Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Співвідношення правових та технічних норм.

Поиск

Технические нормы -это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм - в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом.

Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек - человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек - техника - человек).

Технические нормы - это не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм, вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы, устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т.д.

Сходства технической и правовой нормы: регулируют отношения возникающие в обществе.

Технические нормы так же, как и правовые, создаются людьми. Технические нормы складываются в рамках отношений «человек – машина». Под техническими нормами понимаются такие правила поведения, которые определяют приемы обращения человека с техническими средствами, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы имеют определенный социальный характер в том смысле, что производство, в сфере которого эти нормы применяются, носит общественный характер. Тем не менее различие между техническими и правовыми нормами существенно: технические нормы определяют отношения людей по поводу обращения с этими предметами в производственной деятельности, а правовые нормы регулируют поведение человека в правильном обращении и эксплуатации этой техники.

Наиболее важные для общества технические нормы облекаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются государством от нарушений. Несоблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, правил кораблевождения и других.

Различия:

1. По форме выражения: норма права содержится в нормативно правовых актах, и является источником права. техническая содержится в инструкциях и тд.

2. По изданию: норма права издается государственными органами, техническая издается определенным субъектом(например завод прилагает инструкцию по эксплуатации прибора),

3. По ответственности за нарушение: норма права предусматривает юридическую ответственность технические ни какой, 4. По форме закрепления: норма права закрепляется в законах кодексах, техническая в правилах по эксплуатации техники.
68. Правова норма: поняття, ознаки, структура.

Норма права это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой.

Характерные признаки правовой нормы:

1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и од­новременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отноше­ниях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы по­зволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечи­вается мерами государственного принуждения. Нарушение границ сво­боды дозволенного и необходимого поведения влечет за собой примене­ние со стороны компетентных государственных органов мер юриди­ческой ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и инте­ресы граждан государства.

4. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы пра­ва выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выра­жается социальная роль правовых норм.

Структура – это внутренне строение нормы права, выражающееся в её делении на составные элементы. (гипотезу, диспозицию и санкцию)

Гипотеза – часть нормы, указывающая при каких обстоятельствах норма вступает в действие. Отвечает на вопрос где? Когда? В каком случае?

Гипотезы могут быть абсолютно определёнными – исчерпывающе определяют обстоятельства с наличием или отсутствием связано действие юридической нормы; относительно-определёнными – содержит лишь формальные требования; и альтернативные – может содержать несколько условий при которых норма может вступить в действие.

Диспозиция – в ней формулируется само правило поведения, права и обязанности.

Диспозиции также бывают абсолютно-определённые – чётко определяют права и обязанности участников правоотношений; относительно-определённые – не полно определяет права и обязанности и альтернативная – указывает на несколько правовых последствий, но предполагает наступление одного из них.

Санкция – устанавливает вид и меру государственного принуждения, применяемые при её нарушении. Санкции абсолютно-определённые точно указывают вид и меру юридической ответственности, относительно-определённые указывает минимальные и максимальные пределы ответственности, альтернативные – перечисляют несколько видов наказаний.

Види правових норм.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

- Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

- Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

- Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

- Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

- Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

- Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

- Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

- Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

- Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.009 с.)