Для слушателей специальности 1-26 02 74 «Деловое администрирование» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для слушателей специальности 1-26 02 74 «Деловое администрирование»



Имени П.О. Сухого»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра «Профессиональная переподготовка»

Практическое пособие

по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»

Для слушателей специальности 1-26 02 74 «Деловое администрирование»

Драгун Н.П., Ивановская И.В.

Гомель 2014


АННОТАЦИЯ

 

Условия современного мирового рынка требуют от предприятий непрерывного осуществления инноваций для получения конкурентных преимуществ, и, следовательно, эффективного функционирования. Современный менеджмент по своей сути инновационен: предприятие либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка. В связи с этим значительно возрастают требования к менеджменту предприятий по способности эффективно генерировать инновации, создавать гибкие и наиболее адекватные ситуации формы организационных структур, мотивировать персонал, интегрироваться в системы информационного, финансового обеспечения инновационной деятельности.

В то же время эффективное осуществление инновационной деятельности предприятиями всех форм собственности возможно только тогда, когда управленческая деятельность реализуется на научной основе с применением необходимых приёмов и методов разработки управленческих решений и их реализации. При этом в современных условиях принятие управленческого решения представляет собой результат глубокого исследования возникшей проблемы с применением соответствующих научных методов, то есть результат научного исследования.

Эти обстоятельства определяют необходимость владения управленческими работниками основами научных исследований и инновационной деятельности, что обусловливает настоятельную необходимость изучения слушателями курса «Управление инновациями».

Цель преподавания дисциплины – сформировать у будущих менеджеров-экономистов необходимые профессиональные знания, умения и навыки по эффективному управлению инновационной деятельностью предприятий и их структурных подразделений, обеспечивающему им высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Практическое пособие по дисциплине «Управление инновациями» предназначен для слушателей факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров. Он содержит планы занятий и типовые практические задания по темам, условия типовых задач и порядок их решения, список рекомендуемой литературы для подготовки к итоговой аттестации.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  СТР.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ И ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ……………………………………………………….…...…………..  
1. ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА …….……………………….……………...  
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  
3. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………...  
4. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.…………….…….…..…………………………...  
5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………  
6. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………….  
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………...  
УСЛОВИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ, ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ………………….  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………  

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ И ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

ТЕМА 1

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Вопросы для обсуждения:

– понятие инноваций и их роль в экономических процессах;

– классификация инноваций по структуре участников инновационных процессов, типу конечных новшеств, области реализации, уровню радикальности и уровню новизны;

– структура и основные модели инновационных процессов;

– сущность системы инновационного менеджмента предприятия;

– задачи стратегического управления инновационной деятельностью предприятия;

– понятие и отличительные особенности инновационных стратегий;

– алгоритм выбора оптимальных инновационных стратегий;

– матричные инструменты выбора инновационных стратегий;

– основные разновидности инновационных стратегий предприятия;

– жизненный цикл технологии и технологический разрыв;

– классификация отраслевых технологий по уровню их изменчивости;

– содержание и основные функции стратегического управления производственными технологиями;

– методика выбора оптимальных сроков смены технологий.

 

Задание 1.1

Укажите в перечне действий фирмы изменения, которые, по вашему мнению, не являются инновационными, а для инновационных изменений постарайтесь определить принадлежность к определенной классификационной группе:

a) изменение организационной структуры с линейно-функциональной на проектную;

b) замена изношенного станка технологической линии аналогичным новым;

c) смена дилерской компании в обслуживаемом регионе;

d) выпуск продукта, аналоги которого ранее на обслуживаемом данным предприятием рынке не реализовывались;

e) открытие торгового представительства в стране, ранее находившейся вне границ сбытовой сети предприятия;

f) повышение качества реализуемой продукции за счет ужесточения правил отбраковки;

g) повышение качества реализуемой продукции за счет разработки и внедрения новой системы управления качеством;

h) переход к новой технологии производства на базе приобретения патента у известной зарубежной компании.


Задание 1.2

Обсудите каждое из высказываний. Определите, какой из перечисленных тезисов наиболее точно характеризует основное положение продуктового подхода к определению инновации:

a) инновация представляет собой находящуюся в состоянии разработки новую идею;

b) инновация представляет собой законченный результат инновационной деятельности;

c) инновация представляет собой процесс изменения технологии производства продукции фирмы;

d) инновация представляет собой единство процессов и результатов качественного изменения предприятия как сложной производственной системы.

