Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Понятие, предмет, метод и источники гражданского процесса.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Понятие, предмет, метод и источники гражданского процесса. Гражданское процессуальное право – это система правовых норм, регулирующих деятельность общего суда, юридически заинтересованных в исходе дела лиц и других участников процесса по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также порядок исполнения судебных и иных юрисдикционных актов. Предметом гражданского процессуального права является гражданское судопроизводство (гражданский процесс), т.е. регулируемая процессуальным законодательством деятельность общего суда, юридически заинтересованных в исходе дела лиц и других участников процесса по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также по принудительному исполнению судебных постановлений и иных юрисдикционных актов. Содержание гражданского процессуального метода правового регулирования определяется и специфическими санкциями, предусмотренными законом. Эти санкции в гражданском судопроизводстве являются способом принуждения участников процесса к осуществлению своих процессуальных обязанностей. Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 5 ГПК Республики Беларусь. Суд должен правильно и своевременно рассматривать и разрешать гражданские дела, исполнять судебные постановления и иные юрисдикционные акты, защищать права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц. Гражданское судопроизводство должно способствовать воспитанию граждан в духе уважения и исполнения законов, предупреждению правонарушений, укреплению системы хозяйствования и различных форм собственности. Источниками гражданского процессуального права являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы данной отрасли права. Основным источником права вообще и гражданского процессуального права в частности является Конституция Республики Беларусь. В ней закреплены основополагающие принципы гражданского судопроизводства: право каждого на защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст. 60); осуществление правосудия только судом (ст. 109); выборность (назначаемость) судей (ст. 11); независимость судей и подчинение их только закону (ст. 112); сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения гражданских дел в судах (ст. 113); открытое разбирательство дел в судах (ст. 114); осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115) и др. Следующим по значению источником гражданского процессуального права является ГПК Республики Беларусь, который принят Национальным собранием Республики Беларусь в декабре 1998 г. и вступил в силу 1 июля 1999 г. ГПК – основной источник гражданского процессуального права. Он состоит из 11 разделов, 42 глав и 3 приложений. Отдельные правовые нормы гражданского процессуального характера содержатся в актах материального законодательства: в Гражданском кодексе, Трудовом кодексе, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Жилищном кодексе, Кодексе Республики Беларусь о земле, Кодексе о судоустройстве и статусе судей и т.д. Процессуальные нормы содержатся и в законах, регулирующих правовое положение некоторых участников гражданского судопроизводства – Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г., Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30 декабря 2011 г. и др. К источникам гражданского процессуального права относятся также декреты и указы Президента РБ. Некоторые вопросы гражданского судопроизводства регулируются постановлениями Совета Министров РБ.К источникам гражданского процессуального права относятся и международные договоры РБ. Вопрос 2. Принципы гражданского судопроизводства. Принцип – это научное или нравственное начало, основное правило, основа, от которой не отступают. В ОТП принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. К основным принципам гражданского судопроизводства можно отнести следующие: 1) Осуществление правосудия только судом; 2) Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел (по первой инстанции – единолично, а в случаях, предусмотренных ГПК – коллегиально; по кассации и надзору – коллегиально); 3) при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи независимы и подчиняются только закону; 4) равенство граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств; 5) уважение достоинства личности; 6) право пользования юридической помощью; 7) разъяснение судом участникам гражданского судопроизводства их прав и обязанностей; 8) осуществление судопроизводства в РБ на белорусском или русском языке. Право пользоваться услугами переводчика, если лицо не владеет или плохо владеет языком судопроизводства. Судебные документы – на языке судопроизводства; 9) гласность судебного разбирательства; 10) диспозитивность (распорядительность); 11) состязательность и равенство сторон; 12) разрешение дел на основании законодательства РБ; 13) надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью; 14) прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве; Обязательность судебных постановлений. Вопрос 3. Суды. Система судов Республики Беларусь. Состав судов их полномочия. Суд – любой организованный на законных основаниях общий суд Республики Беларусь, рассматривающий дела коллегиально или единолично: суд первой инстанции, суд кассационной (второй) инстанции, суд надзорной инстанции. Суд организует процесс по гражданскому делу с минимально необходимыми затратами сил, средств, времени и обеспечивает в пределах установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства сроков решение задач гражданского процессуального законодательства (статья 5 ГПК). Задачами гражданского процессуального законодательства являются обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами гражданских дел, исполнения судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению, защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Гражданские