Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к пониманию сущности права. Теория естественного права, философия права, юридический позитивизм.

Поиск

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое поня­тийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инстру­мент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выража­ющих общественную, классовую волю (конкретные интересы общест­ва, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1. волевой характер;

2. общеобязательность;

3. нормативность;

4. связь с государством;

5. формальная определенность;

6. системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1. то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

· классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведен­ную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обес­печения главным образом интересов класса);.

· общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными соци­альными слоями общества (здесь право используется в более широ­ких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из пречисленных начал.

Теория естественного права (XVII – XVIII вв.). Представители – Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

Основные идеи:

1. в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2. отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3. источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения
либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену от­жившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и
тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных
структур.

Слабые стороны:

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с право­
сознанием, которое также может быть разным у различных людей.

Философия права - подход древних философов Сократ, Аристотель, Платон, они пытались осмыслить право, что это такое, откуда. В обществе должна быть справедливость, законы должны закрепляться в обществе то, что общество воспринимает как справедливость или с точки зрения отражения моральных ценностей, законы исходят из устоявшихся норм, норм ценностей, традиций.

Юридический позитивизм (XIX-XX вв.) – учение, которое требует, чтобы право воспринималось исключительно как совокупность норм, являющихся продуктом государственной воли.

В те времена своим основным противником позитивизм считал доктрину естественного права. Задачу юридической науки позитивизм сводил к догматической обработке законодательного материала. Право рассматривалось как закрытая система, содержащая все необходимые данные в себе самой.

Школами, приверженными позитивистской ориентации, были разработаны важнейшие понятия и конструкции, технические приемы юридической науки, на которых основывается и сегодня законодательная и правоприменительная деятельность.

Из трактовки права, как самодостаточной системы, из которой логически можно вывести всё необходимое для теории и практики, следовал важный вывод о недопустимости отказа в правосудии из-за пробелов или неясностей действовавших в действующем законодательстве. Позитивистские школы основывались на юридическом мировоззрении и право понималось как основополагающая система для жизнедеятельности общества.

Позитивизм потерял главенствующее значение с переходом капитализма в более поздние стадии, где потребовалось обновить правовые системы.

Теория естественного права и ее отражение в современных международно-правовых актах.

Теория естественного права (XVII – XVIII вв.). Представители – Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

Основные идеи:

4. в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

5. отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

6. источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения
либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену от­жившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и
тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных
структур.

Слабые стороны:

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с право­
сознанием, которое также может быть разным у различных людей.

1948г всеобщая декларации прав человека закрепляет естественные права и Принята ООН. Международная конвенция 1966г о социально - экономических правах 1950г.; о правах ребенка 80-90гг.; Европейская конвенции о правах считается естественным правом презумпция невиновности; отказ государства от пыток, жестоких наказаний защита своих прав через, защита прав через систему правосудия, внедрение суда присяжных. Алексеев - философ права современности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.216 (0.007 с.)