Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32. Понятия «хиротония» и «хиротесия». Чинопоследования хиротоний во Диакона, пресвитера, Епископа

Поиск

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч.— рука,— избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.

Посвящение в степени церковнослужителя (чтеца, певца, иподиакона, а также возведение в священные чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч.— рука и— класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям. Основными литургическими элементами которого являются — благословение, руковозложение, молитва и наречение. В отличии от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей — хиротесия — не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносится таинственные слова призывания благодати.

Хиротония в диакона совершается на литургии, в алтаре, с момента возгласа «И да будут милости…» и перед ектеньёй «Вся святые помянувше…». Такой момент назначен, потому что диаконы призваны лишь служить при совершении таинства евхаристии, но им не дано права совершать его. В виду этого, они и рукополагаются по окончании канона литургии, т. е. после пресуществления св. даров. На том же основании разрешается рукополагать диаконов на литургии преждеосвящённых даров. В этом случае рукоположение совершается после перенесения даров на престол и раньше ектении: «исполним вечернюю молитву нашу Господеви…».

Хиротония в пресвитера совершается в алтаре во время литургии. Время совершения — момент литургии после великого входа, по окончании Херувимской песни. Рукоположение совершается в это время для того, чтобы новопреставленный мог участвовать в приношении бескровной жертвы.

Церковные правила не определяют время совершения епископской хиротонии, к каким либо определённым дням, но т. к. в апостольских постановлениях даётся указание, чтобы хиротония во еп. Совершалась в «день Господень» т. е. в воскресенье, поэтому этот день имеет преимущество перед др. днями для постановления в еп. Но т. к. эти требования не обязательны к исполнению, то хиротония в еп. Может совершаться в любой день. Хиротония всегда должна совершаться в храме, в алтаре. Согласно 5 правилу Лаодикийского собора хиротонию совершают только на литургии. Моментом совершения хиротонии является малый вход, по окончании которого, перед чтением апостола совершается хиротония. В это время совершается хиротония, потому что епископ может не только освящать дары, но и совершать хиротонию над священниками и диаконами. Согласно 1-му апостольскому правилу хиротонию должен совершать собор еп. Состоящий как минимум из 2-х еп. Такой порядок, потому что все епископы равны между собой по своим иерархическим полномочиям, а потому ни один еп. Сам по себе не имеет права поставлять др. еп. это право принадлежит только собору их, ибо по слову ап. Павла «меньший благословляется большим» (Евр. 7,7).

………………………

Посвящение в степени церковнослужителя (чтеца, певца, иподиакона) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией. В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей — хиротесия — не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносится таинственные слова призывания благодати.

Диаконская хиротония

Поскольку диакон не совершает Таинства Евхаристии, а лишь служит при нем, хиротония над ним бывает после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». На Литургии Преждеосвященных Даров хиротония во диакона совершается после великого входа перед ектенией «Исполним молитву нашу Господеви». Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его.

Диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя.

Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласия архиерея на рукоположение.

В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один – за правую, другой – за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго – палицу и руку архиерея, после третьего творит три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия.

При первом обхождении в алтаре хор поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...», призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.

Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие...» возвещает, что по их примеру проповедью рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.

Третья песнь: «Исаие, ликуй, Дева имé во чреве и роди΄ Сына Еммануила...» показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.

После того архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному», и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними возлагает главу. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, – Самому Спасителю и Господу».

В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что тот готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его главу, по возглашении протодиаконом (или диаконом): «Вонмем», произносит вслух громко т.н. «тайносовершительную формулу»: «Божественная благодать, всегда немощнáя врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествýет (имярек), благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Протодиакон произносит ектению об архиерее и о «ныне проручествýемом диаконе», в это время клирики в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), а хор медленно то же по-гречески – «Ки΄рие, элéисон» (трижды), пока архиерей читает молитвы.

По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и «разрешают препоясание его», то есть снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко возглашая: «áксиос», и хор вторит ему. Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает: «Аксиос», и клир, оба клироса по очереди повторяют этот возглáс. Этим возглашением изъявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, соделался достойным совершать священнослужение. Далее при пении «Аксиос» ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, «стрещи΄ святая», то есть охранять Святые Дары, возводя над ними рипиду; это продолжается до возглашения: «Святая святым», после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо на нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению: «Прóсти! прии΄мше», свидетельствуя народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитве.

 

Пресвитерская хиротония

 

Хиротония во пресвитера совершается только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, но не бывает на Литургии Преждеосвященных Даров.

Чинопоследование начинается после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол по окончании Херувимской песни с тем, чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров.

Архиерей, подойдя к жертвеннику, полагает воздýх (покров) на плечо (или на голову) посвящаемого. На великом входе, заканчивая диаконское служение, он несет его (или дискос с Божественным Агнцем). Затем рукополагаемый поставляется посреди церкви, откуда его при начале чина хиротонии ведут к царским вратам протодиакон и диакон. Далее все совершается точно так же, как в чине диаконской хиротонии, с той лишь разницей, что вокруг престола его обводит один из пресвитеров; рукополагаемый преклоняет перед престолом оба колена в знак того, что он приемлет служение большее и дар высший, нежели диакон. Во время кругового обхождения поются те же три песнопения.

Это троекратное обведение хиротонисуемого вокруг святого престола с целованием его углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, вечный союз иерея с Воплощенным Словом. Кроме того, этим знаменýется предстоящее пресвитерское служение великой Тайне Христовой, совершающейся на святой трапéзе. Весь круг деятельности священника должен иметь своим средоточием святое Таинство Вечного Первосвященника, вошедшего «не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за вас пред лицо Божие... однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих...» (Евр. 9:24,28).

