Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в процессе практики

Поиск

Обучающиеся в собственной практической деятельности используют научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов деятельности, деловые игры, активные методы, дискуссии, «мозговой штурм», технология портфолио, мультимедийные технологии и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся в процессе прохождения практики.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения

текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1. Методы психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.

2. Методики, изучающие познавательное развитие детей с сенсорными нарушениями.

3. Методики, изучающие личностное развитие детей с сенсорными нарушениями.

4. Методики, изучающие познавательное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Методики, изучающие личностное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

6. Методики, изучающие личностное развитие детей с речевыми нарушениями.

7. Методики, изучающие личностное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

8. Профилактика в работе учителя-дефектолога.

9. Просвещение в работе учителя-дефектолога.

10. Документация, регламентирующая работу учителя-дефектолога.

11. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.

12. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с педагогическим коллективом образовательной организации.

13. Тьютерство в системе образования.

14. Индивидуальная образовательная траектория в образовательном процессе.

15. Формы обучения детей с ОВЗ.

16. Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике.

Общие сведения

1. Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии
2. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Профиль «Дошкольная дефектология»
3. Практика Производственная практика
4. Тип заданий Защита презентации
5. Количество этапов формирования компетенций 6

Перечень компетенций

- -способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК -3);

-владеть способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

- владеть готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- владеть готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

-владеть готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

-владеть способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: ­ задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях; ­ особенности реализации основных направлений деятельности учителя-дефектолога; ­ основные виды документации учителя-дефектолога; ­ особенности психического развития детей с нарушениями речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Умения: ­ анализировать специальную литературу; ­ проводить динамическое наблюдение за ребенком с ОВЗ; ­ учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития ребенка с ОВЗ процессе сопровождения; ­ определять возможности конкретного ребенка с ОВЗ в овладении новым материалом; ­ подбирать диагностический инструментарий для определения психического развития ребенка с ОВЗ; ­ консультировать родителей и педагогов образовательных учреждений по актуальным вопросам специального (дефектологического) образования;
Навыки: ­ взаимодействия с педагогами образовательного учреждения; ­ разрабатывать и реализовывать индивидуальное сопровождение лица с ОВЗ в образовательном учреждении; ­ осуществлять просветительскую и профилактическую помощь педагогам, осуществляющим обучение лиц с ОВЗ, а также членам семей, имеющим детей с ОВЗ.
Опыт деятельности:
- взаимодействие с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; - организовывать коррекционно-развивающую среду, ее методическое обеспечение и проведение коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ - использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности - осуществление коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования - популяризации дефектологических знаний среди населения - формирования общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с детьми с ОВЗ и их семьями

 

Этапы формирования компетенций

Ознакомление с отчетной документацией
Ознакомление с нормативно-правовой документацией педагога-дефектолога
Разработка консультаций и наблюдение за профессиональной деятельностью педагога-дефектолога
Диагностика ребенка с ОВЗ
Подготовка отчетной документации. Профессиональная рефлексия.
Защита презентации по итогам практики

Формы отчетности:

1.Практико-ориентированные материалы:

­ 2 консультации для родителей по актуальным проблемам специального (дефектологического) образования;

­ 2 консультации для педагогов образовательной организации по актуальным проблемам специального (дефектологического) образования с оценкой специалиста дефектологического профиля;

­ протоколы обследования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья (приложение 2);

­ психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ (приложение 3)

­ диагностический инструментарий оценки психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (приложение 4);

­ план индивидуального сопровождения одного обучающегося с ОВЗ (приложение 5).

2.Дневник практики (приложение 1)

3.Отчет студента об итогах практики, включающий самоанализ: (приложение 6,7).

Отзыв руководителя практики.

Презентация.

Шкала оценивания

1.Дневник практики (до 5 баллов):

- систематичность ведения- 1 балл

- содержательность, информативность – 1 балл

- соответствие программе практики –1 балл

- соответствие задачам практики - 1 балл

- правильность и эстетичность оформления -1 балл.

