Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические последствия отрыва детей от семьи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В недалеком прошлом наблюдения за детьми, лишенными родительской заботы, позволили педиатрам, психологам и детским психиатрам прийти к заключению о нарушении психомоторного развития тех, кто оказывался в условиях депривации. Все дети, не достигшие семилетнего возраста, тяжело страдают от лишения родительской заботы, надзора и любви. Особенно тяжело отрыв от семьи переживают дети первых трех лет жизни (Bowlby J., 1952). С точки зрения М. Rutter (1984), кратковременная разлука с родителями не является столь опасной, как это предполагалось ранее. Все же он допускает, что переживания расставания могут быть причиной возникновения нарушений поведения у детей и при определенных условиях способствуют возникновению психических расстройств. При поступлении в ясли, дом ребенка, больницу ребенок раннего возраста должен приспособиться к новому для него месту, чужим людям, непривычному режиму. Наступающая перегрузка адаптационных механизмов существенно влияет на сопротивляемость его организма и самочувствие. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов с окружающими и приспосабливаться к новым. Это особенно справедливо для детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. В течение первых 3 месяцев младенец слабо реагирует на перемену в окружающей обстановке, если ритм и качество кормления, а также способ ухода за ним не меняются, так как он не способен замечать никаких изменений за пределами его непосредственных контактов. В течение же последующих 6 месяцев круг его представлений значительно расширяется. Он уже ищет знакомые предметы и через некоторое время снова узнает их. Перемена обстановки для ребенка этого возраста означает нарушение привычных контактов с окружающими предметами и людьми, а также смену привычных событий, что часто связано с чрезмерным напряжением нервной системы. Именно в этом возрасте (от 6 месяцев до 2 лет) особенно выражены трудности адаптации в развитии и поведении, а также повышенной восприимчивости к болезням. На третьем году жизни ребенок уже лучше приспосабливается к переменам вследствие большей гибкости своей нервной системы, а также и потому, что его организм стал сильнее (Schmidt-Kolmer E., 1964). Фазы и типы адаптации детей G. Robertson, J. Robertson (1971) и J. Bowlby (1971) считают, что существует три фазы адаптации детей раннего возраста к больнице или к детскому учреждению. Первая фаза — фаза «протеста»: в этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, обнаруживает признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит, и плачем провожает. Через несколько дней наступает фаза «отчаяния», в процессе которой ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы руки, раскачивается. В дальнейшем может наступить третья фаза — «отчуждения», во время которой ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают они его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается, он становится непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их. Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению «цепляться» за мать. Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти фазы реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в больнице или яслях. По мнению М. Rutter (1984), наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями. Негативные изменения в процессе адаптации проявляются расстройствами поведения в наиболее критические периоды психофизиологического развития детей (Крылов Д. Н., 1985) на рубеже 1-го и 2-го годов жизни и в трехлетнем возрасте, когда ребенок приходит в организованный коллектив. А. И. Баркан (1979) выделяет три типа адаптации детей, поступающих в ясли: благоприятный, среднеблагоприятный и неблагоприятный. При этом она отмечает, что у всех детей имеют место проявления психоэмоционального стресса. У 2/3 из них появляется страх, а у половины — приступы гнева. По мере угасания ориентировочной реакции, на 3-й день пребывания в новом коллективе, отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, нарушается речевая активность. У плохо адаптирующихся детей возникают висцеральные изменения: тахикардия, тахипноэ, падает масса тела. У них увеличивается показатель переваривающей способности нейтрофилов, указывая на мобилизацию сил организма. Однако при неблагоприятно протекающей адаптации эта стадия не успевает наступить. Оказалось, что при неблагоприятной адаптации число анамнестических факторов риска почти в три раза больше, чем