 

Задание 1.3

Определите, какие из перечисленных характеристик принято относить к числу основных свойств инноваций:

a) патентуемость;

b) научно-техническая новизна;

c) технико-технологическая направленность;

d) коммерческая реализуемость;

e) быстрая окупаемость;

f) способность обеспечить уровень рентабельности деятельности не ниже среднеотраслевого;

g) производственная применимость;

h) принадлежность к коммерческой тайне.

Задание 1.4

Определите, какие из перечисленных определений соответствуют характеристикам, описываемым понятием глубины инновационных изменений, а какие – понятием размаха:

a) обновление 60% ассортимента выпускаемой предприятием продукции;

b) изменение конфигурации организационной структуры управления предприятием на 40%;

c) улучшение 70% качественных характеристик определенного вида продукции предприятия;

d) внедрение новой системы мотивации работников в 20% управленческих подразделений предприятия;

e) переоснащение 85% производственного оборудования цеха новыми системами охлаждения.

 

Задание 1.5

Определите, какие из перечисленных стадий реализации идеи создания принципиальной новой продукции принято объединять в рамках этапа подготовки производства:

a) изготовление опытного образца;

b) разработка детализированной конструкции продукта;

c) прикладные научно-поисковые работы;

d) испытания опытного образца;

e) проектирование технологических особенностей процесса производства разрабатываемого продукта и доработка конструкторской документации в целях повышения уровня технологичности;

f) корректировка технической документации по результатам испытаний опытного образца.

Задание 1.6

Определите, какое из представленных утверждений наиболее точно, на ваш взгляд, характеризует отличие экономически обоснованных стратегий от технологически обоснованных:

a) экономически обоснованные стратегии, помимо анализа соответствия технологических параметров потребностям целевых сегментов рынка, также основываются на оценке платежеспособности покупателей и их готовности платить цену, обеспечивающую прибыльность реализации соответствующей технической идеи;

b) экономически обоснованные стратегии основываются на анализе потребностей рынка и не учитывают технологические характеристики производства;

c) реализация экономически обоснованных стратегий нацелена на максимизацию извлечения прибыли, а технологически обоснованных – на более полное и эффективное удовлетворение требований покупателей за счет снижения производственных затрат;

d) экономически обоснованные стратегии разрабатываются экономическими службами предприятия, а технологически обоснованные – техническими подразделениями;

e) экономически обоснованные стратегии служат основой для разработки стратегий технологически обоснованных, поскольку вторые, помимо анализа уровня рыночного спроса и конкуренции, также опираются на оценки уровня технологического потенциала производственных фондов.

 

Задание 1.7

Постарайтесь определить порядок, в котором должны быть расположены перечисленные ниже этапы процесса разработки и реализации стратегии предприятия, учитывающей технологические факторы:

a) определение разрывов между текущей стратегией фирмы и прогнозируемыми будущими условиями;

b) оценка будущей интенсивности и относительной важности базовых технологических факторов в определенной СЗХ;

c) разработка проектов по реализации требуемых изменений стратегически важных технологических параметров;

d) выявление изменений, которые должны быть осуществлены в технологических стратегических факторах;

e) определение интенсивности базовых технологических факторов в действующей стратегии фирмы;

f) контроль за обеспеченностью ресурсами и своевременностью проведения изменений;

g) определение технологических конкурентных возможностей фирмы на основе существующей стратегии;

h) определение желаемой конкурентной позиции фирмы.

 

Задание 1.8

Охарактеризуйте с точки зрения изменчивости технологии приведенные ниже ситуации. Активный спрос существует в течение 7 лет.

a) Фирма приобрела пакет патентов и производственную линию, на основе чего был разработан технологический процесс производства продукции, в рамках которого выпускался определенный тип продукции. В начале третьего года линия была дополнена двумя станками, в результате чего был начат выпуск продукции с повышенными качественными характеристиками, продолжавшийся до конца шестого года. Далее фирма прекратила выпуск данных типов продукции.

b) Фирма совместно с иностранным партнером в течение первого года организовала СП, которому был передан пакет технологической документации и необходимое оборудование и в начале второго года был начат выпуск продукции. Через год по результатам маркетингового исследования был начат выпуск нового поколения продукции с дополнительными потребительскими свойствами. Еще через два года объемы продаж существенно снизились, в связи с чем фирме пришлось приобрести пакет патентов на новую технологию, в рамках которой в последующие годы было выпущено 3 поколения продукции.

