Санитарно-эпидемиологическая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарно-эпидемиологическая характеристика



детских и подростковых учреждений

Безопасные условия для жизнедеятельности детского населения являются залогом формирования здорового поколения. Создание оптимальных условий воспитания, обучения, труда и оздоровления детей и подростков является одной из приоритетных задач профилактической медицины в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Здоровье ребенка формируется под влиянием многих факторов, в том числе таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в учреждениях для детей и подростков, где дети проводят большую часть дня.

В Еврейской автономной области продолжается реализация комплекса мер по модернизации региональной системы образования.

На протяжении последних 3 лет практически во всех районах области отмечается стабильное число детских и подростковых учреждений различных типов. Незначительные изменения в количестве учреждений наблюдаются по дошкольным, общеобразовательным и сезонным летним оздоровительным учреждениям. Количества детских и подростковых учреждений, находящихся на контроле Управления Роспотребнадзора по ЕАО, представлено в таблице (таб. 26).

Таблица 26

Количество детских и подростковых учреждений разного типа (2007–2011 гг.)

Типы детских и подростковых учреждений           Тенденция к 2010 г.
Детские и подростковые учреждения, всего           + 3
В том числе: Дошкольные           +1
общеобразовательные           +1
школа-сад           - 4
специальные (коррекционные) учреждения с круглосуточным пребыванием детей            
детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей            
социальной реабилитации (приют)            
начального и среднего профессионального образования            
отдыха и оздоровления           + 4

На территории Еврейской автономной области число детей дошкольного возраста составляет 16201, в том числе от 0 до 3 лет – 7350 детей (45,4%), от 3 до 7 лет – 8851 ребенок (54,6%).

По состоянию на 1 января 2011 года очередность в дошкольное образовательное учреждение области составляла 4838 детей, в том числе в возрасте до 3 лет – 4227 детей (87,4%), в возрасте от 3 до 7 лет - 611 детей (12,6%).

В 2008 году нуждалось в местах в дошкольных учреждениях 3336 человек, 2009 – 4406 человек. В декабре 2011 года этот показатель составил 4838 человек. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет составляет 57,2 процента.

Это приводит к переуплотнению в детских образовательных учреждениях и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановке в них. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую норму на 24,0%.

Для решения проблемы нехватки детских садов в области предпринимается комплекс мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 26.07.2011 №378-пп утверждена областная целевая программа «Государственная поддержка развития системы дошкольного образования в Еврейской автономной области» на 2011-2015 годы.

В рамках программы за указанный период из средств областного бюджета планируется выделить более 151 млн. рублей, из которых 148 млн. рублей будут направлены в виде субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на следующие мероприятия:

- проведение ремонта и реконструкцию зданий и помещений, пригодных для создания дополнительных мест детям дошкольного возраста;

- оснащение помещений оборудованием и инвентарем;

- открытие одиннадцати дополнительных групп для детей раннего и дошкольного возрастов в образовательных учреждениях четырех муниципальных районов;

- реконструкция двух зданий под дошкольные организации (на 260 мест в г. Биробиджане, на 60 мест в с. Лазарево Ленинского муниципального района);

- строительство четырех детских садов-яслей (одного на 60 мест в пос. Николаевка Смидовичского района; трех на 260 мест в г. Биробиджане).

Принимаются меры по развитию инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, в том числе по развитию альтернативных форм дошкольного образования.

В 2011 году в системе дошкольного образования создано дополнительно 465 мест.

В 4 квартале 2011 года введен в эксплуатацию детский сад на 260 мест в г. Биробиджане с двумя группами для детей раннего возраста.

На территории города Биробиджана развиваются альтернативные формы дошкольного образования: 9 предпринимателей организовали функционирование 14 частных дошкольных организаций с числом детей 205 человек. Данные организации представлены группами кратковременного пребывания детей - до 5-ти часов в день. Оказывают услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 06.07.2011 № ПР-1907, правительством Еврейской автономной области в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации направлена для рассмотрения и внесения в Федеральный банк данных проектирования объектов капитального строительства проектная документация «Детский сад на 260 мест по ул. Щорса в г. Биробиджане».

В целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ по демографической политике и оказанию материальной поддержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, принят Закон ЕАО 20.07.2011г.№ 997-ОЗ «О размере и порядке выплаты родителям (законным представителям) ребенка компенсации части внесенной родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях. Согласно закону в установленном порядке проводится работа по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольной организации.

Несмотря на принимаемые меры, ситуация с очередностью в дошкольные учреждения в регионе остается напряженной.

В 2011 году создано общеобразовательное учреждение, осуществляющее дистанционное обучение детей-инвалидов в г. Биробиджане - областное государственное автономное образовательное учреждение "Центр образования "Ступени". Дистанционное обучение в Центре носит индивидуальный характер. Процесс обучения проходит в домашних условиях, рабочие места учащегося и учителей подключены к сети интернет, оснащены компьютерами и другой оргтехникой, учебным оборудованием, программно обеспечены и адаптированы с учетом специфики имеющегося у ребенка заболевания, не позволяющего ему посещать общеобразовательную школу. Учеба в Центре дистанционного обучения позволяет учащемуся получить документ об образовании, подготовиться к поступлению в вуз. Кроме того, во время прохождения учебного курса каждый обучающийся может обратиться за консультацией к специалистам: логопеду, психологу, дефектологу.

Одним из критериев комплексной гигиенической оценки учреждений является распределение объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия.

В течение последних лет в области сохраняется тенденция к улучшению санитарно-технического состояния детских и подростковых учреждений. В динамике с 2007 по 2011 годы, процент учреждений, относящихся к III группе СЭБ, снизился с 4,39 до 3,2%. При этом, увеличился процент учреждений в I группе и составил 54,8 % (2007 г. – 30,2 %). Вместе с тем, снизилось количество объектов во II группе СЭБ – с 65,4 % в 2007 году до 42,0 % в 2011 году (таб. 27).

Таблица 27

Распределение учреждений для детей и подростков ЕАО по группам санитарно-эпидемиологического благополучия в 2007-2011 гг.

 

Группы санитарно-эпидемиологического благополучия           РФ (2010)
Первая группа 30,2 35,2 37,4 49,0 54,8 42,9
Вторая группа 65,4 60,7 58,7 47,4 42,0 54,9
Третья группа 4,39 4,0 3,9 3,6 3,2 2,2

 

По-прежнему, наибольший процент неблагополучных учреждений отмечается в Облученском районе - 9,6 %, что говорит о недостаточном внимании к проблемам дошкольных организаций органов местного самоуправления муниципального района, руководителей учреждений (таб. 28).

 

Таблица 28

Удельный вес учреждений для детей и подростков, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия в территориях ЕАО

Территория Процент учреждений, относящихся к III группе СЭБ Динамика, % Ранговое место
   
Российская Федерация 2,2 -    
ЕАО 3,6 3,2 - 0,4  
г. Биробиджан 2,2 1,1 - 1,1  
Биробиджанский район 3,0 3,0    
Облученский район 9,6 9,6    
Смидовичский район        
Ленинский район 3,5 3,4 -0,1  
Октябрьский район 2,8 1,8 -1,0  

 

По видам учреждений, наибольшее количество объектов, относящихся к III группы СЭБ, отмечается среди общеобразовательных учреждений – 5,1%.

Удовлетворительное санитарно-техническое состояние детских и подростковых учреждений является одним из критериев при распределении по группам СЭБ. В динамике за 5 лет (2007 - 2011 гг.) сокращается процент не канализованных детских учреждений, без централизованного водоснабжения (таб. 29).

Таблица 29

Материально-техническая база детских и подростковых учреждений

Показатели санитарно-технического состояния Доля учреждений с недостаточной материально-технической базой, %
         
не канализовано 16,7 16,3 12,8 12,5 12,1
отсутствует централизованное водоснабжение 23,7 23,0 17,4 16,8 16,4
отсутствует централизованное отопление 5,8 6,4 3,3 2,6 2,2

 

В результате подготовки образовательных учреждений к летней оздоровительной кампании, к новому учебному году администрациями муниципальных образований систематически проводились мероприятия по укреплению материально-технической школ.

За 5 лет (2007 – 2011 гг.) по области удельный вес не канализованных учреждений сократился с 16,7% до 12,1%, не имеющих централизованного водоснабжения с 23,7% до 16,4%, не имеющих центрального отопления с 5,8% до 2,2%.