при благоприятном прогнозе. Срывы приспособления к яслям проявляются в среднем на 4-й день в виде различных заболеваний, главным образом, органов дыхания или преневротическими реакциями (Тонкова-Ямпольская Р. В. и др., 1980). Благоприятная адаптация завершается между 11 и 24-м днями после поступления в детское учреждение. Дети в дневных яслях приспосабливаются, в среднем, за 4-6 недель, тогда как в круглосуточных период приспособления увеличивается до 3—4 месяцев. Это различие В. С. Манова-Томова и соавт. (1981) объясняют тем, что ребенок, возвращаясь ежедневно вечерами домой, способен освобождаться от накопившегося задень напряжения. При пребывании дома только один раз в неделю ему это не удается. Другой нелегкий период адаптации может наступить у ребенка при переводе его из детских яслей в детский сад. Трудность этого периода для ребенка определяется необходимостью установления межперсональных отношений с незнакомыми воспитателями и утверждения себя в новом коллективе. Особенности поведения во время приспособления к детскому саду зависят не столько от личностных характеристик ребенка, сколько от формы перехода в детский сад: коллективной (всей группой), групповой (несколько человек из группы) или индивидуальной (переход одного ребенка). Наиболее благоприятная форма — коллективная реадаптация, наименее благоприятная — индивидуальная (Баркан А. И., 1988). Изучение социальной адаптации детей в описанных критических ситуациях привело к нескольким обобщениям: 1) переход ребенка раннего возраста из семьи в новые условия жизни (ясли) сопровождается значительными изменениями в состоянии его здоровья и поведении; 2) тяжесть и продолжительность выявленных изменений прямо зависят от влияния ряда биологических и социальных факторов в анте- и постнатальном онтогенезе; 3) катамнестическое обследование детей выявило связь между тяжестью адаптации при поступлении в ясли и психосоматическими показателями состояния ребенка в дальнейшем; 4) характер течения адаптации в раннем возрасте позволяет прогнозировать поведение ребенка в аналогичных стрессовых ситуациях в более старшем возрасте; 5) трудности, степень нарушений могут быть значительно уменьшены, а длительность адаптации укорочена, если будут созданы условия и найдены способы облегчения приспособления к переходу в другое детское учреждение (Голубева Л. Г., Тонкова-Ямпольская Р. В., 1987). Все перечисленные наблюдения относятся к детям, терявшим связь с семьей. Как явствует из сказанного, к механизмам, ответственным за возникновение описанных расстройств, относят попадание в чужую среду, нарушение отношений между матерью и ребенком, лишение его материнской заботы, недостаток стимулирующих воздействий, отделение от значимого лица, разрыв одной или нескольких привязанностей. Адаптация детей, воспитывающихся в детском учреждении О реакциях детей, воспитывающихся в детских учреждениях и направленных в больницу, известно очень мало. Изучение состояния таких детей, как в момент госпитализации, так и после нее, позволило бы уточнить психологические механизмы, воздействующие на них. Не ясны также особенности реакций на госпитализацию детей раннего возраста с разным уровнем психического развития. С целью восполнения этих пробелов нами (Исаев Д. Н., Попов В. Н., 1991) изучено 94 ребенка (от 2 месяцев до 4 лет) с задержкой психического развития (ЗПР), легкой и средней степенью психического недоразвития. Вследствие временного закрытия дома ребенка, дети были переведены на три месяца в больницу, где их обслуживал другой персонал. Оценка психосоматического состояния детей до и после госпитализации производилась в процессе наблюдений за их поведением. По итогам психиатрического обследования, педагогического изучения, анализа соматического состояния и по методикам оценки нервно-психического развития детей Г. В. Пантюхиной с соавт. (1979), А. Ю. Па-насюка (1984) и Денверскому скрининговому тесту (1967), обследуемые дети были разделены на три группы: до 1 года, от 1 года до 2 лет, от 2 до 4 лет. Проведенное исследование дало следующие результаты. Все дети до 1 года после госпитализации утратили эмоциональную живость. Почти все были плаксивы. У всех отмечалась бледность. Более чем у % детей уменьшилась двигательная активность. Примерно у '/3 появились нарушения сна. Более чем в 3/4 случаев отмечалось резкое снижение аппетита. Прирост массы тела детей уменьшился в 2—3 раза по сравнению с возрастными нормативами. Примерно у 10% появились диспепсические явления. Кормление у половины детей вызывало срыгива-ния и рвоты (приходилось кормить