Диагностический инструментарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностический инструментарий



 

Психический процесс Диагностический инструментарий источник
Память    
Внимание    
Мышление    
Ощущения    
Восприятие    
Эмоции    
Воля    
Речь    

 

Приложение 4

СХЕМА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА

В первую очередь в характеристике должно быть отражено:

9. Анамнестические данные о ребенке:

­ Дата рождения;

­ Адрес места жительства;

­ Состав семьи, условия быта в семье;

­ Взаимоотношения между членами семьи.

10. Выписка из заключения ПМПК.

11. Как долго ребенок посещает данное учебное заведение, часто ли болеет, охотно ли посещает учебно-воспитательные занятия.

12. Особенности познавательной деятельности:

­ Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объем);

­ Особенности восприятия (восприятие учебного материала медленно/быстро, полное/неполное, искажено восприятие времени, пространства);

­ Особенности памяти (преобладающий вид памяти, длительность хранения материала, произвольная/непроизвольная, особенности запоминания и воспроизведения учебного материала);

­ Особенности мышления (установление причинно-следственных связей;

­ Преобладающий вид мышления, характеристики мышления, анализ-синтез, обобщение/конкретизация);

­ Особенности речевой деятельности (развития звукопроизношения, насколько развит активный словарный запас, навыки чтения, особенности письменной речи, пропуски букв и слогов, замена одних букв другими, неправильный перенос, особенности построения предложений).

13. Особенности развития бытовой деятельности:

­ Степень владения навыками самообслуживания;

­ Отношение ребенка к деятельности (организация, дисциплинированность, отвлекаемость);

­ Темп деятельности;

­ Достижение результата деятельности и проявление интереса к нему.

14. Особенности творческой деятельности:

­ Интересы ребенка;

­ Наиболее продуктивный вид деятельности;

­ Любимые занятия;

15. Особенности эмоционально-волевой сферы:

­ Поведение ребенка,контактность;

­ Трудности адаптации к группе, детскому саду;

­ Преобладающий фон настроения;

­ Отношение к оценкам взрослых;

­ Критичность в оценке своих поступков;

­ Дисциплинированность;

­ Особенности нервной системы ребенка.

16. Детско-родительские взаимоотношения:

­ стиль воспитания в семье,

­ родительская позиции в отношении ребенка,

­ воспитательные установки родителей.

Приложение 6

 

КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ

Умения Самооценка в баллах (max. - 5)
На момент начала практики По окончании практики
21. Установление доверительного контакта с ребенком    
22. Установление продуктивного контакта с представителями его социального окружения    
23. Умение понимать причины поведения ребенка    
24. Умение прогнозировать поведение ребенка    
25. Умение устанавливать связи между разными психическими явлениями ребенка    
26. Умение фиксировать данные о ребенке в протоколе    
27. Умение определить место исследовательской деятельности в целостном педагогическом процессе    
28. Умение подбирать, составлять, изготавливать исследовательский материал    
29. Умение обобщать полученные психологические факты в форме заключения (краткого резюме)    
30. Умение формулировать педагогические рекомендации, облекая психологические выводы в педагогические формулировки    
  Итого (количество баллов)    

 

 


Приложение 7

 

ПЛАН САМОАНАЛИЗА

(выполняется в текстовой форме)

17. Ожидания от практики, степень их реализации.

18. Понимание необходимости исследовательской работы для педагога (психолога) для реализации профессиональных функций.

19. Трудности (внешние и внутренние), возникшие в процессе практики, пути и способы их преодоления, эффективность и конструктивность использования способов.

20. Собственные достижения, возникшие в процессе практики.

21. Степень использования имеющихся теоретических знаний, необходимость их расширения для реализации задач практики.

22. Тенденции и показатели собственного личностного и профессионального роста в процессе практики.

23. Способность рефлексировать собственную деятельность.

24. Аргументированная оценка собственной деятельности.

 

 

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ «ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

КУРС

 

продолжительность практики - 6 недель

Цель практики

— обеспечение комплексного формирования системы профессиональных компетенций.

