Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поняття та види деформацій правосвідомості.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Деформация правосознания — это искаженное представление о ценности права. Существует несколько разновидностей деформаций правосознания, наиболее опасной из которых является правовой нигилизм. Правовой нигилизм — это деформация правосознания, для которой характерно отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Носителем правового нигилизма может выступать личность, социальная общность, общество в целом. Правовой нигилизм является продуктом действия многих объективных и субъективных факторов: I) исторические традиции В Украине, как и иных постсоветских странах, правовой нигилизм имеет глубокие исторические корни. В течение многих веков право и закон служили шггерссам власти, а не общества и личности, недаром сложилась российская поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Негативное отношение к праву, его второстепенное!ь по сравнению с моралью и религией было весьма характерно как дня украинской, так и для российской интеллектуальной элиты. Свою лепту в укрепление нигилистического отношения к праву принесла эпоха засилья партий но-коммунистической идеологии;2) кризисное состояние общества. Было бы наивным жндать уважения к прав) и закону в условиях нарастающей бедности, социального расслоения украинского (и оссийского, и всех постсоветских) общества и правовой незащищенности большинства населен м.отсутствис подлинной демократии в системе и функционировании государственной власти. Властолюбие и некомпетентность бюрократии, нестабильность власти, чиновничья волокита, проникшая во все поры государственного механизма коррупция и другие негативные явления современно«! государственности подрывают авторитет даже справедливых и объективно необходимых обществу законов;/тжші уровень правовой культуры общества Он проявляется в слабом знакомстве с действующим в стране правом, стремлении не столько действовать по закону сколько обойти его. Собственно, правовой нигилизм — это и следствие, и проявление низкой правокультурностн.Правовой нигилизм может выступать в двух формах — теоретической и практической В первом случае имеет место концептуальное оправдание и обоснование правового нигилизма. Праву противопоставляются иные, высшие с точки зрения теоретиков правового нигилизма ценности — религиозный фундаментализм, мировая эволюция и т.д Во втором случае происходит реализация указанных теоретических концспций.Наряцу с правовым нигилизмом существует прямо противоположное явление — правовой идеалихи (романтизм) Под ним понимают <|)стишизацшо права, преувеличение реальных возможностей его влияния на судьбу личности и общества. В обществе, пораженном правовым идеализмом, складывается наивное убеждение в том. что справедзивыс и разумные законы способны решігть все проблемы человечества. Ожидание чуда от принятого закона очень быстро превращается в разочарование из-за того, что закон не действует или действует совсем не так, как мечталось. Правовой инфантилизм как разновидность деформации правосознания отличается слабостью правовых знаний при твердой убежденности личности в достаточном их уровне. В отличие от правового нигилизма и правового идеализма он является менее опасной, сравнительно легко преодолимой разновидностью деформации правосознания. С правовым инфантилизмом граничит правовой дилетантиш, который означает легкомысленное отношение к праву, вольное обращение с законом при наличии поверхностных, бессистемных правовых знаний (обо всем — понемногу).Правовая демагогия характерна дія лиц, которые обладают правовыми знаниями, но исключаю! или принижают его социальную ценность»с используют право исключительно в своих личных, зачастую ангнобщественных интересах.Все дс(|юрмацнн правосознания подставляют реальную или потенциальную опасность для правопорядка, в силу чего борьба с ними должна постоянно находиться в поле зрения государства и общества. Основные направлении борьбы с деформациями нравосознания:повышенис общей и правовой культуры граждан:совсршснствованне законодательства;профилактика правонарушений;упроченис законности и правопорядка.уваженне и всемерная защита прав лнчностн;ликвндацня негативных явлений в сс|»ерс государственной власти. Поняття та види джерел права. Понятие «источник права» употребляется в юридической литературе в четырех значениях:источник права в материальном смысле — это система объективных потребностей общественного развития, в частности, общественные отношения и интересы, нуждающиеся в юридическом оформлении;источник нрава в идеальном смысле — это отражение материального источника права в правосознании законодателя и иных субъектов правотворчества, осознание ими объективных потребностей общественного развития;источник права в познавательном смысле — это подготовительные документы и материалы, проекты нормативно-правовых актов, которые используются в толковании юридических текстов. Такой же характер имеют юридически не действующие историко-правовые памятники — Законы Хаммурали, Русская Правда;источник права в формальном смысле — это юридически оформленный результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития. Виды источников права: 1) правовой обычаи — стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, официально признанное государством юридический (судебный или административный) 2.прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных делЗ. нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера 4. нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, содержащее обязательные для них предписания.5. юридическая доктрина — это научно оформленные концептуальные идеи, направленные на совершенствование права, содержащиеся в трудах ученых-юристов.6. религиозный текст — это священная для верующих книга или послание главы церкви (религиозной организации), содержащие, наряду с религиозными, правовые нормы. Форми права. Под формой права подразумеваются, определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера. В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней - объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Источник права в формальном аиыеле — это юридически оформленный результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития. Иначе говоря, формальный (юридический) источник права — это форма права. Понятие «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне. 42.Соц|алышй пронес формування правя \ нормотворчкть (правотворчгсть). Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая в соответствии с общественными потребностями в нормативно-правовом регулировании. Правотворчество выступает как официальная составляющая правообразования, самостоятельная и завершающая его стадия. Признаки правотвирчестиа:осуществлястся уполномоченными субъектами: государством, обществом (народом), органами местного самоуправления, объединениями 1раждан, трудовыми коллективами, выражается в установлении (санкционировании, конкретизации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм;полу чает завершение в письменном документе;осуществляегся с соблюдением процедуры подготовки и принятия акта .Функции правотворчества: функиря первичного регулирования новых общественных отношений, которая осуществляется путем издания новых по содержанию норм права Например, в наше время происходит юридическое оформление отношений, связанных с использованием компьютеров и информационных технологий;функция обновления нормативно-правового материала, которая предусматривает изменение иди отмену тех норм, которые устарели и не отвечают потребностям общественного развития Например, в большинстве постсоциалистнческих государств отменена цензура печати, которая препятствовала развитию демократии;функция ликвидации пробелов в позитивном праве, то есть частичного или полного устранения пропусков в правовом регулировании общественных отношений путем формулировки тех правил поведения, которых недостает. Например, в уголовном законодательстве Украины давно была предусмотрена ответственность за похищение человека, но отсутствовала ответственность за торговлю людьми, хотя опасность указанного деяния была очевидна. Этот частичный пробел был ликвидирован путем принятия закона о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс;функция систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, объединении и дополнении нормативных актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на научных принципах нормативного кодифицированною акта. Принципы правогворчости Принципы правотворчества — это руководящие, основополагающие идеи, обусловливающие соответствие правотворчества общественным потребностям К ним спиосит.умашпм — приоритетность прав человека, признание человека в качестве наивысшей социальной и духовной цснности;гармоннчнос единства интересов личности и общества Право должно выступать как равновесная составляющая индивидуальных интересов, что и является общественным интсресом;дЈМ№ф0»!1Ш1 — выражение в праве волн народа. Один из способов непосредственного правотворчества народа — принятие норм права путем референдума Однако это весьма дорогостоящая процедура, широко применяемая лишь в некоторых небольших государствах Принцип демократизма проявляется также в широком обсуждении законопроектов, в конкуренции нескольких вариантов законопроектов, выносимых на обсуждение иарламента;глдснос7иь — ознакомление общества с проектами нормативно-правовых актов, свободное и конструктивное их обсуждение с целью нзбснсать ошибок и пробелов в правовом регулировании, повысить его авторитетность и эффектнвность;дакон«оеть — принятие нормативно-правовых актов законным п\тем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества Разработка и принятие нормативно-правовых актов и иных форм права не Должны выходить за пределы компетенции государственных органов Предписания норм права должны соответствовать конституции и международным обязательствам государства. научность и п/т/нхсионалиш. Разработкой и принятием нормативно-правовых актов должны заниматься специалисты. Подготовка проекта нормативно-правового "кта должна осуществляться на основе достижений юридической науки, а в случае необходимости — и иных наук Проект нормативно- правового акта должен быть подвергнутнаучной экспертизе, а в случае необходимости должны быть проведены социологические исследования и экономическое обоснованис;связь с практикой Как правило, нормы права должны издаваться для урегулирования уже существующих общественных отношений. Практика реализации правовых норм должна «подмечать» пробелы и коллизии в правовом регулировании, диагностировать устаревание правовых норм и необходимость их отмены или изменения [планирование. Этот принцип даст возможность установить правильную последовательность разработки и принятия нормативно-правовых актов, исключить непродуманные, случайные акты правотворчества, предотвратить дублирование актами друг друга. Несоблюдение этого принципа приводит к коллизиям и противоречиям в нормативно-правовых актах, в конечном итоге провоцирует произвол и ошибки в работе правоприменительных орппов',оперативность. Этот принцип требует быстрого реагирования на меняющиеся потребности общества, на появление новых общественных отношений; \0)сочстанис динамизма и стабильности Этот принцип требует соблюдения необходимою баланса между изданием новых норм права и внесением изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты Основной целью правогворчсскон деятельности должно быть достижение стабильности законодательства, обеспечение условий как можно большей длительности действия законов и под законных актов в государстве. Принятие новых нормативно-правовых актов, изменение или отмена действующих, должно соответствовать указанным принципам, быть обоснованным и целесообразным, содержательно взвешенным и конструктивным 44.