меньшими объемами). У большинства детей наблюдались яктации (раскачивания из стороны в сторону, лежа на спине, или вперед-назад, стоя на четвереньках), сосание пальцев рук. Замедление темпа психомоторного развития выявлено примерно в 20% случаев. Почти все утратили навык еды с ложки и перестали реагировать плачем на мокрые пеленки. Дети от 1 года до 2 лет были разделены на две подгруппы. В 1-ю вошли дети с ЗПР, во 2-ю — с дебильностью. После госпитализации все дети обеих подгрупп менее эмоционально реагировали на окружающее. Однако это было более заметно и часто в первой подгруппе. У всех детей появилась бледность. После госпитализации у части детей отмечались нарушения сна, резко возрос аппетит, однако, съедая положенный объем пищи, '/3 детей ее срыгивала, у них учащался и становился жидким стул. Прибавка массы тела была примерно в 2 раза меньше по сравнению с нормой. Более чем у 2/3 детей появились якта-ция и (или) сосание пальцев. Свыше 2/3 утратили способность ходить, стоять, хватать игрушку и тянуть ее к себе, понимать и выполнять просьбы и поручения взрослых, пользоваться активной речью. Все обследуемые стали неопрятно есть, не просились на горшок. Дети от 2 до 4 лет были разделены на три подгруппы: 1-я — дети с ЗПР, 2-я — дети с дебильностью, 3-я — дети с имбецильностью. У всех после госпитализации ухудшилась эмоциональная реактивность, у детей 1-й подгруппы в небольшой степени. Дети всей группы стали аффективно более неустойчивы и возбудимы. Во время приема пищи они вели себя расторможенно, нередко выхватывали друг у друга пищу, с жадностью ели. Более чем у половины детей всей группы появились яктация и (или) сосание пальцев рук. Примерно у половины нарушился сон. Энурез, отмечавшийся у детей 1-й подгруппы до госпитализации, участился. Вернувшиеся в дом ребенка дети 1-й и 2-й подгруппы обнаруживали только реакцию на новые предметы, простейшее манипулирование игрушками, вместо имевшихся ранее отобразительной и сюжетной игры. Дети третьей подгруппы разбрасывали игрушки, не проявляя к ним при этом никакого интереса. У детей всех подгрупп были утрачены навыки: все стали неопрятно есть, утратили умение пользоваться полотенцем, не просились на горшок. Около 80% детей до 1 года восстановили прежнее эмоциональное состояние и утраченные навыки в течение 20—21 дня после завершения госпитализации. К 30-му дню после возвращения из больницы утраченное восстановилось практически у всех детей этой группы. Среди детей 1-2 лет с ЗПР около 80% прежнее поведение и утраченные навыки восстановили к 14-15-му дню, дети с дебильностью — к 19-20-му дню после их возвращения в дом ребенка. Полностью этот процесс завершился в 1-й подгруппе к 20-21-му дню, во 2-й — к 28-29-му дню. В возрасте 2-4 лет восстановление утраченных навыков и прежнего поведения при ЗПР почти в 80% случаев отмечалось на 4-5-й день после их возвращения в дом ребенка, и у всех детей — на 7-8-й день. При дебильности этот процесс у 80% детей завершился к 8- 10-му дню, а у всех детей подгруппы — к 18-20-му дню. Третья подгруппа отличалась тем, что возобновление утраченного в 80% случаев наблюдалось к 15—17-му дню, а у всех детей подгруппы — к 21—22-му дню после завершения госпитализации. Эти данные указывают на то, что сенсорная и психическая депри-вации, возникающие при госпитализации, отрицательно влияют на всех детей, воспитывающихся в психоневрологическом доме ребенка, даже при отсутствии у них соматических болезней. Пребывание в больнице более заметно сказывается на психике интеллектуально сохранных детей и в меньшей степени на больных с психическим недоразвитием. В первую очередь происходит утрата навыков речи и игры. Затем нарушается координация моторики. Восстановление утраченного завершается через месяц после возвращения из больницы. Быстрее этот процесс протекает у детей с сохранным интеллектом и в более старшем возрасте. В связи с тем, что наблюдавшиеся дети попадали в больницу не из семьи, нельзя сделать заключения о том, что обнаруженные у них изменения находятся в связи с нарушением их отношений с матерью или потерей ее любви и заботы. Невозможно объяснить их состояние и отделением от одной, значимой для них личности, оказывающей им заботливое внимание. Можно предположить, что основным механизмом соматопсихических расстройств, возникающих у детей, воспитывающихся в психоневрологическом доме ребенка, является отрыв от всех заботящихся и ухаживающих за ними людей, от обычной для них обстановки и порядка жизни, т. е. нарушение поведения, связывающего их с привычной ситуацией. Определенную роль играет