III. Особенности выполнения работ, не считающихся совместительством (пункт 2 постановления Минтруда России) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Особенности выполнения работ, не считающихся совместительством (пункт 2 постановления Минтруда России)



1. Общие условия

Выполнение работ, которые не считаются совместительством независимо от их видов, не требует заключения (оформления) трудового договора.

Выполнение работ, предусмотренных пунктом 2 постановления Минтруда России, на указанных в нем условиях установлено только для работников, перечисленных в пункте 1 этого постановления, т.е. для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры, в том числе являющихся таковыми по совместительству.

Например, если по основной работе или по совместительству работник является педагогическим, то в порядке, предусмотренном пунктом 2 постановления Минтруда России, он может выполнять еше и педагогическую работу на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, которая допускается с разрешения работодателя в основное рабочее время с сохранением за это время заработной платы по основному месту работы.

2. В зависимости от видов работ их выполнение оформляется путем:

· заключения гражданско-правового договора (как правило, договора о возмездном оказании услуг) независимо от того, заключается он по месту основной работы или с другим учреждением (организацией);

· внесения дополнений в трудовой договор по основной работе, если дополнительная работа выполняется регулярно по основному месту работы или одновременно с выполнением работы по совместительству.

3. Выполнение работ в зависимости от их видов (абзац 11 пункта 2 постановления Минтруда России) осуществляется в:

· свободное от основной работы время;

· основное рабочее время с сохранением заработной платы на время их выполнения с согласия работодателя.

Вилы работ, которые не считаются совместительством Особенности выполнения работ, которые не считаются совместительством
   
Литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности (подпункт "а") Выполнение работ оформляется в зависимости от места их выполнения (по месту основной работы или в другом учреждении (организации) по договоренности сторон и осуществляется в свободное от основной работы время
Проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой (подпункт "6") Выполнение работ осуществляется на основе, как правило, договора о воз-мездном оказании услуг и допускается в основное рабочее время с согласия работодателя, с которым заключен трудовой договор по основному месту работы
Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (подпункт "в") Выполнение работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя и оформляется путем:  заключения, как правило, гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг:  внесения дополнений в трудовой договор по основному месту работы или в трудовой договор, заключенный о работе по совместительству. Примеры. 1. Работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования (вузов} либо образовательных учрежденийдополнительного профессионального обра зования (повышения квалификации) специа листов (ИНК), другие педагогические ра ботники этих учреждений (методисты, пе дагоги-психологи и др.) данную работу мо гут выполнять в том же или другом обра зовательном учреждении, в т.ч. помимо работы на условиях совместительства. 2. Учителя, преподаватели, воспитате ли и другие педагогические работники уч реждений начального и среднего профес сионального образования, дошкольных об разовательных учреждений, образователь ных учреждений общего образования, об разовательных учреждений дополнитель наго образования детей и иных детских учреждений данную работу могут выпол нять только в другом образовательном уч реждений, т.е. не по основному месту работы, в т.ч. помимо работы на услови ях совместительства. 3. Работники учреждений, организаций (в том числе работники органов управле ния образованием), работающие на долж ностях педагогических работников по со вместительству, т.е. заключившие с образовательным учреждением на общих ос нованиях, предусмотренных Кодексом, трудовой договор о работе на условиях совместительства (в любом объеме, но не превышающем 16 часов в неделю, как ус тановлено Кодексом), могут сверх объе /на работы по совместительству выпол чять педагогическую работу на условиях чочасовой оплаты в объеме не более 300 'асов в год, в связи с чем в трудовой дого-юр, заключенный о работе по совместительству, вносятся соответствующие Дополнения. Например, специалист органа управле-ия образованием заключил со школой труовой договор о работе по совместительoтву в должности учителя с объемом пре-юдавательской работы 1 час в неделю (в том случае он уже будет являться педагогическим работником). В этот трудовой договор может быть внесено дополнительное условие о выполнении педагогической работы в объеме 300 часов в год на условиях почасовой оплаты, которая совместительством не является. 300 часов в год в пересчете на недельный объем учебной нагрузки составляет 8-9 часов (в зависимости от количества учебных недель), что также может быть отражено в дополнении к указанному трудовому договору. Оплата за всю педагогическую работу в данном случае будет производиться за количество часов фактически выполненной педагогической работы в месяц по ставкам заработной платы, установленным по должности учителя с учетом стажа педагогической работы и образования, либо имеющейся квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. В отдельных случаях при наличии у образовательных учреждений финансовых возможностей оплата за указанную работу может производиться с учетом коэффициентов ставок почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Мин/пруда России от 21.01.93 № 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании ". Размер оплаты за преподавательскую работу определяется в зависимости от категорий обучающихся, с которыми проводятся занятия, а также наличия у лиц, ведущих преподавательскую работу, ученой степени или ученого звания. Следует отметить, что в ставки почасовой оплаты на указанных условиях включена оплата за отпуск, в связи с чем выплаченные суммы не учитываются при расчете среднего заработка для оплаты отпуска.
Осуществлен не консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год (подпункт "г") Оценка специалиста в качестве высококвалифицированного, а также возможность выполнения им работы в основное рабочее время оставлена на усмотрение работодателя по основному месту работы, поскольку постановлением Миптру-да России это не регулируется. С другим работодателем отношения о выполнении работ по консультированию оформляются, как правило, договором о возмездном оказании услуг
Осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем (подпункт "д") Руководство аспирантами и докторантами работниками, не состоящими в штате учреждения, осуществляется на основе договора о возмездном оказании услуг. Заведование кафедрой и руководство факультетом в том же образовательном учреждении (вузе, И ПК) оформляется путем внесения в трудовой договор по основной работе или в трудовой договор о работе по совместительству соответствующих дополнений о возложении на работников дополнительных обязанностей, об оплате за их выполнение и т.д. Выполнение этой работы в другом вузе или И ПК. с которым трудовой договор не заключался, оформляется, как правило, договором о возмездном оказании услуг. Выполнение работ в том и другом случае допускается в основное рабочее время с согласия работодателя
Педагогическая работа в одном и том же учреждении начального и среднего профессионального образования, дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении обшего образования, образовательном учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой (подпункт "е") В соответствии с подпунктами "е11 и "з" педагогическая работа может выполняться на любых педагогических должностях, но только в одном и том же образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования, дошкольном образовательном учреждении, образовательном учреждении обшего образования, образовательном учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении
Работа в том же образовательном учреждении* или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников по подготовке работников искусств, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов (подпункт "з"). * В данном случае имеются в виду те же образовательные учреждения, что и в подпункте "е", поскольку нормы часов за ставку заработной платы установлены только педагогическим работникам этих образовательных учреждений. Применительно к подпункту "е" может выполняться, как правило, педагогическая работа:  на штатных должностях (в т.ч. в другой должности с аналогичным наименованием), по которым установлена конкретная продолжительность рабочего времени;  в должностях с различными наименованиями, по которым (по одной или обеим) установлены нормы часов за ставку заработной платы. Некоторые возможные варианты, связанные с выполнением педагогической работы в том же учреждении:  педагог-психолог - социальный педагог, мастер производственного обучения, методист (имеется в виду методист, состоящий в штате одного из вышеперечисленных образовательных учреждений);  мастер производственного обучения - мастер производственного обучения;  старший воспитатель дошкольного или другого детского учреждения - воспитатель, педагог-психолог, социатьный педагог;  воспитатель дошкольного образовательного учреждения - музыкальный руководитель и/или учитель-логопед;  преподаватель музыкального педколледжа -~ концертмейстер, воспитатель в общежитии этого же учреждения. Возможны и другие варианты выполнения педагогической работы. Все указанные выше и другие педагогические работники могут вести преподавательскую работу, занятия в кружках и других объединениях обучающихся. Подпунктом "з" регулируется педагогическая работа в образовательных учреждениях, перечисленных выше, которая осуществляется в должности с од ним и тем же наименованием сверх нормы часов, установленной за ставку заработной платы. Примеры. 1. Учитель школы выполняет преподавательскую работу в объеме 27 часов в неделю, т.е. сверх установленной 18-часовой нормы педагогической работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы. 2. Преподаватель колледжа ведет преподавательскую работу в объеме 1000 часов в год, т.е. в объеме, превышающем установленную годовую норму, составляющую 720 часов педагогической работы в год. 3. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, норма часов которого за ставку заработной платы составляет 36 часов в неделю, выполняет педагогическую работу в этой должности в объеме 72 или 60 часов в неделю. (О продолжительности дополнительной педагогической работы и других условиях ее выполнения см. раздел IV настоящего комментария "Общие условия применения подпунктов "е ", "ж", "з".)
Работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации*, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др. (подпункт "ж") *Под "иной организацией" в данном случае следует понимать иную организационно-правовую форму юридического лица (организации), в которой помимо основной выполняется дополнительная педагогическая работа. Основной особенностью выполнения работ, перечисленных в подпункте "ж", является то, что эти работы могут выполняться только в том же учреждении (организации) без занятия штатной должности. В образовательных учреждениях видами работ без занятия штатной должности (помимо перечисленных) являются: · дополнительная работа, которая по ее содержанию связана с образовательным процессом, но не входит в должностные обязанности педагогических работников (классное руководство, руководство группами, проверка письменных работ, заведование учебно-опытными участками, внеклассная работа по физ-воспитанию, руководство учебно-консультационными пунктами, интернатами при общеобразовательных учреждениях, исполнение обязанностей мастера учебных мастерских); · другие виды дополнительной работы (при отсутствии в штате учреждения работников, в чьи обязанности входит ее выполнение); · преподавательская работа (в том числе в кружках и других объединениях обучающихся), выполняемая директорами, их заместителями, библиотекарями, лаборантами, другими работниками из числа административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, объ- ем которой определяется при заключении трудового договора по основной работе путем внесения в него соответствующих дополнений. Например, при заключении трудового договора с директором школы может быть внесено дополнение о возможности выполнения преподавательской работы в определенном объеме (указывается предельный объем преподавательской работы, поскольку конкретный объем определяется при распределении нагрузки на общих условиях с учителями), о выполнении дополнительной работы по классному руководству, проверке письменных работ и др.
Работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой оплаты или сдельной оплаты без занятия штатной должности. Выполнение работы в основное рабочее время не допускается.