c) Фирма в течении 2 лет силами собственного подразделения НИОКР вела разработку новой технологии. В начале третьего года был начат выпуск продукции на основе этой технологии, который продолжался в течении 4 лет. Далее производство было свернуто.

d) Фирма приобрела патент на новую технологию и начала выпуск новой продукции. Через два года маркетинговая служба указала на необходимость увеличения качественных показателей, и в течении последующих 3 лет выпускался модернизированный вариант продукции. В начале шестого года изношенное оборудование было заменено аналогичным новым и начат выпуск третьего вида продукции, радикально отличавшегося от прежде выпускавшихся, благодаря чему доля фирмы на рынке возросла с 5 до 12 %.

 

Задание 1.9

Фирма функционирует в четырех ключевых СЗХ. На основе приведенных в таблице данных о динамике характеристик соответствующих зон, необходимо для каждой из них сформулировать с использованием развернутой матрицы БКГ конкурентную стратегию НИОКР фирмы.


 

Периоды времени СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХ 3 СЗХ 4
Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт. Объем спроса, ед. Объем выпуска предприятия, шт. Объем выпуска основного конкурента, шт.
                         
                         
                         

 

Задание 1.10

Фирма А осуществляет производство по собственной технологии, при этом отслеживая параметры конкурирующей технологии, разрабатываемой некой венчурной фирмой Б. На основании приведенных в таблице данных, определить временной интервал эффективного поглощения компанией А венчурной фирмы Б и перехода на использование новой технологии:

 

Годы Технология фирмы А Венчурная технология Б
Постоянные издержки Переменные издержки Постоянные издержки Переменные издержки
         
         

 

Задание 1.11

Фирма осуществляет производство по текущей технологии А, при этом отслеживая параметры конкурирующей технологии Б, разрабатываемой специальным проектным подразделением службы НИОКР фирмы. На основании приведенных в таблице данных, определить временной интервал эффективного перехода фирмы на использование новой технологии:

 

Годы Текущая технология А Новая технология Б
Постоянные издержки Себестоимость использования Постоянные издержки Себестоимость использования
         
         

 

Задание 1.12

На основании приведенных в таблице данных, необходимо с использованием матрицы Мак-Кинси принять решение о распределении инвестиционных ресурсов компании объемом 1 млн. д.е. на финансирование НИОКР в ключевых стратегических зонах хозяйствования.

 

Показатели Базовые СЗХ компании
А Б В Г Д
Фактический уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 11,8 38,3 17,4 38,2 11,1
Оптимальный уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 12,6 40,1 26,8 42,4 13,6
Критический уровень капиталовложений компании, млн. д.е. 8,4 22,6 14,2 31,8 9,3
Стратегический норматив 0,5 0,9 0,3 0,6 0,9
Уровень потенциала (уровень производительности) компании, необходимый для реализации выбранной стратегии, д.е. на единицу капитала 1,25 1,4 1,32 1,18 1,42
Уровень фактически имеющегося потенциала (уровень производительности) компании, д.е. на единицу капитала 0,5 0,98 0,26 0,24 1,28
Бальная оценка перспектив роста   +5     -5
Бальная оценка перспектив рентабельности -5     +5 -5
Бальная оценка угроз (негативных последствий нестабильности) -5   -5 -5 -5
Бальная оценка возможностей (позитивных последствий нестабильности)   +5 +5 +5  

 

Задание 1.13

На рынке существуют и взаимодействуют между собой различные по размеру и сферам деятельности предприятия. Стратегии каждого из них – выявить отличительные признаки и строить свою стратегию, опираясь на эти признаки, что позволяет им избегать прямого конкурентного столкновения и добиваться успеха. B таблице представлены 4 типа фирм: A — является крупным промышленным предприятием – лидером в своей отрасли; B – среднего размера фирма, производящая особую высококачественную продукцию для определенного круга потребителей; C – фирма пионер, действующая в университете; Д – малая фирма, обслуживающая локальные потребности рынка.

 

Признаки, профиль производства Предприятие
Специальные навыки специалистов предприятия А Б В Г
Финансовое состояние предприятия        
Величина рыночного сегмента        
Гибкость предприятия (способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды – потребностям рынка и т.п.)        
Восприимчивость к инновациям        
Расходы на НИОКР        

 

Задания:

1. Какие из перечисленных признаков формируют явные источники конкурентного преимущества указанных предприятий.

2. Какие дополнительные источники конкурентного преимущества для данных предприятий Вы могли бы привести в качестве примера?

