ТОП 10:

Вопрос 2. Определение понятия «таинство». Таинства и обряды. Видимая и невидимая сторона таинств. Совершители таинств. Действительность и действенность таинств.




Таинство – священнодействие, при котором тайным образом на человека действует благодать или спасительная сила Божия (ГР. Мистерион –таинство). В настоящее время в Православной Церкви принято выделять семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание,Евхаристия, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование). В Церкви, помимо термина «таинство», используется еще одно важное для нас с вами понятие – «обряд». Слово «обряд» в Православной Церкви обыкновенно используют в двух смыслах. Первое понимание термина «обряд»: обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы; обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д. Второе понимание обряда: обряд – это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Таинство необходимо для спасения. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни в Церкви и, быть может, дарует здоровье; в Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена – он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, мистически делается единой плотью со своей женой в Таинстве Брака. Именно благодаря нашему участию в Таинствах и происходит то, к чему мы призываемся Церковью: освящение, обожение.В любом таинстве есть два аспекта: видимый – Слова, священнодействия и невидимый – благодать.По сути, лишь Христос является единственным Священником, единственным Пастырем и единственным Учителем Церкви в подлинном смысле этих слов; Он – Глава Церкви. Священники Православной Церкви отнюдь не действуют вместо Христа, не замещают Его собой. Они совершают свое служение не подменяя собой Христа, не от имени Христа, но действуют от лица всей Церкви – священного собрания молящихся. Господь сказал, что Он пребывает с нами до скончания века (Мф. 28, 20). священник, конечно же, не просто является «передаточным звеном» в воздействии на верующих Божественной благодати. Он – сослужитель Христов, осуществляющий вместе с Ним молитвенную синергию. В Церкви существует принцип иерархии: это начало и залог существующих в Православии порядка и каноничности. Церковная иерархия имеет три степени — епископскую, священническую и диаконскую. Сама же Церковь существует благодаря непрерывному апостольскому преемству как дарованию нам благодати, которая, будучи изначально преподана Христом и Духом Святым апостолам, издревле непрерывно передается от них и до нашего времени – через рукоположение. Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество - и душу, и плоть - приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов (Обряд - внешнее выражение внутреннего содержания богослужения, священнодействие, совершаемое по определенному чину, т.е. порядку, возглавляемое священнослужителем и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Обряды также являются внешними знаками совершения Церковных Таинств. Церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати.). Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: "Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше" - и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, "вещество" таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона - духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Собственно "тайной" и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Совершитель таинства – Бог, но от рук священнослужителей, предстоящих от лица всего народа Божьего.

Вопрос 3. Смысл и значение Таинства Крещения. Установление Таинства Христом. Апостол Павел о Крещении

 

Таинство Крещения — первое и наиболее важное церковное Таинство. Только после него человек имеет возможность участия в остальных церковных Таинствах.

 

Крещение ( от греч. baptizma — погружение в воду )

Таинство Крещения состоит в погружении крещаемого человека в воду, или

в обливании его, при этом священник произносит установленные молитвы.

 

Крещению предшествует оглашение - глубокое и всестороннее объяснение

смысла и основ веры. Существует чин оглашения, который проводится до

Таинства Крещения.

При Крещении присутствуют восприемники (Крестные родители), которые

также принимают участие в Таинстве.

Восприемник (в переводе с греч.- поручитель за должника) человек

принимающий на себя обязанность наставления и обучения крестника в

духовной жизни. Необходим только один восприемник — мужчина для

крещаемого лица мужского пола и женщина для лица женского пола.

При совершении Таинства восприемник держит на руках крещаемого. После

погружения в купель крещаемого, восприемник принимает его, вытирает тело

крещаемого чистым полотенцем или пеленкой. Кроме этого восприемник должен

произнести в соответствующий момент чинопоследования Символ веры и дать

ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со

Христом.

При Крещении совершается постриг — символ передачи крещенного Божией

Воли. Также при совершении Таинства на грудь крещаемого возлагается крест

- символ желания помнить о Кресте (символ Спасения) и нести его всю жизнь .

По завершении таинства крещенного облачают в одежду белого цвета

(крестильную рубашку) Отцы Церкви её называют «блистающей ризой, ризою

царской, одеждой нетления». Эта одежда является знаком восстановления его

истинной природы, утраченной всем человечеством после грехопадения.

После Таинства Крещения (обычно) совершается Таинство Миропомазания,

но может совершаться и отдельно.

 

Цель Таинства

Смысл Крещения заключается в смерти для жизни плотской, греховной и

возрождение от Святого Духа в жизнь духовную. Через Таинство Крещения

человек смывает с себя прежние грехи и умирает для грехов. Твердая вера и

покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения — есть необходимое

условие принятие этого Таинства. Крещением человек вводится в Церковь,

становится христианином.

