Основные проблемы при проведении государственных закупок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы при проведении государственных закупок



В настоящее время механизм госзакупок в России довольно активно и эффективно работает, но есть и некоторые проблемы, тесно связанные с процедурой организации, проведения и всего механизма действия госзакупок в РФ.

Классифицировать проблемы можно по следующему основанию:

а) субъективные проблемы, в основе которых лежит человеческий фактор образования;

б) объективные проблемы, которым присуще фактическое положение тех или иных экономических или правовых факторов.

Охарактеризуем более детально проблемы реализации механизма государственных закупок в РФ:

1. Коррупция. Хотя немало уже сделано в плане формирования структурных элементов реформы, особенно в процедурах и технологии закупок, направленных на экономию бюджетных средств, ощутимых результатов, с точки зрения повышения общей результативности и эффективности государственных закупок, наблюдается немного. Коррупция по-прежнему ежегодно поглощает порядка 10% стоимости совокупного объема государственного заказа, т.е. речь идет о сумме порядка 330 млрд. руб.

2. Несовершенство нормативно-правовой базы, которое не позволяет в полной мере реализовывать в РФ преимущества конкурсной системы размещения заказов на поставки продукции для государственных нужд.

3. Отсутствие квалифицированных кадров в области организации и проведения конкурсных торгов. По некоторым оценкам, должно быть подготовлено: для федеральных органов - более 1000 человек, на уровне субъектов Федерации - около 10 000 и столько же - на уровне муниципальных работников. Однако количество специалистов в этой области остается слишком маленьким по сравнению с потребностями в них по всей России.

4. Заказчиками допускается упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, не проводится предварительная квалификация претендентов, что приводит к ошибкам в выборе подрядчика и как следствие - к срыву договорных обязательств.

5. Монополизм крупных организаций и предприятий в регионах, которые стремятся диктовать заказчику свои условия. В отдельных регионах еще не созданы тендерные комитеты, а некоторые из них ограничивают свою деятельность сбором информации о проведенных торгах.

6. Серьезные недостатки договорной практики. В ряде мест договоры составляются по упрощенной схеме, на принципах взаимного амнистирования, без использования мер имущественной ответственности.

7. Ключевым вопросом развития системы организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в виде конкурсов в России является обеспечение гласности и прозрачности. Информация о конкурсных торгах разрознена, не упорядочена, получение ее в систематизированном виде потенциальными участниками торгов не организовано.

8. Низкая дисциплина соблюдения контрактов среди российских предпринимателей.

9. Руководители многих структур управления проявляют недальновидность, полагаются при выборе того или иного поставщика лишь на собственный опыт и не учитывают современные экономические условия.

10. Ошибки и проявления коррупции со стороны руководителей тендерных комитетов и организаторов торгов, связанные с недостаточной гласностью процедуры вскрытия оферт, подведения итогов конкурсов и уровня цены, предложенной победителем торгов.

11. Недостатки в системе и механизме текущего финансирования закупок и поставок продукции для государственных нужд (в частности, несвоевременное финансирование), которые при наличии жестких контрактных цен приводят к убыткам поставщиков.

12. Отсутствие баз данных по складывающимся отечественным и мировым ценам на товары, работы и услуги, необходимые всем участникам конкурсных торгов.

13. Одной из наиболее сложных проблем контрактного ценообразования является определение ориентировочных цен для проведения торгов. Сложность вопроса определяется рядом факторов: отсутствием надежной статистической и методической базы по свободным рыночным ценам, учетом идеологии проведения конкретных торгов, объективно большой дифференциацией цен и затрат по территориям и по конкретным производителям. Современное состояние экономики и статистики крайне затрудняет формирование надежной базы для определения ориентировочных цен торгов.

С точки зрения Плещенко В.И., в связи указанными проблемами обязательно необходимо создать в условиях рыночной экономики базу данных по складывающимся отечественным и мировым ценам, что в свою очередь упорядочит вопрос ценообразования на товары, работы и услуги и устранит неясность данного вопроса; следует разработать типовые формы договоров для типовых ситуаций с условиями, обязательными для включения в договоры поставки, чтобы избежать упрощенной схемы их составления на практике. Помимо этого очень важно создание нового органа управления, а также уполномочить ответственных должностных лиц на проведение и всесторонний контроль процедуры госзакупок по регионам и на централизованном уровне. Необходимо произвести квалифицированный подбор руководителей и специалистов с учетом их знаний, навыков, умений, а также опыта работы в сфере госзакупок, проводить периодически повышение квалификации. Для эффективности их деятельности прописать в законе ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение руководителями, специалистами госзакупок своих должностных обязанностей. Действующий механизм ответственности поможет упорядочить субъективный фактор госзакупок, связанный с человеческими ресурсами, что в свою очередь должно привести к уменьшению уровня коррупции в стране12.

Самое главное необходимо модернизировать нормативно-правовую базу, в частности закон, регулирующий процесс госзакупок в РФ, что и предлагается на настоящий день.

Следует заметить, что данный перечень проблем, а также предложений по их решению, является не исчерпывающим, поскольку разными авторами выделяются разные проблемы. На мой взгляд, ключевыми проблемами государственных закупок в связи с несовершенством системы управления финансами в этой области на настоящий день все же являются коррупция, а также отсутствие гласности и прозрачности процесса государственных закупок, несовершенство нормативно-правовой базы. В связи с чем, в научной литературе предлагается создать специализированную организационную структуру, что на мой взгляд является верным и перспективным решением существующих проблем. Рассмотрим данный подход более детально.

Для успешного преодоления проблем государственных закупок, в том числе коррупции и для достижения эффективного использования бюджетных средств крайне важна институциональная среда государственных закупок, в первую очередь формирование адекватной структуры и системы управления, повышение «качества» управления государственными ресурсами.

Данный подход, по мнению И.И. Смотрицкой, в определенной мере может быть реализован в рамках формирования модели консолидированного управления государственными закупками. Базовым элементом такой модели должна стать специализированная организационная структура - Федеральное агентство по государственным закупкам, предметом деятельности которого будет реализация государственной политики в сфере государственных закупок. Данное агентство консолидирует функции по стратегическому и оперативному управлению государственными закупками по определенной номенклатуре как на федеральном, так и на региональном уровне. (См. Таблица 7. «Приложение Д»). Концепция модели предполагает стратегическое управление на основе разработки планов и прогнозов развития государственных закупок, системного подхода к закупкам как к рыночному инструменту государственного регулирования экономики.

В этой связи Федеральное агентство по государственным закупкам в рамках выделенных бюджетом лимитов должно быть наделено полномочиями:

- через уполномоченные банки предоставлять подрядчикам

(исполнителям) государственных контрактов долгосрочные кредиты по более льготным процентным ставкам;

- осуществлять субсидирование процентных ставок по

коммерческим кредитам подрядчиков (субподрядчиков) государственных контактов;

- предоставлять государственные гарантии по кредитам,

направленным на финансирование государственных контрактов;

- оперативно принимать конкретные адресные решения в целях преодоления финансовых проблем при реализации государственных заказов.

Таким образом, агентство должно стать не просто федеральным органом исполнительной власти в системе государственных закупок, а особым институтом хозяйствования, обеспечивающим взаимодействие рынка и государства и выступающим экономическим инструментом государственного регулирования макроэкономических процессов. В этих целях деятельность агентства будет направлена на развитие и совершенствование экономико-правового механизма федеральных закупок при взаимодействии с соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.007 с.)