Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение работ по профессии

Поиск

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

 

ПМ. 04; 05; 07

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК.01

Теория и практика сестринского дела

Раздел Профессиональная этика

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

По специальности:

060101 «Лечебное дело» - СПО углубленной подготовки - очная форма обучения

060102 «Акушерское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

060501 «Сестринское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

 

 

Ирбит

2013

Опорные конспекты для студентов: профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»; МДК.01 Теория и практика сестринского дела, раздел «Профессиональная этика» / - Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2013 –52стр. / 10 974 слов.

 

 

Сборник опорных конспектов по разделу «Профессиональная этика», МДК.01 Теория и практика сестринского дела; профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» составлен в помощь студентам при подготовке к теоретическим занятиям.

Опорные конспекты могут использоваться для самостоятельного изучения студентами, закрепления материала, подготовке к семинару, написанию практико-ориентированных работ.

Содержание опорного конспекта полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов и рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» по специальностям 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 340201 Сестринское дело.

Сборник опорных конспектов теоретических занятий по разделу «Профессиональная этика», МДК.01 Теория и практика сестринского деласоставлен преподавателями высшей квалификационной категории – Буньковой Е.Е., Гусаровой М.М.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обращение к студентам  
2. Основные термины и понятия (глоссарий)  
3. Профессиональная этика  
4. Морально этические принципы медицинской сестры  
5. Права пациента  
6. Этический Кодекс медицинской сестры России  
7. Приложения  
1. Этический кодекс медицинской сестры России  
2. Обязательства Флоренс Найтингейл  
3. Клятва медицинской сестры России  
4. Клятва Гиппократа  
5. Международный кодекс медицинской сестры  
8. Литература  

 

 

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

Вашему вниманию предлагается опорный теоретический материал по МДК 01. «Теория и практика сестринского дела», раздел «Профессиональная этика» для самостоятельного изучения.

Специфика работы медицинских работников, существенно отличается от других видов человеческой деятельности, заключается прежде всего в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Пациент, доверяющий сестре своё здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме сестры, но и в её порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времён общество предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И сестра берёт на себя определённые моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.

Чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание требуются от медицинских работников в повседневной работе. Уход за тяжелобольными требует от медицинской сестры огромного тер­пения, такта, сострадания. В «Кодексе профессиональной этики медсестер» говорится: «Фундаментальная ответственность медсест­ры включает четыре компонента: содействовать укреплению здоро­вья; предотвращать болезни; восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

Медсестра проявляет уважение к жизни, достоинству и правам человека в лице каждого пациента независимо от нацио­нальности, расы, веры, цвета кожи, возраста, пола, политических убеждений, социального статуса. Медсестра должна поддерживать самый высокий уровень сестринской помощи, какой возможен в конкретной ситуации. Исполняя свои профессиональные обязанности, медсестра должна поддерживать такой уровень личного поведения, который бы создал хорошую репутацию данной профессии».

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности.

Разработанный и представленный Вам сборник, как средство освоения большого объёма учебной информации, позволит самостоятельно разобрать материал, систематизировать, проконтролировать полученные знания и использовать их для подготовки к занятиям, семинарам.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Основные термины и понятия (Глоссарий)

 

Пациент человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его  
Сестра специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу  
Сестринское дело часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем; наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды  
Ятрогении все последствия отрицательного медицинского воздействия (или болезни, связанные с врачеванием)  
Медицина наука о болезнях человека и их лечении  
Этика философская дисци­плина, изучающая мораль и нравственность  
Профессиональная этика это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности  
Обостренное состояние Личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования индиви­дуума в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии  
Сестринское действие Содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планированного ухода, используя сестринский процесс, и обеспечения соответствующих вмешательств  
Проблемы пациента Проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоро­вья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания  
Деонтология (от греч. «деон» - должное, и «логос» - учение) учение о профессиональной этике    
Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos — долг, долж­ное; logos — учение) наука о профессиональном долге медицин­ских работников  
Медицинский этикет   порядок поведения в той или иной обстановке, во взаи­моотношениях с коллегами и пациентами  
Мораль это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т. е. социально обусловлена  
Долг категория морали  
Долг среднего меди­цинского работника комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношения с пациентами, коллегами и с обществом  
Эмпатия способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему  
Нравственность это реальное воплощение морали в жизнь че­рез совокупность обычаев, нравов, поведение людей при определен­ной системе общественных отношений  
Внутренняя культура Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.  
Внешняя культура Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид т.п.  
Субординация система служебного подчи­нения младшего по должности старшему  
Этический кодекс свод правил, принципов и ориентиров медицинской сестры

