II. Орфографическая разминка (работа у доски) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Орфографическая разминка (работа у доски)



Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.

- Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Классификация – система, по которой что-либо классифицировано

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы.

Фундаментальный – основательный, глубокий.

Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

Учитель:

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

 

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

- На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

- Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.

- Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:

сферу употребления;

основные функции;

стилевые черты;

языковые средства.

Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее.(схемы находятся на столах, см. Приложение 1).

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.

“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

IV. Усвоение новых знаний

Учитель: В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 207-208 и законспектируйте в виде схемы.

(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)

V. Закрепление и проверка знаний.

Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)

2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.

К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.

VI. Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать рецензию на статью научного стиля “Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность” на ст. 187 в учебнике “Химия 8кл.” (под редакцией Л. С. Гузея и др.), опираясь на имеющиеся у вас критерии оценивания

 

 

Студент-практикант ________________ _____________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

План-конспект

Зачетного урока русского языка,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе специализированной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 10:30 –11:15

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

 

 

Цель: определить стиль текста данного изложения и самостоятельно продолжить, выражая свою точку зрения и отношение к главным действующим лицам.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

 

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

 

Ход урока

 

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

 

ТЕКСТ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несет в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

Известны слова Горького: «Любите книгу – источник знания». К этому следовало бы добавить, что хорошая книга – это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

В целом мы были и, хочется надеяться, остаемся более начитанным народом, чем многие другие. И все-таки всё чаще задаешь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы – явно потеснило всё прочее. «Спрос определяет предложение», – разводят руками издатели.

Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьезного чтения. Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. А что можно читать в автобусной сутолоке? Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть легкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. Кинорежиссер Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. А теперь они пойдут в кино и все увидят. «В зале смеялись, – говорил Быков, – но это было давно».

Чем опасна замена книги фильмом? Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. В отличие от других видов искусства литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создает образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. Еще в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестает мыслить».

Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нем звучит беспокойство о нашем будущем. Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

Так сделаем же все, чтобы наши дети читали Пушкина!

 

По Н. Лебедеву.

 

2. Этап подведения итогов занятия.

 

1) Подведение итогов работы.

2) Оценка самостоятельной деятельности учащихся по повышению своей грамотности и совершенствованию индивидуального стиля речи.

Студент-практикант ________________ _____________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Зачетного урока литературы,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе средней общеобразовательной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 13:25 – 14:10

Тип урока: урок поиска истины

Тема. И.В.Гете. «Фауст» - поиск смысла жизни и ответа на ее главные вопросы.

Спор о призвании человека.

Больше света!..

Предсмертные слова Гете

Задачи: рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения,

раскрыть идейное и художественное содержание трагедии,

развивать навыки литературоведческого анализа драматургического произведения,

воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.

Оборудование: портрет И.В.Гете, подборка репродукций картин художников Просвещения, аудиозапись арии Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст», текст трагедии в переводе Б.Пастернака и Н.Холодковского, портрет Ю.Гагарина, вид Земли из космоса.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу предыдущего урока).

3.Прослушивание аудиозаписи.

4. Обращение к художественной подборке.

5. Индивидуальное сообщение «Система образов».

6. Индивидуальное сообщение «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века»

7. Выборочное выразительное чтение с комментированием (групповые задания): Фауст – Вагнер, трагедия Фауста-ученого; Фауст - Гретхен, трагедия Фауста-любящего человека.

8. Индивидуальное задание «Обзор П части трагедии».

9. Чтение последнего монолога Фауста.

10. Заключительное слово учителя.

11. Д.з., итог урока.

1. Вступительное слово учителя.

- 45 лет назад наш соотечественник, первый землянин, увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.

Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.

Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.

И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.

ЗАПИШЕМ тему урока.

В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»

ЗАПИШЕМ ЭПИГРАФ и ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

? Человек… «саранча», «цикада легковесная», «скот скотом» или «озаренный божьим светом изнутри»?

? В чем сущность человеческого бытия?

- Может быть, кому-то покажется рано восьмиклассникам задумываться над такими серьезными вопросами. Но 14 лет – это возраст отрицания всех и всего, возраст поиска самого себя, поиска своих ценностей, 14 лет – это первые влюбленности и разочарования, безверия в себя и моменты прозрения и вдохновения. Так что, очень может быть, что история о Фаусте вам покажется более понятной и близкой, чем мне.

П. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу прошлого урока).

- Вспомним основные положения прошлого урока и выводы, к которым мы пришли.

Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)

? Фауст – плод народного вымысла или и литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)

? Какие общие и различные черты мы отмечаем в Фаусте из народной легенды, многочисленных литературных версий? (ученый заключил сделку с дьяволом, но проиграл ему, Фауст Гете – победитель).

? Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?