Стадії прапотворчої діяльності. Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом В национальной правовой системе он состоит из следующих стадий. 1) законодательная инициатива — внесение в законодательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона. Таким правом в любом государстве обладает сравнительно узкий круг лиц В Украине право законодательной инициативы имеют народные депутаты Украины, Президент, Кабинет Министров Украины; разработка законопроекта. Она может бьггь поручена парламентским комитетам, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии законодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмотрение парламента вносится готовый законопроект; обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс называют первым и вторым чтением законопроекта); принятие закона (обычно в результате третьего чтения) Принятие закона осуществляется голосованием По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т е 50 % + ] голос) Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство), подписание закона главой государства. На эту стадию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон повторно принимается квалифицированным большинством голосов, то глава государства обязан подписать его и обнародовать. Если Президент Украины не подписал повторно принятый закон, то по истечении десяти дней закон безотлагательно обнародуется Председателем Верховной Рады Украины; обнародование закона. Эта стадия имеет важное значение Неопубликованные и, таким образом, не доведенные До сведения людей законы не применяются; вступление закона в силу. По общему правилу, закон вступает в силу в течение определенного срока (в Украине — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом Вид и правотворчосп. Сложность категории правотворчества обусловливает многообразие критериев его классификации. По способы правотворчества различают: 1) утверждение нормативно-правовых актов и договоров референдумом. Например, референдумом были приняты конституции многих государств (Ирландия, Российская Фсдерания, Франция, Чили) Маастрихтский договор во франции и Ирландии также утверждался референдумом. Таким же путем нередко вносятся изменения в конституции, государственный строй. Например, в 1975 г. референдум в Греции высказался за ликвидацию монархии .принятие или издание нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. В современных государствах этот вид правотворчества является основным. Государство также вправе делегировать такое полномочие негосударственным субъектам. Например, в 1933 г. по рекомендации Конгресса США предприниматели разработали и утвердили Кодексы честной конкуренции для того, чтобы быстрее вывести страну из экономической дспрессии;со-гг)я//мг юридических прецедентов судебными и административным к органами государства. Этот вид правотворчества является одним из основных в странах англоамсриканского типа права выключение нормативно-правовых договоров компетентными государственными органами (или, с разрешения государства — иными субъектами, в частности, трудовыми коллективами). Этот вид правотворчества преобладает в международных отношениях, и в последнее в|>емя активно развивается во внутригосударственных я.спъх\официалыюе признание государством обычая Например, ст. 7 Гражданскою кодекса Украины содержит указание на возможность применения обычаев делового оборота, если они не противоречат закону или договору.В зависимости от форм создаваемого права различают: 1) 'законотворчество: 2) подзаконное правотворчество: 3) прецедентное правотворчество. 4) договорное правотворчество.В зависимости от субъекта правотворчества различают: непосредственное правотворчество народа (общества). Этот вид правотворчества осуществляется в процессе |>еферендума (плебисцита) — всенародного голосования по наиболее важным вопросам жизни общества и государства;правотворчество высшего представительною органа (парламента) государства или субъекта федерации D большинстве стран мира парламент имеет «монополию» на законотворческую дсятсльностьщравотворчество органов и должностных лиц исполнительной власти (правительства, министерств и ведомств, местной администрации). Как правило, названные органы государственной власти осуществляют подзаконное правотворчество. Кроме того, формой участия в правотворческом процессе является право законодательной инициативы, принадлежащее правительству наряду с другими субъектамщправотворчсство главы государства. Содержание правотворческой деятельности главы государства зависит от формы государственного правления и объема имеющихся у главы государства полномочий. Так, абсолютный монарх признается в качестве единственного творца права; напротив, президагг в парламснтско-презндснтской республике может издавать только подзаконные акты. Подобно правительству глава государства, как правило, обладает правом законодательной ин1щнатнвы:с>Ј>ебиос правотворчество В странах англо-американского типа права судьи играют первостепенную роль в правотворчестве, а в странах романо-германского типа права суд имеет вспомогательное значение в правотворчестве, выступая в качестве интерпретатора утке имеющихся правовых норм. Особый вариант правотворчества судебных органов в странах романо-германского типа права — признание нормативно-правового акта не соответствующим конститу ции. Такое решение может вынести, например. Конституционный Суд Украины. Это прекращает действие акта полностью или частично, следовательно, решение КСУ имеет определенное правотворческое содержание;правотворчсство органов местного самоуправления. Отличительный признак этого вида правотворчества — его локальный характер Созданные органом местного самоуправления нормативно-правовые акты действуют только в строго определенных территориальных границах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.011 с.) |