3. Какие рекомендации для разработки инновационной стратегии Вы можете предложить исследуемым предприятиям?

 

Задание 1.14

Группа специалистов (6 человек) оборонной организации еще до объявления конверсионных программ решила использовать принцип двойных технологий и разработала для гражданской промышленности уникальное фильтровое устройство, заменяющее подобное импортное устройство стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Причем разработанное устройство намного превосходило импортное по техническим характеристикам и обещало быть существенно дешевле и как более экономичное.

Многим химическим и промышленным предприятиям такое устройство было не обходимо в десятках экземпляров, так что проблем c рынком не предвиделось.

Однако оборонное предприятие было совершенно не заинтересовано в продвижении продукта, поскольку само оказалось в чрезвычайно трудном положении из-за отсутствия заказов. Группа специалистов организовалось в самостоятельное малое предприятие (примерно 10 человек) и сразу стало искать стратегического партнера по продвижению товара.

Чтобы добыть средства на существование, организация занималась торговлей компьютерами c их предпродажной подготовкой, ремонтам электронных приборов и химических установок, консультациями в рамках прежней тематики. Широко практиковала привлечение трудовых ресурсов своего бывшего предприятия и настоящего арендодателя.

Задание:

1. Группа занимается продуктовой и технологической инновацией. Представьте жизненный цикл изделия.

2. Представьте жизненный цикл товара.

3. Представьте жизненный цикл технологии и ее виды.

4. По матрице Ансоффа «старые /новые товары и технологии — старые/новые рынки». Опишите ситуацию (риски, ноу-хау) при новом товаре и новом рынке.

 


ТЕМА 2

ТЕМА 3

ТЕМА 4

Задание 4.1

Студенты группы разбиваются на команды (3-4 чел.). Каждая команда получает задание подготовить презентацию инновации, охарактеризовать ее (процессная, продуктовая, технологическая), представить преимущества перед существовавшими в этой области разработками (если они существуют), представить модель коммерциализации, результаты SWOT-анализа.

Далее каждая команда на период всего курса разрабатывает бизнес-план своего инновационного проекта и представляет презентацию проекта группе.

Структура бизнес-плана инновационного проекта.

1. Титульный лист

2. Резюме проекта:

суть проекта;

сведения о предприятии и проектной команде;

цель проекта;

задачи, план действий;

финансирование;

планы возврата заемных средств;

эффективность проекта.

3. Инициатор проекта (персона + команда + предприятие (название, правовая форма, уставный капитал, основные достижения)).

4. Описание инновационного продукта (товара, услуги, технологии и др.):

физические характеристики и использование (Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)?);

Привлекательность (Что особенного в ней и почему потребители будут отличать ее от товаров и услуг конкурентов?);

Разработка и развитие (Патенты и другие свидетельства прав на интеллектуальную собственность).

5. Анализ рынков сбыта:

потребители;

конкуренты (основные и косвенные);

доля рынка (потенциальная емкость рынка; потенциальный объем продаж; оценка реального объема продаж).

6. План маркетинга:

продукт (характеристики и преимущества; конкурентная позиция; влияние различных факторов на конкурентные позиции продукта);

цена (оптимальный метод ценообразования; прогнозные цены);

каналы сбыта (прямой, косвенные);

продвижение (маркетинговые мероприятия, реклама, выставки, публикации, прямые продажи).

7. Производственный план:

размещение производства;

производственные мощности;

сырье и материалы;

поставщики;

схема производственных потоков;

контроль качества;

обслуживание и сервис.

8. Организационный план (график реализации проекта с предполагаемым поэтапным решением поставленных задач).

9. Финансовый план:

план доходов и расходов;

прогноз прибылей и убытков;

прогноз движения денежных средств;

прогнозный баланс.

10. Анализ эффективности:

срок окупаемости;

чистый приведенный доход;

внутренняя норма рентабельности;

индекс прибыльности;

анализ безубыточности;

возврат на инвестиции.

11. Инвестиционный план:

цели инвестиций;

возможные источники получения инвестиций;

необходимые средства для реализации проекта.

12. Анализ рисков:

определение риска (управленческие, рыночные, технологические, финансовые);

анализ и оценка риска (классификация по степени влияния на проект, ущерба, источникам возникновения);

разработка реакции на риск.

Задание 4.2

На основе представленных данных необходимо определить нормативную длительность процесса создания и испытаний опытного образца нового вида продукции.

