Психолого-педагогической характеристики 10-А класса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической характеристики 10-А класса



Психолого-педагогической характеристики 10-А класса

 

І. Общие сведения о классе

Всего в 10-А классе обучается 32 ученика, из которых двадцать девочек и двенадцать мальчиков в возрасте 15-16 лет. Данный класс был полностью сформирован после окончания пятого класса.

ІІ. Организационное единство класса

Класс не делим и является единым целым.

На время проведения педагогической практики конфликтных ситуаций не наблюдалось. Лидеры класса находятся в дружеских отношениях и повода для разногласий у них не было .

Класс является сплоченным, любые действия обсуждаются всем коллективом путем голосования, последнее слово остается за лидерами класса.

Формальным лидером (старостой) является Бакумова Юлия. Неформальным лидером, способным влиять на класс является Захарова Диана.

Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Я не провоцировала никаких проблемных ситуаций, но в плане с помощи с домашним заданием друг другу или подсказкой никаких проблем не видела, никто никогда никому не отказывал.

Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. К новичкам дети относятся спокойно, быстро помогаю им сориентироваться в пространстве класса и школы в целом.

ІІІ. Ценностно-направленное единство класса

Дети имеют уже сформированную гражданскую позицыю, имеют понятие о морали и нравственно самоосознаны.

Каждый ребенок имеет глубокий внутренний мир и знаком с понятием – гуманизм.

В классе не приветствуется ложь и предательство, эти понятия детям чужды.

IV. Интеллектуальное единство класса

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 80% учащихся сформирована учебная мотивация. Проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Дети всегда учитывают мнение своих однокласников и суважением относятся друг к другу.

Быстро находят общий язык в решении всяческих проблем.

Общественное мнение в классе не является основным стимулом к решению каких либо задач, так как учитывается мнение каждого,но к консенсусу дети приходят довольно быстро.

Абсолютно спокойно воспринимается любая критика и замечания в сторону класса или отдельных индивидуумов, проблемы быстро находят решения и корректируются в дальнейшем, так как дети понимают что такое самосовершенствование .

V. Эмоциональное единство класса

Настроение в классе позитивное, дети с удовольствием ходят в школу для получения новых знаний и легко идут на контакт.

Ученики относятся с пониманием к поражениям или каким то не удачам, расценивая их как опыт.

Эмоциональный климат в классе вполне позитивный, нет абсолютно никакой апатии. Ученикам подвласны их действия и эмоции, они себя полностью контролируют и адекватно ориентируются в пространстве.

 

VI. Волевое единство класса

Дети очень быстро кооперируются для преодоления каких либо сложностей. Естественно им нужно какое то время для принятия решения, но они быстро принимаются за его решение и конечно же стараются довести дело до конца. Естественно детям присущ азарт и они готовы рисковать, взвесив все за и против.

VII. Жизнь класса во внеурочное время

В классе есть спортсмены, художники и поэты. Дети с гуманитарным и аналитическим складом ума, практически каждый нашел себя в чем то или находится в поиске, дети вполне подкованы и могут поддержать любую тему разговора и ответы на заданные вопросы не заставляют себя ждать. Дети посещают кино и театры и интересуются не только комерческой деятельностью.

VIII. Классный руководитель

Классный руководитель Ирина Олексеевна Горлачева. Возраст 55 лет. Классным руководителем работает 10 лет. Стаж работы 25 лет. Классный руководитель хорошо знает своих детей, следит за их успеваемостью, дает советы касательно решения задач, касающихся учебного процесса, относится ко всем одинаково и никого не выделяет, в классе доминирует дисциплина и сдержанность. Ученики уважают и прислушиваются к своему классному руководителю, задают регулярно вопросы, так как полностью доверяют.

