Сучасні підходи до вивчений держави. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сучасні підходи до вивчений держави.



в сов|хімсішом государствоведонии, вследзаB.f-.Чиркиным обычно выделяютіиль основных подходов к изучениюj4--ya<!f>cnra: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический и тсхнико-кибсрі(сгичоский.7еатодочдет>подход к изучению государства известен с древнейших времен. В соответствии с ним тосударспюсоздано Богом, а в священных книгах установлена идеальная модель власти, к которой должно стрсмитіля государство. В настоящее в}>смя данная концепция официально признана лишь в некоторых государствах (Исламская Республика Иран, Индуистское Королевспю Непал). Большинство же ученых-юристов рассматривают 'ггу теорию как научно несостоятельную, но в то же в{)емя привлекательную для значительного числа людей. В христианской теории государства такие притягательные свойства имеет призыв к правителям следовать общечеловеческим ценностям: справедливости, милосердию, помощи слабым. В муеульманской коїщепции государегви — это: принятие политических решений на основе ислама, Который рассматривается как единственно правильная идеология, консенсус власти и наиболее авторитетных представителей народа. оттсрытостт «листи для любого мусульманшгп и щу Арифметический (классический) подход к госуда]х;гву характерен онределсішем государства че]>сч систему его признаков. Он тх>же не нов: признаки госуда|>етва перечисляли дзивнеиндийские Законы Мину, труды шпмшгых мыслителей Современные ученые обьічію рассматривают государство как триаду злемсіггон (атрибутов): власть, Tqjpirropjw, население. Иногда к тим трем классическим элементам добавляют суверенитет, казн)- (систему сбора фішаисоиьіх средств), международное признание. Классический подход к государству привлекает своей четкостью, возможностью отграничить государство от иных социальных организаций Однако это подход далеко не всегда плодотворен при практическом применении: достаточно сложно иной раз определить государственный народ, границы территории, да и носителем власти может быть не только государство, но и личность, и социальная оощтсть.Юриіїическиіі подход к понятию государства возник в рамках юридического позитивизма и концепции правового государств.! Сторонники данного подхода рассматривают государство как особое юридическое лицо, подчиняющееся в своей деятельности праву Приверженцы юридического подхода разработали хо|юший ннструмеїгтарий для формализованных исследований Наиболее широкое распространение в государсгвовсдснин и политологии получил социологический подход к государству. Элементы такого подхода можно проследить со времен античности: например. Аристотель определял государство как объединение семейств ради благой жизни. Представление о государстве как организаторе общих дел свойственно было Жану Бодсну, Томасу Гоббсу. Бенедикту Спинозе и многим другим мыслителям. К сторонникам данного подхода принадлежали Карл Маркс и его последователи. Они определяли государство как универсальную политическую организацию экономически господствующего класса. Современные немарксистские социологические школь: рассматривают государспю как официальный щюдстивизель общества, назначение которого трояко, руководство выполнением «общих дол»; оказание социальных услуг; арбіщ>аж в отношетш разлюшых групп обществ. В го же время в их представлении госудні>сгио не является классово беспристрастным, поскольку на его деятельность оказывают влияние разли'шые заинтересованные социальные группы («группы яц}теіш»).7'ехнико-кибернетичсскиЛ ио;(ход к госуда|ктву отпочковался от обіцссоциолопіческой концепщш носізшдуегриального (информационного) общества. Столпники даішого подхода рассматривают госуди|кТво как систему, работающую на основе ввода информации, ее преобразования и вывода уиравленчеекого рсшешія. В силу широкого применения в современной науке ин-тегрлтинного подхода иігіерес представляет попытка создания многомерного «портрета» госуда]хтва. предпринятая российским ученым В.Іі.Чиркишлм'. С его точки зрения, современное roey;iaj)CTTJoимеет три ипостаси — три лика. Оно выступает как.единетвенная универсачьнан политическая организация в стране, создаваемая на основе административно-территориального деления путем регистрации членов этой организации по месту жительства; арбитр. Государство, с одной стороны, действует в интересах наиболее сильных социальных общностей (классов, групп), но. с другой стороны защищает от чрезмерных лишений слабые, обездоленные слои населения, наконец, осуществляет посредничество в интересах общества в целом уегатшшмое и легитимное принуждение. Госуда|Клво, с одной стороны, обладает правом на законное (принуждение по отношению к индивидам, чье поведение не отвечает правовым нормам (легальность принуждения). С другой стороны, предполагается согласие общества на применение такого принуждения (легитимность принуждения).

Сущность государства

Понятие «сущность государства» обычно употребляется в трех значениях.Во-первых, это своеобразная моральная оценка государства. В этом смысле общественно-политическая мысль сформировала две мстатсории:государство — есть организованное насилие над индивидом, зло. хотя и необходимое. Поэтому пределы действия государственной власти должны быть минимизированы. Наиболее ярко эта оценка сущности государства представлена в трудах либеральных, философов и юристов;государство — сеть способ обеспечения общего блага. С позиций такого подхода государство воспринимается какагеит по предоставлению обществу положительных услуг (обеспечение безопасности, социальная помощь, воспитание и образование населения и т.д.), как опекун общества и индивида.В современном мире ригоризм указанных трактовок сущности государства значительно снижен Либералы более не отрицают необходимости социальной функции государства, а сторонники патерналистского государства согласились с необходимостью ограничения государственной власти.Во-вторых, под понятием «сущность государства» понимают смысп существования и роль государства в жизни общества. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тел«, что он есть, и становится другим явлением. Отечественные ученые в сущности государства выделяют массовое (сословное) и общесоциаяьнос (общечеловеческое) содержание. Как классовое (сословное) учреждение государство защищает определенные узкоклассовыс ннтерссыИ, наконец, третье значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определенному социальному слою, с вопросом о том. кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле существуют следующие концепции сущности государства: 1) эпитистская теория (ее родоначальники — Гаэтано Моска. Вильфредо Парето. Роберт Мнхельс) оценивает государственную власть как дело политических злит (олигархий), сменяющих дру» друга в управлении государством С это»! позиции власть народа — демократия — неосуществима Современные элитисты допускают демократическое начала в государственной власти, утверждая, что единственный инструмент демократии — выборы тон или иной элты,технократическая теория (Джеймс Барнхэм, Дэни-эл Белл, Олвин Тоффлер) видит в государственной власти разновидность социального менеджмента. В постиндустриальном (информационном) обществе, цель которого — расширенное производство и потребление — менеджеры становятся новой экономической элитой, поскольку именно они управляют производством Оемократические теории стоят на позициях народного суверенитета. С их точки зрения единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа. Теоретики плюралистической демократии (Гарольд Ласки. Морис Ориу) утверждают, что в современном государстве происходит дисперсия политической власти: государство делит бремя принятия решений с многочисленными институтами гражданского общества (партиями, профсоюзами, корпорациями), теория государства всеобщего благоденствия (Карл Гуннар Мюрдаль) близка по своей сути к технократическим доктринам государства. С позиций этой теории государство предстает как координатор экономической и политической деятельности общества. Благодаря совместным усилиям государства и общественных институтов интересы всех слоев общества в основном удовлетворены, достигнуто равновесие между интересами личности и общосяъ'л-гиарксистская теория рассматривает государство как °РУДис господства эксплуататорского класса (рабовладельцев, ^юодалов, буржуазии). Классовый подход к сущности государства оказался весьма плодотворным для исследования досоврсменного государства, но к государству информационного этапа развития человечества слабо применим.Споры о сущности государства относятся к числу «вечных» научных проблем. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.004 с.)