Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список рекомендуемых источников↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Настоящие методические указания подготовлены на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», 030900.62 «Юриспруденция» утвержденного Приказом № 464 от 4 мая 2010 г. Министерства образования и науки РФ.
Целями изучения курса является подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего основными навыками практического использования гражданско-правовых средств.
Задачами изучения дисциплины являются: - приобретение практических навыков проведения и анализа гражданского законодательства, обучение свободному пользованию юридическими понятиями и терминологией, - формирование практических навыков по составлению и использованию нормативных и правовых документов. Структура программы учитывает как традиционные положения, так и новеллы, обусловленные развитием действующего гражданского законодательства. Программа дисциплины составлена на основе существующего обновленного гражданского законодательства России, других кодифицированных и иных правовых актах, а также с учетом новых принципов, отражающих рыночную ориентацию экономики, в которой признаются и защищаются различные виды собственности, предпринимательская деятельность и свобода договора. 2. Требования к уровню освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Гражданское право» направлена на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»: -общекультурных (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - профессиональных (ПК): Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); в правоприменительной деятельности: способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
3. В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать: общие положения о гражданских правоотношениях; права собственности и иные вещные права; наследственное право как подотрасль гражданского права; соотношение норм публичного и частного права; практику применения гражданско-правовых норм; законодательство, регулирующее договорные правоотношения; сущность правового регулирования по действующему законодательству; взаимосвязь различных структурных элементов с субъектами системы. б) уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы; - оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; - логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. . Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: конституционное право; история государства и права; теория государства и права; римское право. 2. Тематический план для студентов заочной, заочной (ускоренной программы) формы обучения направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Тематический план для студентов заочной формы обучения направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины «Гражданское право» Часть Методические указания Самостоятельная работа студента организуется на основе изучения теоретического материала по вопросам, специально указанным в данном учебно-методическом комплексе для самостоятельного изучения. Перед изучением данной темы студенту необходимо повторить теоретические основы права, которые он изучал ранее по дисциплинам «Теория государства и права». Студент должен свободно владеть юридической терминологией, чтобы адаптироваться к специфике изложения материала по гражданскому праву. Особое внимание следует обратить на то, что Гражданское право составляет основу частного права, является главной, ведущей отраслью в сфере частноправового регулирования. Этим определяется его место в системе права как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования отношений, входящих в предмет частного права, прежде всего, отношений имущественного оборота. Рекомендуемая по данной теме литература: [2-4], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Какие отношения регулируются гражданским правом? 2. Гражданское право относится к отраслям публичного или частного права? Поясните свой ответ. 3. Что относится к личным неимущественным правам? 4. Какие черты характерны для гражданско-правового метода? 5. Какие нормы преобладают в гражданском праве – императивные или диспозитивные и почему? 6. Что является принципами гражданского права? Методические указания Внимательно изучите теоретический материал по основной и дополнительной литературе. Акцентируйте внимание на понятиях, закрепленных в законодательстве. Следует отметить, что установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.
Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Что является источниками гражданского права как отрасли? 2. Какова роль обычаев делового оборота как источника гражданского права? 3. Порядок действия гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц. 4. Виды правовых актов, не входящих в гражданское законодательство, но содержащих нормы гражданского права. 5. Гражданско-правовые прецеденты и их роль. 6. Локальное нормотворчество юридических лиц. 7. Соотношение внутреннего гражданского законодательства и норм международного права. 8. Понятие аналогии права и аналогии закона. Тема 3. Понятие, содержание, виды гражданских правоотношений Содержание темы, выносимой на самостоятельную работу: Понятие гражданского правоотношения. Элементы и структурные особенности гражданского правоотношения. Содержание гражданского правоотношения. Понятие, содержание и виды субъективных гражданских прав. Понятие, содержание и виды субъективных гражданских обязанностей. Понятие и содержание гражданской правосубъектности. Состав участников (субъектов) гражданских правоотношений. Виды гражданских правоотношений. Юридические факты. Юридический состав. Цель – изучить структурные особенности гражданского правоотношения. Методические указания Студенту необходимо ознакомиться как с общими чертами и признаками, характерные для всех правоотношений, так и специфическими, обусловленные тем, что гражданские правоотношения возникают в результате гражданско-правового регулирования имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. Самостоятельная работа студента организуется на основе изучения теоретического материала по вопросам, специально указанным к данной теме для самопроверки.
Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Что характеризует гражданские правоотношения? 2. Что является составом гражданского правоотношения? 3. Охарактеризуйте субъективное право и субъективную обязанность. 4. Назовите виды гражданских правоотношений. 5. Понятие и классификация юридических фактов. 6. Понятие юридического состава. 7. Значение юридических актов как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений Содержание темы, выносимой на самостоятельную работу: Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права. Правоспособность граждан (физических лиц). Соотношение правоспособности граждан. Равенство и неотчуждаемость правоспособности. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Возникновение и прекращение правоспособности. Дееспособность граждан (физических лиц). Неотчуждаемость дееспособности. Понятие и виды дееспособности. Содержание дееспособности. Содержание дееспособности несовершеннолетних. Эмансипация. Случаи и условия ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. Особенности правового положения индивидуальных предпринимателей. Место жительства и его правовое значение. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Понятие, виды и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния. Цель – изучить понятие и виды дееспособности граждан (физических лиц). Методические указания Внимательно изучите теоретический материал по основной и дополнительной литературе. Акцентируйте внимание на понятиях, закрепленных в законодательстве. При изучении материала данной темы необходимо уделить особое внимание гражданам как участникам гражданских правоотношений, обладающих рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют их и влияют на их правовое положение. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол. Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Понятие и классификация физических лиц как субъектов гражданских правоотношений. 2. Понятие и содержание гражданской правоспособности. 3. Возникновение и прекращение правоспособности граждан. 4. Понятие и структура гражданской дееспособности. 5. Полная и частичная дееспособность. Понятие, содержание, возникновение и прекращение. 6. В чем разница между малолетними и несовершеннолетними от 14 до 18 лет? 7. Эмансипация граждан. 8. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным. 9. Опека и попечительство. Патронаж. 10. Место жительства гражданина. 11. Признание гражданина безвестно отсутствующим и его правовые последствия. 12. Объявление гражданина умершим и его правовые последствия.
Методические указания Студент должен изучить признаки и основные теории сущности юридического лица. Следует отметить, что юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Проанализировав ст. 48 ГК РФ, определите основные признаки юридического лица. 2. Какие существуют ограничения в правосубъектности юридических лиц? 3. Лицензирование деятельности юридических лиц. 4. Органы юридических лиц. 5. Дайте классификацию юридических лиц. 6. Какие существуют организационно-правовые формы юридических лиц? 7. Чем отличаются друг от друга филиалы и представительства? 8. Какие существуют основания возникновения юридических лиц? 9. На основании каких учредительных документов действуют юридические лица? 10. Каким нормативно-правовым актом регулируется порядок государственной регистрации юридических лиц? 11. Прекращение деятельности юридических лиц: понятие, основания, способы, государственная регистрация. 12. Каковы формы и имущественные последствия реорганизации юридических лиц? 13. Каков порядок и последствия ликвидации юридических лиц? 14. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Понятие, процедуры, порядок их осуществления. Методические указания Внимательно изучите теоретический материал по основной и дополнительной литературе. Акцентируйте внимание на понятиях, закрепленных в законодательстве. Как известно, объектом правового регулирования может быть только поведение людей (их деятельность), а не сами по себе разнообразные явления окружающей действительности, например, вещи или результаты творческой деятельности. Поэтому считается, что именно оно и составляет объект гражданских правоотношений, тогда как вещи и иные материальные и нематериальные блага, в свою очередь, составляют объект соответствующего поведения участников правоотношений. Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Объекты гражданских правоотношений. Понятие, виды. 2. В чем отличие между вещью и ценной бумагой? 3. Что такое делимые и неделимые вещи? 4. Что такое вещи, изъятые из оборота, и чем они отличаются от вещей, ограниченных в обороте? 5. Деньги как разновидность вещей. Особенности их правового режима 6. Недвижимость как разновидность вещей. 7. Услуги и иные действия. Понятие и классификация. 8. Понятие и особенности результатов творческой деятельности.
Методические указания При изучении данной темы необходимо обратить внимание на условия признания сделки действительной или недействительной. Сущность сделки составляет волеизъявление субъекта, имеющее своей основой его волю. И действительность сделки определяется законодательством посредством определенных условий. Студенту необходимо определить данные условия и последствия их несоблюдения.
