Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття та види деформацій правосвідомості.

Поиск

Деформация правосознания — это искаженное представление о ценности права. Существует несколько разновидностей деформаций правосознания, наиболее опасной из которых является правовой нигилизм. Правовой нигилизм — это деформация правосознания, для которой характерно отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Носителем правового нигилизма может выступать личность, социальная общность, общество в целом. Правовой нигилизм является продуктом действия многих объективных и субъективных факторов: I) исторические традиции В Украине, как и иных постсоветских странах, правовой нигилизм имеет глубокие исторические корни. В течение многих веков право и закон служили шггерссам власти, а не общества и личности, недаром сложилась российская поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Негативное отношение к праву, его второстепенное!ь по сравнению с моралью и религией было весьма характерно как дня украинской, так и для российской интеллектуальной элиты. Свою лепту в укрепление нигилистического отношения к праву принесла эпоха засилья партий но-коммунистической идеологии;2) кризисное состояние общества. Было бы наивным жндать уважения к прав) и закону в условиях нарастающей бедности, социального расслоения украинского (и оссийского, и всех постсоветских) общества и правовой незащищенности большинства населен м.отсутствис подлинной демократии в системе и функционировании государственной власти. Властолюбие и некомпетентность бюрократии, нестабильность власти, чиновничья волокита, проникшая во все поры государственного механизма коррупция и другие негативные явления современно«! государственности подрывают авторитет даже справедливых и объективно необходимых обществу законов;/тжші уровень правовой культуры общества Он проявляется в слабом знакомстве с действующим в стране правом, стремлении не столько действовать по закону сколько обойти его. Собственно, правовой нигилизм — это и следствие, и проявление низкой правокультурностн.Правовой нигилизм может выступать в двух формах — теоретической и практической В первом случае имеет место концептуальное оправдание и обоснование правового нигилизма. Праву противопоставляются иные, высшие с точки зрения теоретиков правового нигилизма ценности — религиозный фундаментализм, мировая эволюция и т.д Во втором случае происходит реализация указанных теоретических концспций.Наряцу с правовым нигилизмом существует прямо противоположное явление — правовой идеалихи (романтизм) Под ним понимают <|)стишизацшо права, преувеличение реальных возможностей его влияния на судьбу личности и общества. В обществе, пораженном правовым идеализмом, складывается наивное убеждение в том. что справедзивыс и разумные законы способны решігть все проблемы человечества. Ожидание чуда от принятого закона очень быстро превращается в разочарование из-за того, что закон не действует или действует совсем не так, как мечталось. Правовой инфантилизм как разновидность деформации правосознания отличается слабостью правовых знаний при твердой убежденности личности в достаточном их уровне. В отличие от правового нигилизма и правового идеализма он является менее опасной, сравнительно легко преодолимой разновидностью деформации правосознания. С правовым инфантилизмом граничит правовой дилетантиш, который означает легкомысленное отношение к праву, вольное обращение с законом при наличии поверхностных, бессистемных правовых знаний (обо всем — понемногу).Правовая демагогия характерна дія лиц, которые обладают правовыми знаниями, но исключаю! или принижают его социальную ценность»с используют право исключительно в своих личных, зачастую ангнобщественных интересах.Все дс(|юрмацнн правосознания подставляют реальную или потенциальную опасность для правопорядка, в силу чего борьба с ними должна постоянно находиться в поле зрения государства и общества. Основные направлении борьбы с деформациями нравосознания:повышенис общей и правовой культуры граждан:совсршснствованне законодательства;профилактика правонарушений;упроченис законности и правопорядка.уваженне и всемерная защита прав лнчностн;ликвндацня негативных явлений в сс|»ерс государственной власти.

Поняття та види джерел права.

Понятие «источник права» употребляется в юридической литературе в четырех значениях:источник права в материальном смысле — это система объективных потребностей общественного развития, в частности, общественные отношения и интересы, нуждающиеся в юридическом оформлении;источник нрава в идеальном смысле — это отражение материального источника права в правосознании законодателя и иных субъектов правотворчества, осознание ими объективных потребностей общественного развития;источник права в познавательном смысле — это подготовительные документы и материалы, проекты нормативно-правовых актов, которые используются в толковании юридических текстов. Такой же характер имеют юридически не действующие историко-правовые памятники — Законы Хаммурали, Русская Правда;источник права в формальном смысле — это юридически оформленный результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития. Виды источников права: 1) правовой обычаи — стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, официально признанное государством юридический (судебный или административный) 2.прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных делЗ. нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера 4. нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, содержащее обязательные для них предписания.5. юридическая доктрина — это научно оформленные концептуальные идеи, направленные на совершенствование права, содержащиеся в трудах ученых-юристов.6. религиозный текст — это священная для верующих книга или послание главы церкви (религиозной организации), содержащие, наряду с религиозными, правовые нормы.

