Драгун Н.П., Ивановская И.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драгун Н.П., Ивановская И.В.



Гомель 2014


АННОТАЦИЯ

 

Условия современного мирового рынка требуют от предприятий непрерывного осуществления инноваций для получения конкурентных преимуществ, и, следовательно, эффективного функционирования. Современный менеджмент по своей сути инновационен: предприятие либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка. В связи с этим значительно возрастают требования к менеджменту предприятий по способности эффективно генерировать инновации, создавать гибкие и наиболее адекватные ситуации формы организационных структур, мотивировать персонал, интегрироваться в системы информационного, финансового обеспечения инновационной деятельности.

В то же время эффективное осуществление инновационной деятельности предприятиями всех форм собственности возможно только тогда, когда управленческая деятельность реализуется на научной основе с применением необходимых приёмов и методов разработки управленческих решений и их реализации. При этом в современных условиях принятие управленческого решения представляет собой результат глубокого исследования возникшей проблемы с применением соответствующих научных методов, то есть результат научного исследования.

Эти обстоятельства определяют необходимость владения управленческими работниками основами научных исследований и инновационной деятельности, что обусловливает настоятельную необходимость изучения слушателями курса «Управление инновациями».

Цель преподавания дисциплины – сформировать у будущих менеджеров-экономистов необходимые профессиональные знания, умения и навыки по эффективному управлению инновационной деятельностью предприятий и их структурных подразделений, обеспечивающему им высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Практическое пособие по дисциплине «Управление инновациями» предназначен для слушателей факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров. Он содержит планы занятий и типовые практические задания по темам, условия типовых задач и порядок их решения, список рекомендуемой литературы для подготовки к итоговой аттестации.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  СТР.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ И ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ……………………………………………………….…...…………..  
1. ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА …….……………………….……………...  
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  
3. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………...  
4. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.…………….…….…..…………………………...  
5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………  
6. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………….  
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………...  
УСЛОВИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ, ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ………………….  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………  

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ И ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

ТЕМА 1

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Вопросы для обсуждения:

– понятие инноваций и их роль в экономических процессах;

– классификация инноваций по структуре участников инновационных процессов, типу конечных новшеств, области реализации, уровню радикальности и уровню новизны;

– структура и основные модели инновационных процессов;

– сущность системы инновационного менеджмента предприятия;

– задачи стратегического управления инновационной деятельностью предприятия;

– понятие и отличительные особенности инновационных стратегий;

– алгоритм выбора оптимальных инновационных стратегий;

– матричные инструменты выбора инновационных стратегий;

– основные разновидности инновационных стратегий предприятия;

– жизненный цикл технологии и технологический разрыв;

– классификация отраслевых технологий по уровню их изменчивости;

– содержание и основные функции стратегического управления производственными технологиями;

– методика выбора оптимальных сроков смены технологий.

 

Задание 1.1

Укажите в перечне действий фирмы изменения, которые, по вашему мнению, не являются инновационными, а для инновационных изменений постарайтесь определить принадлежность к определенной классификационной группе:

a) изменение организационной структуры с линейно-функциональной на проектную;

b) замена изношенного станка технологической линии аналогичным новым;

c) смена дилерской компании в обслуживаемом регионе;

d) выпуск продукта, аналоги которого ранее на обслуживаемом данным предприятием рынке не реализовывались;

e) открытие торгового представительства в стране, ранее находившейся вне границ сбытовой сети предприятия;

f) повышение качества реализуемой продукции за счет ужесточения правил отбраковки;

g) повышение качества реализуемой продукции за счет разработки и внедрения новой системы управления качеством;

h) переход к новой технологии производства на базе приобретения патента у известной зарубежной компании.


Задание 1.2

Обсудите каждое из высказываний. Определите, какой из перечисленных тезисов наиболее точно характеризует основное положение продуктового подхода к определению инновации:

a) инновация представляет собой находящуюся в состоянии разработки новую идею;

b) инновация представляет собой законченный результат инновационной деятельности;

c) инновация представляет собой процесс изменения технологии производства продукции фирмы;

d) инновация представляет собой единство процессов и результатов качественного изменения предприятия как сложной производственной системы.

 

Задание 1.3

Определите, какие из перечисленных характеристик принято относить к числу основных свойств инноваций:

a) патентуемость;

b) научно-техническая новизна;

c) технико-технологическая направленность;

d) коммерческая реализуемость;

e) быстрая окупаемость;

f) способность обеспечить уровень рентабельности деятельности не ниже среднеотраслевого;

g) производственная применимость;

h) принадлежность к коммерческой тайне.

Задание 1.4

Определите, какие из перечисленных определений соответствуют характеристикам, описываемым понятием глубины инновационных изменений, а какие – понятием размаха:

a) обновление 60% ассортимента выпускаемой предприятием продукции;

b) изменение конфигурации организационной структуры управления предприятием на 40%;

c) улучшение 70% качественных характеристик определенного вида продукции предприятия;

d) внедрение новой системы мотивации работников в 20% управленческих подразделений предприятия;

e) переоснащение 85% производственного оборудования цеха новыми системами охлаждения.