Совокупная трудоемкость работ составляет 84275 н-ч. На выполнении работ задействовано 12 человек, средний уровень выполнения норм составляет 112,5%. Общее число рабочих дней в плановом периоде составляет 288, число предпраздничных дней – 24. Предприятие работает в односменном режиме, продолжительность смены составляет 8 часов, в предпраздничные дни смена сокращается до 6 часов. Планируемый уровень потерь рабочего времени составляет 14%.

Задание 4.3

Ниже в таблице представлены две группы определений: первая содержит характеристики определенных работ, входящих в общую структуру процесса создания новой продукции, а вторая – наименования основных этапов данного процесса. Необходимо определить отношения соответствия элементов представленных групп т.е. определить, к каким из основных этапов процесса создания новой продукции относятся те или иные виды работ:

 

Виды работ Этапы создания новой продукции
Разработка конструкторской документации на новый вид продукции Фундаментальные исследования
Выпуск и испытания опытного образца нового продукта и корректировка технической документации по полученным результатам Конструкторская подготовка производства
Изучение закономерностей предметной области, связанной с технологией создания нового вида продукции Технологическая подготовка производства
Исследование условий прикладного использования фундаментальных закономерностей предметной области, связанной с технологией создания нового вида продукции Прикладные исследования
Проектирование и оснащение новых рабочих мест, предусмотренных технологией производства нового вида продукции Освоение производства новой продукции
Разработка технологических карт и регламентов на новый вид продукции Организационная подготовка производства

На основании представленных данных необходимо:

1. Построить исходный сетевой график процесса освоения нового вида продукции;

2. Определить основные временные параметры графика (сроки свершения событий, сроки начала и окончания выполнения работ, резервы времени);

3. Построить гистограмму загрузки персонала при реализации работ по исходному варианту сетевого графика;

4. Определить минимально возможный уровень затрат предприятия на привлечение дополнительного персонала, при условии, что все работы должны быть выполнены в течение 46 дней;

5. Построить гистограмму загрузки персонала при реализации планируемого комплекса работ с учетом проведенной оптимизации.

Задание 4.4

Структура работ по освоению нового вида продукции на предприятии может быть представлена следующим образом:

 

№ п/п Содержание работы Код работы Потребное количество работников, чел. Продолжительность работы, дней
         
  Составление технического задания А-1    
  Разработка конструкторской схемы изделия 1-2    
  Разработка предварительной технологической схемы 1-3    
  Анализ имеющейся технической базы 1-10    
  Предварительный экономический анализ 1-12    
  Фиктивная работа (передача документации) 2-3 -  
  Конструкторско-технологический анализ 3-4    
  Разработка технологического процесса 4-5    
  Определение характеристик и стоимости необходимой технологической оснастки 4-6    
  Определение требований к персоналу 4-7    
  Определение характеристик необходимого оборудования 4-9    
  Составление детализированной технической документации 5-15    
  Фиктивная работа (передача документации) 6-12 -  
  Определение параметров и стоимости обучения персонала 7-8    
  Фиктивная работа (передача документации) 8-12 -  
  Фиктивная работа (передача документации) 9-10 -  
  Определение стоимости необходимого оборудования 10-11    
  Фиктивная работа (передача документации) 11-12 -  
  Закупка необходимых материалов и техоснастки 12-13    
  Закупка необходимого оборудования 12-14    

 

         
  Подготовка материалов и оснастки к использованию 13-15    
  Монтаж и наладка оборудования 14-15    
  Составление отчета о готовности производства 15-Б    

Дополнительные работники могут наниматься предприятием на неограниченный промежуток времени. Средний размер часовой тарифной ставки заработной платы составляет 830 д.е. Режим работы предприятия – односменный, продолжительность смены – 8 часов. Минимально возможная продолжительность каждой действительной работы составляет 1 день. Сокращение длительности работ не может проводиться по операциям, в осуществлении которых задействованы сторонние организации (закупка ресурсов, обучение персонала и т.д.).

 


ТЕМА 5

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В ходе практического занятия будут рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

– организационные основы использования человеческого капитала в инновационном менеджменте (значение управления человеческими ресурсами инновационной деятельности; характеристика уровня организационной интеграции персонала; практики формулирования задач; уровня распределения полномочий и системы формальных предписаний как основных параметров, определяющих эффективность использования человеческого капитала в инновационной деятельности предприятия);

– мотивация персонала к нововведениям (специфика механизмов мотивации инновационной активности персонала предприятия; особенности применения основных инструментов системы внешнего и внутреннего стимулирования участников инновационных процессов; использование систем обучения и методов групповой работы);

– управление сопротивлением нововведениям (природа и основные формы сопротивления инновациям; основные инструменты минимизации степени сопротивления).