также попадание детей в незнакомую среду, пугающую их своей чуждостью, непривычностью и незнакомым медицинским персоналом. Адаптация к больнице Поступление ребенка в больницу — такой же отрыв от семьи, как поступление в детское учреждение, однако имеется и существенное отличие. Ребенок не только отрывается от привычной обстановки и близких людей, он становится объектом болезненных манипуляций и процедур, его ограничивают в движениях и общении. Самое же главное отличие в том, что в стационар поступает соматически больной, имеющий меньше резервов для приспособления, чем здоровый ребенок. Осложняет поступление в больницу и позиция родителей, которые не только неохотно, но и вынужденно госпитализируют ребенка. Отрицательные эмоции родителей в связи с болезнью и предшествующим отрывом ребенка от семьи индуцируют его, усиливая его боязливость. Несмотря на эти общие условия, разные дети на госпитализацию реагируют различно. По мнению Е. J. Barowsky (1978), реакция ребенка на поступление в больницу зависит от возраста, семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в стационар, природы заболевания, подготовки перед поступлением в стационар, посещений родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревоги у ребенка, реакций родителей, постоперативного лечения, восприятия ребенком госпитализации. Н. И. Бурмистрова (1964), в зависимости от реакции на госпитализацию, выделяет три группы больных. К 1-й отнесены дети с негативной реакцией на госпитализацию, которая выражается возбуждением, плачем, нарушением сна, отказом от игрушек. 2-я группа — вялые, заторможенные дети, спокойно реагирующие на поступление в больницу. 3-я включает в себя уравновешенных детей, спокойно реагирующих на госпитализацию. Негативная реакция ребенка на стациониро-вание в отличие от спокойной и положительной может стать причиной ухудшения его соматического состояния. Таким образом, проблема госпитализации не сводится лишь к вопросу о временной сепарации ребенка, она включает также и проблему влияния болезни и лечебных мероприятий на ребенка. При госпитализации ребенок попадает в новую для него обстановку, подвергается новым запретам, ограничивающим его поведение (Wolfer J. A., Visin-tainer М. А., 1979). По образному описанию Е. Gellert (1978), «для ребенка больница — как чужая страна, к обычаям, языку и законам которой он должен привыкнуть». Если для пациента раннего возраста основным источником чувства страха, тревоги и даже депрессии являются физические факторы, то у старших детей (после 7 лет) на первый план выступают социальные проблемы — отрыв от друзей, невозможность продолжения школьных занятий и т. д. (Hall D., 1987). Типы и стадия адаптации к больнице. Уже в первых работах, посвященных реакциям на госпитализацию, указывается на их неоднородность. Эти данные были подтверждены и дополнены в более поздних исследованиях. Выделяют три группы детей: 1-я — хорошо адаптирующиеся к стационару, 2-я — плохо адаптирующиеся и 3-я — промежуточный тип адаптации (Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Клио-рин А. И., Иванов В. А., 1986). Хорошая адаптация к стационару устанавливается в течение 1—4 дней, промежуточный тип — в течение 9—10 дней, а плохая адаптация не завершается и к моменту выписки. При изучении адаптации детей к стационару было описано несколько ее этапов: 1-я стадия «протеста», «первичного отчаяния» или выраженной первичной дезадаптации; 2-я — неустойчивой адаптации; 3-я — стабильной адаптации (Лангмейер И., Матейчик 3., 1984). Стадия «протеста» характеризуется выраженными проявлениями стресса, от интенсивности которого зависит ее продолжительность. Обычно она составляет от нескольких часов до нескольких дней или недель. Эта стадия не является специфичной для реакции ребенка на госпитализацию, скорее это реакция на любое изменение привычной обстановки. Она также выявляется при адаптации детей в детских дошкольных учреждениях и школе. Проявления и динамика первичной стадии «протеста» позволяют прогнозировать течение процесса адаптации (Солнцев А. А., 1983). При поступлении детей в стационар 1-я стадия имеет более затяжное течение, чем в яслях и детсадах. По данным А. А. Солнцева (1983), изучавшего процесс адаптации детей к дошкольным учреждениям, во всех случаях неблагоприятная адаптация отмечалась у детей с нарушениями в состоянии здоровья, с отягощенным биологическим и социальным анамнезом. В стационар же попадают дети больные, уже находящиеся в состоянии измененной адаптации. При госпитализации адаптационный процесс проходит в заведомо неблагоприятных