Методология и методы юриспруденции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы юриспруденции.



Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.

Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.

Методами теории государства и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении теории государства и права используются как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к кон­кретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др. Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпирического в познании. Первый связан с развитием понятийного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом.

Общенаучные методы исследования государства и права

Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются:

= метафизика;

= диалектика.

При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.

При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии.

Разновидностями диалектики являются:

- идеализм (объективный и субъективный);

- материалистическая диалектика.

Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма.

Объективный идеализм связывает причины возникновения и фун­кционирования государства и права с божественной силой либо Мировым или объективным разумом, субъективный идеализм - с сознанием человека, с волей людей.

Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики госу­дарство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основным при исследовании государства и права.

С точки зрения ряда ученых, включая стоящих на марксистских позициях, основополагающее значение имеет метод диалектики. Диалектика — учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Абсолютизация этого метода снижала его ценность. Во многих науках используются достижения диалектики в таких ее категориях, как качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, анализ и синтез, и др.

Основными общими методами изучения являются:

- анализ;

- синтез;

- системный подход;

- функциональный подход.

Анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

Системный подход - восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе.

Функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

Специальные (особенные) и частные методы познания

Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений. Наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести: сравнительно-правовой метод, т.е. сопоставление разных государственно-правовых систем в разных обществах и условиях.

Конкретно-социологический — учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п.

Формально-логический (догматический) - используется при изучении нормативных сторон правовых систем, дает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Формализм — неотъемлемое свойство права.

Системно-структурный - изучает государство и право как комплексный институт и процесс.

Метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия.

Метод, идущий от синергетики, — науки о самопроизвольных, самоорганизующихся случайностных процессах.

Развитие науки и техники (ЭВМ, компьютеры и др.) привносит ряд частных специфических методов исследования.

Частнонаучные методы - это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитарных наук.

К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся:

-» математический;

-» формально-юридический;

-» сравнительно-правовой;

-» статистический;

-» конкретно-социологический;

-» кибернетический;

-» классификационный,

-» правовой аналогии и др.

Формально-юридический метод позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление нормативно-правовых актов, правовых систем в целом, определение общих закономерностей. Он позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т. п.).

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Использование статистического анализа позволяет исследовать количественные показатели того или иного государственно-правового явления.

Конкретно-социологический метод осуществляет выяснение мнения общества по вопросам государства и права и позволяет с помощью специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Кибернетический метод производит изучение государства и права с использованием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д.

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права.

Типология государств.

Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития,структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Недостатки Формационного подхода

Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Традиционное (аграрное);

Индустриальное;

Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

Идеальные (утопия);

Эмпирические:

Древневосточные;

Античные;

Средневековые;

Новые;

Современные.

Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм[1]

Классификация по их отношению к религии

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой- либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы - собственности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства.

В зависимости от уровня экономического развития

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

демократические государства;

авторитарные государства;

тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные.

В зависимости от формы правления государства

монархии;

республики.

В зависимости от господствующей идеологии государства

идеологизированные;

деидеологизированные.

Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:

религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия;

государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология).

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.

В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию.

Функции государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства по решению стоящих перед ним задач. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

Функции государства характеризуются следующими признаками:

1) отражают устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) отражают связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направлены на решение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) имеют определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи предопределяют перечень и содержание функций.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова).

Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов. Функция государства чаще всего реализуется в деятельности нескольких органов государства, либо даже в деятельности всего государственного аппарата. Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, либо направлены на решение вполне определенной временной задачи: подготовка к олимпийским играм); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные. К основным функциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельности государства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. Отдельные авторы обращают внимание, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время утратило свою актуальность и носит условный характер. Более продуктивно классифицировать функции в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология и т.д.).

На функции государства оказывают влияние самые разнообразные факторы и процессы объективной действительности. Традиционно отмечалось значительное воздействие процессов информатизации, научно-технического прогресса, появление глобальных проблем и т.д. В настоящее время повышенное внимание уделяется глобализации, как новому этапу интеграции народов, обществ и государств. Глобализация самым непосредственным образом влияет на политику современных государств, а следовательно, на содержание функций государства.

В первую очередь, как уже отмечалось, происходит стирание границ между внутренними и внешними функциями. Основное число внутренних функций под влиянием интернационализации претерпевает серьезные изменения. Это воздействие касается, прежде всего, политической (всестороннее развитие институтов демократии и демократического управления обществом согласно международным стандартам), экономической (интернационализация рынков, материального производства), социальной функции (углубления международного разделения труда). Экологическая функция также находится под влиянием глобализации. С одной стороны, экологические проблемы не ограничиваются пределами одного государства, но с другой – особую роль в их решении должны играть промышленно развитые страны, на долю которых приходятся значительные загрязнения окружающей среды.

Внешние функции государства также претерпели существенное изменение под воздействием глобализации. Государства активно сотрудничают в вопросах поддержания мирового правопорядка, создания институтов обороны и коллективной безопасности. При этом, однако, сохраняется приоритетность национальных интересов государств (благополучие населения, эффективность законодательства, стабильность внутреннего развития).

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.

При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.

В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Отметим также, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно, в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.

Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классовый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).йние формы идеологии, например, расистские.

75. Объективные предпосылки и пути происхождения государства.

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись:

1. Древний Египет;

2. Государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

3. Шумер и Аккад; Ассирия; Вавилон;

4. Государства долин Инда и Ганга (т.е. на тер-рии современной Индии);

5. Древний Китай;

6. Древнегреческие полисы;

7. Древний Рим;

8. Государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В наст. Время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связанно с тем, что:

1. Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь на какую-либо одну точку зрения;

2. Данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно изучить в силу его исторической удаленности;

3. Влияние эпохи на авторов теорий. Каждая откладывала отпечаток, как на всеобщее мировоззрение, так и на авторов теорий о происхождении государства, так как они жили в конкретное время и в конкретном обществе.

4. Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государства относят: теологическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, ирригационную, насилия, экономическую (классовую).

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.136 с.)