 

ТЕМА: Профессиональная этика

После изучения темы

Студент должен уметь:

- Анализировать информацию и выбирать главное

- Использовать полученные знания в практической деятельности

Студент должен знать:

- Профессиональная этика как составляющая качества оказания медицинской помощи.

- Профессиональные роли медицинской сестры.

 

 

Темы сообщений для семинара

«Этические проблемы в здравоохранении»

1. Профессионализм и его нравственные ценности.

2. Профессиональный долг в различных сферах профессиональной деятельности.

3. Профессиональный этический кодекс: принципы построения.

4. Профессиональные кодексы медицинского сообщества: история и современность.

5. Закрепление прав пациента в международных и национальных документах.

6. Модели взаимоотношений пациента и медицинской сестры.

7. Деловой этикет в работе медицинской сестры.

8. Медицинская сестра и умирающий больной.

9. Эвтаназия: за и против.

10. Профессиональная тайна в работе медицинской сестры.

11. Условия эффективного общения в сестринском деле.

12. Условия эффективного обучения в сестринском деле.

13. Моральная и юридическая ответственность медицинской сестры.

 

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Дайте определение:

- Этика

- Профессиональная этика

- Деонтология

- Медицинская деонтология

- Медицинский этикет

- Субординация

2. Охарактеризуйте типы медицинских сестёр по И. Харди.

Этика (от греч. ethos — обычай, мораль) — философская дисци­плина, изучающая мораль и нравственность.

Профессиональная этика — это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности. Понятие «медицинская этика» употребляется в двух значениях. В первом оно отождествляется с понятием профессио­нальной медицинской морали, представляющей совокупность нрав­ственных норм и оценок, а также сами моральные отношения, регу­лирующие медицинскую (прежде всего, клиническую) практику. Во втором значении медицинская этика представляет собой научную дисциплину, объектом изучения которой является профессиональ­ная мораль. В медицине специфика моральных отношений опреде­ляется тем, что при исполнении своих профессиональных обязан­ностей медицинские работники имеют дело со здоровьем и болез­нями, болью и страданиями человека и должны всегда и прежде всего действовать в интересах больного, а порой и общества.

Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности медиков. Суть медицинской этики очень точно сформулировал академик А. Ф. Билибин: «Меди­цина для истинного медика больше, чем профессия — она образ жизни».

Деонтология – (от греч. «деон» - должное, и «логос» - учение) учение о профессиональной этике. Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos — долг, долж­ное; logos — учение) — наука о профессиональном долге медицин­ских работников. Термин «деонтология» введен в обиход англий­ским философом И. Бентамом как обозначение науки о профессио­нальном поведении человека. В отечественную медицину термин «деонтология» ввел выдающийся ученый-хирург Н. Н. Пирогов, распространив принципы деонтологии на деятельность медицин­ских сестер.

Относительно деятельности медицинской сестры можно выде­лить следующие разделы медицинской этики и деонтологии:

• медицинская сестра и пациент;

• медицинская сестра и государство, закон;

• медицинская сестра и ее взаимоотношения с другими меди­цинскими сестрами, врачами, младшим медицинским персо­налом;

• медицинская сестра и родственники пациента;

• медицинская сестра и ее отношение к себе.

Медицинские работники должны добросовестно выполнять свои обязанности, проявляя вежливость, корректность по отношению к пациенту, решать вопросы на основе знаний по медицинской деонтологии, этике, а также ориентироваться в некоторых юридиче­ских вопросах, касающихся взаимоотношений медработника и па­циента.