Рекомендуемая по данной теме литература: [3], [5], [7-8], [11], [21]. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое сделка? 2. Перечислите виды гражданско-правовых сделок. 3. Чем отличаются условным сделки от срочных? 4. Чем отличается условная сделка, совершенная под отлагательным условием, от совершенной под отменительным условием? 5. Какие сделки называются конклюдентными? 6. Как форма сделки влияет на ее судьбу? 7. В каких случаях требуется простая письменная форма и к чему ведет ее несоблюдение? 8. Чем отличаются ничтожные сделки от оспоримых? 9. Чем отличаются мнимые сделки от притворных? Что у них общего? 10. Что такое кабальная сделка? 11. Что такое реституция? Перечислите ее виды. Методические указания Студент должен внимательно изучить конспект лекций и также рекомендуемую преподавателем учебную литературу, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам. Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятия «представительство»? 2. Чем характеризуется представительство? 3. В каких случаях не допускается представительство? 4. Что такое законное представительство? 5. Последствия заключения сделки неуполномоченным лицом? 6. Особенности коммерческого представительства? 7. Понятие доверенности? 8. Какие лица вправе выдавать доверенность? 9. Кто может выступать в качестве доверителя? 10. На какой срок может быть выдана доверенность? 11. Каковы последствия прекращения доверенности?
Методические указания Для наилучшего освоения данной темы, рекомендуется начинать изучение с ознакомления с учебной литературой, а также с нормативно-правовыми актами, на которые ссылаются авторы учебников. После ознакомления с основной теорией, целесообразно изучить по своему выбору 2-3 источника дополнительной литературы из предложенного списка. Целесообразно сделать краткий конспект лекций. Завершив теоретическую подготовку, следует изучить судебную практику по рассматриваемым вопросам.
Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1.Виды сроков в гражданском праве. 2.Гражданско-правовое значение сроков. Можно ли их считать юридическим фактом? 3.Определение начала течение срока, его продолжительность и окончание. 5. Отличие между приостановлением, перерывом в восстановлением срока исковой давности. 6. Специальные сроки исковой давности, их юридическое значение.
Методические указания Необходимо провести самостоятельное исследование проблем ответственности как способа защиты гражданских прав. Цель изучения данной темы состоит в раскрытии особенностей ответственности в гражданском праве и ее основных принципов. Студент должен определить различия между долевой, солидарной и субсидиарной ответственностью и в каком порядке возмещается моральный вред. Рекомендуемая по данной теме литература: [4-5], [7], [9], [11]. Вопросы для самопроверки: 1.Соотношение понятий “санкция” и “ответственность”. 2 Условия, образующие состав гражданского правонарушения. 3. Действия, влекущие вредоносный результат, но исключающие противоправность поведения причинителя вреда. 4. Понятие вреда, ущерба, убытков. 5. Подлежит ли компенсации неимущественный вред? 6. Причинная связь между противоправным поведением и наступившими последствиями. 8. Определение размера неустойки и взыскиваемых убытков. 9. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. 10. Отличие между долевой, солидарной и субсидиарной ответственности. Кто и по каким правилам несет ответственность в порядке регресса?
Тема 11. Общие положения о праве собственности и других вещных правах Содержание темы, выносимой на самостоятельную работу: Понятие права собственности. Субъекты права собственности. Понятие права частной собственности. Содержание правомочий собственника. Основные модели права собственности в различных правовых системах. «Траст» в англо-американском праве и доверительное управление в российском праве. Особенности гражданско-правового режима земельных участков и жилых помещений как объектов права собственности. Объекты права собственности граждан. Гражданско-правовой Объекты права собственности юридических лиц. Особенности правового режима имущества хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и других некоммерческих организаций. Объекты права собственности государственной и муниципальной собственности. Понятие и правовой режим имущества казны. Понятие вещных прав. Ограниченные вещные права и право собственности. Виды вещных прав в гражданском праве, их классификация. Ограниченные вещные права на земельные участки. Сервитуты и другие вещные права граждан и юридических лиц. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника. Право хозяйственного ведения имуществом собственника. Право оперативного управления имуществом собственника. Право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами, полученными за счет разрешенной собственником хозяйственной деятельности. Цель – изучить общие положения о праве собственности и других вещных права. Методические указания При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. Кроме того, в институт права собственности включаются не только гражданско-правовые нормы. Он охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность материаль
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.01 с.) |