 

Задание 1.5

Определите, какие из перечисленных стадий реализации идеи создания принципиальной новой продукции принято объединять в рамках этапа подготовки производства:

a) изготовление опытного образца;

b) разработка детализированной конструкции продукта;

c) прикладные научно-поисковые работы;

d) испытания опытного образца;

e) проектирование технологических особенностей процесса производства разрабатываемого продукта и доработка конструкторской документации в целях повышения уровня технологичности;

f) корректировка технической документации по результатам испытаний опытного образца.

Задание 1.6

Определите, какое из представленных утверждений наиболее точно, на ваш взгляд, характеризует отличие экономически обоснованных стратегий от технологически обоснованных:

a) экономически обоснованные стратегии, помимо анализа соответствия технологических параметров потребностям целевых сегментов рынка, также основываются на оценке платежеспособности покупателей и их готовности платить цену, обеспечивающую прибыльность реализации соответствующей технической идеи;

b) экономически обоснованные стратегии основываются на анализе потребностей рынка и не учитывают технологические характеристики производства;

c) реализация экономически обоснованных стратегий нацелена на максимизацию извлечения прибыли, а технологически обоснованных – на более полное и эффективное удовлетворение требований покупателей за счет снижения производственных затрат;

d) экономически обоснованные стратегии разрабатываются экономическими службами предприятия, а технологически обоснованные – техническими подразделениями;

e) экономически обоснованные стратегии служат основой для разработки стратегий технологически обоснованных, поскольку вторые, помимо анализа уровня рыночного спроса и конкуренции, также опираются на оценки уровня технологического потенциала производственных фондов.

 

Задание 1.7

Постарайтесь определить порядок, в котором должны быть расположены перечисленные ниже этапы процесса разработки и реализации стратегии предприятия, учитывающей технологические факторы:

a) определение разрывов между текущей стратегией фирмы и прогнозируемыми будущими условиями;

b) оценка будущей интенсивности и относительной важности базовых технологических факторов в определенной СЗХ;

c) разработка проектов по реализации требуемых изменений стратегически важных технологических параметров;

d) выявление изменений, которые должны быть осуществлены в технологических стратегических факторах;

e) определение интенсивности базовых технологических факторов в действующей стратегии фирмы;

f) контроль за обеспеченностью ресурсами и своевременностью проведения изменений;

g) определение технологических конкурентных возможностей фирмы на основе существующей стратегии;

h) определение желаемой конкурентной позиции фирмы.

 

Задание 1.8

Охарактеризуйте с точки зрения изменчивости технологии приведенные ниже ситуации. Активный спрос существует в течение 7 лет.

a) Фирма приобрела пакет патентов и производственную линию, на основе чего был разработан технологический процесс производства продукции, в рамках которого выпускался определенный тип продукции. В начале третьего года линия была дополнена двумя станками, в результате чего был начат выпуск продукции с повышенными качественными характеристиками, продолжавшийся до конца шестого года. Далее фирма прекратила выпуск данных типов продукции.

b) Фирма совместно с иностранным партнером в течение первого года организовала СП, которому был передан пакет технологической документации и необходимое оборудование и в начале второго года был начат выпуск продукции. Через год по результатам маркетингового исследования был начат выпуск нового поколения продукции с дополнительными потребительскими свойствами. Еще через два года объемы продаж существенно снизились, в связи с чем фирме пришлось приобрести пакет патентов на новую технологию, в рамках которой в последующие годы было выпущено 3 поколения продукции.

c) Фирма в течении 2 лет силами собственного подразделения НИОКР вела разработку новой технологии. В начале третьего года был начат выпуск продукции на основе этой технологии, который продолжался в течении 4 лет. Далее производство было свернуто.

d) Фирма приобрела патент на новую технологию и начала выпуск новой продукции. Через два года маркетинговая служба указала на необходимость увеличения качественных показателей, и в течении последующих 3 лет выпускался модернизированный вариант продукции. В начале шестого года изношенное оборудование было заменено аналогичным новым и начат выпуск третьего вида продукции, радикально отличавшегося от прежде выпускавшихся, благодаря чему доля фирмы на рынке возросла с 5 до 12 %.

 

Задание 1.9

Фирма функционирует в четырех ключевых СЗХ. На основе приведенных в таблице данных о динамике характеристик соответствующих зон, необходимо для каждой из них сформулировать с использованием развернутой матрицы БКГ конкурентную стратегию НИОКР фирмы.


 

Периоды времени СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХ 3 СЗХ 4
Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт.
                         
