Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественный анализ. Общие сведения
Целью анализа является выявление отдельных элементов и ионов, входящих в состав вещества. Качественный анализ осуществляют химическими, физико-химическими физическими или биологическими методами. Химические методы основаны на химических реакциях между веществом аналитом и соответствующими реагентами. Следствием реакции должны быть изменения в системе, которые можно наблюдать визуально или с помощью приборов. Если изменения фиксируют визуально, то метод считают химическим. Если же изменения фиксируют прибором, то метод считают физико-химическим. Анализ можно осуществить и без химических реакций, лишь физическими операциями. Соответствующие методы считают физическими. Поскольку в физико-химических и физических методах используют специальные приборы, эти методы называют инструментальными. Наличие токсичных веществ в объектах окружающей среды можно определить биологическими методами. Мы будем изучать напивмикрометоды анализа с элементами микроанализа. Их преимуществами являются умеренные затраты объекта и реагентов, сокращение затрат времени из-за замены фильтрации на центрифугирования, резкое сокращение выбросов вредных газообразных веществ и связанное с этим улучшение санитарно-гигиенических условий работы. «Сухой» способ анализа. Здесь аналиты и реагенты имеем в твердом состоянии. Большинство таких определений связано с нагревом, образуя группу пирохимичних методов - окраска пламени, «перлов» (буры, соды и других веществ), нагрев в трубке для прожарки и др. В «сухих» относят и метод растирания порошков. Все «сухие» методы анализа используют только для вспомогательных и контрольных выражений. Метод окраски пламени основывается на способности некоторых элементов (щелочных, щелочно-земельных металлов, меди, бора и др.) Окрашивать пламя в определенный цвет. К примеру,
Готовят тщательно очищенную платиновую или нихромовую проволоку, один конец которой впаян в стеклянную
Метод окрашенного жемчуга. Некоторые вещества, стоплюючись с бурой (тетраборат натрия, Na2B4O7∙10 H2O) или с «фосфатной солью» (NaNH4HPO4∙4 H2O) и некоторыми другими соединениями, образуют окрашенное стекло - «перл». Получая «перлы» буры, ушко раскаленной платиновой проволочки вводят в твердую бурю, нагревают в пламени горелки, пока не прекратится вспучивание, охлаждают и, прикоснувшись к веществу, анализирующие полученным «перлом», снова вводят в пламя, затем охлаждают. Цвет «жемчуга» указывает на наличие того или иного элемента. Нагрев в трубке для прожарки позволяет анализировать вещества, способные к сублимации или разложения при нагревании. Если вещество сублимируется полностью, то можно Рядом с сублимацией нагрева может вызвать выделение различных газов и паров, которые дают информацию о качественном составе вещества. Например, кислород выделяется, если в пробе присутствуют перманганаты, нитраты, пероксиды и т.д.; диоксид углерода (СО2) - если разлагаются карбонаты; оксиды азота - если разлагаются нитраты или нитриты; испарения воды - если разлагаются кристаллогидраты, гидроксиды, органические соединения и др. Трубка для прожарки - это пробирка из тугоплавкого стекла или кварца, длиной 5-6 см, диаметром 0,5 см. Небольшое количество анализируемого вещества насыпают в эту пробирку, медленно и осторожно нагревают в пламени горелки и наблюдают за изменениями. Растирания порошков. Наличие компонентов обнаруживают по образованию соединений характерного цвета или запаха. Так, растирая смесь тиоцианата аммония (NH4SCN) и тиоцианата калия (KSCN) с солями железа(III) возникает красно-бурая окраска, а с солями кобальта(II) - синяя. Растирают в
«Мокрые» методы анализа. Большинство реакций KCl + AgNO3 Þ AgCl(s) + KNO3, BaCl2 + 2 CH3COOAg Þ 2 AgCl(s) + (CH3COO)2Ba.