Задание 5.1

Проанализируйте перечисленные ниже формы обучения персонала предприятий на основе оценки их основных достоинств и недостатков и определите, какая из перечисленных форм связана с разработкой учебных программ, охватывающих не какую-то предметную область в целом, а замкнутые совокупности конкретных умений и навыков, требуемых от работников при выполнении определенных заданий:

a) внутренней обучение;

b) модульное обучение;

c) внешнее обучение.

 

Задание 5.2

Ниже в таблице представлены две группы определений: первая содержит характеристики определенных методов групповой генерации идей, а вторая – наименования методов. Необходимо определить отношения соответствия элементов представленных групп:

 

Качественные характеристики методов групповой генерации идей Наименования методов групповой генерации идей
   
Деление изучаемого объекта на существенные компоненты и рассмотрение каждой из них с различных точек зрения Метод «Дельфи»

Окончание таблицы

 

   
Перенесение ассоциаций, признаков случайных событий, предметов на объект исследования Метод «суда»
Проведение опроса экспертов в несколько туров, в течение которых экспертов знакомят с результатами предыдущих этапов опроса, а также анонимно с ответами других экспертов Метод морфологического анализа
Проведение анализа проблемы тремя группами экспертов, представляющими, соответственно, сторону критики, сторону защиты и сторону независимых судей. Метод «мозгового штурма»
Проведение анализа проблемы двумя группами специалистов: группой экспертов и группой аналитиков при полном недопущении оценки идей в процессе их генерирования Метод «фокальных объектов»

Задание 5.3

Определите, какие из перечисленных ниже параметров образуют совокупность факторов, обуславливающих уровень организационной интеграции персонала предприятия. Кратко охарактеризуйте каждый из этих параметров.

a) характер центров внимания персонала;

b) степень детализации заданий подчиненным;

c) характеристики системы формирования бюджета подразделений;

d) характер символов власти в организации;

e) временной диапазон оценки деятельности подчиненных;

f) методы распределения заданий подчиненным;

g) характер символов ценности работников;

h) параметры системы мотивации работников;

i) иерархия коллективных интересов.

Задание 5.4

Проанализируйте перечисленные элементы системы мотивации персонала и определите, какие из них образуют подсистему внешнего вознаграждения, а какие – внутреннего:

a) методы материального поощрения;

b) методы организации проблемных групп;

c) методы организации обучения;

d) методы морального поощрения.

 

Задание 5.5

Проанализируйте представленные ниже типовые проблемные моменты, снижающие эффективность использования человеческого капитала предприятий; определите характер их негативного влияния и постарайтесь определить возможные причины, их порождающие:

a) недостаточная информированность персонала о предстоящих переменах;

b) отсутствие терпимого отношения к неудачам новаторов;

c) требование жесткого соответствия поведения работников инструкциям и регламентам;

d) низкий уровень дифференциации материальных стимулов к новаторскому труду;

e) неразвитость групповых методов выполнения заданий;

f) низкий уровень интенсивности процессов обучения и ротации работников предприятия.

 


ТЕМА 6

ПРОЦЕССОВ

 

Вопросы для обсуждения:

– основные аспекты макроэкономической инвестиционной политики в научно-технической и инновационной сфере;

– система государственных заказов как катализатор инновационной активности предприятий;

– роль и формы участия венчурного капитала в финансировании инновационных процессов;

– воспроизводственные фонды в системе инвестирования инновационной деятельности предприятий;

– эмиссия корпоративных ценных бумаг как способ привлечения инвестиционных ресурсов;

– лизинг как одна из ключевых форм инвестирования инновационных процессов.

Задание 6.1

Проанализируйте особенности каждой из перечисленных составляющих государственной инвестиционной политики в научно-технической сфере и определите, какие из них относятся к числу прямых инструментов инвестирования, а какие – к числу косвенных.

a) бюджетное финансирование научных исследований;

b) бюджетное финансирование прикладных технологических разработок;

c) рационализация системы формирования амортизационных фондов предприятий и организаций;

d) упрощение требований к обращению корпоративных ценных бумаг;

e) ослабление налоговой нагрузки на вновь создаваемую предпр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.004 с.)