І6.Нетипові (змішані) форми правління. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

І6.Нетипові (змішані) форми правління.



Наряду с монархией и республикой есть смешанные формы правления, соединяющие некоторые черты и той. и Другой. Так, Малайзия представляет собой выборную (ротационную) монархию. Главу государства — монарха — выбирают на пятилетний срок. Он избирается Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а лишь султаны девяти из тринадцати штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и поэтому участия в выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха — главы государства избираются султаны штатов но очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.

Элементы выборности существуют и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство является коллективной монархией, возглавляемой Советом эмиров. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на пять лет председателя Совета эмиров (монарха крупнейшего эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства), которого нередко называют президентом.

К числу нетипичных республик можно отнести республики с пожизненным президентством (Уганда, Индонезия, Корейская Народно- Демократическая Республика) и республики без официального главы государства (СССР, Китай, Куба).

Форма державного устрою: поняття та видн.

Форма государственно-территориального устройства — это порядок- взаимоотношений между государством и его отдельными частями. Различают унитарные, федеративные, конфедеративные, регионалистские (региональные) государства. Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). Федерация — союзное государство, состоящее из государств-членов или государствоподобных образований (субъектов федерации) Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). Специфической формой государственно-территориального устройства является регионалистское (региональное) государство. Вся территория такого государства, а не отдельные части состоит из автономных образований (Италия, Испания, Шри-Ланка, Южно- Африканская Республика). Исторически известна еще одна форма государственно-территориального устройства — империя. Она состоит из неравноправных частей: метрополии — центра государства, в подчинении которого находятся колонии.

Унггарна держава.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). Признаки унитарного государства:

наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;

наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования. Автономия — относительно самостоятельное в осуществлении государственной власти территориальное образование в пределах государства. Статус автономии предостав ляется территориальным фракциям государства, для которых характерны исторические, географические, национальные особенности (Страна Басков в Испании, Аландские острова в Финляндии). Статус автономии определяется, как правило, основным законом государства. Автономия обладает собственным законодательством и органами власти, но суверенитета не имеег.Разновидности унитарных государств:

централизованные. Региональные органы этих государств формируются путем назначения сверху (Нидерланды, Казахстан, Франция);

децентрализованные. Региональные орг аны образуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия).

Федеративна форма державного устрою.

Федерация — союзное государство, состоящее из государств- членов или государствоподобных образований (субъектов федерации). Признаки федерации:

наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает ограниченным внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций: территориальные (США. Германия. Бразилия); национальные (Бельгия, Индия); смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Конфедерація, співдружність і співтовариство держав.

Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). В данном случае государства объединяют лиаіь отдельные направления своей деятельности (например, оборона, внешняя политика, внешняя торговля). Развитие конфедерации подчинено «железному закону»: конфедерация либо распадается на отдельные государства, либо эволюционирует в федерацию.

Черты федерации и/или конфедерации имеют некоторые международные объединения, например. Содружество Наций (во главе с британским монархом), Европейский Союз.

Державний режим.

Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов государства, действительное состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.Форма государственного режима — совокупность приемов, методов, <]юрм и способов осуществления государственной власти.Государственный режим является функциональной характеристикой власти, которая никогда прямо не определяется в конституциях государств (не считая весьма распространенных указании на их демократический характер), однако всегда самым непосредственным образом отражается на содержании конституции.Государственный режим — наиболее подвижный, изменчивый элемент формы государства. Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения Однако определяющим фактором служит характер государственной власти. Существует множество классификаций государственного режима. По характеру органов, определяющих политику государства, различают гражданские и военные режимы. В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью различают светские и теократические режимы. Но наиболее широко распространенной является классификация, основанная на уровне защиты прав и свобод граждан и степени допуска населения к управлсишо государством. Поданным признакам раз л и ча ют: демократ и чески и режим, для которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан, политический и идеологический плюрализм; <]юрмирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; разделение властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамка х.ааторитарпыи режим. Его характерными признаками являются; ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партии); фактическое, а порой и <}юрмальное отсутствие разделения властей; недемократический характер выборовОтлнчительной чертой авторитаризма является сильная исполнительная власть, как правило, основанная на личности лидера. Авторитарный режим может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя вес же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Яркий пример том)- — режим Наполеона во времена Первой империи во Фрлтщн.тотачитарный режим. Его характерные черты; принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина; приоритет партии или государства в системе соцнальныхцснностсй; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; <)юрмальнос!ь и декоративный характер выборов; принципиальный отказ от разделения властен; вождизм, точнее, сакрализация (обожествление) лидера, который преподносится как самый мудрый, непогрешимый, справедливый, неустанно думающий о благе народа. При тоталитаризме устанавливается полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. Примерами тотал}гтарного режима являются нацистская Германия, фашистская Италик, сталинский Советский Союз, маоистский Кигай.Иногда в отдельные группы выделяют деспотический и либеральный режимы, хотя эти типы режимов носят скорее исторический, нежели актуальный характер.Для либерального режима характерны: признание автономии (независимости} человека от государства. защита естественных прав человека, причем приоритет отдастся личным правам перед социальными, конституционное ограничение вмешательства государства в сферу экономических отношений, разделение государственной власти, верховенство закона.В современной государственной практике либеральный режим совпадает с демократическим. Для деспотического режима характерны: никем и ничем не ограниченная власть прав1гтеля Над всеми членами общества, его полнейший произвол, крайняя централизация власти и бесправность подданных. Классические деспотии — древние (Вавилон, Ассирия. Египет) н средневековые (Османская империя, империя Великих Моголов) государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.007 с.)