Организация работы издательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы издательства



Организация работы издательства

Структура издательства

Стадии издательской работы и структура издательства

Организационная структура издательства должна соответствовать характеру издательского процесса и обеспечивать выпуск книг высокого качества.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Возглавляет такую структуру директор (генеральный директор, президент), а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Подобная структура эффективна для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

Главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работа с автором и рукописью; оформление издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфпредприятии, контроль и приемка тиража; реализация готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие части издательства: редакционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и другие.

Обслуживающие службы

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое обеспечение.

Бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном рынке.

Обязанности и права издательства

Выходные сведения

Выходные сведения, это размещенные на приметных местах издания (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его обработку в книжном магазине и библиотеке, а также читательский поиск.

Состав выходных сведений определен ГОСТом «Издания. Выходные сведения». Согласно стандарту выходные сведения делятся на основные (их издатель обязан помещать в каждом издании) и дополнительные (те, которые размещаются по желанию издателя и которые расширяют круг сведений об издании, делает его более полным).

К основным сведениям относятся:

§ сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания;

§ заглавие;

§ надзаголовочные данные (название организации, учреждения, предприятия, от имени которых выпускается издание; данные о серии, в которую издание входит, если это издание серийное; данные о подсерии, если издание входит в подсерию);

§ подзаголовочные данные (сведения, поясняющие заглавие; сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, литературном жанре, виде издания; сведения о повторности издания (переиздании), переработке, утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания; сведения о языке текста, с которого переведено произведение и имя переводчика; имена составителя, ответственного (научного) редактора, художника-иллюстратора и художника-оформителя; сведения о редколлегии; сведения о количестве томов, на которое рассчитано многотомное издание; порядковый номер тома, части, книги; сведения об основном издании в отдельно изданном приложении);

§ выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания);

§ выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи; дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати, объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия);

§ классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК);

§ международный стандартный номер книги (ISBN);

§ штрих-код (графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров, в том числе книг);

§ знак охраны авторского права.

К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

· реферат (в отличие от аннотации, дающей представление о тематическом содержании книги, реферат кратко излагает содержание, т.е. говорит о том, что именно излагается в книге);

· макет аннотированной каталожной карточки (печатаемый в издании по установленной стандартной форме образец такой карточки с библиографической записью издания на его языке);

· библиографическая полоска (строка с основными библиографическими сведениями о номере, томе, выпуске периодического (кроме газет) или продолжающегося непериодического издания).

Как мы уже говорили, дополнительные сведения приводятся издательством по своему усмотрению.

ГОСТ устанавливает также следующие общие требования к выходным сведениям:

§ располагать элементы выходных сведений на тех местах в книге, которые установлены стандартом;

§ приводить дублируемые в разных местах книги элементы в единой форме без расхождений;

§ не допускать расхождений в содержании и форме выходных сведений, общих для томов, выпусков, частей книги в каждом из них;

§ указывать выходные сведения на языке издания, а на книгах, выпускаемых не на русском языке, еще и в переводе и транслитерации на русский язык.

Важно, чтобы издатели понимали необходимость соблюдения ГОСТа «Издания. Выходные сведения», поскольку пренебрежение его требованиями не только усложняет ведение государственной статистики печати, но, главное, существенно затрудняет само обращение книги на книжном рынке.

Права издательства

В рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и его права.

В пункте 16 «Временного положения об издательской деятельности» записано, что издательство вправе:

§ самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы;

§ издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

§ заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд;

§ осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в Российской Федерации и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве.

Также существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов.

Издательская себестоимость

Прибыль и себестоимость

Прибыль

Экономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями.

Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.

Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль. В дальнейшем мы будем иметь в виду, как правило, полную и чистую прибыль.

Полная (валовая, балансовая) прибыль - часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.

В свою очередь, добавленная стоимость - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.

Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей.

Себестоимость

В самом общем виде себестоимость - это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию.

Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.

Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.

Маржинальный доход

Можно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», который означает разность между выручкой и переменными расходами.

Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы:

Показатель Вариант издания
I II III
Тираж, тыс. экз.      
Постоянные расходы, руб. 20 000 20 000 20 000
Переменные расходы на 1 экз./руб.      
Переменные расходы всего, руб. 50 000 100 000 200 000
Цена 1 экз., руб.      
Маржинальный доход на 1 экз./руб.      
Маржинальный доход всего, руб. 25 000 50 000 100 000
Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб. + 5 000 + 30 000 + 80 000

Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.028 с.)