Дія нормятмвно-правовихактів у часі, у просторіта за коломосіб. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дія нормятмвно-правовихактів у часі, у просторіта за коломосіб.



Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функцноннровання.Действне нормативно-правового акта во времени ограничено периодом между вступлением акта в силу и прекращением его действия Нормативно-правовой акт начинает дсйствовать:с момента принятия или изданиях момента опубликованиях момента, указанного в тексти самого нормативно-правового акта; при отсутствии указаний в нормативно-правовом акте о времени приобретения нормативно-правовым актом силы действует общее правило: он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования. Например, для закона в Украине такой срок составляет 1(1 дней Вступление в действие нормативно-правового акта происходит в соответствии со следующими тремя правилами [немедленное действие, когда акт распространяется только на юридические факты, возникшие после введення акта в действие. Это типичный, нормальный в условиях законности вариант временного действия закона Иначе говоря, нормативно-правовой акт обратной силы не имеет;обратнае действие (обратная сила), когда нормативно-правовой акт распространяет свое действие на все случаи «вперед»' и «назад». Придание закону обратной силы является исключением и возможно в двух случаях: если об этом есть указание в самом законе; если закон смягчает или вовсе устраняет отвстственность^ісрслгивпиме нормативно-правового акта, когда акт, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового акта, продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, в соответствии с предписанием Семейного кодекса Украины имущественные отношения супругов, вступивших в брак до вступления б силу нового кодекса (до I января 2004 г.). продолжают определяться утратившим силу Кодексом о браке и семье.Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1) reo истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий акт (косвенная, или фактическая отмена). на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией государства понимается его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государства, если они несугна борту государственные символы, а также некоторые другие объекты.По действию в пространстве различают общегосударственные (общие) и локальные нормативно-правовые акты. Первые распространяют свое действие на всю без исключения территорию государства, а вторые — только на строго определенный регион. Например, закон о создании и функционировании свободной экономической зоны носит локальный характер, а Кодекс об административных правонарушениях — обший.Действие акта по кругу ліш подчиняется следующим правилам. Нормативно-правовые акты общего характера распространяют свое действие на все население государства (граа:дднс. иностранцы апатриды). Специальные нормативно-правовые аі.ть: рассчитаны на определенный круг лиц (дети, пенсионеры, военнослу жащие). Исключительные законы делают изъятия из общих и специальных законов (например, для дипломатических представителей) 54.Поняття та види систематизації нормагнпио-правових акгів.

Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов приведение их определенную согласованную сиетсму.Нсобходимость систематизации обусловлена тем. что постоянно идет проиесс надання новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями.Различают следующие видь: систематизации нормативно-правовых актов: 1. учет нормативно-правовых актов представляет собой сбор государственными органами и неофициальными организациями действующих нормативных актов, их об работку и расположение по определенной системе, обеспечивающей поиск необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях дтя обеспечения правовой информацией иных субъектов 2) инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку.Разновидности инкорпорации по субъекту осуществления официальном инкорпорация — осуществляется государственным органом: неофициальная инкорпорация ■— осуществляется издательствами, научными и учебными заведениями, отдельными специалистами. Прнмерамнофнцнальнон инкорпорации являются «Відомості Верховної Ради України». «Офіційний вісник У країни». Разновидности инкорпорации по крігтершо отбора нормативно-правового материала: хронологическая — нормативно-правовые акты собираются по времени их издания или вступления б силу; предметная — нормативно- правовые акты систематизируются по отраслям или институтам права, епюрам государственной деятельности Разновидности инкорпорации по объему охватываемого нормативно-правового материала: генеральная — в собрание включаются все нормативно-правовые акты субъекта правотворчества; чаапичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной с^юре правового регулирования 3) консолидация — принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, исправляется устаревшая терминология. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации н инкорпорации. Консолндацноннын акт является сводным нормативно-правовым актом, что формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношении, роднит его с инкорпорацией. Эта <}юрма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах (Свод законов США) и некоторых странах СНГ (в Российской Федерации издан Свод законов);Разновндностями консолидации являются применяемые в США компиляция и ревизия Компиляция заключается * том, что нормативные акты публикуются в хронологическом порядке, при этом исключаются части актов, утратившие силу, и вносятся части актов, которые заменены более Поздними решениями законодательного органа. Ревизия состоит в том. что нормативные акты и их части приводятся в логический порядок по предметному признаку, исключаются фактически утратившие силу положения, сокращается множественность актов, улучшается их грамматическая структура.;4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта (кодекса, основ) на основе старых актов, с частичным или полным изменением их содержания. устранением пробелов и противоречий. Кодификация — один из приемов правотворчества и в качестве такового может осуществляться только государством.Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно-правового материала:всеоЈ/^оя — образование сводного акта по всем отраслям законодательства («кодекса кодексов»). Например, такой характер имел Свод законов Российской им перш Ј; отраслевая — объединение правовых норм тон или иной отрасли — Гражданский кодекс Украины, Уголовный кодекс Украинь: межотраслевая (комплексная) — объединение правовых норм разных отраслей права, регулирующих общественные отношения в определенной с<|>срс например. Воздушный кодекс Украины. Кодекс торгового мореплавания Украшгы^-ис.чшш'И«* (внутриотраслевая) — объединение правовых норм отдельного института или подотрасли права 55.Поняття, зм1ст та стадн юрндичного проиесу.

