Место обрядов и ритуалов в религии, их различные формы и ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место обрядов и ритуалов в религии, их различные формы и ценности



Обряды и ритуалы, так же как формы и церемонии, входят как неотъемлемая часть в каждую религию. Различия в обрядах и ритуалах, а также в формах и церемониях различных религий зависят от ряда факторов, таких как климатические условия, преобладающие в разных странах, и образ жизни людей. Давайте возьмем, например, Аравию. Это - пустынная страна. Из-за нехватки воды арабу достаточно омыть только руки и лицо перед молением; если воды нет совсем, он может вместо этого очистить их песком, этот ритуал носит название Тайямум. Подобным же образом, в Биканере, другой пустынной местности в Индии, где существует недостаток воды, есть поверье, что если кто-либо использует больше чем десять фунтов воды в день, он будет держать ответ перед Богом за свою расточительность.

В остальной Индии и других местах, где вода в изобилии, никто не садится в медитацию без полного купания вволю. Кроме того, на Западе люди входят в церкви и посещают службы с непокрытой головой, но с надетой обувью. На Востоке совсем наоборот. Житель Востока никогда не войдет в храм или Гурдвару и не посетит службу, если не покроет голову и не разуется. Цель в каждом случае, конечно, одна и та же - поддерживать отношение уважения и благоговения к святым местам. Различные способы поклонения приняты в разных частях мира по различным климатическим соображениям, таким, как холодный климат на Западе и жаркий - на Востоке.

Все обряды и ритуалы связаны с человеческим телом и являются, более или менее, частью социального поведения. Конечная цель в каждом случае - сохранить чистоту и осознание с одной стороны и почтительное отношение - с другой, прежде чем приблизиться к Богу. Внешние формы, которые могут использоваться для достижения этой цели, несущественны для Бога. Он любит свои создания независимо от того, как и каким образом они приходят к Нему, так же как любой земной отец любит своих детей, одеты ли они в богатые одежды или в лохмотья.

Здесь естественно возникает вопрос: в то время как любовь является всеобщей религией всего человечества, как человечество оказалось разделенным столькими непроницаемыми сектантскими перегородками, несмотря на фундаментальное единство всех религий. Эта разделенность на группы произошла от различий в догматах веры, которые с ходом времени стали жесткими и негибкими.

Когда Гуру Нанак ходил в Мекку и проповедовал поклонение Высшему Богу, мусульмане заявляли, что нет различия между его учением и исламом. Тогда Гуру Нанак объяснил им, что его учение сосредоточено вокруг “Абсолютного Единства”, а их - связано ограничениями и поэтому является только “Относительным Единством”. Он сказал, что время от времени Бог посылает в мир бесчисленных пророков и душ-Мастеров, чтобы руководить людьми, и будет продолжать делать так в будущем. Закон потребности и ее удовлетворения всегда в действии в природе, так же как в человеке; и для Силы Бога не может быть ограничений посылать посредников и утешителей в мир. Подобным образом, из века в век в разное время и в разных странах появились священные предания, такие как Веды, Коран, Библия, и не может быть конца им никогда.

Бог - это Бесконечность, и человек как конечное существо не может ни знать Его цель и работу Его Воли, ни адекватно воспеть его безграничные атрибуты. Чем больше можешь продвинуться к Нему, тем больше Он растет в Своей славе и величии - слишком глубоко для человеческого прозрения проникнуть и понять Его. Рыба, живущая в океане, не может знать глубину и протяженность океана.

Ты - всезнающий океан;

И я, ничтожная козявка, не могу возгласить Твою обширность.

