Вопрос 32. Структура судебного постановления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32. Структура судебного постановления.



Согласно ст. 112 ГПК, судебное постановление по своей структуре состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части указываются время и место вынесения постановления, наименование и состав суда, вынесшего постановление, стороны и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица, предмет разрешаемого вопроса.

Описательная часть должна содержать указание на обстоятельства дела и требования или возражения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также на факты, которыми обосновываются эти требования или возражения.

В мотивировочной части содержится фактическое и правовое обоснование выводов суда по делу. Мотивировочная часть постановления суда составляется в случаях, прямо предусмотренных законом, а также судом по собственной инициативе.

Резолютивная часть содержит в концентрированном виде итоги судебного разбирательства, конечные выводы суда о том, как разрешено дело по существу.


Вопрос 33. Протокол судебного заседания. Содержание, порядок составления, замечания на протокол.

Протокол – судебный документ, в котором в порядке, установленном настоящим Кодексом, отражаются и удостоверяются факт производства по гражданскому делу, содержание и результаты процессуальных действий.

О каждом судебном заседании суда первой инстанции, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол. Протоколы судебного заседания не составляются по делам, рассматриваемым в судах в кассационном и надзорном порядке.

Протокол должен отражать все существенные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия.

В протоколе судебного заседания, в частности, указываются: 1) год, месяц, число и место судебного заседания; 2) время начала и время окончания судебного заседания; 3) наименование суда, фамилия, собственное имя, отчество судьи и секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи); 4) наименование дела; 5) сведения о явке участников гражданского судопроизводства и данные об их личности; 6) сведения о разъяснении судом участникам гражданского судопроизводства их процессуальных прав и обязанностей; 7) заявления и ходатайства юридически заинтересованных в исходе дела лиц; 8) объяснения и мнения юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, заключения эксперта, пояснения специалиста, данные осмотра, прослушивания звукозаписи и просмотра видеозаписи, результаты опознания и судебного эксперимента; 9) распоряжения судьи и определения, вынесенные в зале судебного заседания; 10) заключения представителей государственных органов; 11) содержание судебных прений и мнение прокурора; 12) сведения об оглашении судебных постановлений, о разъяснении содержания, порядка и срока их обжалования; 13) сведения о разъяснении юридически заинтересованным в исходе дела лицам права на ознакомление с протоколом и порядка принесения замечаний на него; 14) дата составления протокола (ст. 174 ГПК).

Протоколы составляются секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания – помощником судьи) в судебном заседании или при совершении отдельного процессуального действия вне заседания. Протокол должен быть подготовлен в письменной форме. Для обеспечения полноты составления протокола суд может использовать средства звукозаписи.

Юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе ходатайствовать о занесении в протокол обстоятельств, которые они считают существенными для дела.

Протокол должен быть составлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам – в течение пяти дней. О сроках составления протокола и праве ознакомления с ним объявляется при оглашении решения. Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания – помощником судьи). Разногласия между ними по поводу содержания протокола разрешаются в порядке, установленном частями второй и третьей статьи 30 настоящего Кодекса (ст. 175 ГПК).

Юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.

Замечания на протокол рассматривает судья в пятидневный срок со дня их подачи. В случае согласия с замечаниями судья выносит определение о приобщении их к протоколу.

В случае несогласия с замечаниями судья выносит определение об их отклонении. Замечания на протокол и определение судьи об их отклонении приобщаются к протоколу судебного заседания. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица мотивы несогласия с определением судьи вправе изложить в кассационной жалобе или в жалобе в порядке надзора (ст. 176 ГПК).


Вопрос 34. Судебные расходы, порядок уплаты государственной пошлины, (освобождения), возврат.

Судебные расходы в гражданском процессе – это расходы, возникающие в связи с рассмотрением в суде гражданского дела и исполнением судебного постановления. Согласно ст. 114 ГПК, к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Государственная пошлина – это денежные суммы, взимаемые в доход государства, с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов.

Издержки, связанные с рассмотрением дела – это денежные суммы, подлежащие взысканию, для оплаты фактически понесенных затрат при рассмотрении дела в суде. К таким судебным издержкам относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам; расходы, связанные с производством осмотра на месте; расходы по розыску ответчика и другие расходы.

Различают два вида государственной пошлины: простую и пропорциональную. Простая пошлина исчисляется в твердых ставках (в базовых величинах). Пропорциональная пошлина определяется в процентном отношении к цене иска или в базовых величинах. Государственная пошлина взимается как с граждан, так и с юридических лиц. По общему правилу пошлина уплачивается ими до обращения в суд с соответствующим процессуальным документом путем внесения наличных денег в учреждения банка либо путем перечисления сумм пошлин со счета плательщика в местный бюджет.

По общему правилу уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит. Вместе с тем ст. 123 ГПК предусматривает возможность полного или частичного возврата плательщику государственной пошлины из местного бюджета. Это случаи, когда: А) пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему законодательству; Б) лицу, обратившемуся в суд, отказано в возбуждении дела или его заявление возвращено по основаниям, предусмотренным ст. 248 и 249 ГПК; В) производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью его суду; Г) заявление по делу оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением заинтересованным лицом установленного внесудебного порядка разрешения дела, либо в связи с подачей заявления недееспобным лицом, либо в связи с нахождением на рассмотрении другого суда спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; Д) лицу отказано в принятии кассационной жалобы в случае, если судебное постановление не подлежит обжалованию в силу закона или если лицам, пропустившим срок на кассационное обжалование, отказано в восстановлении срока на обжалование; Е) кассационная жалоба возвращена после оставления ее без движения при невыполнении указаний, содержащихся в определении суда; Ж) лицо, уплатившее пошлину, отказалось до обращения в суд от совершения процессуального действия или получения документа; И) отменено в установленном порядке уже исполненное решение суда о взыскании пошлины с юридически заинтересованного в исходе дела лица; К) в процессе рассмотрения дела судом уточнена цена иска, с которого была уплачена пошлина, и цена иска уменьшена.

Государственная пошлина возвращается на основании определения суда при условии, что соответствующее заявление поступило в суд до истечения трехлетнего срока со дня зачисления суммы пошлины в местный бюджет.

В определенных случаях закон освобождает стороны от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Так, согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 г. «О государственной пошлине», от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым в общих судах, в частности, освобождаются: истцы – по искам о взыскании алиментов; истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, и т.д.

Освобождение от уплаты судебных расходов возможно не только в силу прямого указания закона. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе полностью или частично освободить его от уплаты судебных расходов в доход государства (ст. 130 ГПК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.007 с.)