 

2.Практико-ориетированные материалы (до 5 баллов):

- содержательность, информативность - 1 балл

- правильность использования профессионального контекста - 1 балл

- структурированность - 1 балл

- соответствие задачам практики - 1 балл

- правильность и эстетичность оформления - 1 балл

 

3.Отчет по практике (до 10 баллов):

- Полнота (1 балл)

- Доказательность изложения (1 балл)

- Соответствие отчета задачам практики (1 балл)

- Соответствие отчета программе практики (1 балл)

- Содержательность рефлексии (1 балл)

- Адекватность использования профессиональной терминологии (1 балл)

- Владение нормативно-правовой базой (1 балл)

- Профессиональная наблюдательность (1 балл)

- Установление междисциплинарных связей (1 балл)

- Рефлексивность (1 балл)

 

4.Отзыв руководителя практики (до 5 баллов)

- Мотивированность студента к профессиональной деятельности (1 балл)

- Ответственность (1 балл)

- Творческий подход к решению задач практики (1 балл)

- Инициативность (1 балл)

- Коммуникативность (1 балл)

 

5. Подготовка презентации по итогам практики (до 5 баллов)

- соответствие программе практики –1 балл

- соответствие задачам практики - 1 балл

- отражение личного опыта- 1 балл

- отражение коллективного опыта- 1 балл

- рефлексивность – 1 балл

 

Дифференцированный зачет проходит в форме защиты презентации. Баллы присваиваются по следующим критериям:

- информативность – до 10 баллов

- иллюстративность - до 10 баллов

- соответствие эстетическим требованиям - до 10 баллов

- правильность речи, адекватность использования профессиональной лексики - до 10 баллов.

По результатам аттестации обучающихся выставляется дифференцированная оценка: менее 60 баллов - неудовлетворительно, 61-80баллов – удовлетворительно; 81-90 баллов – хорошо; 91-100 баллов – отлично.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

 

Список литературы:

Основная

1. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: метод. пособие / Афонькина Ю. А. - М.: АРКТИ, 2010; 2015. - 80 с.

2. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности: изучение индивидуального развития детей: первая младшая группа: [пособие] / Афонькина Ю. А. - Волгоград: Учитель, 2015. - 57 с.: табл.

3. Настольная книга старшего воспитателя: [пособие] / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф Себрукович. - Волгоград: Учитель, 2015. - 153 с.: табл.

4. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности: изучение индивидуального развития детей: средняя группа: [пособие] / Афонькина Ю. А. - Волгоград: Учитель, 2015. - 59 с.: табл.

5. Афонькина Ю. А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО: журнал проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением / Афонькина Ю. А. - Волгоград: Учитель, 2015. - 83 с.

6. Специальная психология: учебник для студ. вузов для направл. подгот. бакалавров / Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Лубовский В. И., Исаев Д. Н., Михаленкова И. А., Мамайчук И. И., Защиринская О. В., Демьянчук Р. В., Ростомашвили Л. Н.; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб: Речь, 2013. - 252 с.

Дополнительная:

1. Ежедневник старшего воспитателя: [метод. пособие] / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович. - Волгоград: Учитель, 2015. - 55 с.: табл.

  1. Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.

3. Маллаев Р.М., Гасонова Д.И. Теория и практика психотехнических игр.- М.: Владос, 2013.- 150 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210526&sr=1

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

a) электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

- http://almanah.ikprao.ru/

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая «Лента времени», ИКП РАО

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа вторая «В городском дворе», ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Моя жизнь» ч.1. События важные и неважные ч.2. События приятные и неприятные ч.3. События и настроения ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Состав числа». Версия 3, ИКП РАО

 

b) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

- http://biblioclub.ru/

- https://mshu.bibliotech.ru/

- http://e.lanbook.com/

- http://ibooks.ru/

 

9.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по практике, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

 

Экспериментально-диагностический комплекс Лонгитюд-ЭДК предназначенный для решения широкого спектра учебных, исследовательских и диагностических задач в области психологии и педагогики.

 

10.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по практике.

 

№ п\п Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.
1. Психологический кабинет 1.Программно-методическое оснащение деятельности педагога-психолога (планирование, диагностические карты, разработанные конспекты занятий с детьми, консультации с родителями и педагогами) 2. Наглядный материал для психокоррекционной работы 3. Психодиагностические методики "Иматон" 4.Мультимедиапрезентации инновационного опыта работы педагогов-психологов 5.Методические пособия, разработанные преподавателями кафедры СПиСП. 6. Мультимедиапрезентации инновационного опыта работы педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Ул. К.Егорова, 16, ауд.321
2. Логопедический кабинет 1.Программно-методическое оснащение деятельности логопеда (планирование, диагностические карты, разработанные конспекты занятий с детьми, консультации с родителями и педагогами) 2.Наглядный материал для логопедической коррекции 3.Наглядный материал для обследования детей 3-7 лет 4.Комплекты рабочих тетрадей по развитию связной речи учащихся 1-4 классов. 5.Мультимедиапрезентации инновационного опыта работы педагогов-психологов, учителей логопедов. Ул. К.Егорова, 16, ауд.321

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Шифр дисциплины по РУП Б3.Б.9
Дисциплина Производственная практика
Курс      
Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность Кафедра СПиСП
 
Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ   Кол-во семестров   Интерактивные формыобщ./тек. сем.  
ЛКобщ./тек. сем.   ПР/СМобщ./тек. сем.   ЛБобщ./тек. сем. Форма контроля  
                                   

 

Содержание задания Количество мероприятий Максимальное количество баллов Срок предоставления
Вводный блок
Основной блок
Дневник практики     По графику
Практико-ориентированные материалы:      
- консультации для родителей     По графику
- консультации для педагогов     По графику
-презентация     По графику
карта наблюдения     По графику
психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ     По графику
диагностический инструментарий     По графику
план индивидуального сопровождения одного обучающегося с ОВЗ     По графику
Отзыв руководителя     По графику
Отчет обучающегося     По графику
Подготовка презентации     По графику
Всего:    
Дифференцированный зачет      
Всего:    
Итого:    

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

МГГУ

 

ДНЕВНИК ____________________ ПРАКТИКИ

 

Студента ___ курса Психолого-педагогического института_____________________________________________________________

Направление подготовки_________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________________________________________

ДОУ № _________

Заведующая ДОУ № ___________

Ф.И.О. __________________________

________________________________________________________________

Старший воспитатель, завуч ДОУ №

Ф.И.О. ___________________________________

________________________________________________________________

Учитель-дефектолог, учитель - логопед, педагог-психолог ДОУ №

Ф.И.О. ___________________________________

Мероприятия отражаются в таблице.

 

Дата Основное содержание работы Примечание
     

 


Приложение 2

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

 

1. Общение:

­ инициативность

­ адекватность используемых средств

­ содержательная насыщенность

­ эмоциональный фон

­ поведение в конфликтных ситуациях

­ формы общения со взрослыми и сверстниками

2. Эмоции:

­ преобладающий фон настроения

­ колебания настроения

­ сила эмоций

­ адекватность эмоций вызвавшим раздражителям

­ проявления саморегуляции эмоций

3. Познание:

­ работоспособность, причины ее колебания

­ произвольность внимания

­ способность к интеллектуальному напряжению

­ способность рассуждать и делать умозаключения

­ наблюдательность

­ познавательная активность, любознательность

­ произвольность памяти

4. Личность:

­ способность к волевому усилию в ситуациях помех, затруднений

­ выполнение моральных норм и правил поведения

­ соподчинение мотивов, следование общественных мотивам

­ информативность представлений о себе

­ реакции в ситуации достижения и неудачи

­ реакции на педагогическую оценку

5. Деятельность:

­ преобладающие интересы

­ разнообразие и действенность интересов

­ способность к целеполаганию, планированию, самоконтролю

­ способность действовать по образцу, ориентируясь на способ деятельности, заданный взрослым

 

 

Приложение 3

СХЕМА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА

В первую очередь в характеристике должно быть отражено:

1. Анамнестические данные о ребенке:

­ Дата рождения;

­ Адрес места жительства;

­ Состав семьи, условия быта в семье;

­ Взаимоотношения между членами семьи.

2. Выписка из заключения ПМПК.

3. Как долго ребенок посещает данное учебное заведение, часто ли болеет, охотно ли посещает учебно-воспитательные занятия.

4. Особенности познавательной деятельности:

­ Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объем);

­ Особенности восприятия (восприятие учебного материала медленно/быстро, полное/неполное, искажено восприятие времени, пространства);

­ Особенности памяти (преобладающий вид памяти, длительность хранения материала, произвольная/непроизвольная, особенности запоминания и воспроизведения учебного материала);

­ Особенности мышления (установление причинно-следственных связей;

­ Преобладающий вид мышления, характеристики мышления, анализ-синтез, обобщение/конкретизация);

­ Особенности речевой деятельности (развития звукопроизношения, насколько развит активный словарный запас, навыки чтения, особенности письменной речи, пропуски букв и слогов, замена одних букв другими, неправильный перенос, особенности построения предложений).

5. Особенности развития бытовой деятельности:

­ Степень владения навыками самообслуживания;

­ Отношение ребенка к деятельности (организация, дисциплинированность, отвлекаемость);

­ Темп деятельности;

­ Достижение результата деятельности и проявление интереса к нему.

6. Особенности творческой деятельности:

­ Интересы ребенка;

­ Наиболее продуктивный вид деятельности;

­ Любимые занятия;

7. Особенности эмоционально-волевой сферы:

­ Поведение ребенка, контактность;

­ Трудности адаптации к группе, детскому саду;

­ Преобладающий фон настроения;

­ Отношение к оценкам взрослых;

­ Критичность в оценке своих поступков;

­ Дисциплинированность;

­ Особенности нервной системы ребенка.

8. Детско-родительские взаимоотношения:

-стиль воспитания в семье,

–родительская позиции в отношении ребенка,

-воспитательные установки родителей

Приложение 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.008 с.)