Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическое развитие государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крушение социалистической системы вновь, как и в 1959 г., поставило перед народом Острова Свободы комплекс острейших экономических проблем. Страна потеряла 80 % своих рынков, на которые приходилось до 70 % импорта и более 80 % экспорта. Кроме того, Куба лишилась постоянного на протяжении более 30 лет источника финансовой помощи на очень льготных условиях. Все это привело к резкому падению ВВП и обострению положения во многих отраслях экономики, во внешней и внутренней торговле, в различных сферах общественной жизни. В условиях продолжавшейся со стороны США экономической блокады и политического давления казалось, что революция обречена. Приходится только восхищаться тем, как лидеры революции и кубинский народ, сохранив и честь, и достоинство, все свои завоевания, сумели найти оптимальный выход из этой сложнейшей ситуации. Поиск новых источников развития, а в начале 90-х годов просто выхода из создавшегося катастрофического положения вынудили кубинское руководство изменить отношение к иностранным инвестициям. Стратегия развития народного хозяйства, намеченная в 90-е годы, определило зарубежному капиталу важное, юридически всесторонне защищенное место в экономических реформах этого периода. Были названы и сферы приложения капитала: прежде всего он должен был использоваться в области освоения новых технологий и новых рынков и в развитии туризма, как главного звена новой экономической политики. Еще в 1982 г. был принят закон №50, разрешавший создавать совместные ассоциации с иностранными компаниями. В 1992 г. в Конституцию Кубы были внесены более 100 изменений и поправок, касавшихся децентрализации внешней торговли и признания со стороны государства права собственности на активы и средства экономических ассоциаций и корпораций. Закон №77 «Об иностранных инвестициях» (1995) базировался на общемировых нормах гарантии иностранным инвесторам и подтверждал право свободного перевода за границу прибылей и капитала. Закон предусматривал инвестирование во все отрасли народного хозяйства кроме вооруженных сил, образования и здравоохранения. Существенные ограничения распространялись и на средства массовой информации. В законе не устанавливались пределы участия пределы участия иностранного капитала в смешанных предприятиях. Было оговорено право созданий предприятий почти 100-процентным иностранным капиталом и возможность капиталовложений в недвижимость. Кроме того, разрешалось создавать зоны свободной торговли и промышленные парки. Для стимулирования притока инвестиций и улучшения инвестиционного климата Кубой на начало 2004 г. Кубой подписаны межправительственные соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений с более чем 70 странами, в том числе 25 европейскими, а также 7 соглашений об избежании двойного налогообложения. Объем зарубежных инвестиций в этот период составил около 6 млрд. долл. Основными отраслями кубинской экономики, куда вкладывались инвестиции, являлись: горнодобывающая промышленность, разведка и добыча нефти, туризм, строительная сфера, легкая и пищевая промышленность, металлообработка, сельское хозяйство и телефонная связь. В последние годы иностранные инвесторы охотно вкладывают капитал в энергетику, газификацию, финансовый сектор, водоснабжение Гаваны, привлекательна для них и продажа сигар. Испанские и английские фирмы стали первыми партнерами кубинских структур в банковской сфере. Идея создания совместных предприятий (СП) ассоциаций с иностранным капиталом родилась еще в начале 80-х годов. После принятия основополагающих документов по регулированию финансовых вопросов в этой области отмечен прогресс в реализации этого проекта: 2003 г. – 342 СП, 2004 г. – 412 СП. В это время доля СП в таких отраслях, как горнодобывающая, разведка нефти, производство парфюмерии, телефонные услуги, экспорт рома, составила 100; выращивание и переработка цитрусовых – 70 %; производство никеля и цемента – до 50 %. Основная масса СП распределялась следующим образом: базовая промышленность – 64, туризм – 56, строительство – 44, сельское хозяйство – 21, легкая промышленность – 20, пищевая – 16, информатика и коммуникации – 13, металлургия и машиностроение – 13, транспорт – 12, сахарная промышленность – 11. В знаменитой курортной зоне Варадеро в настоящее время обслуживают туристов более 40 отелей, большинство из которых являются совместными предприятиями. Лидерами по созданию СП на Кубе являются Испания (25 %), Канада (19 %), Италия (14 %), далее идут Франция Великобритания, Венесуэла. В начале XXI в. заметно активизировался на Кубе капитал КНР. Китайские инвестиции в основном представлены в СП, действующие в сельском хозяйстве, телекоммуникациях, электронике, легкой промышленности, туризме. Совместные предприятия создаются как на Кубе, так и в КНР. Серьезность намерений китайцев укрепить позиции в этой карибской стране подтверждает и тот факт, что КНР построила там 5 электростанций, объявила Кубу приоритетной общенациональной туристической зоной в Западном полушарии и стремится стать основным потребителем кубинского кобальта и никеля. Наибольшее число СП со 100-процентным иностранным капиталом было в 2002 г. (24). В следующем году оно сократилось до 6. Это было связано во многом с падением цен на кубинские экспортные товары на мировом рынке, сильные засухи