Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстройства ощущений и восприятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Расстройства сферы чувственного познания - ощущений и восприятий - наиболее наглядные из всех возможных нарушений психической деятельности. Вместе с тем их самостоятельное, вне связи с другими симптомами и синдромами, значение не так уж велико. Что касается расстройств сферы ощущений, то больные редко жалуются на них изолированно. Особенно редки жалобы на гипестезию, которая встречается при оглушении, депрессии, апатии, деперсонализации, дереализации. Пожалуй, только в последнем случав пациенты могут целенаправленно рассказывать о том, что окружающее потеряло яркость, выразительность, о том, что оно "не доходит". При этом больные нередко жалуются на падение зрения и безуспешно посещают окулистов. Насторожить в психиатрическом плане должно своеобразие переживаний больных, частые жалобы на боли, давление за глазами /сенестопатии/, которые нередко расцениваются как появления органической неврологической патологии /"арахноидиты"/. | Гиперестезия обычно входит как один из компонентов в раздражительность", о которой говорят сам больной или его близкие. Причём здесь речь идёт, как правило, об обострении чувствительности к физическим, физиогенным раздражителям. Эти состояния часто встречаются при соматических астениях, в продроме или при выздоровлении после тяжёлого соматического заболевания. Они могут быть начальными проявлениями.некоторых психотических состояний, в том числе - развивающегося помрачения сознания. Состояния выраженного переутомления, психическое перенапряжение также могут обусловить снижение порога как к физическим, так и к психическим раздражителям. Так, при гиперестезии больной, выздоравливающий после тяжёлого соматического заболевания, поражавший всех сдержанностью и деликатностью, начинает капризно-раздражительно жаловаться, что свет в палате слишком ярок, звуки резки до боли, бульон обжигающе горяч. Инъекционная игла "раздирает кожу", одеяло и матрац - "бетонные", "чугунные". Образно говоря, больной превращается в принцессу на горошине. При соматических заболеваниях гиперестезия нередко сочетается с эмоциональной лабильностью - легко возникающая вспышка раздражения, минутного гнева сменяется тут же наступающей слезливостью и астенией. После такой вспышки, вызванной каким-то слишком резким для больного раздражителем, он лежит без сил, со слезами на глазах. Анестезии и аналгезии. кроме органических неврологических причин, например, потери поверхностной болевой чувствительности при прогрессивном параличе, могут встречаться в острых психотических состояниях, при депрессиях, чем объясняется особая жестокость членовредительств и суицидальных попыток в ряде случаев. Многообразие расстройств чувствительности - анестезия, гипер-гипостезия характерны для исторических личностей, причём, как известно, в этих случаях не соблюдаются области иннервации. Качественные расстройства ощущений. Парестезии - ощущение онемения, ползания мурашек и т.п. в отдельных, определённых местах тела. Они знакомы каждому по собственному опыту (заметим, что "понятность" переживаний больных - важный диагностический критерий. Но это инструмент" очень тонкий, им нужно правильно пользоваться, что возможно только при хорошем знании клинической психопатологии, ни в коей мере не сводимой к обыденной, обывательской "самоочевидности"). Парестезии обычно встречаются в неврологической клинике, при периферических нарушениях иннервации и васкуляризации соответствующих областей. Они также могут входить в структуру эпилептической ауры, указывая на локализацию эпилептического очага. Сенестопатии - качественные расстройства сферы ощущений, поэтому будучи расстройствами продуктивными они более серьёзно свидетельствуют о психической патологии. Часто именно сенестопатии приводят больного к врачу, но обычно не к психиатру, а к интернисту. Критерии диагностики сенестопатии. 1. Отсутствие качественной определённости, "понятности", "естественности" ощущений, нередко очень своеобразный, даже вычурный их оттенок и нечёткая локализация. Больной говорит, что где-то между лопаток как бы пробегает ток. Необычные, мучительные, ни на что не похожие ощущения "бродят" по животу и больная чётко противопоставляет их болям при аппендиците и холецистите, с которыми она знакома. Больная объясняет: "Болит голова - пониже коры, где-то в подкорке". Степень вычурности нарастает по мере развёртывания синдрома. 