Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности.



Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с пред­метами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок снимает колготки: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя выдергивает из чулка сначала одну, потом другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно вывернутся наизнанку. Если оба, то колготки хоть надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок «смотрит» вниз, а другой вверх? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и сам начинает выворачивать ее и надевать на малыша. По­этому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, т. е. оде­жда и обувь должны быть сняты и положены таким обра­зом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное их оде­вание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном или идя на прогулку, а также вешалка для верх­ней одежды на уровне его роста.

Итак, снимаем колготки:

- стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает их ниже колен;

- садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок);

- тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы надеть колготки без проблем, надо определен­ным образом положить их на сиденье стула. Оказывается,

если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя в руках), то левый чулок ока­жется обязательно у левой ноги, а правый у правой. Те­перь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Мы не случайно так подробно расписали, как проходят снятие и надевание колготок. Обратите внимание, сколько разных действий надо совершить, да таких, которые не по­зволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. Да еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Если мы, взрослые, продумаем все действия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой пред­мет одежды. Вот еще несколько советов, как действовать с одеждой и обувью.

 

 

Порядок действий ребенка Способы действий ребенка Место ребенка, рас положение вещей Действия взрослого в помощь ребенку
Платье снять и повесить Потянуть платье за ворот двумя руками вперед-вверх, высвобождая голову. Затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава (не за плечо!) вниз сначала с одной руки, потом с другой Рукава и все платье не должны при этом выворачиваться наизнанку Стоя за спинкой стула, повесить на спинку стула подолом - вниз, за стежкой - вверх (если она сзади) Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка оказались безрезультатными, направляйте движения руки ребенка вперед-вниз при стяги вании платья; вниз - при стягивании рукава. Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь застежкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным с ребенком действием, разглаживайте ее, при­говаривая: «Не со­мнется платьице, пока Оля спит»
Рубашку (мальчи­ку) снять и пове­сить Расстегнуть две верхние пуговицы; дальше - как пла­тье девочки Так же, как платье Такая же помощь, как девочке
Пальто снять Расстегнуть пуго­вицы, начиная с нижней (!); при­спустить пальто с плеч; выдернуть одну руку из рука­ва, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой Стоя у ве­шалки, пальто по­весить на отдельный крючок Расстегните одну-две верхние пуговицы. Приспустите пальто с плеч сами; придержите пальто за спущенный рукав; помогите найти петельку, за которую надо вешать пальто
Обувь снять и поста­вить Ноги в обуви поста­вить вместе; накло­нясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т.п.); но­ги поочередно вы­нуть из обуви и по­ставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног Наклонив­шись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви Помогите расстегнуть обувь, если самостоя­тельные попытки ре­бенка не приводят к результату, покажите движение, каким за­двигается обувь под стул
Платье (рубаш­ку) на­деть «Влезть» в платье (рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и про­совывает голову в ворот платья; затем выпрямляется и по­очередно просовы­вает руки в рукава Стоя за спинкой стула Придержите подол, помогите ребенку сде­лать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава
Обувь надеть Выдвинуть обувь из-под стула одно- временно (!); поста вить между ступнями ног; вставить ноги в обувь; за стегнуть Сидя на стуле Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее; как застегнуть

Не отступайте от принятого порядка и способов дей­ствий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов навер­ху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним чуть-чуть подправляйте дви­жения ребенка. Он должен почувствовать «рисунок» дви­жения, которое приведет к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действие совершается ре­бенком, и лишь после неудавшейся его попытки вы приходите на помощь. Причем, не делая за него, а способствуя само­стоятельному действию.

Проявите терпение! Скоро вы увидите, что ребенок справляется с одеванием и раздеванием все более само­стоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к само­стоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Мож­но прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем, по­тянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту нож­ку в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.

Все это сделает процесс одевания и раздевания прият­ным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отноше­ние к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не поймет вас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ре­бенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.

Итак, ваш малыш к 3-3,5 годам:

- охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него это сделали вы;

- стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

- знает место каждой вещи и аккуратно их складывает определенным способом;

-бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.

Все это - результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели:

- проявили терпение, внимание и доброжелательность;

- отвели специальное время для процессов самооб­служивания и сделали их самоценным событием жизни ребенка;

- для каждой вещи определили постоянное место, спо­соб хранения и действия с ней;

- оказывали помощь только в тех случаях, когда ребе­нок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому;

- хвалили ребенка только тогда, когда он достигал ре­зультата, прилагая усилия с определенным напряжением;

- замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили за самостоятельность;

-выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.169.53 (0.009 с.)