГРАНТХИ. Путь йогов, описанный выше, связан с медитацией на эти пять центров, начиная с самого нижнего и постепенно поднимаясь от одного к другому, более высокому, с помощью пратьяхары и дхарны, как уже объяснялось. В этом процессе также призывают на помощь КУНДАЛИНИ ШАКТИ, или великую Змеевидную Силу, лежащую дремлющей в блуждающем нерве и свернутую в три с половиной витка, как змей. Эта скрытая энергия или сила пробуждается с помощью пранаямы. Йог пытается собрать вместе все скрытые жизненные энергии в теле в центре пупочного плексуса и в этом процессе пробуждает скрытую силу тоже. В Аджна чакре он ухватывается за звук АНАХАТ и достигает САХАСРАР, высшего неба йогов. Это достаточно долгий, утомительный и трудный путь. В каждом из центров нужно упорно работать годами, пока не сможешь успешно покорить, пройти через него и подняться к следующему, более высокому центру. Невозможно принять эту трудную дисциплину, не будучи сильным и крепким физически, способным выдержать постоянное и напряженное усилие долгое время. Как предварительный шаг, йог должен вычистить авгиевы конюшни геркулесовой силой, а для этого нужно обратиться к ХАТХА-ЙОГА-КРИЯ, или упражнениям типа ДХОТИ, БАСТИ, НЕОЛИ, ГАДЖ КАРАМ, ВАДЖРОЛИ и т.д. со строгим контролем диеты. Кроме того, для контроля разума он должен обратиться к пранаяме, или хорошо отрегулированным дыхательным упражнениям типа ПУРАКА, КУМБХАКА, РЕЧАКА и СУНЬЯКА, каждое из которых требует огромной осторожности, внимания и мастерства под руководством адепта. Процесс йоги, описанный выше, чреват бесчисленными трудностями. Он сродни процессу контролируемой смерти - вынужденному извлечению не только духовного потока от одного центра к другому, но также пран, что делает его еще более трудным. Он действительно следует процессу умирания, будучи противоположным жизненному потоку, по мере того, как он спускается от центра к центру в процессе творения. В процессе смерти элемент земля поднимается из Гуда чакры в Индри чакру и растворяется там в воде, делая руки и ноги безжизненными. Когда элемент вода поднимается в Набхи чакру, он превращается в парообразное состояние огнем в области пупка, и производительный орган парализуется. Затем элемент огонь сам погашается в элементе воздух в сердечном плексусе, делая область ниже сердца совершенно холодной. Когда элемент воздух превращается в эфир в Кантх, местонахождении эфира, он делает сердце и пульс неподвижными. (Можно отметить, что по этой системе остановка сердца не обозначает конец жизни, а лишь предшествует ему.) Даже в практике системы Сехадж Йоги нужно пройти и завершить точно тот же самый процесс, за исключением того, что второй метод естественен, в то время как первый произволен и контролируем, и поэтому крайне труден для выполнения. Каждая из ТАТВ по очереди вливается в свой источник: анна - в праны, праны - в манас, манас - в вигьян, а вигьян - в плексус Кантх. (Можно упомянуть, что вишнуиты и члены ордена Кабир Пантхи носят листья тулси, а шиваиты носят шива-линг вокруг шеи, чтобы напоминать себе о Кантха чакре, которую они ставят своей целью.) Вместо этого трудного обратного процесса йоги от основного плексуса назад и вверх в Сахасрар, область тысячелепесткового лотоса, насколько легче было бы игнорировать праны (как мы делаем в своей повседневной жизни), собрать сенсорный поток в местонахождении души в Аджна чакре, где мы всегда находимся в своем бодрствующем состоянии, и двинуться прямо вверх с помощью Звукового Потока (к которому йоги получают доступ после тяжелой битвы в шести чакрах в ПИНД, или теле), чтобы достичь Сахасрара. Звуковой Поток имеет магнетическую притягательность, которой трудно противиться, когда душа поднимается над телесным сознанием под руководством знающего и полностью компетентного живого Мастера, способного пробудить жизненный импульс внутри нас.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.107 (0.016 с.) |