Поняття, межі і сфера правового регулювання. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття, межі і сфера правового регулювання.



Правовое регулирование - это осуществляемое государством с помощью права и совокупности правовых средств упорядочения общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

Признаки правового регулирования:

1) правовое регулирование - разновидность социального регулирования;

2) с помощью правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенной правовой формы, имеющей изначально государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения;

3) правовое регулирование имеет конкретный характер, потому что всегда связано с реальными отношениями;

4) правовое регулирование имеет целенаправленный характер направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права;

5) правовое регулирование осуществляется с помощью правовых средств, обеспечивающих его эффективность;

6) правовое регулирование гарантирует доведение норм права к их выполнению.

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которую можно и нужно упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественные отношения, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Не все в общественных отношениях урегулированы правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др.. Составить сферу правового регулирования могут лишь отношения, подвергаемые правовому регулированию. Право регулирует конкретные, найсутнисниши, глобальные отношения, проходят через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономических, политических и т.д.), сколько с материи самого права как нормативного регулятора, целеустремленность которого - порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1) является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не естественные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др..)

2) является той сферой социального пространства, где существуют общественные отношения, которые могут регулироваться правом, т.е. могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3) включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые требуют урегулирования правом (а не общественных процессов, протекающих с объективными законами общественной жизни и не требуют регулирования правом);

4) охватывает важнейшие общественные отношения, в данный момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др.. То есть она не является статической, изменяется в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5) имеет ограниченный объем охвата (границы правовой регламентации) и не может содержать в себе те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др.).. Правом не может регламентироваться поведение человека, его умственная деятельность, личную жизнь. Непосредственная работа человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей она вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

Границы правового регулирования - границы властно волевого влияния государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают рамки распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека; оговариваются как самой материей права, так и особенностями отношений, регулируемых интересами государства и субъектов права, уровнем культуры и цивилизованностью общества, экономическими, культурно-национальными, религиозными и другими факторами.

Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно требуют такого регулирования. Не должно быть вторжение в отрасль автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства, направленной на выработку новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, в которых еще не созрело общество или противоречащие правосознания и культуре личности и общества.Важно, чтобы правовые нормы, издаваемые соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, полном удовлетворению потребностей и интересов личности;

3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установки не карательно-запугивая, а разрешительного режима, который способствовал бы развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократии, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

80. Предмет і методи правового регулювання.

Предмет правового регулирования - это общественные отношения, на которые обращено правовое регулирование. В сферу правового регулирования входят отношения,:
- отражают как индивидуальные интересы членов общества, так и общие интересы общества в целом;
- реализуют взаимные интересы всех ее участников, каждый из которых идет на определенный ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
- требуют соблюдения определенных правил поведения, обязательность которых подкреплена силой государства.Перечисленным признакам соответствуют следующие три вида общественных отношений, как:
- отношения людей, связанные с обменом ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь потребность в правовом регулировании выражена заметно, ведь в взаимоприемлемом обмене заинтересованы как отдельные лица, так и общество в целом. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил, обязательность которых подкреплена силой государства;
- отношения, связанные с властным управлением обществом, потому что в управлении общественными процессами заинтересованы как отдельные лица, так и общество в целом.Управление осуществляется для удовлетворения как индивидуальных, так и общественных потребностей в соответствии с четко определенными правилами и подкрепляются силой принуждения государства;
- отношения, связанные с обеспечением правопорядка, призванные обеспечить нормальное функционирование всех сфер общественной жизни.
Право регулирует только те отношения, носящие заведомо -волевой характер. Право не может регулировать действия, которые не зависят от воли и сознания людей.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, вызывают различия в методах и средствах правового регулирования.

Методы правового регулирования - это способы, средства и приемы, с помощью которых правовое регулирование осуществляется. Выделяют два основных метода правового регулирования.
Первый метод - метод децентрализованного регулирования - автономный. Он построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации равных по положению (равноправных) субъектов, которые удовлетворяют свои частные интересы.Децентрализованный метод правового регулирования, как правило, применяется в частно-правовых отраслях (гражданское, семейное, трудовое право).
Второй метод - метод централизованного, или императивного, приказного регулирования. Он базируется на отношениях субординации между участниками общественных отношений - они не равны по статусу. С его помощью регулируются отношения, в которых приоритет отдается общесоциальном интереса. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает государство, осуществляющее централизованное управление общественными процессами и наделена властными полномочиями. Поэтому централизованный, императивный метод используется в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.005 с.)