Семеричная логика джайнов, как изменение системы представлений отвечающей эволюции от бинера к ноумену. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семеричная логика джайнов, как изменение системы представлений отвечающей эволюции от бинера к ноумену.



 

Прежде всего, следует задаться вопросом: "Что такое логика? И что такое логика для отдельного человека?" Ответ на этот вопрос, выраженный в двух формах – одинаков. Логика – это инструмент формирования мыслеформ. Один из инструментов. Из определения следует, что логика является ключом к изменению представлений и совершению действий. Поэтому тип используемой логики и степень владения ею может быть как препятствием, так и двигателем изменений в жизни. И хотя это условие недостаточное, но, тем не менее, необходимое. В связи, с чем следует начать с классификации логик.

В современном мире наиболее распространена и доступна связка из трех логик:

 

Последовательно опишем эти три типа логик.

1. Бинарная логика (двоичная, Аристотелева).

Характеризуется абстрактным подходом к конкретным вещам. Аксиомой об однозначности выбора ответа: "Да" или "Нет", "0" или "1". Задача всегда рассматривается, как оппозиция двух альтернатив, между которыми можно сделать выбор. Т.е. всегда можно сказать "горячо" или "холодно". Очевидно, что подобная система противоречит непосредственному опыту с одной стороны и полету мысли с другой. Очевидно, что это система является примитивной и упрощенной и, тем не менее, она процветает и является фактически доминирующей.

В чем же дело?

Дело в том, что эта система идеально подходит для создания системы ОБЪЯСНЕНИЙ. Система объяснений – это инструмент массового отупления, спуска на наиболее примитивный из уровней мышления, переход к тупиковой ветви эволюции систем мышления. Аристотелев способ объяснения – это создание иллюзии понимания, когда информационное поле формируется авторитетом и никем другим. Это означает невозможность трансформации собственной системы представлений. Вместо знания слушатель получает систему ответов общую для всех слушателей. Все инструменты изменения системы представлений скрыты от человека, и он воспринимает мир на уровне беспорядочной системы бинеров. У него нет даже инструмента первичного упорядочения бинеров, группировкой их по подобию и сродству.

Не случайно подобная логика оказалась идеальной для классических вычислительных машин типа Тьюринга, которые породили современные компьютеры. Компьютеры, которые являются полностью подчиненными инструментами! А ведь Аристотелевой логики 2,5 тысячи лет, а вовсе не 50 лет, как самым первым и примитивным компьютерам! Следовательно, ее значение в истории цивилизации – деструкция и торможение развития мышления. Сплочение массового сознания вокруг простейших догм, которые могут быть украшены с любой степенью витиеватости, но не перестанут быть от этого примитивными. Т.е. Аристотелева логика суть способ манипуляции миллионами и миллиардами умов на Земле, и корни ее очень глубоко в нашей культуре и образовании. Пройти этот барьер можно только самостоятельно. А наиболее отчетливо сформулировать этот барьер можно так: "Аристотелева логика – есть ВНЕШНИЙ инструмент формирования мыслеформ, а человеку необходимо развить индивидуальный ВНУТРЕННИЙ инструмент формирования мыслеформ". Однако существуют и другие, в том числе "популярные" логики, так в целом наблюдается некоторое оживление в научной среде связанное с развитием "нечеткой логики", следующей в нашем списке.

 

2. Нечеткая логика (fuzzy logic)

Ограничения, вызванные невозможностью решать целые классы актуальных задач в рамках Аристотелевой логики, и потребность сохранить бинарность записи (необходимую для работы на компьютерах), привели к созданию нечеткой логики. Суть ее заключается в том, что каждое понятие задается вероятностно. Например, термин горячая вода может задаваться так:

Где цифры – это температура, причем здесь важно, что речь идет, допустим, о горячем чае, а не о горячем душе, где были бы другие цифры. Т.е. учитывается приближенность, расплывчатость каждого понятия, зависимость его от разных воспринимающих и от ситуации, от колебания случайных факторов. По вертикали отложена вероятность того, что при такой температуре будет дана оценка "горячая вода". Или другими словами – процент людей, который даст такую оценку.

Нечеткая логика выполняет две весьма важных функции. Во-первых, она признает ситуативность, дает возможность индивидуальной настройки мышления, на уровне базовой аксиоматики связывает объективное и субъективное. Во-вторых, она вводит объективное вероятностное распределение, возможность мыслить не однозначными точечными объектами, а категориями, изменяющимися на интервале. А это уже существенно лучшее приближение к реальности, более того, это способствует навыку развития самостоятельного мышления. Поэтому нечеткая логика является существенным подспорьем в развитии логики. Некоторым недостатком нечетких логик является их ориентация на работу за компьютером, математические модели, что не слишком способствует массовому распространению подобных методов. Значительно чаще встречаются "гуманитарные" подходы, которые так или иначе модифицируют Аристотелеву логику в сторону интуитивного учета контекста произносимого. Весь класс таких логик можно обозначить, как третью вершину нашего треугольника "контекстные логики".