Перед произнесением архиереем тайносовершительной молитвы «Божественная благодать...» возглашает «Вонмем» обводивший иерей, а не диакон. В самой молитве слова «благоговейнейшаго иподиакона во диакона» заменяются на «благоговейнейшаго диакона во пресвитера». При чтении архиереем молитвы над рукополагаемым протодиакон возглашает: «Господу помолимся», но ектению: «Миром Господу помолимся» произносит не протодиакон, а иерей. В ней он просит: «О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся. О рабе Божием (имярек), ныне проручествýемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».

По прочтении молитв архиерей подает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, которую надевают по снятии ораря, затем – пояс, фелóнь и книгу Служебник как руководство для священнодействия. Принимая даваемое архиереем, рукополагаемый целует поочередно то, что получает, и руку дающего. После всего он целует омофор архиерея и его руку. При подавании одежд и облачении в них возглашается и поется: «Аксиос».

После того новопоставленный иерей «отходит и целует архимандриты и сослужители вся в рáмена», выражая этим приветствие и почтение при вступлении в чин иерейский и союз любви апостольской. Затем он становится в ряд с пресвитерами.

При целовании дискоса и потира на словах: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя» после архимандритов прежде других подходит хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство среди иереев. За ним прочие иереи целуют святые сосуды, а потом плечо и правую руку архиерея.

После преложения Даров архиерей, взяв святое Тело и отломив верхнюю часть, даёт её новопоставленному со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нём же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». То есть говорит о том, что — вот, тебе даётся Тело Христово (и Церковь также есть тело Христово), и ты должен будешь отвечать на Страшном суде за то, как ты служил Церкви Христовой, как ты служил этому Телу Христову. При этом соблюдается следующий порядок: архиерей полагает на особый дискос антиминсную губу и на нее часть святого Агнца «Иисус» и даёт дискос новопосвящённому. Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит позади престола и читает 50-й псалом. Перед возгласом «Святая святым» он возвращает святой хлеб архиерею. Этот залог служения является удивительно глубоким и важным символом этого чина. Здесь говорится об ответственности за Церковь перед Богом, говорится о том, какое страшное служение возлагается на новопоставленного священника. Рукоположенный первым из священников приступает к причащению, ибо на нем совершилось обновление благодати Божественного Духа. После он читает заамвонную молитву, являя людям свое вступление в чин священства.

 

Епископская хиротония

 

Хиротонию в епископа предваряет чин наречения кандидата во епископы который включает в себя тропарь и кондак пятидесятницы, а также испытание веры новоизбранного:

Новоизбранный ставятся на орлец который расстилают перед помостом. Первенствующий архиерей спрашивает его: «Како веруеши?» Новоизбранный читает Символ веры. На вопрошение: «Яви нам ещё пространнее, како исповедуеши о свойствах Триех ипостасей непостижимого Божества?» — избранник читает изложение догмата веры о Ипостасях Триединого Бога. Этот догмат — основание нашего спасения. Затем новопоставленный даёт обет соблюдать каноны святых апостолов, семи Вселенских и Поместных Соборов, правила святых отцов, хранить уставы и чины Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Синоду и Предстоятелю, поступать в согласии с другими архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему паствой. Далее он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: ни совершать богослужений, ни рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий, без согласия на то местного епископа и Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить предания и чины Православной Церкви.

В заключении он обещает исполнять и гражданские законы. Затем он передаёт текст этого обещания, подписанный его рукой, архиерею, возглавляющему хиротонию, и тот, благословляя его, произносит: «Благодать Святого Духа чрез мою мерность производит тя, боголюбезнейшего архимандрита (имя рек), избранного епископа богоспасаемых градов (таких-то)». Затем поётся многолетие Патриарху, иерархам, новопоставленному. После чего новопоставленного отводят в алтарь для рукоположения.
Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во диакона и священника, то рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапéзу». Здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапéзы, а главу возлагает между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его полагается раскрытое Евангелие письменами вниз. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву. В алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды). Потом первенствующий архиерей при держании остальными Евангелия на главе посвящаемого благословляет его главу трижды. Затем архиереи полагают правую руку на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает над ним две молитвы. Остальные повторяют: «Господи, помилуй» на ектению, тихо читаемую одним из архиереев.

Наконец, первенствующий заключает Таинство молитвой, в которой просит Господа сотворить сего новаго строителя Таин достойным Своим подражателем.

Сняв с главы посвящаемого святое Евангелие, снимают с него Крест и фелонь, и иподиаконы подносят: саккос, омофор, Крест, панаги΄ю и митру. Принимая каждое из этих священных одеяний, он целует его и просит благословения каждого из архиереев, лобызая его руку, и затем облачается, при этом каждый раз возглашается и поется «Áксиос», запечатлевая достоинство новопоставленного архиерея. По облачении и увенчании митрой новопосвященного все участвующие в рукоположении преподают ему целование мира, как равному себе.

Новохиротонисáнный архиерей мирствует по Апостолу и восседает среди архиереев. На великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос от протодиакона, а новопосвященный – потир от архимандрита или протоиерея. Благословение Святых Даров совершает первенствующий, но во время причащения первоиерарх подает пресвитерам Тело Христово, а новопоставленный – Святую Кровь в Чаше. По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются у престола, и старейший возлагает на новопосвященного мантию с источниками, изображающими источники благодати, которые должны истекать из уст его. Потом все переходят на кафедру среди храма, и там среди народа первенствующий вручает новохиротонисáнному с поучением пастырский жезл – символ правления. После чего тот благословляет народ обеими руками на все стороны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.239.254 (0.008 с.)