В том числе по муниципальным образованиям:

- Биробиджанский район – удельный вес не канализованных учреждений сократился с 24,0% до 12,5%, не имеющих централизованного водоснабжения с 29,0% до 15,6%, не имеющих центрального отопления с 17,4% до 3,1%;

- Ленинский район – удельный вес не канализованных учреждений сократился с 27,2% до 16,1%, не имеющих централизованного водоснабжения с 40,2% до 37,5%, не имеющих центрального отопления с 12,5% до 11,7%;

- Октябрьский район – удельный вес не канализованных учреждений сократился с 27,5% до 15,7%, не имеющих централизованного водоснабжения с 34,3% до 28,0%, не имеющих центрального отопления с 5,6% до 5,3%;

- Облученский район – удельный вес не канализованных учреждений сократился с 25,1% до 17,3%, не имеющих централизованного водоснабжения с 26,3% до 19,2%, не имеющих центрального отопления с 11,7% до 0%;

- Смидовичский район – удельный вес не канализованных учреждений сократился с 10,7% до 6,9%, не имеющих централизованного водоснабжения увеличился с 11,8% до 11,6%, не имеющих центрального отопления с 5,6% до 5,3% (таб. 30).

Таблица 30

Материально-техническая база учреждений для детей и подростков в районах ЕАО

Территория Удельный вес учреждений, не имеющих канализации Удельный вес учреждений, не имеющих централизованное водоснабжение Удельный вес учреждений, не имеющих центрального отопления
             
ЕАО 16,7 11,5 23,7 16,8 5,8 2,6
г. Биробиджан            
Районы:
Биробиджанский 24,0 12,5 29,0 15,6 17,4 3,1
Облученский 25,1 17,3 26,3 19,2 11,7  
Смидовичский 10,7 6,9 11,8 11,6    
Ленинский 27,2 16,1 40,2 37,5 12,5 11,7
Октябрьский 27,5 15,7 34,3 28,0 5,6 5,3

 

Вместе с тем, значительная часть учреждений, расположенных в сельской местности, не имеют канализации, централизованного водоснабжения, отопления.

Удельный вес таких учреждений выше областных в Октябрьском, Облученском, Смидовичском и Биробиджанском районах.

Наиболее сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием отмечается в Октябрьском, Облученском и Ленинском районах: не имеют канализации от 15,7 до 17,3% учреждений; не имеют централизованного водоснабжения от 19,2 до 37,5% учреждений; в Ленинском районе отсутствует централизованное отопление в 11,7% учреждений.

Наибольший процент учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, отмечается среди общеобразовательных учреждений: 19,3% - не канализованы; 21,7% не имеют централизованного водоснабжения; 2,6% не имеют центрального отопления.

В учреждениях, не имеющих централизованного водоснабжения, для приготовления пищи и обеспечения питьевого режима используется водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения - шахтные и трубчатые колодцы различных конструкций, показатели безопасности воды в которых соответствуют санитарным нормам.

В течение нескольких лет отмечается улучшение показателей качества и безопасности питьевой воды. Удельный вес проб воды из разводящей сети, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, уменьшился с 10,6% в 2007 г. до 9,7% в 2011 г.

Доля проб воды из разводящей сети, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, сократилась с 6,8% в 2007 г. до 5,9% в 2011 г. Тем не менее, данный показатель выше среднероссийского 2010 года - 4,3%.

Удельный вес проб воды нецентрализованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям уменьшился с 9,7% в 2007 г. до 6,5% в 2011 г.

Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, сократилась с 12,0% в 2007 г. до 10,0 в 2011 г. (таб. 31).

