Сновні критерії типології держав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сновні критерії типології держав.



Тин государства — это система существенных черт, свойственных всем государствам, которые относятся к определенной группе.В современной науке существует несколько оснований для типологии (классификации) государств. Прежде всего, с учетом длительного исторического развития государственности различают исторические типы государств.Существуют и иные критерии для типологии государств. В соответствии с формами государства противопоставлялся монархия и республика, единые (унитарные) и федеративные государства. В зависимости от принципа построения государства и степени участия в этом граждан различают госуда^тао-учреждение и государство-корпорацию. Государство-учреждение строится сверху вниз. Участие граждан в этом процессе минимально, более того, в немреализуется принцип государственной опеки над людьми. Поэтому государство- учреждение часто называют патерналистским. Государство-корпорация строится снизу вверх, основано на участии самостоятельных суверенных индивидов Такое государство можно назвать партисипитарным В соответствии с типами государственно-политического режима различаются демократические и автократические государства Демократическое государство позиционирует себя как правление народа, которое осуществляется в непосредственной и представительной формах, на основе конституции. Форма правления — монархия или республика — в этом смысле значения не имеет. Автократическое государство выступает как власть отдельного правителя (группы, партии), не связанная волей народа и конституцией. Разновидностями автократического государства являются партийное и диктаторское государства. Партийное государство подчинено целям и интересам одной партии Как правило, партийный и государственный аппараты в нем слиты воедино Диктатура предстает как организационное оформление единоличной власти. Диктатура — древнее явление, известное с римских времен. В современном мире к числу таких государств относят Кубу, Северную Корею, многие африканские государства.По отношению к религии и церкви различают светские, клерикальные, теократические и атеистические государства Светское государство базируется на принципе разделения сфер влияния церкви и государства. Религиозные организации не вправе вмешиваться в государственные дела, а государство, в свою очередь, гарантирует свободу совести и невмешательство во внутренние дела религиозных организаций. Порой официальный статус светского государства закрепляется конституционно (Украина, Россия, Германия, Франция ).Клерикальное государство также предполагает свободу совести своих граждан, но при этом имеет официальную религию и церковь. Церковь не сливается полностью с государством, но имеет ряд юридических полномочии, традиционно относимых к государству (регистрация актов гражданского состояния, контроль в области образования, религиозная цензура средств массовой информации). В клерикальном государстве официальная церковь имеет право участвовать в политической жизни, в том числе — иметь представительство в органах власти. К числу клерикальных государств относят Великобританию. Норвегию, Швецшо.В теократическом государстве государственная власть принадлежит церкви (иному религиозному объединению), религиозные тексты являются основным источником права, а нормы религии имеют приоритет перед нормами права и иными социальными нормами. Глава государства выступает одновременно как религиозно-духовный лидер. К таким государствам относятся Иран, Саудовская Аравия. МяршаЛтсистические государства отличаются гонениями на религию, церковь и ее священнослужителей. Атеизм (точнее, безбожие) является официальной идеологией, отступление от которой, по крайней мере, не рекомендуется, а то и наказывается Именно такая ситуация существовала некогда в социалистических государствах.Из других оснований для типологии важным является разделение государств по принципу соотношения между государством и правом. По этому критерию различаются правовое государство и этатистское государство; по принципам финансирования — на бюрократические и налоговые государсгва.В последнее время некоторые ученые (С.А.Комаров) предлагают в качестве основания для типологии государств личностный подход, а именно —- степень экономической, социальной, политической и духовной (культурноіі) свободы личности

Сторичш типн держав.

Государство, как и общество, является продуктом исторического развития человечества что и обусловливает формирования исторической типологии государств. Существует несколько основных подходов к исторической типологии государства формационнын, технократический и цивилизационныйС точки зрения формациошюго подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формации — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства (социально-экономических отношениях). Авторы формацнонного подхода ("Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями Поэтому, с их точки зрения, исторический тнп государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если н обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим н защищает преимущественно интересы рабовладельцев.Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ем) типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлении.(' позиций цтпшаационпого подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тоннбн. Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию н культуру, национальную психологию Каждая нз цивилизаций имеет характерный только для нес тип государства.Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и тс же стадии развития, то с точки зрения Тоннбн цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на Друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства. Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэннэл Белл) к типологии государства основан на приортсте уровня развития технологии, который определяет тип общества н государства. Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Индустриальный тнп технологии требует свободы и инициативы личности Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство люден Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.Каждый из подходов к исторической типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества и государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.006 с.)