IV. Общие условия применения подпунктов "е", "ж", "з" пункта 2 постановления Минтруда России

Следует отметить, что постановлением Минтруда России для видов педагогической (преподавательской) работы, предусмотренной в подпунктах "е", "ж","з", не установлен ее предельный объем, поскольку в соответствии со статьей 333 Кодекса учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом только в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В настоящее время верхний предел учебной нагрузки (т.е. объем преподавательской (педагогической) работы) для педагогических работников учреждений начального профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, образовательных учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений не установлен.

Для преподавателей учреждений среднего профессионального образования верхним пределом учебной нагрузки, установленным Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. № 160 (с изменениями от 23.12.2002, 31.03.2003), является 1440 часов преподавательской работы в год.

Выполнение педагогическими работниками работ, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" пункта 2 постановления Минтруда России, оформляется путем внесения в трудовой договор с работодателем по основной работе соответствующих дополнений о том, что, например, работник принимает на себя обязанности выполнять:

· дополнительную педагогическую работу в другой должности (указывается в какой именно) с объемом работы (указывается количество часов);

· дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей (например, классное руководство, проверку письменных работ и т.п.);

· учебную нагрузку в объеме (указывается ее объем, в т.ч. сверх нормы часов педагогической преподавательской работы, за которую выплачивается ставка заработной платы).

Работодатель обязуется по указанным видам работ производить оплату за эту работу в размере (указывается ее размер), а также определяет возможность выполнения работ в основное рабочее время либо за его пределами.

В соответствии с абзацем 11 пункта 2 постановления Минтруда России работодатель вправе самостоятельно определить виды работ из предусмотренных в подпунктах "б"-"з", которые без ущерба для основной работы могут выполняться в течение основного рабочего времени, а также их объем.

Следует отметить, что, несмотря на содержащуюся в абзаце 11 пункта 2 норму о выполнении работ, предусмотренных в подпунктах "е" и "з", в основное рабочее время, выполнение педагогической работы в этих случаях в основное рабочее время невозможно.

Так, учитель одновременно не может работать в группе продленного дня (ГПД) воспитателем, а воспитатель ГПД не может вести в свое рабочее время преподавательскую работу и т.п.

Наряду с этим не может в основное рабочее время выполняться педагогическая работа, предусмотренная подпунктом "з", поскольку эта работа выполняется сверх установленной нормы часов, за которую выплачивается ставка заработной платы.