Шри Раг, М.1

Бог - Бесконечность; и все идеи конечности, которые могут приписываться Ему, по самой природе вещей являются противоречиями в терминах, эти две идеи совершенно несовместимы друг с другом. Им созданы бесчисленные Брахмы, Вишну, Шивы, Горакхи и Натхи, Рамы и Кришны, Будды, Христы и Мухаммеды. Все они были носителями Его Света, и сколькие еще придут согласно нуждам и требованиям времени. Человек, будучи конечным, не может познать Бесконечное и Его непостижимые пути, которыми Он исполняет Свою цель. Чем больше человек продвигается в чисто мирском знании и учености, тем больше он уходит от Него, и границы Высокой Славы исчезают из его вида.

Бог - действительно Безграничность, но мы, ограниченные существа, пытаемся ограничить Его измеренными и ограниченными терминами, так как мы не можем знать Его вовсе, пока не станем Одним с Ним.

Ты - безграничность, как можем мы,

Ограниченные существа, знать Тебя, о Господи.

Соратх, М.5

Идеальный человек

Человек по сути - общественное существо. Он рождается в обществе и не может жить без общества. Поэтому души-Мастера не вмешиваются в его социальное поведение и религиозный образ жизни. Они говорят нам вести жизнь чистоты и целомудрия в рамках того социального порядка, в котором мы родились или к которому мы относимся, но что нам не следует делать грубой нашу человеческую природу, которая дана нам как священный дар от Бога. Внешние отличия в одежде и образе жизни, социальные или религиозные, не должны воздействовать и влиять на внутреннюю жизнь человека, которая является одной и той же внутри каждой человеческой груди. Они подчеркнуто имеют дело с человеком как личностью (в противоположность ему как социальному существу) и пытаются внушить ему важность культивирования качеств, которые должны сделать его идеальным человеком, полным любви к Богу как Отцу и Его созданиям как своим братьям. Они говорят, что человек должен заниматься честными делами, честно зарабатывать на жизнь для себя и своей семьи, любить все живые существа и обращаться с ними с любящей симпатией.

Человек - вершина и венец всего творения. Он - воплощенная душа. С телесной точки зрения, он должен жить и действовать как идеальный человек; так же и с точки зрения Духа, который в сущности является таким же, как Бог. Кабир информировал нас:

Душа - это та же сущность, что Бог.

Она должна проявлять Божественность или Свет Бога. Поэтому Христос провозглашает:

И свет (Духа) во тьме (теле) светит,

И тьма не объяла его.

Иоанн, 1:5

Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

Лука, 11:35

Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Матфей, 5:48

Человек и Бог полностью внедрены друг в друга. Поэтому человеку следует отражать Свет Бога вокруг себя. Бог - душа его души, а его тело - подлинный храм Бога. Без света Его жизни человеческое тело - все равно что скорлупа без ядра, бесполезный и несущественный хлам, пригодный только для кремаций и могилы.

Человек - воплощенная Истина,

Так как Истина - сама его жизнь.

Без Света Истины как может человек жить?

Снова:

Бог говорит через человеческий полюс,

Без такого полюса как может он говорить?

Хазрат Аттаар, великий мусульманский богослов, говорит:

О человек! Ты - самый центр творения. Фактически,

Сам макрокосм находится в микрокосме твоего тела.

Ты - живая книга Бога, ибо в тебе и через тебя одного

Бог говорит и открывает Себя.

Если бы человек заботился о своей Божественности и сделал ее практическим повседневным принципом, этот земной мир, полный зла, превратился бы в подлинный Сад Эдема, Мукам-и-Хак или Сач Кханд. Тогда Его Царство пришло бы на землю, как оно существует в Небесах, о чем христиане и другие так пылко молятся день ото дня.

Поэтому нам следует превратить этот мир в подлинную страну благочестивых, населенную людьми с чисто человеческими инстинктами, неподверженными чувствам ненависти и враждебности, гордости и предрассудкам, невосприимчивыми к сатанинским влияниям и животным страстям, которые низводят человека до уровня зверя. Это был бы мир свободных и любящих личностей, каждая из которых уважает права других, в котором не было бы места ни для судов для вынесения решений по спорным вопросам, ни полиции для поддержания спокойствия, ни армий для сдерживания агрессии. Обитатели этого мира были бы тогда живыми воплощениями жизни и любви Бога, ходящими свободно и бесстрашно в Небесном Свете, одетыми в чистую Божественность, в стране благочестивых и чистых (Пакистан) и истинно праведных (Халистан). Идеал святых - не опустошить мир, а гуманизировать его.