дела по первой инстанции рассматривают единолично председатели, заместители председателей, судьи районных (городских) судов, областных и Минского городского судов, Верховного Суда Республики Беларусь. Гражданские дела по спорам в области авторского права и смежных прав рассматриваются в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по первой инстанции судьями единолично, гражданские дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, – в составе трех судей. Судебные коллегии по гражданским делам областных, Минского городского судов, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь в качестве судов второй инстанции проверяют в кассационном порядке законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений судов первой инстанции. В этих случаях названные суды заседают в составе трех судей, один из которых председательствует при рассмотрении дела. В качестве судов надзорной инстанции президиумы областных, Минского городского судов, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь проверяют по протестам уполномоченных должностных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов. К полномочиям суда относятся: · рассмотрение гражданского дела и вынесение судебного постановления; · рассмотрение дела в кассационном порядке и в порядке надзора; · пересмотр постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам; · рассмотрение заявления об отмене решения третейского суда; · рассмотрение вопросов, возникающих при исполнении решений и других документов. Основания для отвода, указанные в части первой ст. 32 ГПК, распространяются также на секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи). Однако участие его в предыдущем рассмотрении дела в том же качестве основанием для отвода не является. При наличии оснований, указанных в статьях 32 и 33 ГПК, судья обязан заявить самоотвод и отказаться от участия в рассмотрении дела. По тем же основаниям мотивированный отвод судье может заявить лицо, юридически заинтересованное в исходе дела. Отвод заявляется письменно или устно до начала рассмотрения дела по существу и вносится в протокол судебного заседания. Позднейшее заявление отвода допускается лишь в случаях, когда основание для него возникло или стало известным лицу, заявляющему отвод, после начала рассмотрения дела. Если такие обстоятельства стали известны судье после начала рассмотрения дела, он обязан сообщить о них в судебном заседании и разрешить вопрос об отводе по собственной инициативе. Отвод, заявленный судье, который рассматривает дело единолично, разрешается самим судьей. При рассмотрении дела в коллегиальном составе вопрос об отводе судьи разрешается остальными судьями в отсутствие отводимого. При равном количестве голосов, поданных за отвод и против него, судья считается отведенным. Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов. Отвод, заявленный секретарю судебного заседания (секретарю судебного заседания – помощнику судьи), разрешается судьей или председательствующим, рассматривающим дело. Вопрос об отводе разрешается в совещательной комнате с вынесением определения. Подведомственность – разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, экономическими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями. Предъявлен иск к суду. Дело, направленное из одного суда в другой в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежит безусловному принятию к производству судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между судами не допускаются (статья 51 ГПК). В отдельных случаях в целях наиболее быстрого и правильного рассмотрения дел, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства дело до начала его рассмотрения в судебном заседании может быть передано из одного суда, которому оно подсудно, в другой. Вопрос о передаче дела по указанным основаниям из одного суда в другой в пределах области, города Минска разрешается председателем соответствующего областного, Минского городского судов, Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителями. Вопрос о передаче дела по указанным основаниям из суда одной области в суд другой области или города Минска, а из суда города Минска – в суд одной из областей разрешается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителями (ст. 52 ГПК). Участниками гражданского судопроизводства в приказном производстве и исполнительном производстве являются взыскатели, должники и их представители, относительно которых правила, установленные разделами ІІІ–V ГПК, применяются в части, не противоречащей сущности приказного и исполнительного производства. Юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом. Юридически заинтересованные в исходе дела лица обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами. Всякие попытки затянуть процесс или отклониться от существа дела пресекаются судом. В делах, возникающих из административно-правовых отношений, делах особого производства юридически заинтересованные в исходе дела лица пользуются определенными настоящей статьей правами и несут обязанности с изъятиями, которые вытекают из сущности соответствующего вида производства или прямо установлены настоящим Кодексом и иными законами Республики Беларусь. Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами. Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову суда и дать письменное заключение по поставленным вопросам. Если представленные эксперту материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных познаний эксперта, он сообщает суду о невозможности дать заключение. В случае отказа эксперта от выполнения своих обязанностей без уважительных причин и за дачу заведомо ложных заключений он несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства и их административно-территориальные единицы обладают гражданской процессуальной правоспособностью в соответствии с положениями главы 41 настоящего Кодекса. Способность своими действиями осуществлять свои права, выполнять обязанности в суде, поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим совершеннолетия, несовершеннолетним – в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь, юридическим лицам, обладающим гражданской процессуальной правоспособностью (часть первая статьи 58 настоящего Кодекса). Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями. Суд обязан привлекать к участию в таких делах несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными, за исключением случаев, когда привлечение несовершеннолетнего к участию в деле противоречит его интересам. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, имеют право лично обратиться в суд с заявлением о защите своих прав и охраняемых законом интересов и пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде без согласия родителей, усыновителей, попечителей. Вопрос о привлечении к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи решается судом. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищаются в суде их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Истец имеет право на обращение за судебной защитой. Он формулирует свою процессуальную позицию в исковом заявлении. Лицо, в интересах которого в предусмотренных законом случаях дело возбуждают прокурор, государственный орган, юридическое лицо или гражданин, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца. Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы. При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение предусмотренного настоящим Кодексом срока рассмотрения дела начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия. Процессуальное соучастие может возникнуть как по инициативе сторон, так и по инициативе суда. Определение суда о недопущении лица к участию в деле в качестве соучастника может быть обжаловано или опротестовано. Третьи лица участвуют в деле по собственной инициативе либо привлекаются в процесс по инициативе суда или сторон. Непривлечение третьих лиц в процесс может служить основанием для отмены судебного решения по делу. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора – это лицо, вступающее в уже возникший между истцом и ответчиком процесс для защиты своих прав на предмет спора. Третье лицо с самостоятельными требованиями является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения. Ответчиком по его иску, как правило, являются обе стороны. Согласно ч. I ст. 65 ГПК, возможно предъявление иска только к одной стороне. Третье лицо с самостоятельными требованиями вступает в процесс потому, что считает спорное право принадлежащим ему, а не истцу или ответчику. Например, К. предъявила иск к С. об истребовании имущества из незаконного владения. Узнав об этом споре, в процесс в качестве третьего лица вступил Т., который свои требования предъявил одновременно к истцу и ответчику – иск о признании за ним права собственности на имущество, являющееся предметом спора между сторонами. Третье лицо с самостоятельными требованиями, предъявляя иск, тем самым ставит под сомнение наличие права на предмет спора как у истца, так и у ответчика. При вступлении в процесс третьего лица с самостоятельными требованиями суд одновременно должен рассмотреть два иска – иск первоначального истца и иск третьего лица. Третье лицо может заявить свое требование как на весь предмет спора, так и на его часть. Если требование третьего лица направлено не на предмет спора между сторонами, оно не может рассматриваться как требование третьего лица. Вопрос 17. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора. Права и обязанности. Последствия не привлечения их в дело. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, это второй вид третьих лиц в гражданском процессе. Они, как это видно из самого названия, не заявляют самостоятельных требований на предмет спора и вступают в уже начавшийся процесс. Эти лица участвуют в деле, как правило, на стороне ответчика. Закон (ст. 67 ГПК) предусматривает также возможность участия третьего лица без самостоятельных требований и на стороне истца. Характерной особенностью третьих лиц без самостоятельных требований является то, что они имеют материально-правовую связь только с тем лицом, на стороне которого выступают. Третьи лица без самостоятельных требований в первую очередь защищают в процессе собственные интересы, поскольку решение суда по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Иными словами, они участвуют в процессе в целях предотвращения вынесения неблагоприятного для них решения суда. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, – это лицо, которое участвует в деле на стороне истца или ответчика для защиты собственных интересов в связи с тем, что судебное решение может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. Участие в процессе третьих лиц без самостоятельных требований способствует установлению истины по делу, вынесению судом законного и обоснованного решения. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, в интересах которой они выступают, кроме права на изменение предмета и основания иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, а также на отказ от иска, на признание иска или заключение мирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного постановления. Сторона, у которой в результате вынесенного решения возникает право требования к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, или к которой в таком случае может предъявить требование само третье лицо, обязана известить это лицо о возбуждении дела и заявить ходатайство суду о привлечении его к участию в деле. С этой целью сторона подает суду мотивированное заявление, копия которого незамедлительно вручается третьему лицу с разъяснением ему права вступить в дело в десятидневный срок. Факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному без привлечения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, могут быть оспорены при рассмотрении дела по регрессному иску, предъявленному к этому лицу (ст. 67 – 69 ГПК). Представители в суде – это дееспособные лица, которые в пределах предоставленных им полномочий осуществляют в суде от имени и в интересах представляемых лиц их процессуальные права и обязанности. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле граждан не лишает их права иметь по этому делу представителей. Законные представители могут поручить ведение дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя. Дела юридических лиц ведут в суде их органы или другие представители юридических лиц, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством и учредительными документами либо доверенностью. Коллегиальные органы управления юридических лиц ведут дела в суде через представителей. Руководители юридических лиц, выступающие в качестве органов юридических лиц, предъявляют в суде документы, удостоверяющие их служебное положение, а при совершении распорядительных действий – учредительные документы, подтверждающие их право на совершение этих действий. От имени организаций, не являющихся юридическими лицами, дела в суде ведут их руководители или представители руководителей. Дела Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц ведут в суде уполномоченные в установленном законодательными актами порядке представители государственных органов (ст. 70, 71 ГПК). По степени необходимости участия представительства в гражданском процессе представительство в суде может быть факультативным и обязательным. Факультативное представительство в суде возможно: 1) во-первых, когда гражданин, выступающий в процессе в качестве юридически заинтересованного в исходе дела лица, является дееспособным (он вправе вести свои дела в суде лично или через представителей); 2) во-вторых, когда в качестве юридически заинтересованного в исходе дела лица выступает юридическое лицо, имеющее единоличный орган управления (директор, управляющий и т.д.). В этом случае руководитель юридического лица может выступать в суде лично либо поручать ведение дела представителю. Обязательное представительство в суде имеет место тогда, когда в качестве юридически заинтересованного в исходе дела выступает: а) гражданин, являющийся недееспособным (малолетний, душевнобольной); б) гражданин, не обладающий полной дееспособностью (несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет); в) гражданин, признанный судом ограниченно дееспособным; г) гражданин, признанный судом безвестно отсутствующим; д) юридическое лицо, имеющее коллективный орган управления (пленум, правление и т.д.). Представительство в суде может быть классифицировано по основаниям его возникновения. По этому критерию принято различать следующие основные виды представительства в гражданском процессе: а) договорное; б) законное; в) общественное; г) официальное. Договорное представительство возникает на основании гражданско-правового договора поручения, по которому одна сторона поручает другой стороне вести свои дела в суде. Этот вид представительства может быть основан и на трудовом договоре. Законное представительство – это представительство, возникающее непосредственно на основании закона. Общественное представительство в гражданском процессе осуществляется общественными объединениями, которые законом наделены правом выступить в суде в защиту интересов членов этих объединений. Официальное представительство в гражданском процессе имеет место тогда, когда суд в предусмотренных законом случаях по своей инициативе назначает представителя стороне или третьему лицу. Согласно ст. 77 ГПК, это возможно в случаях: А) когда сторона или третье лицо являются недееспособными и не имеют опекуна; Б) отсутствия представителя у ответчика, место жительства (место нахождения) которого неизвестно; В) если представитель в силу запрета, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, не вправе вести дело в суде. Представителями в суде не могут быть: 1) лица, не достигшие совершеннолетия, кроме несовершеннолетних родителей – по делам своих детей; 2) лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; 3) судьи, следователи и прокуроры, кроме тех случаев, когда они участвуют в деле в качестве законных представителей недееспособных лиц, либо представителей суда, прокуратуры, либо другого органа расследования (ст. 72, 73 ГПК). Представитель, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами (ст. 79 ГПК). Прокурор – действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры. Среди участников гражданского судопроизводства прокурор занимает особое правовое положение. Как представитель государства он наделен такими процессуальными правами, которых нет и не может быть у других субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Так, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Он вправе приносить протесты на незаконные и необоснованные судебные постановления в кассационном либо надзорном порядке. В случаях, предусмотренных законом, прокурор принимает меры к пересмотру судебных решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Прокурор вправе также совершать и другие процессуальные действия. Прокурор в суде не имеет административной власти. В отличие от суда он не принимает никаких решений по делу. В гражданском процессе прокурор призван осуществлять функции надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов всеми участниками гражданского судопроизводства. Процессуальные права, которыми наделен прокурор в гражданском судопроизводстве, как правило, являются и его обязанностями. В частности, если решение суда по гражданскому делу является незаконным или необоснованным, то он не только имеет право, но и обязан принести протест на указанное решение суда. Своим участием в процессе прокурор должен активно способствовать всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде. Обращение