Соединения хлора (например, KClO3), не дают иона хлорида, не образуют такой твердой фазы. Эти факты объясняет Cl‑ + Ag+ D AgCl(s), або Cl‑ + Ag+ D AgCl¯. Теоретически изучая анализ неорганических соединений, учитываем то, что большинство реакций обратимы (идут как в одну, так и в другую сторону). Призыв записывать реакции не в «молекулярной», а в «ионной форме» - слишком упрощен. Правильнее в них записывать те формы (ионы или молекулы), которые являются предпочтительными в системе. Представление о разнообразии реакций в системе и условия преобладание приведены в разделах «Закон действия масс. Алгебра химических реакций»и«Концентрационный-логарифмические диаґрамы». Химические элементы способны существовать в растворе как различные ионы, например Fe3+, Fe2+и комплексный ион Fe Fe(CN)64‑; Mn2+, MnO4‑и MnO42‑; Sn2+, Sn(OH)-3(гидроксокомплексов, то есть комплекс с лигандом ОН-, образованный Sn(II) заметим, что с точностью до H2O, на который часто не обращают внимания, записывая формулы реагентов в воде, совпадает с анионом кислоты станула(II), HSnO2‑, последняя форма характерна для российских учебников) и Sn(OH)42‑(гидроксокомплексов, образованный Sn(IV), или, по традициям российских учебников, SnO32 ‑, анион оловянной кислоты). Характерные реакции разработаны для многих различных окислительных состояний элементов, а также для различных инертных комплексов (то есть, что, в отличие от «лабильных комплексов», теряют лиганд с очень малой скоростью). Например, Fe3+ с ионом SCN- дает комплексы Fe(SCN) n 3‑ n , окрашенные в характерный красный цвет, тогда как Fe2+ подобного окраса не дает. Ион Fe2+ в растворе можно открыть действием реагента K3Fe(CN)6(красной кровяной соли), а ион Fe3+ - действием K4Fe(CN)6(желтой кровяной соли). В обоих случаях образуется синий осадок, который когда-то считали различные вещества, краску «берлинскаая лазурь» и «турнбулевой синь». Однако, способность реагентов к Fe(CN)63‑ + е‑ D Fe(CN)64‑, Fe2+ ‑ е‑ D Fe3+, ведет к тому, что в обоих случаях образуется осадок «берлинськой лазури», 4 Fe3+ + 3 Fe(CN)64‑ D Fe4{Fe(CN)6}3(s), причем интенсивную окраску как раз и связывают с наличием в составе элемента с различными окислительными состояниями. В литературе приводят значение произведения
Выполнение качественных реакций в «мокрых» методах анализа. По способу выполнения различают пробирочные, микрокристалло-скопические и капельные реакции. Пробирочный метод заключается в том, что реагенты смешивают в специальных пробирках. В них наблюдают за образованием осадков, окрашенных соединений, газообразных продуктов. В центрифужных пробирках отделяют твердую фазу от раствора, используя центрифуґу (см дальше подразделение «Техника работы в лаборатории»). Микрокристаллоскопические реакции. Под микроскопом наблюдают за формой и окраской кристаллов, образованных с участием исследуемого компонента на поверхности тщательно вымытого и обезжиренного стекла. Каплю анализируемого раствора помещают на предметное стекло, рядом наносят каплю раствора реагента, соединяют капли стеклянной палочкой, не перемешивая растворы. Кристаллы, образовавшиеся в месте соприкосновения капель наблюдают через несколько минут. Зеркало микроскопа устанавливают так, чтобы хорошо осветить поле зрения. Поместив предметное стекло на предметный столик, устанавливают на расстоянии 10-12 мм объектив Предел обнаружения микрокристаллоскопических реакций, как правило, достаточно низкая. Чтобы еще ее снизить, каплю раствора подсушивают или испаряют и только после этого добавляют реагент. Преимущества метода - малый расход исследуемого веществ и реагента, скорость и простая техника.
Капельный анализ включает реакции как выявление, так и отделения. Их выполняют на фильтровальной бумаге. Одним из главных преимуществ этого метода является низкий предел обнаружения, что связано с капиллярными и адсорбционными явлениями в волокнах бумаги. Компоненты отличаются друг от друга скоростью диффузии в капиллярах и способностью к адсорбции. Поэтому компоненты с нанесенной капли накапливаются и отделяются в концентрических зонах, где их обнаруживают соответствующими реакциями. Распределение по зонам позволяет выявлять компонент без предварительного разделения многих других.
Итак, в капельном анализе неспецифическая реакция может стать специфической. Чтобы обеспечить более полный распределение по зонам, часто на фильтровальную бумагу предварительно наносят «подстилку» - каплю реагента, который в центре пятна дает с компонентами, мешающих малорастворимую соединение. По капельной методике возможно анализировать смеси раздробленным методом, сокращая затраты времени и реагентов. Рассмотрим в качестве примера капельную реакцию обнаружения Al3+ с ализарином, что образует с Al(ОН)3(s) растворим ярко-красный «алюминиевый лак». Окрашенные лаки способны образовывать и другие катионы. Поэтому применяют «подстилку» с K4[Fe(CN)6], гексацианоферрата(II) калия, образует малорастворимые соединения с нежелательными компонентами, оставляя их в центре пятна. Ионы Al3+ диффундируют на внешнюю часть, где их обнаруживают в аммиачной среде. Добавляя воду в центр пятна, вымывают и увеличивают скорость диффузии Al3+ с осадка сторонних компонентов.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.012 с.) |