 

Задачи практики

- освоение обучающимися практических профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ; соответствующего опыта деятельности;

- практическое использование знаний при проведении психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов специальной помощи детям с ОВЗ;

- овладение современными психокоррекционными техниками и применение их в работе с детьми с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии; накопление соответствующего опыта деятельности;

- развитие умений и навыков работы с педагогическим персоналом, умения устанавливать контакт с коллегами, выбирать эффективные формы работы с педагогами; соответствующего опыта деятельности;

- формирование профессиональной позиции по отношению к семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, умение использовать на практике методы изучения детско-родительских отношений и адекватные приёмы взаимодействия с родителями; соответствующего опыта деятельности;

- формирование научно-исследовательских умений в ходе проведения психолого-педагогического исследования;

- -формирование профессиональной позиции учителя-дефектолога, стиля поведения, мировоззрения, освоение профессиональной этики.

Данные задачи практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- коррекционно-педагогическая;

- диагностико-консультативная;

- исследовательская;

- культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ОВЗ;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей детей с ОВЗ;

- консультирование детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

- оказание консультативной помощи членам семей детей с ОВЗ по вопросам семейного воспитания.

в области исследовательской деятельности:

- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры детей с ОВЗ;

- формировнание толерантного отношения к детям с ОВЗ среди широкой общественности.

 

 

Место практики в структуре ОП ВО

Производственная практика проводится на 4 курсе

Прохождение производственной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору: подготовки выпускной квалификационной работы.

 

 

Место проведения практики

Практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» проводится на базе организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Практика проводится в межсессионный период.

№ п/п   № договора Учреждение Вид договора (о сотрудничестве, по практике) Дата заключения договора Срок действия договора
    ГОБУСОН «Печенгский КЦСОН» г. Никель Учебно-исследовательская и педагогическая практика 02 сентября 2012 г. 5 лет
  Б/Н МБДОУ г. Мурманска «Детский сад комбинированного вида №84» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  Б/Н МБДОУ г. Мурманска «Детский сад комбинированного вида №89» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  Б/Н МБДОУ п. Мурмаши «Детский сад №18» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  Б/Н МБДОУ п. Молочный «Центр развития ребенка - детский сад №46» Производственная и преддипломная практика 02 марта 2015 г. 5 лет
  1159/2 МБДОУ г. Мурманска «Детский сад комбинированного вида №85» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2010 г. 5 лет
    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13» г. Кировска Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2011 г. 5 лет
    МБДОУ г. Мурманска «Детский сад комбинированного вида №95» Производственная и преддипломная практика 01 декабря 2011 г. 5 лет
    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» г. Кандалакша Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2011 г. 5 лет
  1640/3 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Полярный Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2013 г. 5 лет
  1695/2 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» п. Тулома Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2013 г. 3 года
  1201/2 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №122» г. Мурманск Производственная и преддипломная практика 01 ноября 2013 г. 3 года
  1201/3 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №122» г. Мурманск Производственная и преддипломная практика 01 ноября 2013 г. 3 года
  869/2 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Мурманск Производственная и преддипломная практика 02 декабря 2013 г. 5 лет
  1780/2 МБДОУ «Детский сад №1» ЗАТО Видяево Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
    ГОБОУ «Оленегорский детский дом» г. Оленегорск Учебно-исследовательская и педагогическая практика 11 ноября 2013 г. 3 года
  Б/Н МБДОУ «Детский сад №1» ЗАТО Видяево Производственная и преддипломная практика 28 ноября 2013 г. 5 лет
  Б/Н МБДОУ ЦРР «Детский сад №46» п.г.т. Молочный Научно-педагогическая и производственная практика 02 марта 2015 г. 5 лет
  Б/Н МБОУ для детей, нуждающихся в псих.-пед. И медико-соц. помощи г.Мурманска Центр псих.-пед. реабилитации и коррекции Научно-педагогическая и производственная практика   01 сентября 2014 г. 5 лет
  1501/2 МБОУСОШ №7 им. Героя России Марка Евтюхина г. Североморск Научно-педагогическая и производственная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1477/2 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №50 г. Североморск Научно-педагогическая и производственная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  808/5 МБДОУ «Детский сад №133» г.Мурманск Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  808/4 МБДОУ «Детский сад №133» г.Мурманск Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1576/2 МБДОУ г. Мурманск «Детский сад №50» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1039/2 МБДОУ г. Североморск «Детский сад комбинированного вида №49» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  183/2 ГОБОУ «Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» Научно-педагогическая и производственная практика 26 ноября 2014 г. 5 лет
  976/2 МБДОУ г. Мурманск «Детский сад №130» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1486/3 МБДОУ г. Мурманск «Детский сад комбинированного вида №17» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1477/3 МБДОУ г. Североморск «Детский сад №50» Производственная и преддипломная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет
  1468/2 МБДОУ г. Мурманск «Детский сад комбинированного вида №17» Научно-педагогическая и производственная практика 01 сентября 2014 г. 5 лет