условиях, чем и объясняется более затяжное течение 1-й стадии адаптации. Стадия неустойчивой адаптации характеризуется значительным снижением степени психоэмоционального напряжения, которая поддерживается лишь сильным желанием ребенка вернуться домой. Эта стадия длится несколько дней и более и может продолжаться в течение всего срока пребывания ребенка в стационаре. У благоприятно адаптирующихся детей 2-я стадия переходит в 3-ю — стабильной адаптации. В работах L. Hausam и Н. Spiess (цит. по Лангмейер И., Матейчик 3., 1984) показана зависимость от возраста скорости приспособления ребенка к больничной среде. Наиболее ранимыми являются первые два года, когда средняя длительность адаптации составляет 9— 10 дней. На 3—4-м году этот показатель уменьшается до 4—5 дней и продолжает постепенно снижаться, достигая 1-2 дней к 15 годам. Однако эти материалы не согласуются с данными последующих исследований, согласно которым у 40—50% детей 10—15 лет полная адаптация не наступает до конца госпитализации (Lavigne J. V., Bums W. J., 1981). Это противоречие обусловлено, по-видимому, тем, что в работе L. Hausam, Н. Spiess учитывалось лишь время «реакции протеста», окончание которой еще не означает полной адаптации. Кроме того, в более поздних работах, кроме клинического наблюдения, применялись и психологические методы, позволяющие диагностировать более тонкие проявления эмоциональных нарушений, особенно у детей старшего возраста, способных отчасти подавлять внешнее выражение своих эмоций. Имеющиеся сведения о половых различиях адаптации к дошкольным учреждениям и школе, свидетельствующие о более благоприятной адаптации удевочек (Солнцев А. А., 1987), позволяют предположить, что и приспособление к стационару может зависеть от пола ребенка. Последствия отрыва от семьи. Хронические соматические заболевания могут приводить к астенизации больного, невротизации и даже — при длительных тяжелых заболеваниях, при наличии соответствующей предрасположенности — могут развиться акцентуации характера и психопатии (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976). Таким образом, уже само наличие соматического заболевания создает неблагоприятные условия для процесса адаптации. Эти выводы согласуются с данными о наличии зависимости между нарушением адаптации и степенью расстройства функций организма и систем (Heller et al., 1985). По данным ряда авторов, наиболее тяжело адаптируются дети с бронхиальной астмой, при которой преобладают патологические реакции на болезнь (Мано-ва-ТомоваВ. С. и др., 1981) Для понимания реакций на стационарное лечение у детей большое значение имеет изучение эволюции представлений ребенка о болезни, лечении и госпитализации. Е. С. Perrin, J. M. Perrin (1983) показали различие между оценкой врачом уровня понимания ребенка и истинными когнитивными возможностями пациента. В настоящее время появилось большое количество работ, направленных на изучение понимания детьми болезни, боли, лечения и госпитализации. Как хорошо, так и плохо адаптирующиеся дети с нежеланием поступают в стационар. Лишь незначительная часть пациентов старшего возраста (13—15 лет) осознает необходимость госпитализации. В большинстве случаев дети воспринимают госпитализацию как наказание. Было показано, что понимание ребенком болезни развивается в соответствии с его интеллектуальной зрелостью, что необходимо учитывать при объяснении больному существа его заболевания и лечения (Eiser D., 1985). В норме у детей до 7 лет причина болезни связывается со сверхъестественными силами; между 7 и 10 годами дети начинают осознавать, что болезнь находится внутри организма (т. е. происходит интернализация представлений), а начиная с 11 лет, дети имеют более точные представления о множественных причинах заболеваний и о различной предрасположенности людей к ним. В возрасте 4—16 лет Уз детей рассматривают болезнь как наказание за плохое поведение или результат их пренебрежения какими-то правилами. Дети с трудом воспринимают различия между болью, причиненной болезнью, и болью, связанной с лечебными мероприятиями, которые также часто воспринимаются как наказание за их проступки. Варианты отношения ребенка к госпитализации. Наша сотрудница С. Р. Болдырева (неопубликованные данные) обследовала детей (9— 13 лет) с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Психологические методики «Типы отношения к болезни» Айзенка, шкалы Спилберга—Ханина, исследования самооценки Дембо—Рубинштейн, применявшиеся в работе, позволили прийти к следующим выводам. Эргопатический и сенситивный тип отношения к болезни отмечается