Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение жалоб на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния.

Поиск

Одной из форм защиты гражданских прав является регистрация актов гражданского состояния: фактов рождения, смерти гражданина, заключения брака и другие (ст. 193 КоБС актов гражданского состояния: фактов рождения, смерти гражданина, заключения брака и другие () исправления в записи актов гражд). Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем записи в соответствующих книгах и выдачи документов установленного образца. Порядок регистрации актов гражданского состояния установлен Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 июля 2000г. №821, а также ст.ст.193-203 КоБС.

В соответствии с указанным положением (п.п. 57-66) и ст.ст. 225-227 КоБС допущенные в актовых записях неправильности подлежат исправлению и изменению.

Исправления и изменения вносятся органами ЗАГС. Отказ в совершении этих действий может быть обжалован в суд (ст. 225 КоБС). Право на обращение в суд с жалобой на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в актовые записи принадлежит прокурору и непосредственно заинтересованным в исходе дела лицам (ст. 81 ГПК) К непосредственно заинтересованным в исходе дела лицам, в частности, относятся законные представители недееспособных: родители; дети; супруги; иждивенцы; наследники. Жалоба подается в суд по месту жительства заявителя.

Законодатель не установил срок на обращение в суд, следовательно, обращение в суд допускается в пределах общих сроков защиты соответствующего права.

Вместе с тем, для обращения в суд необходимо соблюдение следующих условий:1) заявитель должен получить письменный отказ органа ЗАГС в ходатайстве о внесении изменений или исправлений в записи, 2) если отсутствует спор о материальном праве. При наличии спора о праве заявитель должен обратиться в суд в исковом порядке.В жалобе заявитель должен указать, каким органом, когда и какая именно внесена неправильная запись, какими доказательствами это подтверждается и по каким причинам орган ЗАГС отказался устранить ошибки. К жалобе должны быть приложены копии соответствующих записей и выданных на их основании документов, а также заключение органов ЗАГСа. Суд рассматривает жалобу с извещением заявителя и представителя органа ЗАГСа. Решение суда должно быть мотивированным. Суд выносит одно из решений: отказывает в удовлетворении спора и признает действия органа ЗАГС законными и обоснованными; удовлетворяет жалобу. При удовлетворении жалобы заявителя в судебном решении должно быть отражено: в какую конкретную запись и какого органа ЗАГС; в отношении какого лица и когда была внесена неправильность; в чем именно это выражается; какие конкретно изменения и исправления должны быть внесены (ст. 350 ГПК).

Решение суда о внесении изменений и дополнений в актовые записи не заменяет записей. На основании решения суда соответствующий орган ЗАГСа вносит необходимые изменения и дополнения в актовую запись. Решение суда может быть обжаловано или опротестовано по общим правилам ГПК.

 

39. Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Нотариальные органы Республики Беларусь включают в себя государственные нотариальные конторы, частных нотариусов. Кроме того, согласно действующему законодательству некоторые нотариальные действия правомочны совершать иные органы и должностные лица: консульские учреждения Беларуси за рубежом, капитаны морских судов, командиры воинских частей, начальники учреждений лишения свободы и т.д.

Органы нотариата и иные субъекты, правомочные совершать нотариальные действия, реализуют свои полномочия в соответствии с законом Республики Беларусь “О нотариате и нотариальной деятельности” от 18 июля 2004 г. № 305-3, ДЕЙСТВУЮЩИМИ ИНСТРУКЦИЯМИ Министерства Республики Беларусь, с соблюдением законодательства.

Ошибки и нарушения, допущенные нотариальными органами и должностными лицами, могут быть устранены в административном и судебном порядке.

Административный порядок рассмотрения жалоб применяется в тех случаях, когда допущенные нарушения связаны с несоблюдениемправил этики, времени работы нотариата, трудовой дисциплины. Эти проступки рассматриваются в административном порядке.

Нарушения прав и интересов, связанные с совершением нотариальных действий, или с отказом в их совершении, подведомственны общим или хозяйственным судам.

39.Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на нотариальные действия, или на отказ в их совершении в судах общей юрисдикции регламентированы в ст.ст. 351-352 ХПК. Порядок обжалования действий нотариата в хозяйственные суды регламентирован ст.266 ХПК. Подведомственность таких жалоб хозяйственным судам определяется на основании ст.ст. 39,40 ГПК. Хозяйственные суды рассматривают дела по жалобам на нотариат в случаях, если в нотариат обратились субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели.