 

3. Контекстные логики

Так как думать на Аристотелевой логике невозможно и не думать совсем тоже невозможно, а Аристотелева логика общепринята, значит, она используется не для мышления, а для общения (передачи информации), причем и для общения используется некая ее модификация. Вот роль такой модификации и играет класс контекстных логик. Естественно, что такое положение дел, ну никак нельзя признать хорошим, так как в результате способ мышления становится прерогативой подсознания и не может быть превращен в осознаваемый инструмент. Поэтому необходимо понять, что именно происходит на уровне контекстных логик, чтобы возникли предпосылки для осознания и развития собственных ментальных инструментов.

Итак, в каком контексте может звучать слово "горячо"? Горячая вода, горячая любовь, горячий парень, горячий снег и т.д. Т.е., как сказал бы филолог, мы имеем первое, второе, третье и т.д. смысловое значение. Выбор этого значения определяется из контекста, т.е. из окружения. На этом этапе мы возвращаемся к понятию бинера, и видим множество бинеров, своего рода разворот суммы всех бинеров из горизонтального пространства в вертикальное. От пар бинеров, порожденных общим ноуменом, к ряду смысловых значений одного обозначения конкретного бинера. Позже мы вернемся к этому вопросу более подробно. Пока же достаточно понять, что мы подменяем ментальные инструменты на интуитивные ощущения, что приводит к тому, что большинство диалогов превращаются в споры и споры эти становятся в лучшем случае терминологическими. В силу темпа жизни "длинны спора" хватает только на то, чтобы договорится о терминах, после чего спор заканчивается, так как спорить не о чем. А ведь именно здесь должен начинаться разговор, только отсюда начинается сколько-нибудь реальная работа.

 

Так мы видим, что треугольник "Бинарная-Нечеткая-Контестная" логики вполне устойчив и самодостаточен, он решает задачи поддержания текущего состояния и препятствует задачам развития. Следовательно, если приложить существенные усилия, то можно прорваться в область других логик?! Именно так, вперед через границу, отделяющую некросферу мысли к живой ноосфере на танке личных усилий, в первую очередь ментальных.

 

Наибольший интерес представляет нижний треугольник.

 

4. Изоморфическая логика

Изоморфизм – это однозначность отображения между двумя множествами, соответственно неизоморфизм – неоднозначность. В нашем случае множества – это пространства представлений спрашивающего и отвечающего или степень соответствия пространства представлений и реальности.

Вопрос об изоморфности представлений имеет колоссальное значение и может решатся различными способами. Такими, как калибровка по реперным точкам, сравнение асимптотик, топологическая конгруэнтность. Однако наиболее важным моментом в практическом использовании изоморфических логик является ясное и четкое осознание степени соответствия пространства представлений реальности, статус того или иного ментального объекта или связей между ними. Статус аксиомы, рабочей гипотезы, вероятностного допущения, следствия из закона аналогии, знания, практики…

Более того, необходимо представлять, как собственные границы представлений, так и границы представлений собеседника, что является весьма нетривиальной задачей.

Изоморфизм представлений позволяет решать следующие задачи:

o донести информацию так, чтобы ответ соответствовал вопросу, и пара вопрос-ответ были вписаны в пространство представлений спрашивающего (наибольшая точность без изменения представлений);

o найти такой ответ, чтобы пара вопрос-ответ описывала пространство представлений спрашивающего и тем самым, давала ему возможность создания ментальных инструментов, выходящих за его область представлений, а, следовательно, изменения его представлений (эволюция пространства представлений);

o собрать бинерный интеграл, спектр бинерных феноменов, порожденных одной ноуменальной идеей, провести предварительную группировку для перехода к суперпозионной логике;

 

5. Суперпозиционная логика.

В жизни возможны ситуации, когда верно, как прямое, так и противоположное ему утверждение. Возможны ситуации, когда один электрон проходит сквозь две щели одновременно (отличное изложение этих и следующих за ними вопросов в НГВ). Когда оба полюса бинера существуют вместе. Именно такие ситуации чаще всего приводят к парадоксам и именно из таких ситуаций, мы можем перейти от плана феноменов к плану ноуменов. Суперпозиционные парадоксы – это врата ноуменального мира идей.