 

Значение Таинства

«Креститься - значит пройти Крестный путь Господа к Голгофе.»

«Крещение есть приобщение к вечной жизни» - Митрополит Илларион.

«Таинство Крещения есть такое священнодействие, через которое

Божия изливается на существо человека, невидимо освещает его при внешней

и видимой форме».

Образ Таинства

Крещение — это Возрождение, второе рождение, Благодатный дар.

«Крещение - есть Крест» .

«Погружение в воду изображает смерть и воскресение, при этом Спасение

изображается не образно, а реально». - Святитель Кирилл иерусалимский.

 

Установление Крещения Христом

После завоевания Римом Иудеи (63 год до н.э.) происходит установление

водного омовения. Это омовение символизировало физическое и нравственное

очищение человека. Именно это омовение Иоанн Предтеча совершал (крещение)

в реке Иордан. Иисус Христос принял это Крещение в водах Иордана от Иоанна

Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, для того чтобы « исполнить всякую

правду » (Мф. 3; 15). Своим Крещением Иисус Христос освятил его ( Крещение).

Установление Крещения как таинства происходит перед вознесением Господа нашего Иисуса Христа, в тот момент, когда Он говорит Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века.»

(Мф. 28; 19, 20)

 

Апостол Павел о Крещении

«Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Отнюдь нет. Мы, которые умерли греху, как будем еще жить в нем? Или вы не знаете, что все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены? Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мёртвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:1-11).

Вопрос 4. Совершение Крещения в апостольскую эпоху (по книге Деяний и Дидахи) Обязательные условия, при которых совершалось Крещение .

 

О практике Крещения говорят несколько мест в книге Деяний Апостолов.

 

Деян. 2, 38: «А Петр им сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа.»

 

Деян. 8, 14 - 16: « Услышав же, что Самария приняла слово Божие, находившиеся в Иерусалиме апостолы послали к ним Петра и Иоанна, которые пришли и помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на кого из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.»

Деян. 8, 36 - 38: «Двигались они по дороге и пришли к какой-то воде. И говорит евнух: вот вода; что препятствует мне креститься? И сказал ему Филипп: если веруешь от всего сердца, можно. Он же сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, как Филипп, так и евнух, и он крестил его»

Деян. 10, 44 — 48: «Петр еще произносил эти слова, как сошел Дух Святой на всех слышащих слово. И изумились верующие из обрезанных, которые пришли с Петром, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо они слышали их, говорящих языками и величающих Бога. Тогда ответил Петр: может ли кто отказать в воде крещения тем, кто приняли Духа Святого, как и мы? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Тогда они попросили его остаться на несколько дней.»

 

Деян. 19, 1 - 5: «И было, что в то время, как Аполлос был в Коринфе, Павел, пройдя горные области, пришел в Ефес и нашел неких учеников. И он сказал им: приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали? А они ему: мы даже и не слышали, есть ли Дух Святой, А он сказал: во что же вы были крещены? Они сказали: в крещение Иоанново. И сказал Павел: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса. И услышали они, и были крещены во имя Господа Иисуса.»

 

Деян. 22, 12 - 16: «А некий Анания, муж благочестивый по Закону, имеющий доброе свидетельство от всех местных Иудеев, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: «Саул, брат, прозри!» И я в тот же час прозрел и устремил взор на него. А он сказал: «Бог отцов наших предназначил тебя познать волю Его и увидеть Праведного и услышать голос из уст Его, потому что ты будешь свидетелем Ему пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. И теперь, что ты медлишь? Восстав, крестись и смой грехи твои, призвав имя Его»

 

Из этих отрывков можно сделать вывод, что Таинство крещения, по заповеди Спасителя (Матф. 28:19), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься (Деян. 1:41; 8:37-38), без продолжительного приготовления.»

 

В Дидахи мы читаем: «Что же касается крещения (ритуального омовения путем полного погружения в воду), то крестите так: предварительно провозгласив и преподав все вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в проточной воде. Если нет проточной воды, крести в другой воде. Если не можешь крестить в холодной воде, то крести в теплой. А если нет никакой возможности, тогда трижды (иной перевод «обильно») вылей на голову воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед крещением же должны поститься и крестящий и крещаемый, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два.»

Таким образом, обязательным условиями, при которых совершалось Крещение были покаяние и вера в Иисуса Христа, Сына Божия.

 

P.S. О тринитарной формуле.
Была ли крещальная формула "во имя Отца и Сына и Святого Духа" изначальной и повсеместной?

Тринитарная формула «во имя Отца и Сына и Святого Духа» встречается в известных древних евангельских рукописях в стихе Матфея 28:19, которые могли дойти до нас с IV в. по Р.Х или более поздних времён. А как дело могло обстоять в до-Никейскую эпоху?