Важное практическое значение при рассмотрении судебных дел, по жалобам на деятельность нотариата имеет постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь № 7 от 24 сентября 1998г. “О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении” (с последующими изменениями и дополнениями).

Право на обращение в суд с жалобой на деятельность нотариата имеют:

1. Лица, которые обратились в нотариат за совершением нотариального действия и считают неправильным выполненное действие;

2. Эти же лица в случае отказа нотариатом в совершении действия, если они считают неправомерным отказ;

3. Лица, которые считают, что их интересы ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 7 от 24 сентября 1998г указано, что при решении вопроса о законности и обоснованности жалобы суду необходимо исходить из того, что нотариусы и другие должностные лица в пределах их компетенции совершают нотариальные действия не только по удостоверению сделок, для которых законом установлена обязательная нотариальная форма их совершения, но и по желанию сторон другие сделки, для которых по законодательству не требуется обязательное нотариальное удостоверение. Граждане вправе требовать удостоверения любой, не противоречащей закону сделки.

Жалобы подлежат направлению в суд по месту нахождения нотариальной конторы или государственного органа, нотариальная деятельность которых обжалуется.

Заявитель должен обратиться в суд в десятидневный срок с момента, когда ему стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении (ст. 351 ГПК).

Дело рассматривается судьей в открытом судебном заседании с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, которое совершило нотариальное действие или отказало в его совершении. Неявка этих лиц не препятствует разрешению дела.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разъяснил, что при рассмотрении жалобы судам следует выяснять все обстоятельства, связанные с течением срока на обращение в суд (дату совершения нотариального действия, причину пропуска срока и др.).

В случае пропуска срока на обжалование суд разъясняет заинтересованному лицу право заявить требование о его восстановлении. При уважительных причинах пропуска срока суд восстанавливает его и рассматривает дело по существу.

Суд обязан в месячный срок рассмотреть дело.

Решение должно содержать мотивировочную часть и может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке.

По результатам разбирательства дела суд может признать:

• Жалобу обоснованной, и отменить совершенное нотариальное действие;

• Жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальную деятельность выполнить определенные действия;

• Жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое лицо, совершающее нотариальные действия, внести исправление в совершенное нотариальное действие;

• Деятельность нотариуса или другого должностного лица правильным, и отклонить жалобу (ст. 352 ГПК)

Копия решения суда направляется в нотариальный орган.

 

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Процессуальные правила рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, закреплены в ст.ст. 353-358 ГПК, а также в нормах материального права. Важное значение в обеспечении правильного применения законодательства при разрешении судами дел данной категории имеет постановление Пленума ВС РБ от 17 декабря 2002г. № 10 “О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц”.

Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством РБ установлен иной, несудебный, порядок обжалования. К действиям (бездействию) государственных органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. Военнослужащий вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления.

Жалоба в соответствии с настоящим параграфом, кроме случаев, когда законодательством установлен иной порядок, подается в суд после обжалования действия государственного органа, юридического лица, а также организации, не являющейся юридическим лицом, должностного лица, органа военного управления вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, юридическому лицу, организации, должностному лицу, органу военного управления, который обязан рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок. Жалоба может быть подана в суд гражданином, права которого нарушены, или его представителем. Если иное не предусмотрено ГПК, жалоба подается в суд по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица, другой организации или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются. Жалоба может быть подана в суд в месячный срок,исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Суд вправе также приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешения жалобы. Жалоба рассматривается судом с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, юридического лица, другой организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине лиц, указанных в части первой настоящей статьи, не служит препятствием к рассмотрению жалобы. Суд может признать явку названных лиц обязательной, на что указывает в извещении о вызове в судебное заседание. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Суд, признав обжалуемые действия (бездействие) неправомерными, ущемляющими права гражданина, выносит решение об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение.

Суд, установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица, органа военного управления, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда по жалобе для устранения допущенных нарушений направляется руководителю государственного органа, юридического лица, организации, должностному лицу либо в орган военного управления, действия которых были обжалованы, либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, юридическому лицу, в организацию, должностному лицу или в орган военного управления в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Юридические лица, считающие, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены их права, вправе обратиться в суд с жалобой в порядке, предусмотренном настоящим параграфом, и в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Беларусь.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.01 с.)