Организационная структура класса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура класса.



Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования: - беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- изучение классного журнала, личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в

школе, их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса

Жизнь класса вне учебных занятий

Участие класса в общешкольной жизни

Методы исследования:

- беседа с учителями и учащимися

- наблюдения на и вне уроков

- анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга, тест общей

направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина

и др.) - см. Приложение.

 

Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в класс.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

- авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение";

- демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского

расположения";

- либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет

актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

 

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

 

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на и вне уроков;

- анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).

 

Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего

коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении

учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).

Методы исследования:

- беседа с учителями, классным руководителем, учениками;

- наблюдения на уроках;

- изучение классного журнала, ученических тетрадей.

Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе (предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

 

Методы исследования:

- наблюдения на и вне уроков;

- беседа с классным руководителем, учениками;

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханин;

- тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).

 

Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом

и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным

вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера

класса?).

Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования:

- наблюдения на и вне уроков;

- беседа с классным руководителем;

- карта-профиль оценки психологического климата группы;

- методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)

Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние

на товарищей.

Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа с классным руководителем, учениками

 

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.

Общая оценка уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Методика № 1. УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ

Цель исследования:

Выявление интереса учащегося вашего класса к изучаемым в школе предметам, на что он направлен, под воздействием каких факторов и когда он возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения за школьниками, проведите беседу. Затем с целью уточнения и углубления имеющихся сведений предложите им ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Вы в этом году изучаете (дать перечень изучаемых предметов), какой вызывает у тебя

наибольший интерес?

2. Когда ты заинтересовался этим предметом и что этому способствовало?

(учитель, др. люди (родители, знакомые и др.), книги, кино и телепередачи, предмет дается

легко).

 

Полученные данные представьте в следующих таблицах.

На основании проведенного опроса установите, какое влияние оказывает интерес на успеваемость в учебе, как он связан с самостоятельной работой. Проследите, какие из учебных интересов возникают раньше, какие позже и чем это можно объяснить.

Как Вы предлагаете организовать работу с детьми, проявившими повышенный интерес к

преподаваемому предмету? Как вызвать у учащихся интерес к предмету?

 

Таблица 1. Распределение учебных интересов учащихся.

 

  Класс Кол- во   Учебные интересы
  уч- ся Рус. яз. Лит- ра Алгеб ра Геометрия Геог- рафия Исто- рия Биоло- гия Иностр. яз. Физ- ра Труд
                       

 

 

Таблица 2. Что способствовало возникновению интереса (в %).

 

Учебн. предмет (%) Способ- ности (%) Учитель (%) Др. люди (родители, знакомые и др.) (%) Книги (%) Кино и TV (%) Прочее (%) Не знаю (%)

 

 

Оформление методик

 

Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования: - беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- изучение классного журнала, личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в

школе, их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса

Жизнь класса вне учебных занятий

Участие класса в общешкольной жизни

Методы исследования:

- беседа с учителями и учащимися

- наблюдения на и вне уроков

- анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга, тест общей

направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина

и др.) - см. Приложение.

 

Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в класс.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

- авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение";

- демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского

расположения";

- либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет

актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

 

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

 

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на и вне уроков;

- анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.043 с.)