Интересно, что Евсевий Кесарийский читал это место по-другому:
«После же Вознесения Спасителя нашего иудеи, осмелившиеся восстать на Него, стали всячески усердствовать в злоумышлениях против Его апостолов: сначала побили камнями Стефана, потом обезглавили Иакова, сына Зеведеева, брата Иоаннова, и, наконец, как мы уже рассказывали, умертвили Иакова, который первым по Вознесении Спасителя нашего был избран на епископское седалище в Иерусалиме. Так как тысячами способов покушались они на жизнь и остальных апостолов, то апостолы, изгоняемые из Иудейской земли, отправились с помощью Христовой на проповедь всем народам, ибо Он сказал им: "Идите, научите все народы во имя Мое"» (Евсевий Кесарийский, Церк. Ист., книга 3, гл. 5).

Но эти слова в редакции, цитируемой Евсевием, полностью соответствуют тому, что мы читаем о крещении в Деяниях апостольских:
«…были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8, 16);
«и велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10, 48);
«...они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19, 5);
«Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22, 16).
В другом произведении Евсевия, «Похвальном слове Константину по случаю 30-летия его царствования», гл. 16, читаем:
«…какой царь или властелин, философ или законодатель, пророк эллинский или варварский достигал когда-нибудь такого могущества, не говорю уже по смерти, даже при жизни, во цвете своей силы, что славой своего имени наполнил язык и слух всех живущих на земле людей? Этого не сделал никто, это, после победы своей над смертью, совершил один Спаситель наш, сказав нечто своим ученикам и свое слово оправдав делом. Шедше, научите вся языки во имя Моё (Матф. 28, 19) - говорил Он им и, предрек, что Его Евангелие должно быть проповедано в целой Ойкумене во свидетельство всем языкам, к своему слову присоединил и дело; ибо вскоре, спустя немного, Его учением наполнилась вся Ойкумена».
http://miriobiblion.org/logos.htm

Возможно, что это чтение наиболее древнее, до нас в сохранившихся рукописях не дошедшее. Вполне вероятно, что с тринитарной формулировкой "Великого поручения" могло произойти примерно то же самое, что и со стихом 1 Ин. 5, 7: слова "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" отсутствуют во всех древних рукописях, дошедших до нас. С другой стороны, в "Постановлениях Апостольских" или в Дидахи есть тринитарная формула крещения - "во имя Отца и Сына и Святого Духа", как есть она и у свят. Кирилла Иерусалимского в "Поучениях огласительных" (поучение 16-е).

О чем это говорит?
По крайней мере о том, что в древней Церкви были разные подходы ко многим вещам. Разные практики, разные акценты с разночтениями Писания по отдельным рукописям. Даже разные вероучения в определённой степени! Что вполне соответствует современной картине разномыслий среди христиан в рамках разногласий между православными, католиками и протестантами. Потом уже, в эпоху вселенских Соборов, пытались свести всё к унификации, и в учении, и в практиках. Но даже при существующей уже узаконенной унификации всё равно можно обнаружить, что сколько голов, столько и вер.
В случае крещения очевидно, что не формулировка сама по себе играет роль, а суть, заключающаяся в желании и готовности родиться заново.

"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 3-4).

Cвящ. Филипп Парфенов

 


Вопрос 5. Институт оглашения и предкрещальная подготовка в ранней Церкви и Византии.


Оглашение (или на греческий манер «катехизация») – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово. Оглашенные еще не обладают той благодатью, которая дарована всем членам Церкви – христианам; и все же Церковь за них уже молится.

·Как осуществлялось в древней Церкви оглашение?