Таблица 31

Гигиеническая характеристика питьевой воды в детских и подростковых учреждениях ЕАО

  Показатели Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, %
         
ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО
В разводящей сети: · по санитарно-химическим показателям   10,6   13,8   10,2   13,0   9,8   12,3   10,0   12,1   9,7
· по микробиологическим показателям 6,8 5,7 6,7 4,9 6,4 4,6 5,9 4,3 5,9
В источниках нецентрализованного водоснабжения: · по санитарно-химическим показателям     9,7     17,6     7,2     16,0     6,8     13,5     6,8     12,4     6,5
· по микробиологическим показателям 12,0 15,1 11,6 15,0 10,7 12,7 11,0 12,9 10,0

Как и в прошлые годы, наибольший процент нестандартных проб воды отмечается среди общеобразовательных учреждений:

- из разводящей сети по санитарно-химическим показателям - 25,5% неудовлетворительных проб, по микробиологическим показателям – 8,9%;

- из источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям – 16,7%, по микробиологическим показателям – 2 пробы из 9;

По муниципальным районам наибольший процент неудовлетворительных проб воды из разводящей сети по санитарно-химическим показателям отмечается в Смидовичском – 8,7% и Ленинском – 8,1% районах; по микробиологическим показателям – в Биробиджанском и Ленинском районах – 11,1% и 7,1% соответственно.

Наибольший процент неудовлетворительных проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим и микробиологическим показателям отмечается в Октябрьском районе – 11,7% и 12,0% соответственно (таб. 32):

Таблица 32

Гигиеническая характеристика питьевой воды в детских и подростковых учреждениях районов ЕАО в 2011 году

  Территория Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям в разводящей сети, % Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям в источниках нецентрализованного водоснабжения, %
по санитарно-химическим показателям по микробиологическим показателям по санитарно-химическим показателям по микробиологическим показателям
ЕАО 9,9 5,9 6,5 10,0
г. Биробиджан 7,8 1,6    
Районы:
Биробиджанский 7,1 11,1    
Облученский 5,7 6,1    
Смидовичский 8,7 4.0    
Ленинский 8,1 7,1 6,2 1/6
Октябрьский 7,9 6,9 11,7 12,0
           

 

* 1/6- в числителе – число неудовлетворительных проб, в знаменателе – число отобранных проб

 

В целях улучшения условий обучения и воспитания в 2011 году на подготовку общеобразовательных учреждений к новому учебному году, в том числе на ремонтные работы на сетях водоснабжения и канализации, ревизии систем отопления с промывкой и частичной заменой отопительных приборов, реконструкцию систем искусственного освещения, приобретению учебной мебели, оборудования и инвентаря пищеблоков, было израсходовано 120739,16 тыс. рублей

Разработаны проектные документы на реконструкцию здания средней общеобразовательной школе с. Лазарево на 90 мест. Проектом предусмотрено увеличение площади помещений пищеблока, медицинского пункта, санитарных узлов. Школа закрыта на капитальный ремонт и не будет работать в 2011-2012 учебном году. Ведется реконструкция.

В результате улучшились условия пребывания детей в образовательных учреждениях. Сократился удельный вес объектов, не отвечающих санитарным нормам и правилам по уровню искусственной освещенности до 14,8% (2010г. – 14,9%, 2009г. – 15,6%, 2008г. – 16,9%, 2007г. – 17,5%) (таб. 33):

Таблица 33

Гигиеническая характеристика факторов среды обитания в детских и подростковых учреждениях

Показатели Удельный вес учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, %
          2010 (РФ)  
Уровень ЭМП 11,0 11,6 7,1 5,8 13,9 6,7
Освещённость 17,5 16,9 15,6 14,9 14,9 14,8
Микроклимат 6,1 5,5 5,2 5,8 11,6 10,0
Уровень шума 12,3 12,6     5,4  

 

Значительная работа проведена по приведению кабинетов информатики в соответствие с гигиеническими требованиями. В результате чего удельный вес учреждений, не отвечающих гигиеническим нормативам, сократился до 6,7% (2010г. – 5,8%, 2009г. – 7,1%, 2008г. – 11,6%, 2007г. – 11,0%). Неправильная расстановка оборудования в компьютерных классах и отсутствие заземления по-прежнему являются ведущими причинами высоких уровней электромагнитных излучений в кабинетах информатики.

Нарушение допустимых уровней освещенности отмечалось в учреждениях для детей и подростков г. Биробиджана (6,2% замеров), Биробиджанского (17,4% замеров), Облученского (7,8% замеров), Ленинского (12,9%), Смидовичского (19,0%) районов.