? Почему по жанру мы относим к философской трагедии?

? На чем основан конфликт трагедии?

? Нами прочитан «Пролог» в переводах Б.Пастернака и Н.Холодковского. Что дало сопоставление различных переводов в понимании спора Господа и Мефистофеля о Человеке? (В переводе Пастернака мнение Мефистофеля о Человеке более циничное).

? Так в чем же так уверен Мефистофель.

1У. Обращение к художественной подборке репродукций картин эпохи Просвещения.

- А вот просветители, среди них и Гете, были уверены в ином. Перед вами репродукции картин этого времени. В основном по жанру…портреты. Не божественные лики, не монархи и видные государственные деятели, а скульптор, ученый (Коперник). Художник, негоциант-купец, держащий в руке не счеты, а книгу в дорогом переплете. Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая… Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»

Просветитель Гете в образе Фауста символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира, вечно неудовлетворенного собой и окружающим миром, но страстно стремящееся стать лучше, сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей.

У. Инд.задание «Система образов(схема, комментарий взаимосвязи).

- Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиска смысла жизни. Какова же система образов? ЗАПИШЕМ микротему и слушаем …

У1. Инд.задание «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».

-Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера, расскажет …

ЗАПИШЕМ микротему и вывод.

УП. Выборочное чтение наиболее ярких сцен, комментарии и вывод (групповые задания).

-Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого.

? Какие сцены важны? Кто представляет?

«За городскими воротами», «В кабинете».

ВЫВОД: Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни.

- Так как пособия у нас разные и трагедия дана в сокращении, то я кратко расскажу, о чем говорится в пропущенных сценах. Мефистофель приступает к выполнению тайного плана. Для начала он ведет Фауста в компанию веселых бражников, полагающих, что истина в вине. Из этой дьявольской попытки, однако, ничего не вышло. Фауст равнодушен к вину, случайным знакомствам, мимолетной любви. И тогда с помощью ведьмы Мефистофель заставляет Фауста выпить снадобье, возвращающее молодость и желание любить и быть любимым. Знакомит с прекрасной и доверчивой Маргаритой, в чьей жизни Фауст, сам того не желая, сыграет неблаговидную роль. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях и в любовном упоении произнесет заветные слова. Мефистофель не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий: Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота воспринимается им как воплощение природы.

«Ах, две души живут в груди моей!» - восклицает Фауст. И вот кажется, эти две души сейчас соединятся – идеал воплощен в реальной девушке. Но так ли это?

-Рассмотрим ТРАГЕДИЮ ФАУСТА-ЛЮБЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

- Представляют … Сцены «Сад», «Пасмурный день. Поле», «В тюрьме».

ВЫВОД: Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком.

УШ. Обзор П части трагедии, чтение монолога.

-Первая часть «Фауста» - художественное завершенное произведение. Это трагедия ученого, который разуверился в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего счастья в любви, в печальном конце которой он сам невольно оказался виноват.

Но на этом поиск истины, испытание души человеческой не закончен, не остановлено мгновение. Гете продолжил разрешение спора о человеке во второй части «Фауста», которую нам представляет обзорно …

Монолог Фауста, который нам прочитает …, по признанию самого автора, очень важен: в нем ключ к пониманию всей трагедии, Слушаем, вникаем.

1Х. Заключительная беседа.

? В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»? (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).

- Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

? Вернемся к нашим проблемным вопросам. Так как вы ответите на них?

? Вернемся к воображаемым мировым весам. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).

- История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.

Больше света!

Д.з. Монолог Фауста наизусть, творческая работа «Мысли по прочитанному» (аналогии с русскими просветителями-классицистами, сентименталистами, обращение к Гете, размышление по эпиграфу, произведению…).

 

 

Студент-практикант ________________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

«____» _____________________ 200 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Зачетного урока литературы,

проведенного студенткой 5 курса (группа р/а)

факультета русского языка и литературы

ХНПУ имени Г.С.Сковороды

Храмцовой Марией Игоревной

В 10–А классе средней общеобразовательной

Школы № 10 г. Харькова

Ноября 2014 г.

Время проведения: 9:25 – 10:10

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: А.С.Пушкин.Очерк жизни и творчества. Связь пушкина с Украиной

Цель урока: Ознакомление и обсуждения жизни и творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: Образовательно-воспитательный.

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А. С. Пушкина:

· Мой друг, отчизне посвятим

· Души прекрасные порывы!

· А. С. Пушкин. “К Чаадаеву”

Слово учителя:

Очерк жизни и творчества

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский национальный поэт, прозаик, драматург. Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

Гений Пушкина стоит у истоков русской литературы XIX века. Его творческая жизнь начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812 года. Уже в лицее, в котором поэт учился с 1811 по 1817 г., он ведет активную литературную жизнь. Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Веселье, любовь, дружба - частые мотивы его поэзии этого периода. Среди своих учителей поэт сам называет Гомера, Вергилия, Горация. Чрезвычайно высоко он оценивает Вольтера и Мольера.

