Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Функции и методы политологии функции политики.
Происхождение государства
Государство не существовало всегда. Оно возникло из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и т. д., в процессе углубления общественного разделения труда, социальной дифференциации и неравенства. Вопрос происхождения государства один из самых дискуссионных. Существуют различные концепции на этот счет. По Платону, государство возникает из потребностей каждого человека, которые не может удовлетворить он сам. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» (Антология мировой политической мысли. Т. I. М., 1997, с. 87). Помощь возможна, так как люди имеют различные способности к тому, или иному делу. По мнению Аристотеля, «государство представляет собой своего рода общение… которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения» (Аристотель. Политика. 1252а). Государство существует ради достижения благой жизни, оно существует по природе, как «человек по природе своей есть существо политическое» (там же, 1253а). Такая концепция рассматривает государство как естественно возникшее в процессе эволюции общества, наподобие организма, возникающего на определенной стадии эволюции природы. Каков конкретный механизм становления государства? Платон считал, что оно возникло как господство старейшего, получившего эту власть от родителей. Это патриархальная концепция возникновения государства, в соответствии с которой государство возникает из объединения семей, родов и племен. Отец семейства становится предводителем рода, затем племенным вождем и, наконец, царем. Государство в этом случае предстает в виде большой семьи. Следующая концепция теократическая, в соответствии с которой прообразом государственной власти является власть Бога над своими созданиями, и всякая власть, в том числе государственная, исходит от Бога и санкционируется творцом. Психологическая концепция государства объясняет его происхождение изначальным стремлением людей к власти. Она основывается на философской концепции «воли к власти» Ф. Ницше, в соответствии с которой воля к власти является главным побудительным мотивом деятельности людей. Концепция насилия объясняет появление государства образованием класса воинов. По Г. Моска, государство возникает после перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому, когда появляются два класса – класс земледельцев и класс воинов, и последний добивается господства над первым. Л. Гумплович считал, что человек добивается удовлетворения своих потребностей двумя способами: трудом и грабежом, или эксплуатацией чужого труда. Первое средство экономическое, второе – политическое, и государство возникает тогда, когда организуется политическое средство. Другой причиной образования государства, в соответствии с данной концепцией, могло быть завоевание земледельцев кочевниками. К этой концепции в ее первом варианте близка экономическая концепция возникновения государства, тщательно разработанная К. Марксом. В соответствии с ней государство возникает в результате вызванного экономическими причинами разделения людей на два антагонистических класса: высшего, который владеет частной собственностью на средства производства, и низшего, у которого частной собственности нет. Государство требуется для охраны института частной собственности, и само становится частной собственностью. К. Маркс пишет, что «король – частный собственник народа, когда говорит: мой народ» (Антология мировой политической мысли. Т. I. М., 1997, с. 771). В главе 3 шла речь еще об одной концепции – общественного договора людей, соглашающихся передать часть своих прав выбранным представителям, защищающим их общие интересы. Современные антропологи считают, что данная концепция не имеет исторического подтверждения. Государство никогда не возникало подобным образом. Законы государства не результат соглашения, а постепенно вырастают из традиций, навязываются завоевателями и т. п. Прежде чем какие-либо положения фиксируются в законах, они существуют в традициях, и сила законов не в угрозе наказания, а в готовности людей подчиниться им. Правда, имели место события незадолго до возникновения концепции общественного договора, которые как будто подтверждают ее. Плывшие на американский континент будущие колонисты еще на корабле договаривались о том, каким будет управление, и, прибыв, устраивали его именно так. Подобные договоры служат источником данной концепции, но никак не ее подтверждением, поскольку колонистами становились цивилизованные люди, эмигрировавшие из стран, имевших опыт государственного строительства. В эпоху же возникновения государства, а было это до становления первых цивилизаций, ситуация была совершенно иной. Неоднозначная оценка происхождения государства связана с наличием различных концепций государства, каждая из которых имеет своей частью особый вариант происхождения. По-видимому, имела место не одна, а несколько причин становления государства. Можно согласиться с тем, что его появление не случайно, а объясняется общей эволюцией общества. Особую форму происхождения русского государства сообщает «Повесть временных лет». По ней русская государственность возникла в результате призвания варяжских князей славянскими общинами, представители которых заявили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами». В этой концепции присутствуют все признаки государства: население, территория, князь с дружиной. Многие русские историки относились к ней вполне серьезно.