                         
                         

 

Задание 1.10

Фирма А осуществляет производство по собственной технологии, при этом отслеживая параметры конкурирующей технологии, разрабатываемой некой венчурной фирмой Б. На основании приведенных в таблице данных, определить временной интервал эффективного поглощения компанией А венчурной фирмы Б и перехода на использование новой технологии:

 

Годы Технология фирмы А Венчурная технология Б
Постоянные издержки Переменные издержки Постоянные издержки Переменные издержки
         
         

 

Задание 1.11

Фирма осуществляет производство по текущей технологии А, при этом отслеживая параметры конкурирующей технологии Б, разрабатываемой специальным проектным подразделением службы НИОКР фирмы. На основании приведенных в таблице данных, определить временной интервал эффективного перехода фирмы на использование новой технологии:

 

Годы Текущая технология А Новая технология Б
Постоянные издержки Себестоимость использования Постоянные издержки Себестоимость использования
         
         

 

Задание 1.12

На основании приведенных в таблице данных, необходимо с использованием матрицы Мак-Кинси принять решение о распределении инвестиционных ресурсов компании объемом 1 млн. д.е. на финансирование НИОКР в ключевых стратегических зонах хозяйствования.

 

Показатели Базовые СЗХ компании
А Б В Г Д
Фактический уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 11,8 38,3 17,4 38,2 11,1
Оптимальный уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 12,6 40,1 26,8 42,4 13,6
Критический уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 8,4 22,6 14,2 31,8 9,3
Стратегический норматив 0,5 0,9 0,3 0,6 0,9
Уровень потенциала (уровень производительности) компании, необходимый для реализации выбранной стратегии, д.е. на единицу капитала 1,25 1,4 1,32 1,18 1,42
Уровень фактически имеющегося потенциала (уровень производительности) компании, д.е. на единицу капитала 0,5 0,98 0,26 0,24 1,28
Бальная оценка перспектив роста   +5     -5
Бальная оценка перспектив рентабельности -5     +5 -5
Бальная оценка угроз (негативных последствий нестабильности) -5   -5 -5 -5
Бальная оценка возможностей (позитивных последствий нестабильности)   +5 +5 +5  

 

Задание 1.13

На рынке существуют и взаимодействуют между собой различные по размеру и сферам деятельности предприятия. Стратегии каждого из них – выявить отличительные признаки и строить свою стратегию, опираясь на эти признаки, что позволяет им избегать прямого конкурентного столкновения и добиваться успеха. B таблице представлены 4 типа фирм: A — является крупным промышленным предприятием – лидером в своей отрасли; B – среднего размера фирма, производящая особую высококачественную продукцию для определенного круга потребителей; C – фирма пионер, действующая в университете; Д – малая фирма, обслуживающая локальные потребности рынка.

 

Признаки, профиль производства Предприятие
Специальные навыки специалистов предприятия А Б В Г
Финансовое состояние предприятия        
Величина рыночного сегмента        
Гибкость предприятия (способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды – потребностям рынка и т.п.)        
Восприимчивость к инновациям        
Расходы на НИОКР        

 

Задания:

1. Какие из перечисленных признаков формируют явные источники конкурентного преимущества указанных предприятий.

2. Какие дополнительные источники конкурентного преимущества для данных предприятий Вы могли бы привести в качестве примера?

3. Какие рекомендации для разработки инновационной стратегии Вы можете предложить исследуемым предприятиям?

 

Задание 1.14

Группа специалистов (6 человек) оборонной организации еще до объявления конверсионных программ решила использовать принцип двойных технологий и разработала для гражданской промышленности уникальное фильтровое устройство, заменяющее подобное импортное устройство стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Причем разработанное устройство намного превосходило импортное по техническим характеристикам и обещало быть существенно дешевле и как более экономичное.

Многим химическим и промышленным предприятиям такое устройство было не обходимо в десятках экземпляров, так что проблем c рынком не предвиделось.

Однако оборонное предприятие было совершенно не заинтересовано в продвижении продукта, поскольку само оказалось в чрезвычайно трудном положении из-за отсутствия заказов. Группа специалистов организовалось в самостоятельное малое предприятие (примерно 10 человек) и сразу стало искать стратегического партнера по продвижению товара.

Чтобы добыть средства на существование, организация занималась торговлей компьютерами c их предпродажной подготовкой, ремонтам электронных приборов и химических установок, консультациями в рамках прежней тематики. Широко практиковала привлечение трудовых ресурсов своего бывшего предприятия и настоящего арендодателя.

Задание:

1. Группа занимается продуктовой и технологической инновацией. Представьте жизненный цикл изделия.

2. Представьте жизненный цикл товара.

3. Представьте жизненный цикл технологии и ее виды.

4. По матрице Ансоффа «старые /новые товары и технологии — старые/новые рынки». Опишите ситуацию (риски, ноу-хау) при новом товаре и новом рынке.

 


ТЕМА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.062 с.)