Сократился, по сравнению с 2010 г., удельный вес неудовлетворительных результатов замеров в целом по области с 14,8 до 11,9%, а также в г. Биробиджане (с 8,5% до 6,2%), в Ленинском (с 28,6% до 12,9%) и Биробиджанском (с 20,0 до 17,4%) районах. Вместе с тем, в Смидовичском районе число неудовлетворительных замеров увеличилось в 1,3 раза. В Октябрьском районе замеры освещенности не проводились (таб. 34).

Таблица 34

Гигиеническая характеристика освещенности учреждений по районам ЕАО, 2010-2011гг.

 

Территория Число замеров Удельный вес неудовлетворительных, %
         
ЕАО     14,8 11,9
г. Биробиджан     8,5 6,2
Биробиджанский район     20,0 17,4
Облученский район     14,2 7,8
Смидовичский район     13,8 19,0
Ленинский район     28,6 12,9
Октябрьский район     36,4  

 

Причинами недостаточного освещения рабочих мест являются несвоевременная замена неисправных источников искусственного освещения, несвоевременный ремонт неисправных светильников, несоответствие мощности электрических сетей мощности осветительных приборов.

Несоблюдение температурного режима в детских учреждениях отмечается как в сторону снижения температуры, так и ее повышения. Причинами являются такие проблемы, как нарушение режима проветривания, неисправность отопительных систем.

Несоответствие гигиеническим нормативам параметров микроклимата из-за несвоевременного проветривания установлено в 2011 году в детских и подростковых учреждениях г. Биробиджана (9,4% измерений), вследствие неисправности отопительной системы в учреждениях Облученского района (14,6% измерений).

В течение ряда лет в области уделялось большое внимание вопросам обеспечения общеобразовательных учреждений учебной мебелью. Ежегодно планировалось и приобреталось необходимое количество комплектов. Практически во всех общеобразовательных учреждениях проведена замена школьной мебели.

На 2010-2012 учебный год планировалось приобретение мебели в отдельные кабинеты 27 общеобразовательных учреждений. Требования Роспотребнадзора по замене мебели выполнены во всех 27 учреждениях. Новые комплекты мебели, в основном, приобретались для обучающихся начальных классов (г. Биробиджан, Биробиджанский и Облученский районы).

Формирование и укрепление здоровья детей невозможно без адекватной потребностям организма двигательной активности и физической нагрузки. В общеобразовательных учреждениях обеспечить их призваны уроки физической культуры. Третий введенный в программу урок в неделю не стал решением вопроса гиподинамии. Проблема отсутствия условий для проведения полноценных уроков актуальна и для сельских школ и для городских.

В 73 муниципальных школах имеются спортивные залы (92%). Из них 15 не соответствуют требованиям санитарных правил по площади и набору помещений. В основном, это здания муниципальных общеобразовательных школ сельской местности, размещенных в приспособленных помещениях.

В пяти сельских школах нет спортивных залов (6,3%). Техническая возможность реконструкции отсутствует. Спортивные занятия проводятся на спортивных площадках физкультурно-спортивных зон земельных участков учреждений, на базе других учреждений.

В соответствии с основными направлениями Президентской инициативы "Наша новая школа" в целях совершенствования и обновления системы образования постановлением правительства Еврейской автономной области от 23.11.2010 № 458-пп утверждена областная целевая программа «Современная школа в Еврейской автономной области» на 2011-2013 годы.

Программные мероприятия предусматривают приобретение спортивного оборудования (спортивных комплексов и тренажеров) для открытых школьных стадионов и спортивных площадок 44 общеобразовательных учреждений области, обеспечение инновационного учебного оборудования для общеобразовательных учреждений области на сумму более 7000,0 тыс. рублей.

Реализация программных мероприятий позволит обеспечить необходимые условия для организации физической культуры в образовательных учреждениях, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Проводимая на протяжении многих лет работа по контролю за режимом обучения, расписанием учебных занятий, позволила добиться сокращения фактов грубых нарушений гигиенических требований при организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Однако продолжают отмечаться случаи составления учебного расписания без учета правильного распределения нагрузки в течение недели, отсутствие большой перемены.