Форми права.

Под формой права подразумеваются, определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера. В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней - объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Источник права в формальном аиыеле — это юридически оформленный результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития. Иначе говоря, формальный (юридический) источник права — это форма права. Понятие «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне.

42.Соц|алышй пронес формування правя \ нормотворчкть (правотворчгсть). Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая в соответствии с общественными потребностями в нормативно-правовом регулировании. Правотворчество выступает как официальная составляющая правообразования, самостоятельная и завершающая его стадия. Признаки правотвирчестиа:осуществлястся уполномоченными субъектами: государством, обществом (народом), органами местного самоуправления, объединениями 1раждан, трудовыми коллективами, выражается в установлении (санкционировании, конкретизации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм;полу чает завершение в письменном документе;осуществляегся с соблюдением процедуры подготовки и принятия акта .Функции правотворчества: функиря первичного регулирования новых общественных отношений, которая осуществляется путем издания новых по содержанию норм права Например, в наше время происходит юридическое оформление отношений, связанных с использованием компьютеров и информационных технологий;функция обновления нормативно-правового материала, которая предусматривает изменение иди отмену тех норм, которые устарели и не отвечают потребностям общественного развития Например, в большинстве постсоциалистнческих государств отменена цензура печати, которая препятствовала развитию демократии;функция ликвидации пробелов в позитивном праве, то есть частичного или полного устранения пропусков в правовом регулировании общественных отношений путем формулировки тех правил поведения, которых недостает. Например, в уголовном законодательстве Украины давно была предусмотрена ответственность за похищение человека, но отсутствовала ответственность за торговлю людьми, хотя опасность указанного деяния была очевидна. Этот частичный пробел был ликвидирован путем принятия закона о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс;функция систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, объединении и дополнении нормативных актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на научных принципах нормативного кодифицированною акта.

Принципы правогворчости

Принципы правотворчества — это руководящие, основополагающие идеи, обусловливающие соответствие правотворчества общественным потребностям К ним спиосит.умашпм — приоритетность прав человека, признание человека в качестве наивысшей социальной и духовной цснности;гармоннчнос единства интересов личности и общества Право должно выступать как равновесная составляющая индивидуальных интересов, что и является общественным интсресом;дЈМ№ф0»!1Ш1 — выражение в праве волн народа. Один из способов непосредственного правотворчества народа — принятие норм права путем референдума Однако это весьма дорогостоящая процедура, широко применяемая лишь в некоторых небольших государствах Принцип демократизма проявляется также в широком обсуждении законопроектов, в конкуренции нескольких вариантов законопроектов, выносимых на обсуждение иарламента;глдснос7иь — ознакомление общества с проектами нормативно-правовых актов, свободное и конструктивное их обсуждение с целью нзбснсать ошибок и пробелов в правовом регулировании, повысить его авторитетность и эффектнвность;дакон«оеть — принятие нормативно-правовых актов законным п\тем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества Разработка и принятие нормативно-правовых актов и иных форм права не Должны выходить за пределы компетенции государственных органов Предписания норм права должны соответствовать конституции и международным обязательствам государства. научность и п/т/нхсионалиш. Разработкой и принятием нормативно-правовых актов должны заниматься специалисты. Подготовка проекта нормативно-правового "кта должна осуществляться на основе достижений юридической науки, а в случае необходимости — и иных наук Проект нормативно- правового акта должен быть подвергнутнаучной экспертизе, а в случае необходимости должны быть проведены социологические исследования и экономическое обоснованис;связь с практикой Как правило, нормы права должны издаваться для урегулирования уже существующих общественных отношений. Практика реализации правовых норм должна «подмечать» пробелы и коллизии в правовом регулировании, диагностировать устаревание правовых норм и необходимость их отмены или изменения [планирование. Этот принцип даст возможность установить правильную последовательность разработки и принятия нормативно-правовых актов, исключить непродуманные, случайные акты правотворчества, предотвратить дублирование актами друг друга. Несоблюдение этого принципа приводит к коллизиям и противоречиям в нормативно-правовых актах, в конечном итоге провоцирует произвол и ошибки в работе правоприменительных орппов',оперативность. Этот принцип требует быстрого реагирования на меняющиеся потребности общества, на появление новых общественных отношений; \0)сочстанис динамизма и стабильности Этот принцип требует соблюдения необходимою баланса между изданием новых норм права и внесением изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты Основной целью правогворчсскон деятельности должно быть достижение стабильности законодательства, обеспечение условий как можно большей длительности действия законов и под законных актов в государстве. Принятие новых нормативно-правовых актов, изменение или отмена действующих, должно соответствовать указанным принципам, быть обоснованным и целесообразным, содержательно взвешенным и конструктивным 44.Стадії прапотворчої діяльності.

Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом В национальной правовой системе он состоит из следующих стадий. 1) законодательная инициатива — внесение в законодательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона. Таким правом в любом государстве обладает сравнительно узкий круг лиц В Украине право законодательной инициативы имеют народные депутаты Украины, Президент, Кабинет Министров Украины;

разработка законопроекта. Она может бьггь поручена парламентским комитетам, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии законодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмотрение парламента вносится готовый законопроект;

обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс называют первым и вторым чтением законопроекта);

принятие закона (обычно в результате третьего чтения) Принятие закона осуществляется голосованием По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т е 50 % + ] голос) Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство),

подписание закона главой государства. На эту стадию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон повторно принимается квалифицированным большинством голосов, то глава государства обязан подписать его и обнародовать. Если Президент Украины не подписал повторно принятый закон, то по истечении десяти дней закон безотлагательно обнародуется Председателем Верховной Рады Украины;

обнародование закона. Эта стадия имеет важное значение Неопубликованные и, таким образом, не доведенные До сведения людей законы не применяются;

вступление закона в силу. По общему правилу, закон вступает в силу в течение определенного срока (в Украине — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом

Вид и правотворчосп.

Сложность категории правотворчества обусловливает многообразие критериев его классификации. По способы правотворчества различают: 1) утверждение нормативно-правовых актов и договоров референдумом. Например, референдумом были приняты конституции многих государств (Ирландия, Российская Фсдерания, Франция, Чили) Маастрихтский договор во франции и Ирландии также утверждался референдумом. Таким же путем нередко вносятся изменения в конституции, государственный строй. Например, в 1975 г. референдум в Греции высказался за ликвидацию монархии .принятие или издание нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. В современных государствах этот вид правотворчества является основным. Государство также вправе делегировать такое полномочие негосударственным субъектам. Например, в 1933 г. по рекомендации Конгресса США предприниматели разработали и утвердили Кодексы честной конкуренции для того, чтобы быстрее вывести страну из экономической дспрессии;со-гг)я//мг юридических прецедентов судебными и административным к органами государства. Этот вид правотворчества является одним из основных в странах англоамсриканского типа права выключение нормативно-правовых договоров компетентными государственными органами (или, с разрешения государства — иными субъектами, в частности, трудовыми коллективами). Этот вид правотворчества преобладает в международных отношениях, и в последнее в|>емя активно развивается во внутригосударственных я.спъх\официалыюе признание государством обычая Например, ст. 7 Гражданскою кодекса Украины содержит указание на возможность применения обычаев делового оборота, если они не противоречат закону или договору.В зависимости от форм создаваемого права различают: 1) 'законотворчество: 2) подзаконное правотворчество: 3) прецедентное правотворчество. 4) договорное правотворчество.В зависимости от субъекта правотворчества различают: непосредственное правотворчество народа (общества). Этот вид правотворчества осуществляется в процессе |>еферендума (плебисцита) — всенародного голосования по наиболее важным вопросам жизни общества и государства;правотворчество высшего представительною органа (парламента) государства или субъекта федерации D большинстве стран мира парламент имеет «монополию» на законотворческую дсятсльностьщравотворчество органов и должностных лиц исполнительной власти (правительства, министерств и ведомств, местной администрации). Как правило, названные органы государственной власти осуществляют подзаконное правотворчество. Кроме того, формой участия в правотворческом процессе является право законодательной инициативы, принадлежащее правительству наряду с другими субъектамщправотворчсство главы государства. Содержание правотворческой деятельности главы государства зависит от формы государственного правления и объема имеющихся у главы государства полномочий. Так, абсолютный монарх признается в качестве единственного творца права; напротив, президагг в парламснтско-презндснтской республике может издавать только подзаконные акты. Подобно правительству глава государства, как правило, обладает правом законодательной ин1щнатнвы:с>Ј>ебиос правотворчество В странах англо-американского типа права судьи играют первостепенную роль в правотворчестве, а в странах романо-германского типа права суд имеет вспомогательное значение в правотворчестве, выступая в качестве интерпретатора утке имеющихся правовых норм. Особый вариант правотворчества судебных органов в странах романо-германского типа права — признание нормативно-правового акта не соответствующим конститу ции. Такое решение может вынести, например. Конституционный Суд Украины. Это прекращает действие акта полностью или частично, следовательно, решение КСУ имеет определенное правотворческое содержание;правотворчсство органов местного самоуправления. Отличительный признак этого вида правотворчества — его локальный характер Созданные органом местного самоуправления нормативно-правовые акты действуют только в строго определенных территориальных границах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.009 с.)