Катехизация могла продолжаться несколько лет. Подготовка к принятию человеком Крещения последовательно осуществлялась сначала мирянами, потом пресвитером и, наконец, на последнем этапе, епископом. Оглашенные готовились прочесть Символ веры, изучали Евангелие. Вступлению в Церковь предшествовало не только обучение основам веры, но и проверка человека в твердости его христианского исповедания.Первое упоминание о катехизации мы находим у святого Иустина Философа (II в.). Термин «катехуменат» встречаетс у церковного писателя III в. Тертуллиана. По свидетельству священномученика Ипполита Римского (III в.), у катехизируемых были поручители, с ними беседовали епископ и особые учителя. С III века оглашение продолжалось в течении 2-3 лет. Этот срок мог сокращаться из-за степени готовности человека к принятию Таинства. У крещаемого человека должен был быть один восприемник: для мужчины – мужчина, для женщины – женщина. (22 правило I Вселенского собора). *обычай иметь двух крестных появился на Руси с XIV в. Человека готовящегося к крещению приводили к епископу. Епископ выслушивал заверения этого человека в серьезности его намерений быть настоящим и верным членом Церкви Христовой. После епископ вносил его имя в список оглашенных, затем он трижды осенял оглашаемого крестным знамением и возлагал на его голову руку; время совершения – Великий пост («зачисление», т. е. Христос принимает этого человека в Свое достояние и вносит его имя в Книгу Жизни). В конечном итоге оглашенные переходили в разряд просвещаемых: тех, кто вот-вот примет Крещение. По окончании установленного срока оглашенные подвергались духовному экзамену, т.е. выяснялись не только их знания, но также рассматривалась их жизнь – готов ли человек. Византия. (Типикон Великой Церкви – памятник IX-X вв.; описано, как должно совершаться крещение в Софийском соборе).Оглашение как правило совершалось над детьми, т.к. Византия Христианская империя и все крещены с детства, из взрослых это могли быть пленные. Оглашение было во время Великого поста. Для оглашенных читали отрывки из Книги Бытия, Иссая, притчи. На страстной седмице - Исход, Иезекииль, Иов (законоположительная, пророческая, поучительная). Проводились беседы с оглашенными. На воскресной службе 2-ой недели великого поста объявлялись имена тех, кто примет крещение в этом году. Через неделю (3-я нед. Вл. поста) происходило призвание родителей и крестных привести крещаемого в храм. Они приводили, и над крещаемыми читалась молитва «во еже сотворите оглашенного…», после этой молитвы человек становился оглашенным. С этого дня и до Великой Пятницы читались экзорцизмы (– это ). Во время литургии Преждеосвященных даров священник со свечей произносил: «Свет Христов просвещает всех…». Выносился Крест Господень (или его частица) для поклонения оглашенных. В Великую Пятницу происходило отречение от сатаны и служения ему.

1) Быт.?Исх.;

Ис.?Ияз.;

Пр.?Иов

2) Ектенья о просвященных (кратко – оглашение в Византии)

3) «Свет Христов…»

4) Крестопоклонная неделя

Вопрос 6. Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.

Миропомазание — это с одной стороны дар Духа Святаго, вселение Духа Святого лично в человека, а с другой — духовные благодатные дары, подающиеся нам как некая духовная пища. Миропомазание дает дар понимания Истины Христовой. Сам вселяющийся в нас Дух Святой учит нас понимать Писание, понимать церковное учение, понимать то, что происходит в Таинствах; Сам Дух научает нас всему, потому что Дух Святой живет в нас и дает нам новый разум, новый душевный мир, новую молитву, новый образ постижения путей Спасения.

В Таинстве Миропомазания с нами происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. По внешней, видимой форме два эти события заметно отличаются: некогда, почти две тысячи лет назад, сошествие Святого Духа совершилось в образе схождения огненных языков; ныне же оно осуществляется через крестообразное помазание святым миром. И вместе с тем следует помнить: сегодня точно так же, в той же мере, в той же полноте, как и тогда в Иерусалиме, Святой Дух сходит на нас при совершении Миропомазания, освящая христианина, делая его вместилищем Своего благодатного огненного присутствия. Таинство Миропомазания – это наша личная Пятидесятница.

Получаемый в Миропомазании Дар Святого Духа – это то, что не может принадлежать нашей тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения. Миропомазание дает дар понимания Истины Христовой.

Значение миропомазания

Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: "Печать Дара Духа Святаго". Печать - это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь.

Ветхозаветные прообразы таинства миропомазания

В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания.

Миропомазание в новом завете

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием».

Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия». Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только предстоятель автокефальной Церкви (патриарх, архиепископ митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него.. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного приятно пахнущим миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого».

Миропомазание совершается над лицами, переходящими в православие из тех христианских конфессий, в которых признается действительным только Таинство Крещения, например, над немецкими лютеранами, кальвинистами и баптистами таинство миропомазания совершается обязательно (так как в этих деноминациях такого Таинства не существует).


Вопрос 7. Основные элементы чинопоследования таинств Крещения и Миропомазания по современному Требнику (без предкрещальных чинов).


Крещение

 

1. Приготовление крещения, облачение священника в белые одежды

2. Литургийный возглас «Благословенно Царство»

3. Мирная ектения с прошениями о крещаемом

4. Тайная молитва священника о себе .

5. Освящение воды, затем елея

6. Помазание воды елеем, человека «елеем радости»

7. Крещение троекратным погружением и чтением тринитарной формулы

8. Псалом 31 ( трижды)

9. Облачение в белые одежды ( ризу правды) с пением "Ризу мне даруй светлую, одевающийся светом как одеждою...."

Миропомазание

1. Молитва благодарение за крещение; прошение о последующих таинствах

2. Помазание миром

3. Завершение

4. Шествие вокруг купели с пением «Сколько вас во Христа ни крестилось, во Христа вы все облеклись. Аллилуиа.»

5. Апостол зач. 91 ( Рим. 6: 3-11

6. Евангелие Мф зач. 116

7. Сугубая ектения, отпуст

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.016 с.)