IX. В ы в о д ы

Дисциплина в классе хорошая. Учащиеся в основном не пропускают уроков без уважительной причины, всегда дисциплинированны. Они проявляют чуткость и внимательность по отношению к родителям, учителям, одноклассникам, у них сформированы чувства чести и долга. Классный коллектив дружный .Между мальчиками и девочками царит атмосфера уважения и взаимопонимания. Коллектив 10 б класса работоспособен, и все учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда. В классе есть учащиеся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазий и мыслящих нестандартно. Класс готов решать творческие задачи: в коллективе есть учащиеся, которые активно принимают участие в жизни класса и школы.

 

Некоторые ученики класса обладают ярким темпераментом и очень активны на уроках. Некоторые очень вдумчивы и серьезны, ко всему относятся крайне ответственно. Многие ребята в классе очень любознательны, стараются к каждому уроку подготовить какой-нибудь интересный дополнительный материал. В целом, класс очень работоспособен, активен и любознателен.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

коллектива 10-А класса ___________________________________школы

города (района, области)_________________________________________,

составленная студентом-практикантом 5-го курса _____ группы

факультета русского языка и литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г.С.Сковороды

_________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) в период педагогической практики с_____ по ____ 200 г.

 

Студент-практикант __________________

(подпись)

«_____» _________________ 200 г.

«С характеристикой согласен»

Классный руководитель ____ класса ____________ _______________

(Ф.И.О.) (подпись)

«УТВЕРЖДАЮ»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

План-конспект

Зачетного урока русского языка,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе специализированной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 8:30 – 9:15


Тема урока: "Научный стиль речи"

Цель урока: Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Домашнего задания небыло, так как дети писали на предыдущем занятии контрольную работу.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Объявление темы урока, характеристика видов учебной деятельности.

2. Запись даты и тему урока в рабочих тетрадях.

II. Актуализация опорных знаний

(проверка домашнего задания)

IV. Организация восприятия и первичное осмысление нового материала

Цель: Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.

Задачи:

Развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Повысить общий уровень развития и культуры гимназистов.

Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Оборудование:

Приложения

Дидактический материал

Портрет Д.И. Менделеева

Учебник “Русский язык 10-11” /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2002.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

Учитель:

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

 

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

- На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

- Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.

- Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:

сферу употребления;

основные функции;

стилевые черты;

языковые средства.

Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее.( схемы находятся на столах, см. Приложение 1).

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.

“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

IV. Усвоение новых знаний

Учитель: В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 207-208 и законспектируйте в виде схемы.

(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)

План-конспект

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 10:30 –11:15

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

 

 

Цель: определить стиль текста данного изложения и самостоятельно продолжить, выражая свою точку зрения и отношение к главным действующим лицам.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

 

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

 

Ход урока

 

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

 

ТЕКСТ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несет в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

Известны слова Горького: «Любите книгу – источник знания». К этому следовало бы добавить, что хорошая книга – это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

В целом мы были и, хочется надеяться, остаемся более начитанным народом, чем многие другие. И все-таки всё чаще задаешь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы – явно потеснило всё прочее. «Спрос определяет предложение», – разводят руками издатели.

Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьезного чтения. Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. А что можно читать в автобусной сутолоке? Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть легкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. Кинорежиссер Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. А теперь они пойдут в кино и все увидят. «В зале смеялись, – говорил Быков, – но это было давно».

Чем опасна замена книги фильмом? Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. В отличие от других видов искусства литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создает образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. Еще в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестает мыслить».

Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нем звучит беспокойство о нашем будущем. Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

Так сделаем же все, чтобы наши дети читали Пушкина!

 

По Н. Лебедеву.

 

2. Этап подведения итогов занятия.

 

1) Подведение итогов работы .

2) Оценка самостоятельной деятельности учащихся по повышению своей грамотности и совершенствованию индивидуального стиля речи.

Студент-практикант ________________ _____________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Зачетного урока литературы,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе средней общеобразовательной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 13:25 – 14:10

Тип урока: урок поиска истины

Тема. И.В.Гете. «Фауст» - поиск смысла жизни и ответа на ее главные вопросы.

Спор о призвании человека.

Больше света!..