2. Удивительная стойкость, монотонность болей -они ни от чего не зависят и продолжаются без перерыва месяцами и годами. Больная рассказывает: "Восемь лет назад осенью я простудилась, убираясь на даче. С тех пор непрерывно чувствую особое жжение в лопатке". 3. Своеобразное, часто прямо-таки паралогичное объяснение этих ощущений. "Пять лет назад, будучи простуженной, я приняла таблетку тетрациклина и одновременно по назначению гинеколога поставила вагинальную свечу. Они встретились в желудке, произошла реакция и с тех пор я непрерывно испытываю мучительные ощущения в области желудка". Паралогичность толкований и их явная нелепость, вычурность самих ощущений обычно свидетельствуют о бредовом характере сенестопатии. Однако нередко встречаются сенестопатии, не сопровождающиеся никакими интерпретациями, а лишь констатируемые больными. 4. Генерализация сенестопатии, не соответствующая анатомо-топографическим закономерностям. "Болит маковка и отдаёт в колени и стопы". Ещё раз важно отметить, что в диагностике сенестопатии главное -качественное своеобразие ощущении, а не отсутствие соматической патологии, установленное при клиническом и инструментальноы обследовании. Сенестопатии возможны при ипохондрических состояниях различной природы, в структуре депрессивного синдрома (поэтому больного следует прицельно расспросить о настроении), при интоксикациях, токсикоманиях, соматогенно обусловленных нервно-психических расстройствах. Развёрнутые сенестопатии часто встречаются при шизофрении, но могут иметь место и при органических заболеваниях, у личностей с ипохондричностью, тревожной мнительностью в характере, при определённой ограниченности интеллекта. Но здесь нужно принимать во внимание и культурно-личностный уровень пациента. В.В.Вересаев в "Записках врача" упоминает о "бабе, у которой корешки подпирало". Так и через десятилетия после этого визита писатель не мог окончательно решить, ' э же это были за расстройства. Психосенсорные расстройства /метаморфопсии/ заключаются в искажении пространственных и пропорциональных соотношений между предметами или их частями. "Всё видится удалённым, как в перевёрнутый бинокль", - рассказывает больной. Или же пациенту кажется, что цветущая ветка яблони, растущей в дальнем углу двора, протягивается к нему в комнату, как в старом стереофильме "Майская ночь" по Гоголю. При достаточно длительном стационарном существовании таких расстройств, больные обнаруживают к ним критику (понимают неестественность, болезненность этого переживания). При остром их возникновении речь обычно идёт о пароксизмах нарушения сознания (эпилептические пароксизмы, "особые состояния" по М.О.Гуревичу). Критика в этих случаях отсутствует, больные испытывают страх, ужас. Психосенсорные расстройства предпочтительны для органической патологии, некоторых интоксикаций. Такую же природу имеют расстройства схемы тела - ощущение деформации, диспропорциональности всего тела /тотальные нарушения схемы тела/ или отдельных его частей /парциальные расстройства/. Тело кажется больному увеличенным до гигантских размеров или микроскопически крохотным, вытянутым или расплющенным. Голова занимает весь объём комнаты, а руки дотягивается до противоположной стены многолюдной аудитории. Отношение больных к этим ощущениям определяется теми же обстоятельствами, что и при психосенсорных расстройствах. Некоторые формы иллюзий и галлюцинаций встречаются вне рамок психической патологии. Таковы иллюзии от расстройства внимания. При утомлении, работая с книгой, мы принимаем одно слово за другое. Слишком сосредоточенное внимание также может привести к обманам восприятия. Профессор-психиатр, проходя мимо книжного магазина, видит в витрине новинку под названием «Душевные установки» (пример Е.А.Попова). При знакомстве с книгой на прилавке установки оказались душевыми. Известны также физические, физиологические иллюзии. Аффективные иллюзии возникают по принципу "у страха глаза велики" /С.И.