и ураганы, нанесшие большой материальный ущерб, с давлением США на страны, гражданами которых являлись учредители этих предприятий. Доходы Кубы от деятельности СП составляют 16-17 % их годовой выручки. Например, в 2003 г. общая сумма от продажи реализованной продукции составила 1 943,4 млн. долл. из них 331,5 млн. получила кубинская казна. Важно также отметить, что в этом году на Кубе было аккредитовано 816 иностранных фирм. На основании закона №187, принятого в 1998 г., целый ряд реформаторских направлений Программы совершенствования предпринимательской деятельности начал реализовываться в масштабе всей национальной экономики. Первый этап ее был завершен в 2003 г. Основная цель программы – повышение эффективности производства Основная цель программы – повышение эффективности производства через представление большей самостоятельности предприятиям и децентрализация управления, а главным элементом эффективности является повышение производительности труда. Постепенно все предприятия должны перейти на самофинансирование. Величина заработной платы ставится в прямую зависимость результатов хозяйственной деятельности. Разработана гибкая система оплаты труда – шкала расставлена на 18 категорий: от 130 до 700 песо. Предусмотрено дополнительное материальное стимулирование, которое зависит от размера прибыли предприятий. По мере роста производительности труда и эффективности производства предприятие получает возможность пересматривать целый ряд аспектов своей хозяйственной политики, в том числе и сокращение штатов. Последнее оказалось наиболее сложным в реализации этой программы, так как почти за полвека социалистического характера развития в обществе сложились определенные стереотипы, не предполагающая увольнения того или иного работника ради эффективности производства. Кроме того, подобная тактика не вписывается и в государственную политику всеобщей занятости. Из 3000 предприятий, действовавших в стране в 2003 г., менее 300 перешли на реализацию этой программы. Лучше всего этот процесс происходит в Министерстве базовой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, легкой промышленности, банковской сфере. Наименьшие успехи отмечены в туризме, авиации, пищевой, сахарной и рыбной промышленности, металлургии и машиностроении. В бюджете 2004 г. на реализацию Программы совершенствования предпринимательской деятельности было выделено 3,5 млрд. песо, или 17 % от всех предусмотренных расходов. На субсидии нерентабельным предприятиям направлено 830 млн. песо (разделы «Иностранные инвестиции», «Совместные предприятия» и «Программа совершенствования предпринимательской деятельности» написаны на основе материалов и документов, опубликованных кубинских периодических изданиях 2001-2004 гг.: «Granma», «Granma internacional», «Opciones», «Negocios en Cuba». Самым неожиданным и, как оказалось впоследствии, вполне оправданным решением стала структурная реорганизация в сахарной промышленности. На протяжении двух столетий производство и реализация сахара на мировом рынке являлась основой кубинской экономики. Однако в 90-е годы эта статья экспорта вдруг потеряла свое первостепенное значения, видимо, не в последнюю очередь в результате действий противников Кубинской революции. «Производство сахара, - отмечал Ф. Кастро 1 мая 2006 г., - уже не имело смысла ни под каким видом, эти цены на сахар были конъюнктурными, потому что пришел конец всем соглашениям, защищавшим цены на сахар, и то, что существует сегодня в сахарном производстве, - это хаос, так же как во многих других отраслях мировой экономики[A278]». Процесс изменений в сахарной промышленности берет свое начало в 1997 г. Было решено сократить на 50 % все элементы этой отрасли. Кроме того, предполагалось следующее направление: изменение вспомогательной предпринимательской системы; создание семи кооперативных групп; реорганизация агропромышленных комплексов; создание 1000 новых отделов бизнеса; реорганизация системы исследований и развития; предпринимательское усовершенствование на 38 сахарных заводах и поиск новых моделей сахарного предприятия, внедрение и распространение международной метрической системы; усиление диверсификации производства. Особое внимание было уделено совершенствованию и распространению автоматизации, ее влиянию на энергоэффективность и производственный процесс, повышение квалификации предпринимательских кадров, разработке системы оплаты за полученный сахарный тростник в зависимости от его качества, внедрению на мировой рынок спиртов высшего качества и новых марок тростниковой водки. В настоящее время на Кубе 156 сахарных заводов. Меры, предпринятые правительством, позволили не только модернизировать сахарную промышленность, но и высвободить часть средств, которые направили на развитие нефтяной промышленности, туризма и добычу никеля, начавших играть в новом столетии все большую роль в кубинской экономике. Таким образом, реформы в сахарной промышленности существенным образом повлияли на проведение повлияли на преодоление традиционной для Кубы монокультурности, перманентной зависимости от производства и продажи сахара. В этой ситуации кубинское руководство считает вполне достаточными для выполнения международных обязательств и внутренних целей урожаи в 3-4 млн. т. в год. Больше того, оказалось более рентабельным покупать часть сахара для внутренних нужд в Бразилии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.009 с.) |