Идеал свободы в жизни и поэзии

После окончания Царскосельского лицея поэт проживает в Петербурге. В этот период его лирика особенно характерна своими свободолюбивыми идеями и настроениями. Первым известным произведением поэта стала написанная в 1818 году ода "Вольность", где соединились традиции классицизма и новый, романтический пафос. Идеей патриотизма, любви к отчизне проникнуты поэзии "К Чаадаеву", "Деревня". Вместе они полны и выразительной критикой тогдашней действительности. Именно в эти годы за Пушкиным утверждается слава первого поэта вольности.

Популярность поэта, усиленная его прямыми выпадами против самодержавия, приводит к тому, что поэт был сослан царем Александром II на юг, в Екатеринослав. До 1824 г. он жил в Кишиневе и Одессе, а впоследствии был переведен в псковское имение родителей - село Михайловское. В этот период своего творчества, который можно назвать романтическим, Пушкин создал цикл поэм ("Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан"), начал писать роман в стихах "Евгений Онегин". Словно итоговым произведением жизни на юге стала поэзия "К морю", в которой поэт прощается с морской стихией, которая стала для него символом свободы.

В Михайловском гений Пушкина достиг зрелости, в его творчестве уже доминирует реалистический струю. Именно тогда были написаны народная драма "Борис Годунов", многие шедевры пушкинской лирики.

 

На вершине славы

В 1826 г., после подавления восстания декабристов, новый царь Николай I вызвал Пушкина в Москву и, желая подкупить поэта и одновременно привлечь на свою сторону общественное мнение, "простил" Пушкина и навязал ему свою цензуру. Вся последующая жизнь поэта проходило под надзором жандармов и царского двора. Однако А. Пушкин не отказался от своих убеждений и до конца дней был противником самодержавия. "Полтава", "Домик в Коломне", "Маленькие трагедии", "Повести Белкина", чрезвычайно богата лирика - основные итоги пушкинской работы 1826 - 1830 гг. Кроме того, осенью 1830 г. был закончен "Евгений Онегин" - вершинное произведение поэта, который писался более семи лет. Впервые в русской литературе столь широко и реалистично была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная действительность, все срезы тогдашнего общества России нашли свое художественное воплощение в романе

В 30-х годах в творчестве Пушкина преобладает проза ("Дубровский", "Пиковая дама", "Капитанская дочка", "История Пугачева"). Но в это же время им создана поэма "Медный всадник", сказки в стихах, "Песни западных славян" и прекрасная по философской глубине лирика.

Трагическая смерть Пушкина потрясла всю Россию. Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Горе и возмущение России выразил своим стихотворением "Смерть поэта" Лермонтов. Дуэль и смерть Пушкина была трагическим завершением той борьбы, которую вел гениальный поэт за судьбу русской литературы.

Пушкин и Украина

Пушкину были хорошо знакомы украинская народная поэзия и украинская история. Еще в лицейские годы он пишет стихотворение "Казак", что является подражанием украинской народной песни В период своего южной ссылки он некоторое время жил в Екатеринославе, Одессе, бывал в Киеве, любовался красотой украинской природы, заслушивался песнями украинских кобзарей и лирников. В своих заметках по русской истории XVIII в. он ставил в вину Екатерине II, что она "закрепостила свободной Малороссии".

Творчество А. С. Пушкина знал и любил Т. Шевченко, стихи его он цитировал наизусть, о чем упоминает в своем дневнике.

Еще при жизни Пушкина произведения его переводили на украинский язык Л. Боровиковский и Е. Гребенка, а впоследствии - С. Руданский, П. Грабовский и М. Старицкий. И. Франко перевел все драматические произведения поэта. XX века в созвездие переводчиков поэта вписало имена М. Рыльского, П. Тычины, М. Бажана и др.

Здесь, в Болдино, он много написал критических и публицистических статей, которая имела уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества. Большая часть его заметок о собственных произведения относится именно к болдинскои осени (1930 год). Здесь, в Болдино, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении Храм Вознесения, где венчался Пушкин с Гончаровой.

29 января 1837 года после смертельного ранения на дуэли с Дантесом Пушкин умирает. Прочтем некролог В. Ф. Одоевского, напечатанный в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава... Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января, 2 ч. 45 мин. пополудни».

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).

 

Студент-практикант ________________ __________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

 

«Утверждаю»

 

Учитель _________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Методист __________________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

«____» _____________________ 200 г.

 

План-конспект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.133 с.)