В то же время отдельным педагогическим работникам по сложившейся практике работодатель вправе разрешить выполнение другой педагогической работы в свое основное рабочее время (например, старшие вожатые могут вести преподавательскую работу в установленном объеме или частично в основное рабочее время). Решение данного вопроса, на наш взгляд, должно приниматься с учетом выполняемого объема, сменности занятий, других условий ее выполнения. С учетом этих же условий в том же учреждении может выполняться преподавательская работа и другими педагогическими работниками, которым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2002 № 191 установлены не нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, а конкретная продолжительность рабочего времени 30 или 36 часов в неделю (пункт 1 приложения к указанному постановлению Правительства РФ), т.е. старшими воспитателями, педагогами-психологами, социальными педагогами, педагогам и-организатора ми.

В основное рабочее время может быть разрешена преподавательская работа без занятия штатной должности руководителям образовательных учреждений, их заместителям, другим работникам (например, библиотекарям, лаборантам) в том же образовательном учреждении (подпункт "ж"). В то же время выполнение дополнительной работы по классному руководству, проверке письменных работ и другой дополнительной работы, о которой идет речь в этом же подпункте, в основное рабочее время вряд ли возможно.

Оплата труда за педагогическую работу, которая не считается совместительством (в другой должности либо сверх установленной нормы), осуществляется по ставкам заработной платы и на условиях, предусмотренных по выполняемой работе.

Принимая во внимание, что трудовой договор о педагогической работе, предусмотренной подпунктами "е","ж" и "з", не заключается, возникают вопросы, связанные с предоставлением отпуска, расчетом оплаты за отпуск, сокращением объема дополнительной педагогической работы б течение учебного года либо на новый учебный год, по не зависящим от работника причинам, отменой доплат и т.д.

В связи с этим следует иметь в виду, что, по общему правилу, отпуск работникам предоставляется продолжительностью, установленной по основной должности, а расчет оплаты за отпуск осуществляется исходя из начисленной заработной платы за расчетный период и с учетом оплаты за дополнительную педагогическую работу, а также установленных доплат.

В тех случаях, когда продолжительность отпуска по основной работе меньше, чем по выполняемой педагогической работе, то, по нашему мнению, целесообразно применять прежний принцип исчисления отпускных, т.е. раздельно из заработка по основной должности и по педагогической работе, исходя из установленной продолжительности отпуска и начисленной заработной платы по основной и другой педагогической работе.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования, когда отпуск по основной работе (например, директору) предоставляется не одновременно с окончанием учебного года, то расчет отпускных сумм за педагогическую работу по сложившейся практике целесообразно производить по окончании учебного года в связи с тем, что за период работы в каникулярное время его оплата труда производится без учета часов преподавательской работы.

Если в течение учебного года или на новый учебный год сокращается объем дополнительной педагогической (преподавательской) работы по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, то в трудовой договор по основной работе вносятся соответствующие изменения, которые являются изменениями существенных условий трудового договора, о чем работник предупреждается не позднее чем за 2 месяца, как это установлено статьей 73 Кодекса.

При применении пункта 3 постановления Минтруда России следует иметь в виду, что постановление Минтруда России от 25.11.1993 № 173 "Об утверждении разъяснения "Об отпусках работающим по совместительству" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.1993, per. № 4!5) признано утратившим силу не по причине утраты совместителями права на отпуск, а в связи с тем, что вопросы предоставления ежегодных основных оплачиваемых отпусков регулируются непосредственно соответствующими статьями Трудового кодекса РФ.

V. Иные условия

Вопросы работы по совместительству работников, не относящихся к категории педагогических работников, работников культуры, медицинских и фармацевтических работников, по-прежнему регулируются непосредственно статьями Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми:

· работа по совместительству разрешается только в объеме 16 часов в неделю, но с неограниченным количеством работодателей;

· внутреннее совместительство допускается только по иной профессии или должности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в проекте федерального закона № 329663-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятого Государственной думой в первом чтении 20 июня 2003 г., содержатся предложения, предусматривающие:

· снятие ограничений на внутреннее совместительство по профессиям и должностям с аналогичными наименованиями;

· восстановление ранее применявшегося порядка работы по совместительству, предусматривающего работу по совместительству в объеме половины месячной нормы рабочего времени.

 


ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N АФ-947

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 96

От 26 октября 2004 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.32.31 (0.04 с.)