Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В современных политических системах распространены следующие типичные модели, или образцы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Однопартийная система свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. В политической истории существовали две разновидности однопартийности: 1. строгая однопартийная система, исключающая даже формальное существование других партий. Такая система существовала в СССР, в настоящее время действует в странах Африки (Заир, Того), в Северной Корее, на Кубе; 2. фактически однопартийная система («искусственная многопартийность»), при которой не исключается возможность существования нескольких партий, но под жестким тотальным идеологическим и организационным контролем одной правящей партии. Подобные системы существовали в социалистических странах Восточной Европы, где партии были объединены в народные фронты под руководством коммунистических партий. Основными признаками однопартийной системы являются: - монополия одной партии на государственную власть; - отсутствие политической конкуренции; - партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа; - сращивание партийного аппарата и госаппарата; - отсутствие сменяемости политических лидеров. Функционирование однопартийной системы приводит к отчуждению народа от власти, волюнтаризму в политике и полной бесконтрольности власти. В обществе устанавливается тоталитаризм или авторитаризм. Двухпартийная (бипартийная) система характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах. Бипартизм не исключает существования и деятельности других политических партий, но их шансы на получение государственной власти не велики. Опыт функционирования двухпартийной системы демонстрирует две ее разновидности: · классическая модель бипартизма (США, Великобритания), в которой две главные партии ведут борьбу за власть. Это соответственно республиканцы и демократы, лейбористы и консерваторы. · система «двух с половиной партий», при которой наряду с двумя главными партиями появляется третья, менее сильная, но способная повлиять на результаты борьбы за власть, оказав поддержку одной из основных партий. Примеры таких систем наблюдаются в Канаде, Австралии, Австрии. Политическая практика показывает, что наибольшие шансы занять место в двухпартийной системе имеют центристские партии, которые руководствуются в своей деятельности примерно одинаковыми программными и стратегическими целями. Поэтому при смене партий у власти обществу не приходится менять свои ориентации, так как политический курс остается тот же. Двухпартийная система складывалась постепенно и существует в странах с богатым опытом политического плюрализма и демократии. Многопартийная система – это формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское представительство. Основными чертами многопартийной системы являются: - отсутствие монополии на власть; - наличие реальной политической конкуренции; - примерно равные шансы на получение власти; - создание блоков и коалиций для победы на выборах; Партийный блок – это объединение партий на основе принципа соподчинения, когда более сильные партии могут навязывать позиции более слабым. Партийная коалиция – это союз равноправных партий на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. - формирование коалиционного правительства. Типичными примерами многопартийности являются партийные системы Франции, Италии, Германии. Таким образом, партийные системы являются неотъемлемым атрибутом современных политических систем, так как с помощью партий решаются вопросы передачи власти, политической мобилизации и легитимации существующих режимов.
№ 23 Политическая культура: сущность, функции, типы Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры. Структура политической культуры: – политические представления; – политические ценности и ценностные ориентации; – политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям; – политическое поведение; – политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа. Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Характерные черты политической культуры: 1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества; 2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта; 3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны; 4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы; 5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности; 6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. Функции политической культуры: 1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность; 2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт; 3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей; 4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации; 5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения. № 24 Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой: 1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей; 2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует; 3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы. Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу. Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.008 с.) |