 

6. Если же теперь мы соберем все многообразие рассмотренных логик в единое накрывающее пространство, то получим ментальный инструмент называемый семеричной логикой Джайнов.

Логика Джайнов обладает свойствами различать изоморфизм представлений, описывать суперпозицию, изменять представления, давать вероятностное определение величин, работать с различными смысловыми уровнями термина, учитывать контекст. Все это приводит к необходимости держать связи между объектами и образ за каждым символом.

Так же очевидно, что логика Джайнов – это живая логика, которая требует включения интуиции и наполнения сухой абстрактной формы ясным пониманием. По-сути, логика Джайнов способна дать нам внешнюю замкнутую группу ответов, которые описывают эволюцию системы представлений от проявления бинеров в феноменальном мире до перехода к ноуменальной идее.

Как правило, семь типов ответов представляют в следующем символическом виде:

 

1. Да

2. Нет

3. Да-

4. Нет-

5. И Да, и Нет

6. И Да, и Нет-

7. 0

 

1. "Да" – это обычное "Да-однозначное" или "да-изоморфное". Выбор однозначен и соответствует системе представлений.

2. "Нет" – аналогично. ­

3. "Да-" – "Да-неизоморфное", "для одного да, для другого нет", "скорее да", "Да, но не совсем Да".

4. "Нет-" – аналогично.

5. "И Да, и Нет" – суперпозиция ответов, одновременность сосуществования противоположностей.

6. "И Да, и Нет-" – неизоморфная суперпозиция.

7. "0" – отсутствие пересечений пространств представлений спрашивающего и отвечающего в пространстве вопроса.

 

Рассмотрим эту цепочку на примере ноумена Янь/Инь.

Естественно, что в каждом конкретном случае форма и наполнение ответов могут и будут отличаться. Также может отличаться и траектория движения в последовательности ответов.

На первом уровне бинарной логики все ответы сводятся к "Да" или "Нет", к горячо или холодно. Потом возникает объективное расширение на Да и Нет нечеткие, потом субъективное на Да и Нет неизоморфные. Реально и то, и другое следствие неизоморфизма, но различной природы. Объективный неизоморфизм связан с отображением реальности в представления, а субъективный неизоморфизм с однозначностью отображений представлений. Необходимо отличать эти два типа неизоморфизма, но помнить, что они обозначаются единым символом и в разговоре для собеседника не всегда отличимы.

Следующий важный момент – это существование множества пар бинеров, порожденных одним и тем же ноуменом. Так ноумен Янь/Инь порождает пары: горячо-холодно, твердо-мягко, мужчина-женщина, грубо-нежно, активно-пассивно, и т.д.

Важным этапом является их группировка и одновременность сосуществования различных смысловых порядков в каждой паре, группировка бинерных пар и их одновременное сосуществование.

Следующим этапом является изучение неизоморфных суперпозиций, и это безусловно кульминация процесса создания новых ментальных инструментов и перехода на следующий план восприятия: от феноменов к ноумену.

На плане неизоморфных суперпозиций "горы перестают быть горами, а реки – реками". Мы видим сплошные противоречия и объединяющая идея ускользает, до того момента пока не возникнет ответ "0". Мысль должна пройти точку кризиса – обнаружить границы своих представлений, именно тогда со всей ясностью и остротой возникнет изоморфная суперпозиция, но она будет означать уже переход к новому пространству представлений!

Балансирование на уровне изоморфной суперпозиции, позволит одновременно увидеть все ключевые оппозиции, совместить полюсы бинера в одном пространстве одновременно, а значит перейти к ноуменальной идее.

Следуя дзенской притче "Сначала горы были горами, а реки реками, потом реки перестали быть горами, а реки реками, потом же горы вновь стали горами, а реки реками". Мы видим три стадии процесса. До границы личных усилий, после границы личных усилий и после завершения процесса. Как легко догадаться произошел переход от феномена к ноумену.

Однако, этот текст только один из указателей на карте местности, путь каждый идет сам. И у каждой идеи много ноуменальных уровней, освоив один можно приниматься за следующий.

 

Также можно сказать, что в результате выхода на ноуменальную идею, мы выходим за рамки представлений, переходим с обода колеса сансары на ее ось и устремляемся вдоль этой оси к Духу.

 

Дополнения.

О соотношении семеричной логики Джайнов и четырехзначной логики буддистов.

В буддизме принято подразделять логические ответы на 4 типа:

"Да", "Нет", "И да, и нет", "Ни да, ни нет". Очевидно, что ответ "Ни да, ни нет" – это свернутое состояние оставшихся 4х ответов из логики Джайнов. Каждый из которых может быть огрублен до более простого ответа "Ни Да, ни Нет".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.04 с.)