С развитием медицинской науки, ростом информированности населения о достижениях и возможностях современной медицины меняется и деонтология. Таким образом, для формирования лично­сти медицинского работника необходимы как минимум три состав­ляющие:

• специальные знания;

• специальные умения;

• особый медицинский характер, стиль мышления' и поведения.

Чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание

требуются от медицинских работников в повседневной работе. Уход за тяжелобольными требует от медицинской сестры огромного тер­пения, такта, сострадания. В «Кодексе профессиональной этики медсестер» говорится: «Фундаментальная ответственность медсест­ры включает четыре компонента: содействовать укреплению здоро­вья; предотвращать болезни; восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Медсестра проявляет уважение к жизни, достоинству и правам человека в лице каждого пациента независимо от нацио­нальности, расы, веры, цвета кожи, возраста, пола, политических убеждений, социального статуса. Медсестра должна поддерживать самый высокий уровень сестринской помощи, какой возможен в конкретной ситуации. Исполняя свои профессиональные обязанно­сти, медсестра должна поддерживать такой уровень личного поведе­ния, который бы создал хорошую репутацию данной профессии».

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности:

· моральны й – это оказание медицинской помощи нуждающимся вне зависимости от их социального положения, вероисповедания и т.д.

· профессиональный – никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

 

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются вниманием. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик обнажается без труда и может получить, к сожалению, отрицательную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, его этической нормой.

Медицинской сестры

 

После изучения темы

Студент должен уметь:

- Анализировать информацию и выбирать главное

- Использовать полученные знания в практической деятельности

Студент должен знать:

- Этические принципы сестринской деятельности (милосердие, автономия пациента, справедливость, полнота оказания помощи).

- Моральные качества медицинской сестры.

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение:

- Мораль

- Долг

- Нравственность

- Гуманность

- Внешняя культура

- Внутренняя культура

2. Принципы сестринской этики и деонтологии

 

 

Прежде всего - не навреди

Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности. Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

 

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьёзный вред.

 

Клятва Гиппократа

 

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство читать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде своеобразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и не порочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел бы или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о той, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.


Приложение № 5

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА МЕДСЕСТЕР

Международный этический кодекс медицинских сестер был впер­вые принят Международным Советом (МСМ) в 1953 году. С того мо­мента документ неоднократно пересматривался и заново утверждался; последняя ревизия Кодекса была выполнена в 2005 году.

ПРЕАМБУЛА

На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и об­легчать страдания. Потребность в сестринской помощи универсальна.

Сестринское дело подразумевает уважение к правам человека, вклю­чая право на жизнь и на выбор, на достоинство и уважительное отно­шение. Сестринская помощь не имеет ограничений по таким признакам как возраст, цвет кожи, вероисповедание, культурная принадлежность, инвалидность или заболевание, пол, сексуальная ориентация, нацио­нальность, политические убеждения, раса или социальный статус.

Медсестры оказывают помощь отдельным лицам, семьям и сообще­ству и координируют свою деятельность с работой других групп.

КОДЕКС МСМ

Этический кодек медицинской сестры МСМ составляют 4 принци­пиальных элемента, определяющих стандарты этической практики.

 

Разделы кодекса

1. Медсестры и пациенты

Основную ответственность медсестра несет перед теми, кто нужда­ется в ее помощи.

Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважи­тельного отношения к правам человека, ценностям, обычаям и духов­ным убеждениям пациентов, их близких и сообщества.

Медсестра гарантирует получение пациентом информации, доста­точной информированного согласия на получение сестринской помощи и лечения.

Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную инфор­мацию руководствуется правовыми нормами при необходимости рас­крыть эту информацию.

Совместно с обществом медсестра несет ответственность за ини­циирование и поддержку действий, направленных на удовлетворение медицинских и социальных потребностей общества, в особенности в отношении ею наименее защищенных слоев.

