Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система права в Российской Федерации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система российского права Система российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различают следующие основные отрасли системы российского права: § государственное (конституционное) § административное § финансовое § земельное § лесное § горное § водное и др. отрасли природоохранного права § гражданское право § трудовое § семейное § сельскохозяйственное § отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций § уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора § арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право § исправительно-трудовое право Профилирующие отрасли права Среди профилирующих отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством. Гражданское процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Основной источник гражданского процессуального права — Гражданский процессуальный кодекс РФ. Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, государству, обществу. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д. Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения масти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Важнейший источник административного права — Кодекс РФ об административных правонарушениях. Специальные отрасли права Рассмотрение специальных отраслей целесообразно начать с трудового права. Трудовое право определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т. д. Основным нормативным актом трудового права сейчас является Трудовой кодекс РФ. Семейное право- это отрасль права, которая регулирует брач- но-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжение и т. д. В основе семейного права Российской Федерации — Семейный кодекс РФ. Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы. В отличие от административно- правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и иных нормативных правовых актах. Комплексные отрасли права Значительную роль в системе нрава играют комплексные отрасли. Так, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь права, воздействующая на отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д. Нормы экологического права содержатся в Водном кодексе РФ (ВдК РФ), Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах. Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг' и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен ности предпринимателей. Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.
- административно-территориальная и территориально-политическая организация Российской Федерации,способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (22 республики, 1 автономнаяобласть и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6краев, 49 областей и 3 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройстваРоссии уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине ит.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов.Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования ифункционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73,76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно сфедеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических,условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своеговолеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в видеавтономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам Россииправо на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития иизучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации,является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственныхобразований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.
Правовой нигилизм (от латинского «нечто») – полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. Особенности социального нигилизма: · Отрицание общепризнанных ценностей; · Это отрицание характеризуется его абсолютностью, т.е. это полное отрицание. С одной стороны правовой нигилизм рассматривают как неуважительное, скептическое, равнодушное отношение к праву, а с другой стороны можно рассматривать как полное, решительное отрицание права, проявляющееся в неправомерном поведении. Некоторые ученые характеризуют правовой нигилизм не только как негативное значение, но и считают, что правовой нигилизм имеет и положительную сторону для общества, индивида. Отсутствие интереса объясняется несколькими причинами, но главной из них является отсутствие социального заказа в Советское время. С.И. Ожегов писал в «Толковом словаре русского языка» про нигилистов: 1. В 60-х гг. 19 в. в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически. Однако нигилизму обычно присущи следующие черты: 1.объект, который отрицается правовым нигилизмом (т.е. объектом выступает в данном случае - право). Здесь нужно рассмотреть какое право отрицается, но обычно в качестве отрицания выступают конкретные юридические ценности (юридические обязанности), но не право в целом; 2.интенсивность отрицания юридических ценностей; 3.устойчивое негативное отношение к ценностям; проявляется в антиправовой пропаганде либо в стабильном правонарушении. Главной целью является причинение вреда другим субъектам правоотношений. Правовой нигилизм – устойчивое, активное (т.е. проявляется в актах нигилистического поведения) отрицание конкретной правовой системы или конкретных правовых ценностей. Правовой нигилизм как отрицание характеризуется тем, что это отрицание является необоснованным, т.е. отрицания право нигилист в обосновании своей позиции никаких аргументов заслуживающих не приводит. Причины, породившие явление: · политические причины, которые усматриваются в длительном существовании недемократических политических режимов, вследствие чего право не находит надлежащей в реальной действительности реализации; · идеологические причины, в которых на первое место выходит нормативный тип правопонимания, доведенный до абсурда, в соответствии с которым под правом понимаются любые нормативные предписания, исходящие от органов власти. Право отождествляется с силой, с приказом государства, при этом распространяется концепция отрицания права при определенных условиях; · организационные причины, которые усматриваются в отсутствии эффективного механизма борьбы со стороны государства; · низкий уровень правового воспитания, который не способствует качеству правового сознания и правовой культуры. Ценности для человека: право позволяет личности действовать в своих собственных интересах, право дает индивиду гарантии от чьего-то вмешательства со стороны других участников общественных отношений. Ценности для государства: право позволяет обеспечить урегулированность и порядок в условиях социально-дифференцированного общества. Формы проявления правового нигилизма: 1.принятие заведомо неправовых, неконституционных юридических норм; 2.сознательное нарушение юридических норм и принципов в процессе их реализации; 3.антиправовая пропаганда, в первую очередь в средствах массовой информации, подрывающая веру в право; 4.злоупотребление правом.
Правовой идеализм – необоснованная переоценка права, которая может переходить в веру его всемогущества. Формы проявления правового идеализма: 1.необоснованное забегание позитивного права юридическими нормами вперед в сложившейся системе общественных отношений; 2.отсутствие механизма реализации принятых юридических норм; 3.недоучет конкретных политических, идеологических, экономических и иных условий, в которых будут реализовываться принятые юридические предписания и юридические нормы. Причины правового идеализма (они аналогичны причинам правового нигилизма): I.низкий уровень правовой культуры и правового сознания, который не дает оценить реальные возможности права; II.наличие научной концепции, преувеличивающей роль и возможность права. Направления борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом: · повышение уровня правового сознания и правовой культуры всех субъектов права разными способами (например, получение юридического образования, целенаправленная правовая пропаганда, использование в процессе правовой пропаганды адекватного представления о праве); · совершенствование позитивного права (в первую очередь законодательства – борьба с «инфляцией» (т.е. борьба с избыточностью) юридических норм, борьба по устранению противоречий в законе), при этом должно осуществляться активная работа по систематизации позитивного права и т.д. · реальная борьба с правонарушениями и эффективная их профилактика; · создания условий политических, идеологических, организационных и т.д., которые необходимы для реализации юридических норм.
Правотворческий процесс складывается из ряда стадий: 1. Стадия законодательной (более широко – нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение. 2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п. 3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов. 4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. 5.Принятие нормативного акта. 6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов. Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов нормативного правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе такого текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве'.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.009 с.) |