Количество дневных общеобразовательных школ на начало 2011/2012 учебного года, функционирующих в 2 смены, увеличилось на 2 и составило 39 школ (начало учебного года 2010/2011 – 37). Удельный вес учреждений, ведущих занятия в две смены составил 48,8% (2010/2011 учебный год – 46,8%). При этом количество учащихся, занимающихся в менее благоприятную вторую смену, увеличилось на 193 обучающихся и составило 12,6% от общего количества учащихся.

В 40 общеобразовательных школах (50,6%) продолжают функционировать группы продленного дня. Посещают группы продленного дня 1572 учащихся (2010/2011 учебный год – 1431).

 

Организация питания детей

В период с 2008 по 2011 гг. отмечается увеличение удельного веса охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием с 87,89 до 93,0. При этом следует отметить, что охват учащихся младших классов горячим питанием остается на прежнем уровне (96,25 – 97,54%), а в более старших возрастных группах отмечается тенденция к увеличению (с 71,32 до 90,16%).

Таблица 35

Охват учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием, %

Охват учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием      
Всего 87,89 91,10 93,00
с 1-го по 4-й классы 96,25 97,03 97,54
с 5-го по 11-й классы 71,32 79,88 90,16

В 2011 году Еврейская автономная область приняла участие в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Разработана «Программа реализации в 2011-2012 годах экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Биробиджана».

По итогам конкурсного отбора, заявленная Программа вошла в число победителей среди субъектов Российской Федерации.

В реализации проекта по совершенствованию питания в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области участвует один из шести муниципальных образований области: муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО с общим числом обучающихся 7620 человек. Питание детей обеспечивают МУП «Комбинат школьного и студенческого питания» и 13 школьных пищеблоков, 9 из которых работают на продовольственном сырье, 4 являются буфетами-раздаточными.

Реализация проекта предполагает внедрение централизованной системы организации питания школьников путем создания сети школьных столовых: 2 школьно-базовых столовых, 6 школьных доготовочных столовых.

Реализация проекта рассчитана на 2 года, предполагает 2 этапа:

1 этап – 2011 год – начало реализации проекта: создание и развитие инфраструктуры системы школьного питания города Биробиджана: модернизация материально-технической базы 8 школьных столовых с числом обучающихся 5778 человек; создание на базе двух школьных столовых двух школьно-базовых столовых;

2 этап – 2012 год – этап развития проекта: продолжение модернизации материально-технической базы системы школьного питания города Биробиджана, переоснащение 5 школьных столовых.

Реализация проекта позволит осуществить внедрение централизованной системы организации питания школьников, провести мероприятия по модернизации и укреплению материально-технической базы школьных пищеблоков, улучшить качество питания школьников, оптимизировать рационы, повысить охват школьников горячим питанием до 100%.

Финансирование реализуемой Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Еврейской автономной области и муниципального бюджета. Общий объем финансирования на 2011 год определен в размере 10 671 250 руб.

На первом этапе в 2011 году участниками эксперимента являются 8 общеобразовательных школ города Биробиджана, 5778 школьников.

В целом по области горячее питание обучающихся организовано во всех общеобразовательных учреждениях. В 65 школах (83,3%) питание обеспечивается непосредственно администрациями образовательных учреждений. В 13 школах г. Биробиджана (16,7%) питание организовано базовой организацией школьного питания на основании договоров на оказание услуг по организации питания детей - муниципальным унитарным предприятием «Комбинат школьного и студенческого питания», который осуществляет закупку продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений.

В 75 школах области (94,9%) столовые работают на продовольственном сырье с полным технологическим циклом обработки сырья и приготовления продукции. В 4 школах г. Биробиджана (5,1 %) питание учащихся организовано в буфетах-раздаточных, осуществляющих реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

80,8% пищеблоков школ оборудованы системами водоснабжения, 73,1% - системами канализации. Не канализовано 15 пищеблоков сельских школ (19,2%), не имеют централизованного водоснабжения 21 пищеблок сельской школы (26,9%).

В учреждениях, не имеющих централизованного водоснабжения, для приготовления пищи и обеспечения питьевого режима используется водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения - шахтные и трубчатые колодцы различных конструкций, показатели безопасности воды в которых соответствуют санитарным нормам.