Единственный идеал для человека - быть совершенным. Это должно отличать его от несовершенного и увечного человека, абсолютно не ведающего о Божественном в себе, разрываемого мелкими ревностями, скупостью, жадностью, обманом, враждебностью, взаимными обвинениями и всеми видами зла, истинной обители Сатаны, как в настоящее время. Апостол Павел заявляет:

Вы совершенны в Боге.

Каждая религия предписывает поклонение совершенным существам, которые едины с Богом. В Бхагавад Гите упоминается, что корни творения находятся на небесах, а его ветви простираются до земли. Так же и в случае с человеком. Его корни тоже находятся в Божественном, хотя он движется и работает на земле. За явным сознанием, действующем в мире, скрыта вся тайна Движущей Силы - великого динамо, без которого это внешнее сознание не может действовать. Мы осознаем этот внешний океан сознания только пока он действует на плане чувств, но большая часть его лежит скрытой в корне, или центре души внутри глазного фокуса, о котором нам ничего не известно. Поэтому неудивительно, что Мастера придают большое значение познанию себя и проповедуют, что нужно познать свое сознательное “Я” прежде всего иного.

Время от времени души-Мастера приходят в мир и дают ему фундаментальную истину об идеальном человеке, который должен достичь абсолютного совершенства. “Познай себя!” - всегда было их лозунгом и призывом к обществу, погрязшему в вопиющем невежестве и мертвому для более высоких духовных сил, дремлющих в человеке. “Gnauti Seauton” было настолько же пунктом веры древних греков, как и “Nosce Teipsum” у древних римлян. Их призывом было: “Пробудись, поднимись и не останавливайся, пока цель не достигнута”. Все десять сикхских Гуру, от Гуру Нанака до Гуру Гобинд Сингха, помещали перед индийским обществом идеал Сикха (истинного ученика) и Хальса (чистого), которые оказывают бескорыстное служение человечеству из подлинной любви к человечеству. Это составляет основу духовной жизни и разжигает в человеке скрытое духовное стремление, постепенно освобождая его от узких предрассудков и чувства ложной гордости.

Мусульмане дали миру идеал человека в форме Момина, а христиане в форме пуританина. Фактически, все души-Мастера подчеркивали необходимость развития идеальности в человеке, чтобы поднять его на уровень сверхчеловека, над планом чувств. Икбал, великий поэт из Пенджаба, писавший на урду, рассказывает:

Моисей пришел на гору Синай созерцать славу Бога,

Потому что он не осознавал великой тайны Бога внутри.

О ты, искатель истины, ищи идеального человека,

Так как Бог тоже ищет того,

Кто может истинно проявить Его в мире.

Все священные писания и Учителя мира подчеркивают величие человека, так как он имеет в себе широкие возможности, которые он может, если хочет, развить в любой степени, в какой пожелает, вплоть до Божественности. Богатства и власть мира - ничто по сравнению с духовными сокровищами, лежащими внутри человека, а он в невежестве подобен нищему, бродящему в поисках галек, и в конце концов променивающему свою драгоценную жизнь на такой хлам.

Раскин выражает эту идею подобным же образом:

Нет богатства, кроме жизни, включающей все свои силы любви, радости и поклонения. Та страна - богатейшая, которая воспитывает наибольшее число благородных и счастливых человеческих существ. Тот человек - богатейший, кто, усовершенствовав функции своей собственной жизни до предела, имеет также широчайшее полезное влияние и лично, и своим имуществом, на жизни других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.017 с.)