Консторум/. Для их семиологической оценки важна природа аффекта. Особое настроение/ тревога, страх также могут повлечь за собой обманы восприятия. Если страх и тревога обусловлены ситуацией, напр., часовой на посту ожидает нападения на свой объект, то "естественно" ожидать, что в шорохе ветвей он услышит скрип шагов неприятеля, а в движении листвы увидит фигуры нападающих. И совсем другое дело, когда аффективные расстройства /те же страх, тревога, депрессия/ возникают в структуре острого приступа психоза. Тогда слышимые больным угрозы и видимые им орудия нападения должны расцениваться как серьёзная психопатологическая продукция. Так больной с эпилептическими пароксизмальными расстройствами сознания и аффекта рассказывает: "У меня в комнате есть угол ужасов". (Там стоят телевизор, канделябр, ваза. При развитии эпилептического приступа всё это кажется орудиями пыток, гробом, гильотиной). Особый, частный вид иллюзий - парейдолии - фантастические зрительные иллюзии, возникающие обычно также при острых психотических состояниях и заключающиеся в восприятии больным искажённых, необычных зрительных образов в рисунке обоев, ковра, в морозных узорах на стекле, словом, в структуре какого-либо реального объекта. "...Мартын... во всяком узоре, во всяком соотношении между любыми предметами в комнате, тенями, пятнами видел человеческий профиль, - тут были кувшинные рыла, и бурбонские носы, и толстогубые негры, - неизвестно, почему лихорадка всегда так усердно занимается рисованием довольно плоских карикатур" /В.В.Набоков, "Подвиг"/. Наша больная читала обращенные к ней слова на срезе свежеиспечённого хлеба. Другой больной, всматриваясь в узоры ковра, видел в его завитках головки котят. По мере утяжеления острого психоза котята отделялись от ковра, выпрыгивали, превращаясь тем самым в истинные галлюцинаторные образы. Если вышеописанные расстройства представляли собой количественно или качественно изменённое восприятие реального раздражителя, объекта /за исключением сенестопатии/, то галлюцинации - "мнимовосприятия" - одна из разновидностей собственно продуктивной симптоматики. Особое место занимают галлюцинаторные переживания, связанные с заболеванием какого-либо анализатора / галлюцинации типа Шарля Боннэ /. В глазу, поражённом катарактой, в ухе, затронутом отосклерозом, соответственно видятся и слышатся какие-то образы. Сюда же примыкают галлюцинации в гемианоптическом поле зрения /зрительные образы, "видимые" в участке, поражённом при нарушении мозгового кровообращения педункулярный галлюциноз - изменённые в размерах (психосенсорные расстройства) множественные, ритмично двигающиеся галлюцинаторные образы. (Вообще надо сказать, что множественность - полиопии, деформация - макро - микропсии, определённая структура образов - напр, зоопсии, ритмичность их движений встречаются при экзогенных и экзогенно-органических воздействиях, классический пример - некоторые разновидности делирия). Бели поражение имеет локальный характер, то, как правило, при длительном существовании расстройства больные относятся к галлюцинации спокойно, с критикой, понимая их "неестественность" и не обнаруживая признаков собственно психических заболеваний. Но и при психической патологии "локализация" галлюцинаций по органам чувств имеет некоторое диагностическое значение. Так наплыв истинных зрительных галлюцинаций, нередко как бы вырастающих из иллюзий, парейдолий, гипнагогических и функциональных галлюцинаций свидетельствует о развитии помрачения сознания. Зрительные галлюцинации при ясном сознании встречаются при психогенных, особенно истерически окрашенных расстройствах умерший родственник "приходит" в комнату и даже "разговаривает", при особых галлюцинозах старости. Изолированные жалобы на зрительные галлюцинаторные переживания иногда позволяют заподозрить симулятивное поведение. Тактильные галлюцинации характерны для некоторых видов наркоманий. При особых формах психозов позднего возраста больные могут "ощущать" под кожей каких-то насекомых, паразитов. Больные с экзогенными интоксикациями нередко "тянут" нитки, проволоку изо рта. Висцеральные галлюцинации часто сочетаются с бредом, сенестопатиями, встречаются при различных заболеваниях. Вкусовые галлюцинации также обычно сочетаются с бредом /напр., отравления/. Особые формы галлюцинаций - гипнагогические, гипнопомпические -зрительные галлюцинации, возникающие при закрытых глазах при состояниях засыпания или пробуждения, могут встречаться при состояниях переутомления, в инициальных стадиях острых психозов (при делирии, онейроиде). Функциональные галлюцинации - возникают