Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы юриспруденции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука. Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие: 1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права. 2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная действительность, реальные явления общественной жизни. 3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию. 4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества. Методами теории государства и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении теории государства и права используются как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к конкретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др. Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпирического в познании. Первый связан с развитием понятийного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом. Общенаучные методы исследования государства и права Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются: = метафизика; = диалектика. При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека. При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. Разновидностями диалектики являются: - идеализм (объективный и субъективный); - материалистическая диалектика. Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма. Объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования государства и права с божественной силой либо Мировым или объективным разумом, субъективный идеализм - с сознанием человека, с волей людей. Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основным при исследовании государства и права. С точки зрения ряда ученых, включая стоящих на марксистских позициях, основополагающее значение имеет метод диалектики. Диалектика — учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Абсолютизация этого метода снижала его ценность. Во многих науках используются достижения диалектики в таких ее категориях, как качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, анализ и синтез, и др. Основными общими методами изучения являются: - анализ; - синтез; - системный подход; - функциональный подход. Анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям. Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого. Системный подход - восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе. Функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния. Специальные (особенные) и частные методы познания Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений. Наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести: сравнительно-правовой метод, т.е. сопоставление разных государственно-правовых систем в разных обществах и условиях. Конкретно-социологический — учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п. Формально-логический (догматический) - используется при изучении нормативных сторон правовых систем, дает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Формализм — неотъемлемое свойство права. Системно-структурный - изучает государство и право как комплексный институт и процесс. Метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия. Метод, идущий от синергетики, — науки о самопроизвольных, самоорганизующихся случайностных процессах. Развитие науки и техники (ЭВМ, компьютеры и др.) привносит ряд частных специфических методов исследования. Частнонаучные методы - это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитарных наук. К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся: -» математический; -» формально-юридический; -» сравнительно-правовой; -» статистический; -» конкретно-социологический; -» кибернетический; -» классификационный, -» правовой аналогии и др. Формально-юридический метод позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д. При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление нормативно-правовых актов, правовых систем в целом, определение общих закономерностей. Он позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т. п.). Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Использование статистического анализа позволяет исследовать количественные показатели того или иного государственно-правового явления. Конкретно-социологический метод осуществляет выяснение мнения общества по вопросам государства и права и позволяет с помощью специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Кибернетический метод производит изучение государства и права с использованием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д. Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права. Типология государств. Типология государств — это их специфическая классификация. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития,структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Формационный подход Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Недостатки Формационного подхода Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; Весьма схематичная и одномерная; Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.). Цивилизационный подход Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное); Индустриальное; Постиндустриальное (информационное). Г. Еллинек разделял: Идеальные (утопия); Эмпирические: Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные. Трехстадийная схема эволюции государства Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство. Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм[1] Классификация по их отношению к религии В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой- либо иной помощи; 4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; 5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности: 1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.; 2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы; 3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах; 4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения; 5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др. Для теократических государств характерны следующие признаки: 1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1) церковь лишается своей экономической основы - собственности; 2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 4) священнослужители и верующие репрессируются; 5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма. Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные. В зависимости от формы правления государства монархии; республики. В зависимости от господствующей идеологии государства идеологизированные; деидеологизированные. Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства). Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология). Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Функции государства. Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства по решению стоящих перед ним задач. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Функции государства характеризуются следующими признаками: 1) отражают устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) отражают связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства; 3) направлены на решение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества; 4) имеют определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи предопределяют перечень и содержание функций. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова). Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов. Функция государства чаще всего реализуется в деятельности нескольких органов государства, либо даже в деятельности всего государственного аппарата. Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, либо направлены на решение вполне определенной временной задачи: подготовка к олимпийским играм); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные. К основным функциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельности государства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. Отдельные авторы обращают внимание, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время утратило свою актуальность и носит условный характер. Более продуктивно классифицировать функции в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология и т.д.). На функции государства оказывают влияние самые разнообразные факторы и процессы объективной действительности. Традиционно отмечалось значительное воздействие процессов информатизации, научно-технического прогресса, появление глобальных проблем и т.д. В настоящее время повышенное внимание уделяется глобализации, как новому этапу интеграции народов, обществ и государств. Глобализация самым непосредственным образом влияет на политику современных государств, а следовательно, на содержание функций государства. В первую очередь, как уже отмечалось, происходит стирание границ между внутренними и внешними функциями. Основное число внутренних функций под влиянием интернационализации претерпевает серьезные изменения. Это воздействие касается, прежде всего, политической (всестороннее развитие институтов демократии и демократического управления обществом согласно международным стандартам), экономической (интернационализация рынков, материального производства), социальной функции (углубления международного разделения труда). Экологическая функция также находится под влиянием глобализации. С одной стороны, экологические проблемы не ограничиваются пределами одного государства, но с другой – особую роль в их решении должны играть промышленно развитые страны, на долю которых приходятся значительные загрязнения окружающей среды. Внешние функции государства также претерпели существенное изменение под воздействием глобализации. Государства активно сотрудничают в вопросах поддержания мирового правопорядка, создания институтов обороны и коллективной безопасности. При этом, однако, сохраняется приоритетность национальных интересов государств (благополучие населения, эффективность законодательства, стабильность внутреннего развития). Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период. В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения. С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом. Отметим также, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно, в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую. Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классовый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).йние формы идеологии, например, расистские. 75. Объективные предпосылки и пути происхождения государства. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись: 1. Древний Египет; 2. Государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата); 3. Шумер и Аккад; Ассирия; Вавилон; 4. Государства долин Инда и Ганга (т.е. на тер-рии современной Индии); 5. Древний Китай; 6. Древнегреческие полисы; 7. Древний Рим; 8. Государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки). В наст. Время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связанно с тем, что: 1. Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь на какую-либо одну точку зрения; 2. Данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно изучить в силу его исторической удаленности; 3. Влияние эпохи на авторов теорий. Каждая откладывала отпечаток, как на всеобщее мировоззрение, так и на авторов теорий о происхождении государства, так как они жили в конкретное время и в конкретном обществе. 4. Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения. К основным теориям возникновения государства относят: теологическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, ирригационную, насилия, экономическую (классовую). За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. К основным теориям возникновения государства принято относить: 1. теологическую (религиозная, божественная); 2. патриархальную (отеческая); 3. договорную (естественно-правовая); 4. органическую; 5. психологическую; 6. ирригационную; 7. насилия (внутреннего и внешнего); 8. экономическую (классовую).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.016 с.) |