Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация умывания и кормления ребенка на 3-м году жизни

Поиск

 

Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными. Для этого нужны опреде­ленные условия.

Для умывания поставить к умывальнику скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран; полотенце дать короткое, чтобы ребенку легче было им вытираться; повесить его на высоте, доступной для ребен­ка, чтобы он мог снять и повесить его сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода долж­на быть не очень холодная и не затекать ему в рукава.

Для кормления поставить маленькие, по росту ребен­ка, стол и стулья; найти доступное для него место хране­ния предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.

Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся се­мья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значи­тельность ситуации. Покажите ему пример культуры по­ведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо его неудаче, неловком действии, незаметно помогите ма­лышу, похвалите за самостоятельность и аккуратность.

Привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу, принести и посте­лить салфетку, принести тарелку, ложку и т.п. Выполне­ние этих действий создает у ребенка «установку» на прием пищи, положительно влияет на аппетит. Участие малыша в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону - приучает его к труду и самостоятельности.

При кормлении продолжайте придерживаться тех же правил, что и на 2-м году жизни, но обратите внимание на культуру поведения за столом.

К 3-м годам ребенок может:

- есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила культуры еды;

- спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (но и вы не злоупотребляйте длинными паузами!);

- выражать свои просьбы словами («Подай, пожалуй­ста, салфетку», «Налей еще чаю» и т.п.);

- говорить «спасибо» после еды.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Некоторые дети могут есть лож­кой довольно хорошо даже в 1 год. Но начиная с 1 года -1 года 3 месяцев большинство детей активно стремятся де­лать это сами. Предоставьте ребенку такую возможность. Не упустите это время, иначе в 2 года вы ему скажете: «Ты уже большой и должен есть сам», а ребенок начнет ка­призничать и требовать, чтобы его кормили.

Итак, с 1 года - 1 года 3 месяцев побуждайте ребенка есть самостоятельно и не запрещайте, если он стремится к этому сам. Учите его правильным действиям: - держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

- пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать не­большими кусочками;

- слегка наклоняться над тарелкой;

- опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край; -вытирать рот салфеткой в случае необходимости во

время еды и по ее окончании;

- намыливать руки мылом и мыть их круговыми дви­жениями;

- вытирать руки полотенцем.

Садитесь есть вместе с ребенком, но перед этим скажи­те: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть ребенок видит ваши действия, называйте их. Демон­стрируйте ребенку и прием пищи, пусть ваше поведение будет ему примером.

Используйте совместное действие, обучая ребенка держать ложку, брать ею пищу и т.д. Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть малыш почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Мишенька сам ест... пьет из чашки, намыливает ручки» и т.п.

Ребенок этого возраста, особенно до 1 года 6 меся­цев, очень быстро устает, каждое из перечисленных дей­ствий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите сами, домойте руки сами.

Обратите внимание и на такое поведение ребенка: сна­чала он ест с аппетитом, ничто его не отвлекает, но вот он начинает играть ложкой, стучать ею по тарелке, даже пе­реворачивать тарелку, уже не так охотно открывает рот, когда вы подаете ему пищу. Как поступить? Прежде всего, не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потере аппетита. Такое поведение малыша говорит о том, что он уже не так голоден, как вначале. Последуем совету доктора Б.Спока: «Если ребенок перестает обра­щать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, уберите тарелку и спустите ребенка на пол. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы еду не убирали, как будто хочет сказать: «Вы меня не по­няли, я еще не наелся», дайте ему еще одну возможность. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он не будет играть раньше, чем

насытится».

Родителей часто огорчает плохой аппетит ребенка. В чем же дело, почему малыш плохо ест? Если ребенок здоров, то потеря его аппетита - результат ваших ошибок.

Что же надо делать, чтобы аппетит ребенка не вызы­вал у вас огорчений? Прежде всего постарайтесь каждый раз готовить его к приему пищи за несколько минут до кормления: доброжелательно, ласково скажите малышу, что сейчас он будет есть. Если ребенок играет, не преры­вайте его игры, а попробуйте сделать кормление ее про­должением: «Оленька, твоя дочка проголодалась, давай пригласим ее поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки».

Ребенок должен сесть за стол с хорошим настроением, не огорчайте его перед едой.

Сервируйте стол красиво: постелите чистую салфетку, поставьте вазочку с бумажными салфетками, используйте красивую детскую посуду, желательно с рисунком. Все это привлекает внимание детей и повышает их аппетит. Если ребенок отказывается от еды или ест плохо - не пытайтесь накормить его насильно. Помните, что пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы. И в этом случае попро­буйте использовать игровые приемы: «Машенька, давай доедим кашку и посмотрим, не улетела ли птичка» (имеется в виду рисунок на донышке тарелки).

Не забывайте, что кормление вы можете использовать для развития ребенка. Ведь во время его ваш малыш без специальных занятий овладевает необходимыми в жизни познаниями. Он узнает названия блюд, их вкусовые каче­ства (кислое, сладкое, соленое), физические свойства (хо­лодное, горячее, теплое), цвет, форму и т.д., если обгова­риваются действия, называются блюда, их качества. «По­пробуй, Машенька, кисель. Он из клюквы, сладкий, розо­вый», «Посмотри, Сережа, какой помидор круглый, крас­ный, а огурчик зеленый, длинный».

Итак, при правильном воспитании ребенок в 2 года:

- перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, может быть, не всегда умело;

- ест сам ложкой жидкую и густую пищу;

- обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;

-требует устранения непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки и т.п.).

 

ОДЕВАНИЕ-РАЗДЕВАНИЕ

Весь процесс предыдущего взаимодействия с малышом подготавливал его позицию «я сам». Когда ему было всего 7-8 месяцев, он научился находить в ближайшем простран­стве предметы одежды и обуви и пытался натягивать ша­почку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конеч­но, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение.

В 1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев ребенок активно «по­могал» взрослому при одевании и раздевании: подавал руку, чтобы надеть варежку, поднимал голову при наде­вании шапки, платка, подавал маме вещи.

К 2-м годам активность ребенка возрастает: он подни­мает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги - в чулки, колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые пред­меты одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но очень неумело.

К 3-3,5 годам ребенок может сам одеться и раздеться.

Но некоторые родители думают: да зачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и луч­ше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5-6 говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как ваша кроха, застегивая пу­говицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем те­лом? Безусловно, ему нелегко, ведь руки еще так непослуш­ны, а действия так сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому!

Не пропустите благоприятный период, когда ребенок хо­чет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от само­стоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.

Эти, на первый взгляд элементарные, действия самооб­служивания создают большие возможности для развития малыша:

- крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти; -развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и кинестезически, через «мышечное чувство»;

-ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;

-развивается умение устанавливать связь между со­вершаемым действием и получаемым результатом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.012 с.)