 

 

Содержание и характер деятельности обучающихся.

На первом этапе проводится установочная конференция, на которой обучающихся знакомят с целями, задачами и содержанием производственной практики. Обучающиеся получают консультацию по оформлению документации.

На базах практики обучающиеся знакомятся с задачами и содержанием деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, с системой взаимодействия специалистов, реализующих основные направления деятельности службы сопровождения: медицинского, психологического, социально-педагогического, педагогического. В обязательном порядке организуется встреча обучающихся со всеми специалистами.

На данном этапе организуется детальное знакомство обучающихся с деятельностью учителя-дефектолога: обучающиеся изучают документацию, посещают и анализируют коррекционно-развивающие занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные).

Формы работы с обучающимися: мастер-класс, дискуссия, круглый стол.

На втором этапе практики обучающиеся приступают к обследованию детей. Каждый обучающийся изучает закрепленного за ним ребенка, собирая о нем полную информацию. На основании полученных данных студент оформляет дефектологическую характеристику ребенка.

На основании имеющейся информации обучающийся разрабатывает развернутый план-конспект беседы с воспитателем по вопросам индивидуального подхода к конкретному ребенку в процессе организации его воспитания, обучения, выбора наиболее эффективных приемов и методов обучения, наглядного и дидактического материала, темпа деятельности.

Также разрабатывается развернутый план-конспект беседы с родителями данного ребенка по вопросам его воспитания в семье, организации его самостоятельной учебной и досуговой деятельности, режима дня и т. п. Обучающийся проводит данные беседы с педагогом и родителями; конспекты анализируются и оцениваются учителем-дефектологом.

Разрабатывается и организуется воспитательное мероприятие с детьми, направленное на решение задач интеграции и социализации детей с ОВЗ. Это мероприятие анализируется и оценивается учителем-дефектологом.

Обучающийся проводит исследование, согласно теме ВКР.

Формы работы с обучающимися: помощь в подборе дидактического материала, планирование занятий обучающихся, подготовка мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

На третьем этапе предусматривается подведение итогов практики. Обучающиеся обобщают свой опыт в докладах, участвуют, педсоветах, в научных конференциях. На итоговой конференции представляют презентацию.

Формы работы обучающихся: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола обследования и педагогического представления на одного учащегося, дневника производственной практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на преддипломной практике

При выполнении различных видов работ при прохождении практики обучающийся может использовать следующие технологии:

научно-исследовательские технологии: апробация новых форм специального образования детей с ОВЗ (интегративных и инклюзивных, консультативных).

научно-производственные технологии (в процессе педагогической практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии):

– технология развивающего обучения (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

– Технология разноуровневого обучения, предусматривающая уровневую дифференциацию в зависимости от уровня выраженности того или иного нарушения в развитии.

– технология адаптивного обучения, котораяявляется разновидностью технологии разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место отводится студенту, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

– технология компьютерного обучения.Дает возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.

– технология проблемного обучения ( Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др.). Предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности.

Обучающиеся активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на производственной практике

Методические материалы для работы в кабинете учителя-дефектолога:

1. Программно-методическое оснащение деятельности учителя-дефектолога (планирование, диагностические карты, разработанные конспекты занятий с детьми, консультации с родителями и педагогами)

2. Наглядный материал для коррекции

3. Наглядный материал для обследования детей 3-7 лет

4. Мультимедиапрезентации инновационного опыта работы учителей-дефектологов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.035 с.)