Предсмертные слова Гете

Задачи: рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения,

раскрыть идейное и художественное содержание трагедии,

развивать навыки литературоведческого анализа драматургического произведения,

воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.

Оборудование: портрет И.В.Гете, подборка репродукций картин художников Просвещения, аудиозапись арии Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» , текст трагедии в переводе Б.Пастернака и Н.Холодковского, портрет Ю.Гагарина, вид Земли из космоса.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу предыдущего урока).

3.Прослушивание аудиозаписи.

4. Обращение к художественной подборке.

5. Индивидуальное сообщение «Система образов».

6. Индивидуальное сообщение «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века»

7. Выборочное выразительное чтение с комментированием (групповые задания): Фауст – Вагнер, трагедия Фауста-ученого; Фауст - Гретхен, трагедия Фауста-любящего человека.

8. Индивидуальное задание «Обзор П части трагедии».

9. Чтение последнего монолога Фауста.

10. Заключительное слово учителя.

11. Д.з., итог урока.

1. Вступительное слово учителя.

- 45 лет назад наш соотечественник, первый землянин, увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.

Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.

Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.

И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.

ЗАПИШЕМ тему урока.

В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»

ЗАПИШЕМ ЭПИГРАФ и ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

? Человек… «саранча», «цикада легковесная», «скот скотом» или «озаренный божьим светом изнутри»?

? В чем сущность человеческого бытия?

- Может быть, кому-то покажется рано восьмиклассникам задумываться над такими серьезными вопросами. Но 14 лет – это возраст отрицания всех и всего, возраст поиска самого себя, поиска своих ценностей, 14 лет – это первые влюбленности и разочарования, безверия в себя и моменты прозрения и вдохновения. Так что, очень может быть, что история о Фаусте вам покажется более понятной и близкой, чем мне.

П. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу прошлого урока).

- Вспомним основные положения прошлого урока и выводы, к которым мы пришли.

Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)

? Фауст – плод народного вымысла или и литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)

? Какие общие и различные черты мы отмечаем в Фаусте из народной легенды, многочисленных литературных версий? (ученый заключил сделку с дьяволом, но проиграл ему, Фауст Гете – победитель).

? Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?

? Почему по жанру мы относим к философской трагедии?

? На чем основан конфликт трагедии?

? Нами прочитан «Пролог» в переводах Б.Пастернака и Н.Холодковского. Что дало сопоставление различных переводов в понимании спора Господа и Мефистофеля о Человеке? (В переводе Пастернака мнение Мефистофеля о Человеке более циничное).

? Так в чем же так уверен Мефистофель.

1У. Обращение к художественной подборке репродукций картин эпохи Просвещения.

- А вот просветители, среди них и Гете, были уверены в ином. Перед вами репродукции картин этого времени. В основном по жанру…портреты. Не божественные лики, не монархи и видные государственные деятели, а скульптор, ученый (Коперник). Художник, негоциант-купец, держащий в руке не счеты, а книгу в дорогом переплете. Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая… Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»

Просветитель Гете в образе Фауста символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира, вечно неудовлетворенного собой и окружающим миром, но страстно стремящееся стать лучше, сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей.

У. Инд.задание «Система образов(схема, комментарий взаимосвязи).

- Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиска смысла жизни. Какова же система образов? ЗАПИШЕМ микротему и слушаем …

У1. Инд.задание «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».

-Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера, расскажет …

ЗАПИШЕМ микротему и вывод.

УП. Выборочное чтение наиболее ярких сцен, комментарии и вывод (групповые задания).

-Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого.

? Какие сцены важны? Кто представляет?

«За городскими воротами», «В кабинете».

ВЫВОД: Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни.