в сфере слухового восприятия, заключаются в сосуществовании реального слухового раздражителя /тиканье часов, шум поезда/ и галлюцинаторного /обычно "голоса"/ - двойственное восприятие, по выражению больного. Рефлекторные галлюцинации - галлюцинации, при которых галлюцинаторный и реальный раздражитель относится к разным анализаторам /классический пример - больная, поворачивает ключ в замке и чувствует, как одновременно у неё в груди поворачивается и открывается дверца/. Эти расстройства выявляются редко. Параноические галлюцинации воображения - зрительные, слуховые отражают, "подтверждают", подкрепляют какие-либо психотравмирующие, сверхценные переживания. Напр., при бреде ревности в телефонной трубке больной слышит смех, оскорбления, угрозы, якобы произносимые соперником. Или же больная, также с бредом ревности, систематически "замечает" драгоценности, оставленные любовницей мужа на туалетном столике в её /нашей больной/ спальне. Сама понимает нелепость и опасность такого промаха, допущенного соперницей, но продолжает настаивать на своём. Считается, что в подобных случаях первичной является бредовая идея, а подтверждение, выражение она может найти в чём угодно – в интерпретации реальных фактов /это и есть собственно бред/, в иллюзиях, галлюцинациях. Большое самостоятельное значение имеют слуховые галлюцинации, нередко на протяжении длительного времени определяя всю клиническую картину заболевания. Подробности описания больным своего состояния /голоса мужские, женские, громкие, тихие, беседуют между собой или обращаются к больному и т.п./ отражают развёрнутость галлюциноза и в ряде случаев имеют диагностическое значение. Для практического врача особое значение имеют императивные галлюцинации и галлюцинации осуждающего содержания - поддавшись им, больные могут совершить акты агрессии или аутоагрессии. В этих случаях необходима экстренная медицинская помощь - медикаментозная и /или/ организационная - госпитализация. Для оценки степени опасности и тяжести галлюцинаторных расстройств важнейшее значение имеет выявление критического отношения больного к этим переживаниям. Начинающие врачи нередко принимают за критику к галлюцинациям констатацию больными самого факта галлюцинирования: "Слышу", "Вижу", "Чувствую". На самом же деле критическое отношение заключается в понимании пациентом болезненного характера этих переживаний. При отсутствии критики к галлюцинаторным расстройствам часто бывает можно обнаружить объективные признаки галлюцинаций - поведение больного соответствующее испытываемым переживаниям - больной всматривается, прислушивается, тянет нитки изо рта, бежит в соседнюю квартиру, чтобы установить источник голосов и т.п. Больной с критикой к галлюцинациям должен сказать: "Вижу, слышу, но этого на самом деле нет, это от болезни. Почти также - "Этого на самом деле нет" - иногда отвечают больные с псевдогаллюцинациями, но этим они подчёркивают субъективный характер псевдогаллюцинаторных переживаний, "адресованность" только им, экстракампинный характер галлюцинаций - слышится, видится в голове "внутренним взором", "внутренним ухом". "Показами" называла одна больная такие переживания. Здесь больные никогда не скажут, что эти мнимовосприятия - "от болезни", для них - это реальный факт психической жизни. Даже когда больная заявляет, что пришла лечиться от "внутренних", "механических", "природных" голосов, и как будто бы считает себя психически больной, на вопрос: "Куда же денутся голоса, когда Вы поправитесь?", - она тут же отвечает: "Останутся в других больных". Экстракампинный характер псевдогаллюцинаций - их локализация, их восприятие в местах, недоступных для данного анализатора /так некоторые авторы оценивают, напр. голоса, слышимые больными из дома на противоположной стороне улицы/ - важное, характерное, но не обязательное качество псевдогаллюцинаций. Главным является чувство сделанности. Это особое свойство болезненных переживаний, никогда не встречающееся в норме, непонятное душевно здоровому человеку. Оно всегда свидетельствует о тяжёлой психической болезни, требует направления больного к психиатру. По существу это не столько галлюцинации - расстрой с тва восприятия,- сколько бред воздействия, переживаемый больным как своеобразные, "сделанные видения", "голоса" и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.015 с.) |