Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сучасні підходи до вивчений держави.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
в сов|хімсішом государствоведонии, вследзаB.f-.Чиркиным обычно выделяютіиль основных подходов к изучениюj4--ya<!f>cnra: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический и тсхнико-кибсрі(сгичоский.7еатодочдет>подход к изучению государства известен с древнейших времен. В соответствии с ним тосударспюсоздано Богом, а в священных книгах установлена идеальная модель власти, к которой должно стрсмитіля государство. В настоящее в}>смя данная концепция официально признана лишь в некоторых государствах (Исламская Республика Иран, Индуистское Королевспю Непал). Большинство же ученых-юристов рассматривают 'ггу теорию как научно несостоятельную, но в то же в{)емя привлекательную для значительного числа людей. В христианской теории государства такие притягательные свойства имеет призыв к правителям следовать общечеловеческим ценностям: справедливости, милосердию, помощи слабым. В муеульманской коїщепции государегви — это: принятие политических решений на основе ислама, Который рассматривается как единственно правильная идеология, консенсус власти и наиболее авторитетных представителей народа. оттсрытостт «листи для любого мусульманшгп и щу Арифметический (классический) подход к госуда]х;гву характерен онределсішем государства че]>сч систему его признаков. Он тх>же не нов: признаки госуда|>етва перечисляли дзивнеиндийские Законы Мину, труды шпмшгых мыслителей Современные ученые обьічію рассматривают государство как триаду злемсіггон (атрибутов): власть, Tqjpirropjw, население. Иногда к тим трем классическим элементам добавляют суверенитет, казн)- (систему сбора фішаисоиьіх средств), международное признание. Классический подход к государству привлекает своей четкостью, возможностью отграничить государство от иных социальных организаций Однако это подход далеко не всегда плодотворен при практическом применении: достаточно сложно иной раз определить государственный народ, границы территории, да и носителем власти может быть не только государство, но и личность, и социальная оощтсть.Юриіїическиіі подход к понятию государства возник в рамках юридического позитивизма и концепции правового государств.! Сторонники данного подхода рассматривают государство как особое юридическое лицо, подчиняющееся в своей деятельности праву Приверженцы юридического подхода разработали хо|юший ннструмеїгтарий для формализованных исследований Наиболее широкое распространение в государсгвовсдснин и политологии получил социологический подход к государству. Элементы такого подхода можно проследить со времен античности: например. Аристотель определял государство как объединение семейств ради благой жизни. Представление о государстве как организаторе общих дел свойственно было Жану Бодсну, Томасу Гоббсу. Бенедикту Спинозе и многим другим мыслителям. К сторонникам данного подхода принадлежали Карл Маркс и его последователи. Они определяли государство как универсальную политическую организацию экономически господствующего класса. Современные немарксистские социологические школь: рассматривают государспю как официальный щюдстивизель общества, назначение которого трояко, руководство выполнением «общих дол»; оказание социальных услуг; арбіщ>аж в отношетш разлюшых групп обществ. В го же время в их представлении госудні>сгио не является классово беспристрастным, поскольку на его деятельность оказывают влияние разли'шые заинтересованные социальные группы («группы яц}теіш»).7'ехнико-кибернетичсскиЛ ио;(ход к госуда|ктву отпочковался от обіцссоциолопіческой концепщш носізшдуегриального (информационного) общества. Столпники даішого подхода рассматривают госуди|кТво как систему, работающую на основе ввода информации, ее преобразования и вывода уиравленчеекого рсшешія. В силу широкого применения в современной науке ин-тегрлтинного подхода иігіерес представляет попытка создания многомерного «портрета» госуда]хтва. предпринятая российским ученым В.Іі.Чиркишлм'. С его точки зрения, современное roey;iaj)CTTJoимеет три ипостаси — три лика. Оно выступает как.единетвенная универсачьнан политическая организация в стране, создаваемая на основе административно-территориального деления путем регистрации членов этой организации по месту жительства; арбитр. Государство, с одной стороны, действует в интересах наиболее сильных социальных общностей (классов, групп), но. с другой стороны защищает от чрезмерных лишений слабые, обездоленные слои населения, наконец, осуществляет посредничество в интересах общества в целом уегатшшмое и легитимное принуждение. Госуда|Клво, с одной стороны, обладает правом на законное (принуждение по отношению к индивидам, чье поведение не отвечает правовым нормам (легальность принуждения). С другой стороны, предполагается согласие общества на применение такого принуждения (легитимность принуждения). Сущность государства Понятие «сущность государства» обычно употребляется в трех значениях.Во-первых, это своеобразная моральная оценка государства. В этом смысле общественно-политическая мысль сформировала две мстатсории:государство — есть организованное насилие над индивидом, зло. хотя и необходимое. Поэтому пределы действия государственной власти должны быть минимизированы. Наиболее ярко эта оценка сущности государства представлена в трудах либеральных, философов и юристов;государство — сеть способ обеспечения общего блага. С позиций такого подхода государство воспринимается какагеит по предоставлению обществу положительных услуг (обеспечение безопасности, социальная помощь, воспитание и образование населения и т.д.), как опекун общества и индивида.В современном мире ригоризм указанных трактовок сущности государства значительно снижен Либералы более не отрицают необходимости социальной функции государства, а сторонники патерналистского государства согласились с необходимостью ограничения государственной власти.Во-вторых, под понятием «сущность государства» понимают смысп существования и роль государства в жизни общества. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тел«, что он есть, и становится другим явлением. Отечественные ученые в сущности государства выделяют массовое (сословное) и общесоциаяьнос (общечеловеческое) содержание. Как классовое (сословное) учреждение государство защищает определенные узкоклассовыс ннтерссыИ, наконец, третье значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определенному социальному слою, с вопросом о том. кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле существуют следующие концепции сущности государства: 1) эпитистская теория (ее родоначальники — Гаэтано Моска. Вильфредо Парето. Роберт Мнхельс) оценивает государственную власть как дело политических злит (олигархий), сменяющих дру» друга в управлении государством С это»! позиции власть народа — демократия — неосуществима Современные элитисты допускают демократическое начала в государственной власти, утверждая, что единственный инструмент демократии — выборы тон или иной элты,технократическая теория (Джеймс Барнхэм, Дэни-эл Белл, Олвин Тоффлер) видит в государственной власти разновидность социального менеджмента. В постиндустриальном (информационном) обществе, цель которого — расширенное производство и потребление — менеджеры становятся новой экономической элитой, поскольку именно они управляют производством Оемократические теории стоят на позициях народного суверенитета. С их точки зрения единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа. Теоретики плюралистической демократии (Гарольд Ласки. Морис Ориу) утверждают, что в современном государстве происходит дисперсия политической власти: государство делит бремя принятия решений с многочисленными институтами гражданского общества (партиями, профсоюзами, корпорациями), теория государства всеобщего благоденствия (Карл Гуннар Мюрдаль) близка по своей сути к технократическим доктринам государства. С позиций этой теории государство предстает как координатор экономической и политической деятельности общества. Благодаря совместным усилиям государства и общественных институтов интересы всех слоев общества в основном удовлетворены, достигнуто равновесие между интересами личности и общосяъ'л-гиарксистская теория рассматривает государство как °РУДис господства эксплуататорского класса (рабовладельцев, ^юодалов, буржуазии). Классовый подход к сущности государства оказался весьма плодотворным для исследования досоврсменного государства, но к государству информационного этапа развития человечества слабо применим.Споры о сущности государства относятся к числу «вечных» научных проблем. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.130 (0.008 с.) |