примерно в 25% случаев каждый, гармонический тип — у 16% больных, тревожный — почти у 10%. У остальных пациентов наблюдались другие варианты отношения к болезни. По имеющимся данным, можно сделать вывод о преобладании у детей гипнозогнозического и анозогнозического типов отношения к болезни в 42% случаев, однако у 25% детей отмечается гипернозогнозический тип реакции (Скумин В. А., 1984), что необходимо учитывать при проведении психокоррек-ционных мероприятий, в том числе и в больнице. Негативные переживания родителей из-за возможной госпитализации ребенка часто индуцируют подобные же чувства и у детей, что сказывается на их отношении к стационированию (Fergusson D. M. et al., 1985). Взгляды родителей на поступление их ребенка в больницу коррелируют с подверженностью детей отрицательному влиянию стационарного лечения (Wolfer J. A., Visintainer M. А., 1979). В ответ на болезнь и поступление в больницу у него возникают выраженные негативные эмоциональные реакции, вплоть до депрессивных состояний (Bywater Е. М., 1981). При неожиданном помещении ребенка в стационар родители испытывают чувства тревоги, отчаяния, вины (Reiss D., 1980). Все это заставляет врачей обращать внимание на реакции родителей в связи с болезнью ребенка и требует мер по предупреждению возникновения у них эмоциональных расстройств. Для приспособления к стационару большое значение имеет структура семейных отношений. Дети из неполных семей составляют группу риска по неблагоприятному течению адаптации в больнице (Mela-med В. G., 1988). Пациенты из семей, где есть хронические больные, также хуже адаптируются к стационару (Клиорин А. И., Иванов В. А., 1986). Близко к этой проблеме стоит вопрос о зависимости эффективности адаптации от культурных различий. При сравнении адаптации к стационару детей, проживающих в сельской местности и в городе, более благоприятный ход приспособления отмечался у городских, посещавших детские учреждения (Strikland M. Р., 1987). Переживания госпитализированного ребенка, связанные с невозможностью продолжения занятий в школе, по-видимому, обусловлены отрывом от сверстников, опасностью социальной изоляции и нарушением привычного стереотипа жизни (Vidailhet С. et al., 1986). Эти данные согласуются с результатами исследований социологов, не выявивших существенного значения перспектив будущей трудовой деятельности для хронически больных детей, тогда как одной из самых важных проблем для взрослых больных является вопрос о сохранении трудоспособности (Holroyd J., 1988). Уровень адаптации в большой степени зависит также от личностных особенностей человека. Вероятно, этими факторами обусловлено различное использование предшествующего опыта госпитализации: у хорошо адаптирующихся детей при повторной госпитализации приспособление к больничной обстановке протекает быстрее, однако этого не наблюдается у плохо адаптирующихся детей. Картина и динамика адаптационного процесса в стационаре, безусловно, подвержена влиянию и многих других факторов (длительность госпитализации, отношения с врачом и средним персоналом, сложившиеся отношения в группе детей и многое другое). По возвращении домой у ребенка также часто возникает постгоспитализацион-ная дезадаптация в форме психологических трудностей и связанных с ними нарушений поведения (Hall D., 1987). Успехи современной терапии привели к более длительному выживанию детей с тяжелой соматической патологией, что ставит новые проблемы. Дети, попадая в окружение здоровых сверстников, подвергаются социальной изоляции, у них возникают патологические реакции на болезнь (Barta L. et al., 1983). В семье, где имеется хронически больной ребенок, могут нарушаться семейные отношения (Otero Сог-dero М. Е. et al., 1985). Хронически больные дети нуждаются в получении психологической помощи и после выписки из стационара. Иногда из-за выраженной социальной изоляции больного единственным выходом может явиться помещение в специализированные лагеря санаторного типа (Corboz R. et al., 1980). Рядом авторов были предприняты попытки разработки методов, позволяющих определить уровень эмоционального напряжения ребенка при адаптации к стационару (Солнцев А. А. и др., 1982; Баркан А. И., 1988; Williams P. D., 1988). Эти методы, однако, позволяют судить лишь о выраженности и динамике психоэмоционального напряжения, но не дают возможность определить конкретный тип реакции на болезнь и детальные характеристики причины дезадаптации у данного ребенка, что позволило бы индивидуализировать психокоррекционные мероприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.012 с.) |