№ 8 СТСтруктура политической власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст- венный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности,
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референ- думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законо- дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид- ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых"
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо- кратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.
Разумеется, в обществах с недемократическими политически- ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти - это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое - ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).
№ 7
| 1. Определение власти. Политическая власть
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", •судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдель- ная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных цотей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчи- ненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставлен- ной цели, на убежденности в необходимости выполнения распо- ряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чув- стве страха перед нежелательными последствиями в случае не- подчинения. Сами по себе перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности, и этот аспект мы специально рассмотрим в дальнейшем. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. "Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно". Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
Сказанное позволяет дать в самом первом подходе опреде- ление власти как таковой (т.е. независимо от ее конкретных форм). В своем общем значении понятие "власть" означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает вни- мания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-конт- рольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем ~ экономической, социальной, духовной и др.
К понятию "политическая власть", конечно, применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявле- ния. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
• верховенство, обязательность ее решений для всего обще- ства и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
• всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
• легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
• моноцентричность, т.е. существование общегосударствен- ного центра (системы властных органов) принятия решений;
• широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Таким образом, политическая власть характеризуется спо- собностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведе- ние народных масс с помощью средств, находящихся в распо- ряжении государства, мобилизовывать на достижение постав- ленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится осно- ваниям политической власти, т.е. обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. Эта тема заслуживает специального рассмотрения.
№ 9 Основная функция политической власти — управление, руковод- ство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочай- ших предназначений политической власти заключается в постоян- ном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфля- ция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер). Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизи- ровать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштаб- ные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).
Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным услови- ям, экономическому и политическому состоянию страны страте- гию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабаты- вается конкретная политика в отношении различных слоев обще- ства, политика обеспечения ресурсов власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) — это функция оптимизации самой политической системы, приспо- собление ее институтов (государство, партийная система, изби- рательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демо- кратические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политиче- скую систему.
Третья функция политической власти — обеспечение стабиль- ности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.
Таковы три основные функции политической власти. Факти- чески их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.
В данном параграфе мы коснемся также вопроса о формах и уровнях политической власти. В соответствии с различными критериями можно выделить различные формы власти. Один из этих критериев связан с вопросом о том, кто олицетворяет власть: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идет об индивидуальной политической власти. Власть осуще- ствляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государ- ства, которые формально имели республиканскую форму правле- ния, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин - в СССР, Мао Цзэдун - в Китае). Во втором случае речь идет об институализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значи- тельно моложе индивидуализированной. Впервые возникла с при- нятием Конституции США в 1778 г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны.
В системе политической власти различают три функциональ- ных взаимодействующих ее уровня. Высший уровень — макрополи- тическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной — общест- венными организациями, партиями, движениями — и населением. Третий уровень - это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.
| | | РУК№№ТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ №СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ № 7 № ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти
№12 Государство как политический институт
Государство - основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя. В разных теориях дается различное объяснение причин возникновения государства: в теологической — воля Бога; в договорной — сила разума, стремление к организации общественной жизни; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории завоевания — военнополитические факторы и т.д. Признаки государства: • публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.); • монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; • система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики; • территория - пространство, на которое распространяется юрисдикция государства; • суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях; • монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд). Функции государства - это основные направления деятельности по решению стоящих перед ним задач. Могут классифицироваться по разным критериям: в зависимости от продолжительности - на постоянные и временные; в зависимости от значения - на основные и неосновные, второстепенные; в зависимости от сферы осуществления - на внутренние и внешние. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; хозяйственно-организаторская функция; культурно-воспитательная функция; экологическая функция. Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда. В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяются два глобальных этапа - традиционный и конституционный. Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства - это прежде всего монархии. Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Для этого этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека. Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Современная модель правового государства характеризуется: • всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина; • верховенством закона; • соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года; • взаимной ответственностью государства и личности; • разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; • законопослушанием граждан; • действием в обществе демократических принципов, важнейший из которых — «разрешено все, что не запрещено». Современное правовое государство является социальным, то есть стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении государством, а в идеале - равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности. В функционировании современных государств взаимодействует несколько тенденций - этатистская и деэтатистская, интеграции и дезинтеграции. Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества, деэтатистская—в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов. Тенденция интеграции проявляется в создании экономических, политических и военных объединений (НАТО, ЕС, АСЕАН и др.), тенденция дезинтеграции - в распаде ряда государств (СССР, Чехословакия, Югославия). Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации - интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Нарастание разрыва между суверенитетом де-юре и суверенитетом дефакто вынуждает государства делегировать свои полномочия не только надгосударственным структурам, но и «вниз» - региональным и муниципальным структурам. Государства традиционно классифицируются по двум критериям - формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. При монархической форме правления источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе. Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные. В абсолютных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх и отсутствуют представительные учреждения (Саудовская Аравия, Бруней). В конституционных монархиях наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония). Республики подразделяются на три разновидности — парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент. К президентско-парламентскому типу республик близка и Россия. Согласно Конституции Президент избирается населением по двухтуровой мажоритарной системе, обладает правом издания законодательных актов, назначения премьер-министра (с согласия Государственной Думы) и членов кабинета. По своему усмотрению он может отправить правительство в отставку и при определенных обстоятельствах вправе распустить Государственную Думу (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Дума может требовать от Президента отставки правительства. Системы власти с институтом президента, аналогичные российской, функционируют в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и Армении. Основные формы национально-территориального устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство отличают единая конституция, единая система высших органов власти и законодательства, единое гражданство. С точки зрения внутреннего устройства, унитарные государства бывают централизованными (в основном малые страны - Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Швеция и др.) и децентрализованными, с широкой автономией регионов в рамках полномочий, переданных в их ведение центральными органами власти (Италия, Испания, Франция). Федерация - устойчивый союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные органы власти, нередко конституции (наряду с союзной) и двойное гражданство. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Для федерации характерно взаимодействие двух противоположных тенденций - к централизации и децентрализации. Конфедерация — союз государств для осуществления конкретных совместных целей чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна и либо преобразуется в федерацию (как в случае США и Швейцарии), либо распадается, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой, в которую входили Египет и Сирия, Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии. Элементы конфедерации наличествуют в объединении европейских государств — Европейском Союзе (ЕС). В нем функционируют надгосударственные органы со значительными полномочиями (Совет Европейского Союза, Европарламент), координируется политика, имеются общие экономическое пространство и валюта. Кроме основных форм национально-территориального устройства имеются и специфические. Это прежде всего объединения государств вокруг бывших метрополий (Британское Содружество наций, Франкофония), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата, и ассоциированное государственное объединение — СНГ.
№ 15 Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:
– как политический режим, организацию политической системы;
– как процесс становления демократических структур и отношений.
Функции политической партии
1. Теоретическая функция:
- анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
- выявление интересов разных социальных групп общества;
- разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;
2. Идеологическая функция:
- распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
- пропаганда своих целей и политики;
- привлечение граждан на сторону и в ряды партии;
3. Политическая функция:
- борьба за власть;
- участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
- выполнение предвыборных программ
4. Организаторская функция:
- реализация программных установок и решений;
- проведение избирательных кампаний;
- подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.
Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.
Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.
Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.
Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.
Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.
№ 18 Слово «партия» происходит от латинского слова «pars», означающего «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Партии существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-то социальные интересы. По определению в силу своего частичного в масштабе общества характера партии существуют и действуют как таковые лишь при наличии соперников – других партий, что заставляет их анализировать различные социальные интересы, формулировать и отстаивать эти интересы, приобретая таким образом в различных слоях общества сторонников.
В условиях же деспотических, абсолютистских, тоталитарных режимов существование нормальных партий невозможно; здесь формируются лишь неформально действующие группы влиятельных сановников, основанные на общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.
Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Первоначально в партии объединялись, с одной стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой – защитники равноправия и политической свободы.
Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. С усилением классовой дифференциации, углублением социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом политики и необходимым элементом демократической государственности.
От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом.
Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти – ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации.
Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее электорат (от англ. «elector», франц. «electeur» – «избиратель»). Те социальные слои или региональные общности, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии. В странах со стабильными общественными отношениями (например, в Швейцарии, Нидерландах) электорат отдельных партий опирается не столько на специфичность их программ и способов деятельности, сколько на местные и семейные традиции: нынешнее поколение голосует за определенную партию по примеру отцов и дедов.
Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Демократическая партия стремится обеспечить эффективное функционирование всей политической системы страны, согласование и реализацию интересов различных слоев общества, стабильность существующего строя при сохранении его динамики и способности к <
|