Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности ренессанса как эволюционного этапа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности ренессанса как эволюционного этапа.



Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности Ренессанса как эволюционного этапа.

В культурном обиходе средних веков интерес к античным традициям то усиливался, то замирал, но не исчезал совершенно. Все позднее Средневековье, можно сказать, представляло собой последовательную череду «возрождений», обозначаемых в истории культуры либо по имени правящей династии, либо по имени античного писателя, которому подражали. Наиболее памятно «каролингское возрождение» (начало 9 века) и «оттоновское» (вторая пол. 10 века). Также были «вергилианское возрождение» (9 век), «возрождение» Горация и Теренция, «овидианское возрождение» (12 век). И все же между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению.

Эпоха Ренессанса – это переломный этап истории. Эта эпоха – лишь сравнительно небольшой отрезок Средних веков (с исторической точки зрения), тогда перемены не носили принципиального значения в области социальной, экономической и т.д. По-прежнему главенствующей остается феодальная система хозяйствования и господствующими – два высших сословия. Относительно краткой эпохе суждено было совершить необычную революцию – в науке, культуре, искусстве.

Большое внимание было уделено именно литературе, так как первоначальной установкой для эпохи Возрождения было восстановление латыни. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели.

Основными культурными факторами эпохи были гуманизм, возрождение античности (изначально латыни) и явление «нового человека». Земное существование человека обрело бОльшую самостоятельности, раздвигая свои пространственные и временные пределы. Гуманистическая программа оказала влияние на всю систему образования, которая предполагала каждому утвердиться в праве быть достойной личностью, подсказывала античные образцы.

Картина мира становилась все более грандиозной и одновременно более точной. Пытливая человеческая мысль стремилась все глубже проникнуть в тайны мироздания.

Как уже отмечалось, для раннего этапа эпохи Возрождения была характерна идея универсальности, гармоничного сочетания художественной и инженерной мысли.

 

Характер обращения к античности в эпоху Ренессанса сравнительно со Средневековьем. Феномен ренессансного гуманизма.

Между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: поха Возрождения взглянула на классическую древность совсем по-иному. Античный мир представлялся гуманистам царством прекрасных, гармоничных людей, достойных детей великой Матери-Природы, свободных от сословных пут, наделенных даром высокой человечности. Впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению (т.е. не как продолжатели, а воссоздатели). В эпоху итальянского Возрождения классическое прошлое начало рассматриваться с неподвижной дистанции, как бы в фокусной перспективе. Эта дистанция препятствовала прямому контакту, но позволяло достичь общей и рациональной точки зрения. Подобная дистанция отсутствует в средневековых ренессансах.

«Дистанция» лишила античность ее реальности. Античный мир стал объектом страстной ностальгии, а средневековые ренессансы были свободны от настольгии, античность все еще была рядом. Ренессанс понял, что мир Древних Греции и Рима потерян и может быть обретен лишь в духе. На классическое прошлое впервые взглянули как на идеал, к которому стоит стремиться, а не как реальность, которую можно использовать и одновременно опасаться. Средние века оставил античность непогребенной и одновременно то оживлял, то заклинал ее труп. Ренессанс рыдал у ее могилы и пытался воскресить ее душу (Панофский).

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами. Ренессансный «гуманизм» — это исследование человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь.

Весьма характерной чертой деятельности гуманистов эпохи Возрождения являлось «открытие и человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. На этой основе развивается у гуманистов материалистическое восприятие природы. Веря в исконную доброту человеческой природы, гуманисты отвергли аскетическое направление в средневековой педагогике. Они повели борьбу со схоластикой в педагогике, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем разнообразии ее духовных и физических свойств.

 

Особенности сонета как ренессансного поэтического жанра.

Сонет – новая форма, появившаяся в Италии во второй половине 13 века. Она состоит из 14 строк, в итальянском варианте разделенных на две части. Первая – октава, восьмистишие из двух катренов; вторая – сестет, шестистишие из двух терцетов. Число рифм – 4 или 5; порядок рифмовки мог колебаться, но в основном для катрена – замкнутая или открытая.

Возрождение явилось временем, когда бытование слова в культуре становится по преимуществу не только письменным, но печатным и книжным. Сонет – это первая собственная поэтическая форма. Именно сонет наряду с новеллой стоят у истоком ренессансного мышления.

Сонет сопутствовал метафоре – новому, более тонкому, нежели аллегорическая наглядность, инструменту в трактовке любви. Метафора отвечает видению мира в свете всеобщего подобия явлений. «…Сонет стал первым образцом лирической поэзии со времен падения Римской империи, предназначенный не для исполнения под музыку, а для чтения глазами» (Оппенгеймер). Таким образом, сонет был первым поэтическим опытом, рождающимся в процессе напряженной рефлексии, самопогружения в ми «внутреннего молчания». Это меняло ощущение времени, которое более не совпадало с временем реального исполнения, но становилось текучим, обратимым.

Сонет располагал к размышлению, а в его меняющей свое течение интонации как будто был предопределен переход от развертывания темы к ее аргументированному итогу. Сонет воспринимался как идеально найденное пространство, организующее мысль, позволяющее развернуть собственно поэтический способ ее доказательства – путем метафоры.

В новой форме быстро почувствовали возможность по-новому мыслить о человеке. Эмоциональные проблемы, особенно любовь, можно было теперь не только выразить или пережить, но разрешить, прибегая к логике жанра, обратившегося во внутрь человека. Такая поэзия предназначена для уединенного чтения. В молчаливом уединении читатель полностью властен над временем.

Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности Ренессанса как эволюционного этапа.

В культурном обиходе средних веков интерес к античным традициям то усиливался, то замирал, но не исчезал совершенно. Все позднее Средневековье, можно сказать, представляло собой последовательную череду «возрождений», обозначаемых в истории культуры либо по имени правящей династии, либо по имени античного писателя, которому подражали. Наиболее памятно «каролингское возрождение» (начало 9 века) и «оттоновское» (вторая пол. 10 века). Также были «вергилианское возрождение» (9 век), «возрождение» Горация и Теренция, «овидианское возрождение» (12 век). И все же между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению.

Эпоха Ренессанса – это переломный этап истории. Эта эпоха – лишь сравнительно небольшой отрезок Средних веков (с исторической точки зрения), тогда перемены не носили принципиального значения в области социальной, экономической и т.д. По-прежнему главенствующей остается феодальная система хозяйствования и господствующими – два высших сословия. Относительно краткой эпохе суждено было совершить необычную революцию – в науке, культуре, искусстве.

Большое внимание было уделено именно литературе, так как первоначальной установкой для эпохи Возрождения было восстановление латыни. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели.

Основными культурными факторами эпохи были гуманизм, возрождение античности (изначально латыни) и явление «нового человека». Земное существование человека обрело бОльшую самостоятельности, раздвигая свои пространственные и временные пределы. Гуманистическая программа оказала влияние на всю систему образования, которая предполагала каждому утвердиться в праве быть достойной личностью, подсказывала античные образцы.

Картина мира становилась все более грандиозной и одновременно более точной. Пытливая человеческая мысль стремилась все глубже проникнуть в тайны мироздания.

Как уже отмечалось, для раннего этапа эпохи Возрождения была характерна идея универсальности, гармоничного сочетания художественной и инженерной мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.01 с.)