Иные меры государственного принуждения (меры защиты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)



Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т. п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т. д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.

Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию», незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикапионного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).

Разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно потому, что позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного реагирования для защиты интересов личности, государства, общества.

При определенных обстоятельствах некоторые формально противоправные деяния не относятся законодателем к числу правонарушении. Можно назвать следующие обстоятельства:

§ невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

§ необходимую оборону (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т. с. явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства) (ст. 37 УК РФ);

§ задержание лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер) (ст. 38 УК РФ);

§ крайнюю необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости) (ст. 39 УК РФ);

§ физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями) (ст. 40 УК РФ);

§ обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели) (ст. 41 УК РФ);

§ исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам) (ст. 42 УК РФ);

§ малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;

§ казус (случай) и т. д.

Кроме того, следует иметь в виду, что действующее законодательство в отношении лиц, виновных в совершении правонарушения, устанавливает некоторые основания освобождения их от юридической ответственности. К их числу относятся:

§ акт амнистии;

§ истечение срока давности;

§ деятельное раскаяние виновного;

§ примирение виновного с потерпевшим;

§ изменение социально-политической обстановки;

§ применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом.


64. Состав правонарушения и его виды.

Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное, деликтоспособное, то есть способно отвечать за свои поступки.
Признаки правонарушения:
вина лица
только те неправомерные действия, которые совершены деликтоспособным субъектом права
совершение действия или бездействия, то есть выражение деяния во вне. Мысли и намерения правонарушением не являются
противоправность – объективное нарушение правовых норм
общественно вредный характер деяния
Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:
субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.
объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.
объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.
субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.
Вина.
Вина – психическое отношение лица к своему правонарушению к общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить.

Вина определяется в двух формах:
в форме умысла, то есть это такая форма вины при которой правонарушитель предвидит общественную опасность и противоправность правонарушения, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) или не желает, но сознательно допускает их или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Неосторожность – форма вины, при которой правонарушитель предвидит общественно вредные последствия, но безосновательно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо вообще не предвидит общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть (преступная небрежность).
Невинное причинение вреда имеет место в том случае, если лицо не должно было или не могло осознавать общественной опасности в своих действиях, предвидеть наступление общественно опасных последствий или не могло предотвратить наступление этих последствий.
Виды правонарушения:
1. По степени общественной опасности (вредности) подразделяются:
1) преступление
2) проступки
Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правонарушений и выражаются в неисполнении, в ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда личности или имуществу.
Административные правонарушения – посягают в основном на порядок государственного управления и общественный строй.
Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.
Уголовные правонарушения (преступления) – виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.
65. Соотношение государства и права.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

§ тоталитарная (государство выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше государства);

§ прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.011 с.)