Медсестра также несет солидарную ответственность за сохранение и защиту окружающей среды от истощения, разрушения и уничтожения.

Медсестры и практика

На медсестре лежит персональная ответственность за оказание се­стринской помощи и поддержку уровня своей компетентности посред­ством непрерывною обучения.

Медсестра поддерживает собственное здоровье на должном уровне, с тем, чтобы не подвергать риску свою способность оказывать сестрин­скую помощь.

Медсестра принимает взвешенные решения относительно собствен­ной компетенции, беря на себя и делегируя поручения.

Выполняя профессиональные обязанности, медсестра ведет себя так, чтобы ее поведение благоприятно отражалось на профессии и спо­собствовало укреплению к ней доверия со стороны общества.

Оказывая помощь, медсестра гарантирует соответствие применяе­мых технологий и научных достижений принципам безопасности, за­щиты достоинства и прав человека.

3. Медсестры и профессия

Медсестра играет основную роль в определении и воплощении при­емлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования.

Медсестра принимает активное участие в развитии научно-обосно­ванных профессиональных знаний.

Посредством активной деятельности в профессиональной организа­ции, медсестра участвует в создании и поддержке безопасных и спра­ведливых социально-экономических условий работы.

4. Медсестры и коллеги.

Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с коллегами - сестрами и другими сотрудниками учреждения.

Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациен­тов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц.

Предложения по применению Этического кодекса МСМ для меди­цинских сестер

Этический кодекс МСМ является руководством к действию, осно­ванным на общественных ценностях и нуждах. Кодекс обретет смысл и значение жизненно важного документа только в том случае, если будет применяться в сестринской практике и здравоохранении в условиях ме­няющегося общества.

Для достижения поставленных Кодексом целей, необходимо понять его содержание, проникнуться им и использовать во всех аспектах се­стринской деятельности. Кодекс должен быть доступен студентам и мед­сестрам на протяжении всего периода их обучения и трудовой жизни.

 

Применение элементов Этического кодекса МСМ

Четыре раздела Этического кодекса МСМ: медсестры и пациенты, медсестры и практика, медсестры и профессия и медсестры и колле­ги задают рамки стандартов профессионального поведения. Цель при­веденной здесь главы заключается в том, чтобы помочь медицинским сестрам в переводе стандартов на язык конкретных действий. Таким об­разом, медицинские сестры и студенты смогут:

Изучать стандарты в соответствие с каждым разделом кодекса; Определять значение каждого стандарта лично для себя. Думать о том, как применить этику в своей работе, будь то практика, образование, исследования или управление.

Обсуждать кодекс с коллегами и другими людьми;

Использовать наглядные примеры из практики для определения эти­ческих дилемм и стандартов поведения, соответствующих принципам Кодекса. Определять, как они решили бы подобные дилеммы.

Работать в группах для уточнения решений по этическим вопросам и достижения консенсуса относительно стандартов этического поведения.

Взаимодействовать со своей национальной сестринской ассоциаци­ей, коллегами и другими лицами по вопросам применения этических стандартов в сестринской практике, образовании, управлении и иссле­дованиях.

 

 

Список используемой литературы:

Основная:

Ø Иванюшкин, А.Я. Биомедицинская этика: Учебник для факультетов высшего сестринского образования, медицинских колледжей и училищ / А. Я. Иванюшкин. – М.: Авторская академия, 2010

Ø Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. «Медицина», Москва, 2001.

Ø Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия: Медицина для вас. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002.

Ø Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» под общей редакцией КМН А.И. Шпирна Москва, ГОУ ВУНМЦ 2003

Дополнительная:

Ø Научно-практическое объединение: Медицинская энциклопедия, «Крон-пресс» Москва 1994

Ø Периодические профессиональные издания: Журналы «Сестринское дело», «Медицинская сестра»

 

Интернет-ресурсы

www.medsestre.ru – ООО «Ассоциация медицинских сестер России»

www.med-obr.info – Портал инновационного развития «Медицина:

образование и инновации»

 

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

 

ПМ. 04; 05; 07

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.011 с.)