Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности ренессанса как эволюционного этапа.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности Ренессанса как эволюционного этапа. В культурном обиходе средних веков интерес к античным традициям то усиливался, то замирал, но не исчезал совершенно. Все позднее Средневековье, можно сказать, представляло собой последовательную череду «возрождений», обозначаемых в истории культуры либо по имени правящей династии, либо по имени античного писателя, которому подражали. Наиболее памятно «каролингское возрождение» (начало 9 века) и «оттоновское» (вторая пол. 10 века). Также были «вергилианское возрождение» (9 век), «возрождение» Горация и Теренция, «овидианское возрождение» (12 век). И все же между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению. Эпоха Ренессанса – это переломный этап истории. Эта эпоха – лишь сравнительно небольшой отрезок Средних веков (с исторической точки зрения), тогда перемены не носили принципиального значения в области социальной, экономической и т.д. По-прежнему главенствующей остается феодальная система хозяйствования и господствующими – два высших сословия. Относительно краткой эпохе суждено было совершить необычную революцию – в науке, культуре, искусстве. Большое внимание было уделено именно литературе, так как первоначальной установкой для эпохи Возрождения было восстановление латыни. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Основными культурными факторами эпохи были гуманизм, возрождение античности (изначально латыни) и явление «нового человека». Земное существование человека обрело бОльшую самостоятельности, раздвигая свои пространственные и временные пределы. Гуманистическая программа оказала влияние на всю систему образования, которая предполагала каждому утвердиться в праве быть достойной личностью, подсказывала античные образцы. Картина мира становилась все более грандиозной и одновременно более точной. Пытливая человеческая мысль стремилась все глубже проникнуть в тайны мироздания. Как уже отмечалось, для раннего этапа эпохи Возрождения была характерна идея универсальности, гармоничного сочетания художественной и инженерной мысли.
Характер обращения к античности в эпоху Ренессанса сравнительно со Средневековьем. Феномен ренессансного гуманизма. Между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: поха Возрождения взглянула на классическую древность совсем по-иному. Античный мир представлялся гуманистам царством прекрасных, гармоничных людей, достойных детей великой Матери-Природы, свободных от сословных пут, наделенных даром высокой человечности. Впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению (т.е. не как продолжатели, а воссоздатели). В эпоху итальянского Возрождения классическое прошлое начало рассматриваться с неподвижной дистанции, как бы в фокусной перспективе. Эта дистанция препятствовала прямому контакту, но позволяло достичь общей и рациональной точки зрения. Подобная дистанция отсутствует в средневековых ренессансах. «Дистанция» лишила античность ее реальности. Античный мир стал объектом страстной ностальгии, а средневековые ренессансы были свободны от настольгии, античность все еще была рядом. Ренессанс понял, что мир Древних Греции и Рима потерян и может быть обретен лишь в духе. На классическое прошлое впервые взглянули как на идеал, к которому стоит стремиться, а не как реальность, которую можно использовать и одновременно опасаться. Средние века оставил античность непогребенной и одновременно то оживлял, то заклинал ее труп. Ренессанс рыдал у ее могилы и пытался воскресить ее душу (Панофский). Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами. Ренессансный «гуманизм» — это исследование человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Весьма характерной чертой деятельности гуманистов эпохи Возрождения являлось «открытие и человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. На этой основе развивается у гуманистов материалистическое восприятие природы. Веря в исконную доброту человеческой природы, гуманисты отвергли аскетическое направление в средневековой педагогике. Они повели борьбу со схоластикой в педагогике, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем разнообразии ее духовных и физических свойств.
Особенности сонета как ренессансного поэтического жанра. Сонет – новая форма, появившаяся в Италии во второй половине 13 века. Она состоит из 14 строк, в итальянском варианте разделенных на две части. Первая – октава, восьмистишие из двух катренов; вторая – сестет, шестистишие из двух терцетов. Число рифм – 4 или 5; порядок рифмовки мог колебаться, но в основном для катрена – замкнутая или открытая. Возрождение явилось временем, когда бытование слова в культуре становится по преимуществу не только письменным, но печатным и книжным. Сонет – это первая собственная поэтическая форма. Именно сонет наряду с новеллой стоят у истоком ренессансного мышления. Сонет сопутствовал метафоре – новому, более тонкому, нежели аллегорическая наглядность, инструменту в трактовке любви. Метафора отвечает видению мира в свете всеобщего подобия явлений. «…Сонет стал первым образцом лирической поэзии со времен падения Римской империи, предназначенный не для исполнения под музыку, а для чтения глазами» (Оппенгеймер). Таким образом, сонет был первым поэтическим опытом, рождающимся в процессе напряженной рефлексии, самопогружения в ми «внутреннего молчания». Это меняло ощущение времени, которое более не совпадало с временем реального исполнения, но становилось текучим, обратимым. Сонет располагал к размышлению, а в его меняющей свое течение интонации как будто был предопределен переход от развертывания темы к ее аргументированному итогу. Сонет воспринимался как идеально найденное пространство, организующее мысль, позволяющее развернуть собственно поэтический способ ее доказательства – путем метафоры. В новой форме быстро почувствовали возможность по-новому мыслить о человеке. Эмоциональные проблемы, особенно любовь, можно было теперь не только выразить или пережить, но разрешить, прибегая к логике жанра, обратившегося во внутрь человека. Такая поэзия предназначена для уединенного чтения. В молчаливом уединении читатель полностью властен над временем. Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности Ренессанса как эволюционного этапа. В культурном обиходе средних веков интерес к античным традициям то усиливался, то замирал, но не исчезал совершенно. Все позднее Средневековье, можно сказать, представляло собой последовательную череду «возрождений», обозначаемых в истории культуры либо по имени правящей династии, либо по имени античного писателя, которому подражали. Наиболее памятно «каролингское возрождение» (начало 9 века) и «оттоновское» (вторая пол. 10 века). Также были «вергилианское возрождение» (9 век), «возрождение» Горация и Теренция, «овидианское возрождение» (12 век). И все же между Ренессансом и «ренессансами» огромное различие: впервые античность была осознана как прошлое, отделенное от настоящего, принципиально не сходное и именно поэтому предлагающее целый ряд ценностей, подлежащих восстановлению. Эпоха Ренессанса – это переломный этап истории. Эта эпоха – лишь сравнительно небольшой отрезок Средних веков (с исторической точки зрения), тогда перемены не носили принципиального значения в области социальной, экономической и т.д. По-прежнему главенствующей остается феодальная система хозяйствования и господствующими – два высших сословия. Относительно краткой эпохе суждено было совершить необычную революцию – в науке, культуре, искусстве. Большое внимание было уделено именно литературе, так как первоначальной установкой для эпохи Возрождения было восстановление латыни. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Основными культурными факторами эпохи были гуманизм, возрождение античности (изначально латыни) и явление «нового человека». Земное существование человека обрело бОльшую самостоятельности, раздвигая свои пространственные и временные пределы. Гуманистическая программа оказала влияние на всю систему образования, которая предполагала каждому утвердиться в праве быть достойной личностью, подсказывала античные образцы. Картина мира становилась все более грандиозной и одновременно более точной. Пытливая человеческая мысль стремилась все глубже проникнуть в тайны мироздания. Как уже отмечалось, для раннего этапа эпохи Возрождения была характерна идея универсальности, гармоничного сочетания художественной и инженерной мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.01 с.) |