- Так как пособия у нас разные и трагедия дана в сокращении, то я кратко расскажу, о чем говорится в пропущенных сценах. Мефистофель приступает к выполнению тайного плана. Для начала он ведет Фауста в компанию веселых бражников, полагающих, что истина в вине. Из этой дьявольской попытки, однако, ничего не вышло. Фауст равнодушен к вину, случайным знакомствам, мимолетной любви. И тогда с помощью ведьмы Мефистофель заставляет Фауста выпить снадобье, возвращающее молодость и желание любить и быть любимым. Знакомит с прекрасной и доверчивой Маргаритой, в чьей жизни Фауст, сам того не желая, сыграет неблаговидную роль. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях и в любовном упоении произнесет заветные слова. Мефистофель не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий: Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота воспринимается им как воплощение природы.

«Ах, две души живут в груди моей!» - восклицает Фауст. И вот кажется, эти две души сейчас соединятся – идеал воплощен в реальной девушке. Но так ли это?

-Рассмотрим ТРАГЕДИЮ ФАУСТА-ЛЮБЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА .

- Представляют … Сцены «Сад», «Пасмурный день. Поле», «В тюрьме».

ВЫВОД: Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком.

УШ. Обзор П части трагедии, чтение монолога.

-Первая часть «Фауста» - художественное завершенное произведение. Это трагедия ученого, который разуверился в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего счастья в любви, в печальном конце которой он сам невольно оказался виноват.

Но на этом поиск истины, испытание души человеческой не закончен, не остановлено мгновение. Гете продолжил разрешение спора о человеке во второй части «Фауста», которую нам представляет обзорно …

Монолог Фауста, который нам прочитает …, по признанию самого автора, очень важен: в нем ключ к пониманию всей трагедии, Слушаем, вникаем.

1Х. Заключительная беседа.

? В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»? (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).

- Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

? Вернемся к нашим проблемным вопросам. Так как вы ответите на них?

? Вернемся к воображаемым мировым весам. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).

- История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.

Больше света!

Д.з. Монолог Фауста наизусть, творческая работа «Мысли по прочитанному» (аналогии с русскими просветителями-классицистами, сентименталистами, обращение к Гете, размышление по эпиграфу, произведению…).

 

 

Студент-практикант ________________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Зачетного урока литературы,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе средней общеобразовательной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 9:25 – 10:10

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: А.С.Пушкин.Очерк жизни и творчества. Связь пушкина с Украиной

Цель урока: Ознакомление и обсуждения жизни и творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: Образовательно-воспитательный.

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А. С. Пушкина :

· Мой друг, отчизне посвятим

· Души прекрасные порывы!

· А. С. Пушкин. “К Чаадаеву”

Слово учителя:

Очерк жизни и творчества

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский национальный поэт, прозаик, драматург. Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

Гений Пушкина стоит у истоков русской литературы XIX века. Его творческая жизнь начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812 года. Уже в лицее, в котором поэт учился с 1811 по 1817 г., он ведет активную литературную жизнь. Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Веселье, любовь, дружба - частые мотивы его поэзии этого периода. Среди своих учителей поэт сам называет Гомера, Вергилия, Горация. Чрезвычайно высоко он оценивает Вольтера и Мольера.

Идеал свободы в жизни и поэзии

После окончания Царскосельского лицея поэт проживает в Петербурге. В этот период его лирика особенно характерна своими свободолюбивыми идеями и настроениями. Первым известным произведением поэта стала написанная в 1818 году ода "Вольность", где соединились традиции классицизма и новый, романтический пафос. Идеей патриотизма, любви к отчизне проникнуты поэзии "К Чаадаеву", "Деревня". Вместе они полны и выразительной критикой тогдашней действительности. Именно в эти годы за Пушкиным утверждается слава первого поэта вольности.

Популярность поэта, усиленная его прямыми выпадами против самодержавия, приводит к тому, что поэт был сослан царем Александром II на юг, в Екатеринослав. До 1824 г. он жил в Кишиневе и Одессе, а впоследствии был переведен в псковское имение родителей - село Михайловское. В этот период своего творчества, который можно назвать романтическим, Пушкин создал цикл поэм ("Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан"), начал писать роман в стихах "Евгений Онегин". Словно итоговым произведением жизни на юге стала поэзия "К морю", в которой поэт прощается с морской стихией, которая стала для него символом свободы.