Юридически»«процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц. состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или нндивндлального характера.Признаки юридического процесса:/; властный характер. Юридический процесс представляет собой властную деятельность компетентных органов государства, его должностных лиц. а также, в оговоренных законом случаях, деятельность негосударственных субъектов, уполномоченных на то государством (администрация предприятия, орган местного самоуправления, руководитель вуза и т.д .)уи>рмапшвпый характер. Юридический процесс урегулирован процессуальными нормами и осуществляется по заранее установленном) ишбяощ'.документально выраженный (актнын) характер Это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативно-правовые акты) или индивидуального (правоприменительные акты) характерахчкжсбльш характер Юридический процесс вторичен по отношению к материальному праву, произведен от него, является формой его жизни. стадиальный характер Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, имеющих строгую последовательность.Понятия «юридическая процедура» и «юридический процесс» нередко используют как синонимы. Но более правильно рассматривать юридическую процедуру как порядок осуществления конкретного юридического действия, а юридический процесс как совокупность юридических процедур. Юридически и процесс — это сложная, дтящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных (действий и решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п.Каждый вид юридического процесса имеет свои стадии, однако в каждой из стадий любого юридического процесса обязательны следующие компонентьготиоентелъно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадшг.специфнческнн состав действий, включающий установление или анализ фактических обстоятельств, реализацию соответствующей юридической нормы для решения вопроса, дела;3) создание юридических документов, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных в данной стадии юридических действий.Юридическая процедура и юридический процесс имеют, прежле всего, служебное значение н процессе реализации права. Реализация права нуждается в применении процедурных <]юрм в следующих случаях:ддя регламентации процесс;» правового принуждения, осуществляемого в рамках охранительных правоотношений Отсутствие процедурного обеспечения этих отношений таит в себе опасность, с одной стороны, нарушения законности. существенного ущемления прав граждан, а с другой — опасность бездеятельности санкцнй;для процедурного опосредования тех регулятивных норм, которые вообще не могут быгь реализованы без помощи надлежащей процедуры (например, заключение "брака, регистрация юридического лнца):для оптимизации процесса реализации регулятивных норм. Последние в данном случае мот. в принципе, обойтись без процедуры, однако процедурные нормы призванные установить наиболее эффективный для достижения правового результата вариант поведения участников регулятивного отношения Например, процедура оформления банковского кредита призвана облегчить его предоставление и возврат Хотя следует признать, «по нередко, из-за бюрократизма государствснно-праповой системы процедура «работает» против предназначения права, не облегчая, а. напротив, усложняя процесс его рсализацин.Юридичсский процесс имеет огромную важность б механизме правового регулирования, поскольку он практически и есть механизм реализации закона, об отсутствии которого столь часто говорят юристы и политики

Видн юрнднчного процесу.

по характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим, правоприменительным и праворазъясшггельным.Результат правотворческого процесса — нормативно-правовые акты. Процедуры принятия нормативно-правовых актов и степень урсгулнрованносги этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества, при этом особую значимость имссг законодательный процесс. Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента о назначении главы обласгной администрации, приказ руководителя о приеме на работу) Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органоп (производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение, производство по уголовным делам).В ходе праворазъяснителыюй деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правопрнмешпелышх актов. Вместе с тем законодатель в Ук|>аннс пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений судебных приговоров, решении по гражданским делам, посгановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса,Традиционно по отраслевому признаку выделяются гражданский, хозяйственный, уголовный и административный процесс .Гражданский процесс предусматривает рассмогрснне дел о спорах, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых правоотношении, в которых хотя бы одной стороной является гражданин (физическое л и I ю).А7ш й стесни ый процесс предусматривает рассмотрение дел по исковым заявлениям предприятии и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом иктересов--1й\ш/шсм/;а/нн<?кьш процесс предполагает рассмотрение споров: между физическими или юридическими лицами и субъектом властных полномочий относительно обжалован»«его решений, действий или бездействия; по поводу принятия граждан на публичную службу и ее прохождения; между' субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления: относительно избирательных правоотношений. Уголовный процесс состоит из несколько стадий производства по делу, каждая из которых завершается тоговым процессуальным решением. Досудебное производство разделяется на следующие стадии: возбуждение уголовного дела: дознание; досудебное следствие. Судебное производство в суде первой инстанции разделяется на следующие стадии: предварительное расслютренис осла; судебиое разбирательство, которое включает подготов!ггсльную часть судебного разбирательства, судебное следствие, судебные дебаты, в том числе — последнее слово подсудимого, постановление и оглашение приговора.Факультативной стадией для всех видов судебных процессов является апелляционное и кассационное производство. Апелляционное производство — пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляционной жалобы) судом высшей инстанции и вынесение нового решения (хотя оно может полностью совпадать с предыдущим). Кассационное произвооство — щюверка законности и обоснованности решения, вынесенного низшим судом. Новое решение б этом случае не выносится Если кассационная инстанция приходит к выводу о незаконности или необоснованности решения, оно отменяется и дело передастся на новое судебное разбирательство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.39.149 (0.009 с.)