Горячее питание в школах представлено горячими завтраками и обедами. Наибольший удельный вес школьников получает горячее питание в виде завтраков - 72,8%.

Двухкратное горячие питание завтраки и обеды, в основном организованы для категорий детей из малообеспеченных семей и детей групп продленного дня - 14,5%.

Средняя фактическая стоимость школьного завтрака в день составляет 16,41 руб., обеда - 22,92 руб.

Ежегодно принимаются постановления правительства области о подготовке общеобразовательных учреждений к началу нового учебного года. В рамках выполнения решений постановления, во всех районах области проводятся мероприятия по улучшению материально-технической базы школьных пищеблоков: замена технологического и холодильного оборудования; ремонт помещений, систем вентиляции, санитарно-технического оборудования, сетей водоснабжения и канализации и другие.

Вместе с тем, материально-техническая база пищеблоков школ остается недостаточной. Значительная часть зданий школ построена в 30-70 годах. Пищеблоки имеют сокращенный набор производственных помещений, ассортимент блюд, предлагаемый детям, ограничен.

Недостатком в организации питания школьников является и ограниченное финансирование школьного питания, низкая платежеспособность родителей. В результате чего рекомендуемые нормы по таким продуктам как творог, кисломолочные продукты, свежие фрукты и соки не всегда выполняются.

В целях улучшения питания школьников приняты:

- областной закон от 23.11.2006 № 23-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями по предоставлению питания детям из малоимущих семей»;

- постановление правительства ЕАО от 10.04.2007 № 105-пп «О порядке предоставления питания детям из малоимущих семей, обучающимся в общеобразовательных учебных учреждениях, расположенных на территории Еврейской автономной области»;

- постановление правительства Еврейской автономной области от 09.11.2010 № 441-пп «О правилах предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городского округа Еврейской автономной области на организацию питания детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях»;

- на всех административных территориях области приняты постановления глав муниципальных образований о мерах по улучшению питания школьников.

Согласно постановлениям дотации на питание из областного бюджета получают 6606 школьников, дотации на питание из муниципальных бюджетов получают также 6606 школьников.

В 2010/11 учебном году сумма на питание одного ребенка в день из бюджета области составила 8 рублей.

Суммы доплат из муниципальных бюджетов составляют от 1,95 рублей (Биробиджанский район) до 12 рублей в день на одного ребенка (г. Биробиджан).

В декабре 2011 года правительством области принято решение об увеличении в 2012 году суммы на питание одного ребенка в день за счет средств областного бюджета до 10 рублей.

За период 2007–2011 гг. отмечается снижение удельного веса проб готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (таб. 36).

 

Таблица 36

Гигиеническая характеристика готовых блюд при надзоре за детскими и подростковыми учреждениями 2007-2011 гг.

Показатели Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, %
         
  ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО РФ ЕАО
Санитарно-химические 2,0 2,6   1,8   1,7   1,7  
Микробиологические 3,2 3,3 3,5 3,1 3,3 3,0 3,4 3,0 4,3
Вложение витамина С 3,5 8,7 3,6 8,7 3,3 8,8 2,7 8,5 9,4
Калорийность и полнота вложения продуктов 25,0 11,4 10,0 11,2 9,1 11,0 8,4 11,0 4,4

Удельный вес проб готовых блюд по микробиологическим показателям в 2011 году увеличился и составил 4,3% (2007 г. – 3,2%). Показатель выше среднероссийского 2010 года на 1,3%.

Наибольший удельный вес проб готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, отмечается в Биробиджанском районе – 16,6% и Облученском районе – 3,9%.

По типам учреждений удельный вес неудовлетворительных проб готовых блюд отмечается в дошкольных учреждениях –9,6% и школах – 3,45%.

Искусственная витаминизация пищи витамином С осуществляется во всех образовательных учреждениях, социальных, учреждениях для детей-сирот, начального профессионального образования, отдыха и оздоровления. В 2011 году исследовано 106 проб готовых блюд на вложение витамина С, удельный вес не соответствующих гигиеническим нормативам составил 9,4%. Не исследовались пробы готовых блюд на вложение витамина С в Облученском районе.

По итогам 2011 года приоритетными направлениями в улучшении организации питания учащихся общеобразовательных школ ЕАО являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.098 с.)