В Михайловском гений Пушкина достиг зрелости, в его творчестве уже доминирует реалистический струю. Именно тогда были написаны народная драма "Борис Годунов", многие шедевры пушкинской лирики.

 

На вершине славы

В 1826 г., после подавления восстания декабристов, новый царь Николай I вызвал Пушкина в Москву и, желая подкупить поэта и одновременно привлечь на свою сторону общественное мнение, "простил" Пушкина и навязал ему свою цензуру. Вся последующая жизнь поэта проходило под надзором жандармов и царского двора. Однако А. Пушкин не отказался от своих убеждений и до конца дней был противником самодержавия. "Полтава", "Домик в Коломне", "Маленькие трагедии", "Повести Белкина", чрезвычайно богата лирика - основные итоги пушкинской работы 1826 - 1830 гг. Кроме того, осенью 1830 г. был закончен "Евгений Онегин" - вершинное произведение поэта , который писался более семи лет. Впервые в русской литературе столь широко и реалистично была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная действительность, все срезы тогдашнего общества России нашли свое художественное воплощение в романе

В 30-х годах в творчестве Пушкина преобладает проза ("Дубровский", "Пиковая дама", "Капитанская дочка", "История Пугачева"). Но в это же время им создана поэма "Медный всадник", сказки в стихах, "Песни западных славян" и прекрасная по философской глубине лирика.

Трагическая смерть Пушкина потрясла всю Россию. Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Горе и возмущение России выразил своим стихотворением "Смерть поэта" Лермонтов. Дуэль и смерть Пушкина была трагическим завершением той борьбы, которую вел гениальный поэт за судьбу русской литературы.

Пушкин и Украина

Пушкину были хорошо знакомы украинская народная поэзия и украинская история. Еще в лицейские годы он пишет стихотворение "Казак", что является подражанием украинской народной песни В период своего южной ссылки он некоторое время жил в Екатеринославе, Одессе, бывал в Киеве, любовался красотой украинской природы, заслушивался песнями украинских кобзарей и лирников. В своих заметках по русской истории XVIII в. он ставил в вину Екатерине II, что она "закрепостила свободной Малороссии".

Творчество А. С. Пушкина знал и любил Т. Шевченко, стихи его он цитировал наизусть, о чем упоминает в своем дневнике.

Еще при жизни Пушкина произведения его переводили на украинский язык Л. Боровиковский и Е. Гребенка, а впоследствии - С. Руданский, П. Грабовский и М. Старицкий. И. Франко перевел все драматические произведения поэта. XX века в созвездие переводчиков поэта вписало имена М. Рыльского, П. Тычины, М. Бажана и др.

Здесь, в Болдино, он много написал критических и публицистических статей, которая имела уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества. Большая часть его заметок о собственных произведения относится именно к болдинскои осени (1930 год). Здесь, в Болдино, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении Храм Вознесения, где венчался Пушкин с Гончаровой.

29 января 1837 года после смертельного ранения на дуэли с Дантесом Пушкин умирает. Прочтем некролог В. Ф. Одоевского, напечатанный в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава... Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января, 2 ч. 45 мин. пополудни».

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).

 

Студент-практикант ________________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

 

«Утверждаю»

 

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________________ 200 г.

 

План-конспект

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

Ноября 2014 г.

Время проведения: 13:25 – 14:10


 

 

Студент-практикант ________________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

 

«Утверждаю»

 

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________________ 200 г.

 

С Х Е М А

самоанализа зачетного урока ________________________________________,

(наименование учебного предмета)

проведенного студенткой _____ курса факультета русского языка и литературы ХНПУ им. Г.С.Сковороды в_____ классе

__________________________________________________________________

(наименование учебного заведения и его месторасположение (город, район, область)

 

«____» ____________________ 200 г.

 

Время проведения: ______________________

 

Тема урока:_______________________________________________________

 

 

П Р О Т О К О Л

обсуждения зачетного урока ________________________________________,

(наименование учебного предмета)

прове



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)