прокурора в суд с заявлением о возбуждении дела в суде – эффективное средство укрепления законности в сфере гражданского оборота. Обращаясь в суд с заявлением, прокурор преследует цель устранить с помощью судебного решения нарушение права. Второй формой участия прокурора в суде первой инстанции является вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц. Согласно ст. 83 ГПК, участие прокурора является обязательным: во-первых, если дело в суде возбуждено по заявлению прокурора, а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом; во-вторых, в случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства. Участие прокурора в судах, рассматривающих дела в кассационной и надзорной инстанциях, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Участие прокурора в суде кассационной инстанции реализуется в двух формах: а) возбуждение производства по делу в суде кассационной инстанции; б) вступление в дело, рассматриваемое по жалобе сторон или других участников гражданского судопроизводства. Производство в суде кассационной инстанции возбуждается прокурором путем принесения кассационного или частного протеста. Обнаружив незаконное или необоснованное судебное постановление по делу, прокурор обязан принести протест в суд кассационной инстанции. Он должен это сделать независимо от того, подана ли заинтересованными лицами жалоба или нет. Прокурор вправе принести кассационный (частный) протест на судебное решение (определение) по делу в десятидневный срок со дня его объявления. Если срок на подачу протеста прокурором пропущен по уважительной причине, он может обратиться в суд с ходатайством о восстановлении этого срока. Второй формой участия прокурора в суде кассационной инстанции является вступление прокурора в дело, рассматриваемое по жалобе сторон или других участников гражданского судопроизводства. При этой форме участия в процессе прокурор, не принося кассационного или частного протеста, после рассмотрения жалобы излагает суду кассационной инстанции мнение о законности и обоснованности судебного постановления, которое обжалуется участниками гражданского судопроизводства. Прокурор вправе осуществлять надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений, вступивших в законную силу. Его участие в этой стадии процесса осуществляется в двух формах: а) возбуждение производства по делу в суде надзорной инстанции; б) участие в рассмотрении дела, возбужденного в порядке надзора по инициативе должностных лиц суда. Производство в суде надзорной инстанции возбуждается прокурором путем принесения протеста в порядке надзора. Вторая форма участия прокурора в суде надзорной инстанции – участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного в порядке надзора по инициативе должностных лиц суда. При этой форме участия в процессе прокурор, излагая в судебном заседании свое мнение, обязан указать, подлежит протест удовлетворению либо его следует отклонить. В гражданском процессе прокурор осуществляет надзор не только за законностью и обоснованностью судебных постановлений. В соответствии со ст. 23 ГПК прокурор должен осуществлять надзор и за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений по гражданским делам. В заключительной стадии процесса (исполнительном производстве) участие прокурора осуществляется в двух формах. Он может, во-первых, в интересах взыскателя возбудить исполнительное производство (ст. 484 ГПК); во-вторых, принести протест на действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК). Вопрос 22. Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц. Общие положения. Государственные органы и юридические лица могут от собственного имени обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам: 1) об отмене усыновления; 2) о лишении родительских прав; 3) о взыскании алиментов; 31) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; 4) о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных; 5) по другим делам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Профессиональные союзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, и делам, указанным в статье 85 настоящего Кодекса. Граждане могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, государственный орган, юридическое лицо или гражданин могут обращаться в суд с иском (заявлением) в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, участвующих затем в деле в качестве истца (заявителя), по их просьбе или с их согласия. Копию заявления, а при необходимости и копии приложенных к нему документов суд высылает такому лицу. Отказ государственного органа, юридического лица или гражданина от своего заявления не лишает лицо, в защиту прав и охраняемых законом интересов которого оно было подано, права требовать рассмотрения дела по существу. Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц, имеют права и несут обязанности, предусмотренные статьей 56 и другими статьями настоящего Кодекса (ст. 85 – 89 ГПК). Для государственных органов (кроме обращения в суд с заявлением о возбуждении дела в защиту прав других лиц) ГПК предусмотрена и вторая форма их участия в гражданском процессе – вступление в процесс для дачи заключения по делу. Как показывает изучение судебной практики, это наиболее распространенная форма участия государственных органов в суде по гражданским делам. В соответствии со ст. 90 ГПК государственные органы в предусмотренных законом случаях могут быть привлечены судом к участию в процессе либо вступить в процесс по своей инициативе или инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц для дачи заключения по делу. Вопрос 24. Заключение государственных органов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, государственные органы до вынесения судебного постановления могут вступить в процесс по своей инициативе или инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц дл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.019 с.) |